Экокультурная психология

873

Аннотация

Статья представляет собой обзор ранних и недавних теоретических и эмпирических работ по экокультурной психологии. Используя свой экокультурный подход, я рассматриваю: 1) происхождение сходств и различий в поведении человека в разных культурах и 2) взаимосвязь между культурой и поведением. Мой экокультурный подход постулирует, что: 1) базовые психологические процессы являются универсальными для человека как вида; 2) поведение является адаптивным к контекстам как экологическим, так и социополитическим. Эти предположения позволяют концептуализировать поведение на культурном и индивидуальном уровнях как отдельные феномены, где культура существует вне отдельных индивидов, ее носителей, но при этом остается также включенной во всех индивидов посредством двух основных процессов культурной трансмиссии: инкультурации и аккультурации. Следовательно, при таком подходе культура является одновременно как независимой, так и организмической переменной, что позволяет проводить эмпирические исследования на двух уровнях — в пределах каждого из уровней (т. е. классические этнографические исследования и исследования индивидуальных различий) — и осуществлять сравнения между ними. Однако основным преимуществом этого подхода является отсутствие необходимости использования каких-либо post hoc интерпретаций поведенческих сходств и различий между культурами, поскольку для их прогнозирования могут использоваться данные культурного уровня. Экокультурный подход сам по себе является как культурным, так и сравнительным подходом, что обеспечивает кросс-культурное понимание человеческого многообразия.

Общая информация

Ключевые слова: экокультурный подход, кросс-культурная психология, когнитивный стиль , социальная конформность, аккультурация

Рубрика издания: Теория и методология

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150401

Для цитаты: Берри Д.У. Экокультурная психология // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 4–16. DOI: 10.17759/chp.2019150401

Литература

  1. Allwood C.M., Berry J.W. Preface: Special issue on the indigenous psychologies // International Journal of Psychology. 2006. Vol. 41. P. 241—242.
  2. Barker R.G. Ecological Psychology: Concepts and Methods for Studying the Environment of Human Behavior. Stanford: Stanford University Press. 1968. 242 p.
  3. Barry H., Child I., Bacon M. Relations of child training to subsistence economy // American Anthropologist. Vol. 61. P. 51—63.
  4. Berry J.W. A cultural ecology of social behaviour / L. Berkowitz (Ed.). Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 12 (pp. 177—206). New York: Academic Press, 1979. 358 p.
  5. Berry J.W. Acculturation as varieties of adaptation / A. Padilla (Ed.). Acculturation: Theory, Models and Findings (pp. 9—25). Boulder: Westview, 1980. 165 p.
  6. Berry J.W. Acculturation: A Personal Journey across Cultures. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 66 p.
  7. Berry J.W. An ecological approach to cross-cultural psychology // Nederlands Tijdschrift voor de Psychologie en haar Grensgebieden. Vol. 30. P. 51—84.
  8. Berry J.W. An ecological approach to cultural and ethnic psychology / E. Trickett, R.J. Watts, D. Birman (Eds.). Human Diversity: Perspectives on People in Context (pp. 115—141). San Francisco: Jossey-Bass, 1994. 486 p.
  9. Berry J.W. Contexts of acculturation / D. Sam, J.W. Berry (Eds.). The Handbook of Acculturation Psychology (pp. 27— 42). Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 576 p.
  10. Berry J.W. Differentiation across cultures: Cognitive style and affective style / J. Dawson, W. Lonner (Eds.). Readings in Cross-Cultural Psychology (pp. 167—175). Hong Kong: University of Hong Kong Press, 1973. 397 p.
  11. Berry J.W. Ecological perspective on human behaviour / A. Üskül, S. Oishi (Eds.). Socio-Economic Environment and Human Psychology (pp. 3—32). Oxford: Oxford University Press, 2018. 400 p.
  12. Berry J.W. Ecology of individualism and collectivism / U. Kim, H.S. Hakhoe (Eds.). Individualism and Collectivism (pp. 77—84). London: Sage. 1994, 338 p.
  13. Berry J.W. et al. (Eds.). Handbook of Cross-Cultural Psychology (3 volumes). Boston: Allyn & Bacon, 1997.
  14. Berry J.W. Human Ecology and Cognitive Style: Comparative Studies in Cultural and Psychological Adaptation. New York: Sage, 1976. 242 p.
  15. Berry J.W. Independence and conformity in subsistence-level societies // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 7. P. 415—418.
  16. Berry J.W. Temne and Eskimo perceptual skills // International Journal of Psychology. Vol. 1. P. 207—229.
  17. Berry J.W. The descendants of a model: Comments on Jahoda (1995) // Culture & Psychology. Vol. 1. P. 373— 380.
  18. Berry J.W. Wundt’s völkerpsychologie and the comparative study of human behaviour / G. Eckardt, L. Sprung (Eds.). In Memorium: W. Wundt (pp. 92—100). Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1983. 355 p.
  19. Berry J.W., Bennett J.A. Cree conceptions of cognitive competence // International Journal of Psychology. Vol. 27. P. 73—88.
  20. Berry J.W., Dasen P. (Eds.). Culture and Cognition. London: Methuen, 1974. 487 p.
  21. Berry J.W., Dasen P.R., Witkin H.A. Developmental theories in cross-cultural perspective / L. Alder (Ed.). Cross- Cultural Research at Issue (pp 13—21). New York: Academic Press, 1983. 469 p.
  22. Berry J.W., Irvine S.H. Bricolage: Savages do it daily / R. Sternberg, R. Wagner (Eds.). Practical Intelligence: Nature and Origins of Competence in the Everyday World (pp. 271— 306). New York: Cambridge University Press, 1986. 396 p.
  23. Berry J.W., Irvine S.H., Hunt, E.B. (Eds.). Indigenous Cognition: Functioning in Cultural Context. Dordrecht: Nijhoff, 1987. 292 p.
  24. Berry J.W., Poortinga Y.H., Breugelsmans S.M., Chasiotis A., Sam D.L. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications (3 Ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 652 p.
  25. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. New York: Cambridge University Press, 1992. 459 p.
  26. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications (2 Ed.). New York: Cambridge University Press, 2002. 588 p.
  27. Berry J.W., van de Koppel J.M.H., Sénéchal C., Annis R.C., Bahuchet S., Cavalli-Sforza L.L., Witkin H.A. On the Edge of the Forest: Cultural Adaptation and Cognitive Development in Central Africa. Lisse: Swets and Zeitlinger, 1986. 300 p.
  28. Bond R., Smith P. Culture and conformity: A meta-analysis // Psychological Bulletin. Vol. 119. P. 111—137.
  29. Boyd R., Richerson P.J. The Origin and Evolution of Cultures. New York: Oxford University Press, 2005. 464 p.
  30. Boyd R., Richerson P.J. Why is culture adaptive? // Quarterly Review of Biology. Vol. 58. P. 209—214.
  31. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge: Harvard University Press,1979. 330 p.
  32. Brunswik E. Scope and aspects of the cognitive problem / H. Gruber, K.R. Hammond, R. Jessor (Eds.). Contemporary Approaches to Cognition (pp. 5—31). Cambridge: Harvard University Press, 1957. 362 p.
  33. Chun K., Balls-Organista P., Marin G. (Eds.). Acculturation: Advances in Theory, Measurement, and Applied Research. Washington: APA Books, 2003. 260 p.
  34. Cole M. Cultural Psychology: A Once and Future Discipline. Cambridge: Belknap, 1996. 400 p.
  35. Dasen P.R. Concrete operational development in three cultures // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 6. P. 156—172.
  36. Dasen P.R., Berry J.W., Witkin H.A. The use of developmental theories cross-culturally / L. Eckensberger, W. Lonner, Y. Poortinga (Eds.). Cross-Cultural Contributions to Psychology (pp. 69—82). Lisse: Swets & Zeitlinger, 1979. 441 p.
  37. Dasen P.R., Mishra R.C. Development of Geocentric Spatial Language and Cognition: An Ecocultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 388 p.
  38. Ember C., Ember M. Upper Saddle River: Prentice Hall, 1999. 451 p.
  39. Feldman D.A. The history of the relationship between environment and culture in ethnological thought // Journal of the History of the Behavioural Sciences. Vol. 110. P. 67—81.
  40. Forde D. Habitat, Economy and Society. New York: Dutton, 1934. 520 p.
  41. Georgas J., Berry J.W. An ecocultural taxonomy for cross-cultural psychology // Cross-Cultural Research. Vol. 29. P. 121—157.
  42. Georgas J., Berry J.W., van de Vijver F., Kağitçibaşi Ç., Poortinga Y.H. (Eds.). Families across Cultures: A 30-Nation Psychological Study. New York: Cambridge University Press, 2006. 483 p.
  43. Georgas D. van de Vijver F., Berry J.W. The ecocultural framework, ecosocial indeces and psychological variables in cross-cultural research // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 35. P. 74—96.
  44. Hsu F.L.K. Psychological Anthropology. Oxford: Schenkman. 1972. 623 p.
  45. Irvine S.H., Berry J.W. The abilities of mankind / S.H. Irvine, J.W. Berry (Eds.). Human Abilities in Cultural Context (pp. 3—59). New York: Cambridge University Press, 1988. 610 p.
  46. Jahoda G. The ancestry of a model // Culture & Psychology. 1995. Vol. 1. P. 11—24.
  47. Kağitçibaşi Ç. Family and Human Development across Cultures: A View from the Other Side. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 1996. 256 p.
  48. Kardiner A., Linton R. The Individual and His Society. New York: Colombia University Press, 1939. 503 p.
  49. Keller H., Poortinga Y.H., Schlomerlich A. (Eds.) Between Culture and Biology: Perspectives on Ontogenetic Development. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 419 p.
  50. Kroeber A. Cultural and Natural Areas of Native North America. Berkeley: University of California Press, 1939. 242 p.
  51. Lomax A., Berkowitz W. The evolutionary taxonomy of culture // Science. Vol. 177. P. 228—239.
  52. Luria A.R. Cognitive Development: Its Cultural and Social Foundations. Cambridge: Harvard University Press, 1976. 175 p.
  53. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion and motivation // Psychological Review. Vol. 98. P. 244—253.
  54. Mishra R.C., Berry J.W. Cultural adaptations and cognitive style in Adivasi children in Chotanagpur / N. Srinivasan, A. Gupta, J. Pandey. (Eds.). Advances in Cognitive Science (pp. 287—299). New Delhi: Sage Publications, 2008. 480 p.
  55. Mishra R.C., Berry J.W. Ecology and Human Development: Lessons for Adivasi Education. New Delhi: Sage Publications, 2017. 236 p.
  56. Mishra R.C., Dasen P.R., Niraula S. Ecology, language, and performance on spatial cognitive tasks // International Journal of Psychology. Vol. 38. P. 366—383.
  57. Mishra R.C., Sinha D., Berry J.W. Ecology, Acculturation and Psychological Adaptation: A Study of Advasi in Bihar. Delhi: Sage Publications, 1996. 276 p.
  58. Moran E.F. (Ed.). The Ecosystem Approach in Anthropology. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1990. 476 p.
  59. Nsamenang A.B. Human Development in Cultural Context: A Third World Perspective. Newbury Park: Sage, 1992. 272 p.
  60. Pelto P. The difference between “tight” and “loose” societies // Transaction. Vol. 5. P. 37—40.
  61. Rosa A., Valsiner J. (Eds.). The Cambridge Handbook of Sociocultural Psychology (2 Ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 688 p.
  62. Sam D.L., Berry J.W. (Eds.). The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. New York: Cambridge University Press, 2006. 576 p.
  63. Sam D.L., Berry J.W. (Eds.). The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology (2 Ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 581 p.
  64. Segall M.H., Dasen P.R., Berry J.W., Poortinga Y.H. Human Behavior in Global Perspective: An Introduction to Cross-Cultural Psychology. Elmsford: Pergamon Press, 1990. 424 p.
  65. Segall M.H., Dasen P.R., Berry J.W., Poortinga Y.H. Human Behavior in Global Perspective: An Introduction to Cross-Cultural Psychology (2 Ed.). Needham Heights: Allyn & Bacon, 1999. 416 p.
  66. Super C, Harkness S. The cultural structuring of child development / J.W. Berry, P.R. Dasen, T.S. Saraswathi (Eds.). Handbook of Cross-Cultural Psychology. Vol. 2. Basic Processes and Human Development (pp. 1—39). Boston: Allyn & Bacon, 1997. 439 p.
  67. Super C, Harkness S. The developmental niche: A conceptualisation at the interface of childhood and culture // International Journal of Behavioural Development. 1986. Vol. 9. P. 545—569.
  68. Sutton M.Q., Anderson E.N. Introduction to Cultural Ecology (2 Ed.). Lanham: AltaMira Press, 2010. 399 p.
  69. Talheim T., Zhang X., Oishi S., Shimin C., Duan D., Lan X., Kitayama S. Large-scale psychological differences within China explained by rice versus wheat agriculture // Science. Vol. 344. P. 603—608.
  70. Triandis H.C., Berry J.W. (Eds.). Handbook of Cross- Cultural Psychology. Boston: Allyn & Bacon, 1980. 546 p.
  71. Townsend P.K. Environmental Anthropology: From Pigs to Policies (2 Ed.). Long Grove: Waveland Press, 2008. 119 p.
  72. Vayda A.P., Rappaport R.A. Ecology, cultural and non-cultural / J. Clifton (Ed.). Introduction to Cultural Anthropology (pp. 476—497). Boston: Houghton & Mifflin, 1968. 564 p.
  73. Vygotsky L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Cambridge: Harvard University Press, 1978. 159 p.
  74. Vygotsky L.S. Thought and Language. Cambridge: MIT Press, 1962. 307 p.
  75. Ward C., Geeraet N. Advancing acculturation theory and research: the acculturation process in its ecological context // Current Opinions in Psychology. Vol. 8. P. 98—104.
  76. Weisner T.S. Ecocultural niches of middle childhood: A cross-cultural perspective / W.A. Collins (Ed.). Development during Middle Childhood: The Years from Six to Twelve (pp. 335—368). Washington: National Academy Press, 1984. 434 p.
  77. Whiting J.W. A model for psychocultural research / H. Lieiderman, S. Tulkin, Rosenfeld (Eds.). Culture and Infancy: Variations in the Human Experience (pp. 29—48). New York: Academic Press, 1977. 615 p.
  78. Whiting B.B., Whiting J.W. Children of Six Cultures: A Psychocultural Analysis. Cambridge: Harvard University Press, 1975. 237 p.
  79. Witkin H., Berry J.W. Psychological differentiation in cross-cultural perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 6. P. 4—87.
  80. Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological Differentiation: Studies of Development. New York: Wiley, 1962. 418 p.
  81. Wundt W. Elemente der Völkerpsychologie: Grundlinien einer psychologischen Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Leipzig: Kröner, 1912. 523 p.
  82. Zimba R.F. Indigenous conceptions of childhood development and social realities in southern Africa / H. Keller, Y.P. Poortinga, A. Scholmerish (Eds.). Between Culture and Biology: Perspectives on Ontogenetic Development (pp. 89— 115). Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 419 p.

Информация об авторах

Берри Джон У., кандидат психологических наук, заслуженный профессор, Университет Куинс, профессор-исследователь, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Кингстон, Канада, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2587-2879, e-mail: elderberrys@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1998
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 873
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1