Методологические проблемы изучения детского развития в «живой» лаборатории на примере Лаборатории понятийной игры

394

Аннотация

Цифровые технологии открывают для исследователей возможности, которых не существовало во времена, когда Выготский разрабатывал свой культурно-исторический подход к изучению детского развития. Необходимо лучше понимать, как устроена взаимосвязь методологии и метода при использовании цифровых инструментов в изучении раннего (1—5 лет) периода в развитии детей. В настоящей статье представлена концепция «живой» лаборатории, которая позволила бы исследовать динамику данного культурного возрастного периода в домашней обстановке или в детских дошкольных учреждениях в рамках формирующего эксперимента. Мы рассматриваем теоретические положения Выготского как обоснование для использования цифровых инструментов исследования в «живой» лаборатории. Ключевыми моментами для лаборатории являются: 1) охват развития в движении; 2) включение прошлого в текущий контекст исследования; 3) проектирование исследований, выходящих за рамки застывших, завершенных форм развития; 4) создание условий для изучения свернутых, интенсифицированных видов развития. Конструирование исследовательских контекстов, удовлетворяющих данным условиям и позволяющих сжатым формам развития раскрыться, представляет собой динамичный и в то же время диалектический способ изучения раннего развития. В статье мы рассматриваем цифровые инструменты (такие как видеосъемка и сбор цифровых данных), во-первых, как часть формирующего эксперимента «Мир понятийной игры» (Conceptual PlayWorld), а во-вторых, как элемент культурно- исторической концепции лонгитюдного исследования развития понятий у младенцев и детей раннего и дошкольного возраста в формате «живой» лаборатории.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, метод, методология, раннее детство, цифровой, видеосъемка, развитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160306

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Австралийского национального совета по научным исследованиям (Australian Research Council [FL180100161; DP180101030]).

Благодарности. Мы признательны Австралийскому национальному совету по научным исследованиям за финансовые средства, выделенные на организацию Лаборатории понятийной игры и исследования в сфере воображения и игры, воображения и STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics).

Для цитаты: Флир М., Фрагкиадаки Г., Рай П. Методологические проблемы изучения детского развития в «живой» лаборатории на примере Лаборатории понятийной игры // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 47–59. DOI: 10.17759/chp.2020160306

Информация об авторах

Флир Мэрилин, кандидат педагогических наук, лауреат, Австралийский национальный совет по научным исследованиям, руководитель Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1224-5510, e-mail: Marilyn.Fleer@monash.edu

Фрагкиадаки Гликерия, старший научный сотрудник Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7280-783X, e-mail: Glykeria.Fragkiadaki@monash.edu

Рай Прабат, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории понятийной игры, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9344-2614, e-mail: Prabhat.Rai@monash.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 837
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 394
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1