Методологические проблемы изучения детского развития в «живой» лаборатории на примере Лаборатории понятийной игры

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Цифровые технологии открывают для исследователей возможности, которых не существовало во времена, когда Выготский разрабатывал свой культурно-исторический подход к изучению детского развития. Необходимо лучше понимать, как устроена взаимосвязь методологии и метода при использовании цифровых инструментов в изучении раннего (1—5 лет) периода в развитии детей. В настоящей статье представлена концепция «живой» лаборатории, которая позволила бы исследовать динамику данного культурного возрастного периода в домашней обстановке или в детских дошкольных учреждениях в рамках формирующего эксперимента. Мы рассматриваем теоретические положения Выготского как обоснование для использования цифровых инструментов исследования в «живой» лаборатории. Ключевыми моментами для лаборатории являются: 1) охват развития в движении; 2) включение прошлого в текущий контекст исследования; 3) проектирование исследований, выходящих за рамки застывших, завершенных форм развития; 4) создание условий для изучения свернутых, интенсифицированных видов развития. Конструирование исследовательских контекстов, удовлетворяющих данным условиям и позволяющих сжатым формам развития раскрыться, представляет собой динамичный и в то же время диалектический способ изучения раннего развития. В статье мы рассматриваем цифровые инструменты (такие как видеосъемка и сбор цифровых данных), во-первых, как часть формирующего эксперимента «Мир понятийной игры» (Conceptual PlayWorld), а во-вторых, как элемент культурно- исторической концепции лонгитюдного исследования развития понятий у младенцев и детей раннего и дошкольного возраста в формате «живой» лаборатории.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, метод, методология, раннее детство, цифровой, видеосъемка, развитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160306

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Австралийского национального совета по научным исследованиям (Australian Research Council [FL180100161; DP180101030]).

Благодарности. Мы признательны Австралийскому национальному совету по научным исследованиям за финансовые средства, выделенные на организацию Лаборатории понятийной игры и исследования в сфере воображения и игры, воображения и STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics).

Опубликована

Для цитаты: Флир, М., Фрагкиадаки, Г., Рай, П. (2020). Методологические проблемы изучения детского развития в «живой» лаборатории на примере Лаборатории понятийной игры. Культурно-историческая психология, 16(3), 47–59. https://doi.org/10.17759/chp.2020160306

© Флир М., Фрагкиадаки Г., Рай П., 2020

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Информация об авторах

Мэрилин Флир, кандидат педагогических наук, лауреат, Австралийский национальный совет по научным исследованиям, руководитель Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1224-5510, e-mail: Marilyn.Fleer@monash.edu

Гликерия Фрагкиадаки, старший научный сотрудник Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7280-783X, e-mail: Glykeria.Fragkiadaki@monash.edu

Прабат Рай, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9344-2614, e-mail: Prabhat.Rai@monash.edu

Метрики

 Просмотров web

За все время: 995
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 442
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 1437
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 3