Статья посвящена проблеме развития и обучения в контексте социальных взаимодействий. Этот вопрос рассматривается на основе анализа теоретических взглядов Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. И Ж. Пиаже, и Л.С. Выготский указывали на тесную связь развития ребенка с формами взаимодействия взрослого и детей, кооперацией самих детей, обосновывали влияние социальных взаимодействий и социализации на развитие детской мысли. Рассматриваются два различных подхода к пониманию путей развития ребенка — от индивидуального к социальному (Ж. Пиаже) и от социального к индивидуальному (Л.С. Выготский). Обсуждаются два различных механизма развития, основанные на взаимодействиях и взаимоотношениях участников социальной ситуации, — «социо-когнитивный конфликт» (Ж. Пиаже) и «эмоционально (аффективно)-смысловой конфликт» (Л.В. Выготский). Описаны две возможные модели проектирования развивающих образовательных сред, эффективные для развития детей в обучении — модель, основанная на ролевых обменах и детской кооперации («Школа Пиаже»), и модель, основанная на развивающихся формах детско-взрослых общностей и деятельностей («Школа Выготского»).
Для цитаты:Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 5–14. DOI: 10.17759/chp.2020160302
Информация об авторах
Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru