Культурно-историческая психология
2020. Том 16. № 4. С. 49–55
doi:10.17759/chp.2020160405
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Возможности визуальных методов в качественных психологических исследованиях личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: визуальные методы, мультимодальный подход, опыт, личностные изменения, культурные средства , культура
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160405
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90078.
Для цитаты: Шильманская А.Е. Возможности визуальных методов в качественных психологических исследованиях личности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 49–55. DOI: 10.17759/chp.2020160405
Полный текст
В презентации своего опыта в повседневной жизни человек использует мультимодальные формы экспрессии и коммуникации, которые обогащаются вместе с развитием новых технологий передачи и представления информации [31]. В настоящее время во всех сферах культуры особенно расширили свое влияние визуальные формы коммуникации, это изменение привело к переосмыслению стратегии использования различных визуальных данных в психологических исследованиях [35; 38].
С позиции культурно-исторической психологии знаковое опосредствование является важным механизмом развития и функционирования высших уровней психики [3]. В.В. Нуркова в своем масштабном культурно-историческом исследовании психологии фотографии говорит о том, что культура выступает не как источник унификации, а как бесконечное пространство потенциального разнообразия индивидуальных траекторий развития уникальной личности [7]. Таким образом, человек культуры изменяется в процессе освоения орудий. Культура на каждом этапе своего развития создает новые объекты, в которых опредмечиваются уже сложившиеся потребности, и эти изменения провоцируют появление новых потребностей [1; 7].
Новые средства коммуникации, например различные социальные сети, во многом являются визуальными, точнее мультимодальными, позволяя человеку комбинировать разные формы репрезентации своего опыта. Одновременно с этим происходит и более широкое проникновение визуальных методов в психологические исследования.
Изначально визуальные данные в психологии, а именно графические изображения, рисунки, фотографии, видеозаписи, выступали в роли презентации результатов или объективной фиксации данных наблюдения, но на данном этапе они выступают инструментами психологического исследования [45]. В отечественных исследованиях визуальные методы чаще всего представлены традиционными проективными методиками; другие подходы к пониманию образов, несводимые к проективной психодиагностике, частично представлены и активно развиваются в рамках социально-психологических исследований [2; 6].
Т.Д. Марцинковская говорила о том, что существует тенденция, выражающаяся в приоритете визуального ряда над вербальным, при этом ведущей образующей картины мира становится образ и исследования, посвященные перекодированию вербальной информации в образную, очень актуальны [5]. Использование визуальных данных в рамках современных качественных исследований (КИ) направлено на получение мультимодальных данных, что, во-первых, способствует лучшему представлению эмоциональной основы опыта [15; 16], во-вторых, актуализирует альтернативную повествовательную позицию, в-третьих, респонденты участвуют в разработке и формировании данных для создания персонального контекста их опыта [29].
Психология в настоящее время представлена многообразием качественных подходов (феноменологический, дискурсивный, нарративный и пр.), которые, в первую очередь, представлены методами работы с текстуальными данными. Основная задача КИ заключается в раскрытии того, как люди переживают жизненные события и какие смыслы извлекают из них [2; 40]. Во второй половине XX века в области методологии социальных и гуманитарных наук произошел отход от основанных на языке моделей интерпретации и началась разработка новых аналитических инструментов, которые позволяют исследовать особенности существования человека в условиях современной визуальной культуры и использования новых культурных средств. Переход от лингвоцентрической аналитики к визуальноцентричным моделям понимания получил название «визуального поворота» [2; 30]. В современной науке сформировалась особая область визуальных исследований (англ. visual studies) и визуальных методов, которым посвящены специализированные журналы (См.: «The Sage Handbook of Visual Research Methods», «SAGE Visual Methods») [40; 44].
В большинстве КИ используются полуструктурированные и неструктурированные интервью, естественные диалоги, обсуждения в фокус-группе, дневниковые записи или письменные самоотчеты. Однако язык не является единственным культурным средством осмысления персонального опыта и создания смыслов [2]. В общем, в большинстве КИ используется подход, который является мономо- дальным, так как опирается на данные, собранные из одного источника — это сказанные или записанные слова. Визуальные данные и визуальные методы в психологии в настоящее время имеют ранг экспериментальной проблемы, но уже появилось множество исследований, применяющих визуальные методы, например для изучения телесности [17], здоровья и болезни [15; 33; 34], памяти [7; 11; 28], идентичности и внешнего облика [18], психических расстройств [41]. Существует мнение, что небольшая популярность визуальных методов в КИ связана с тем, что визуальные данные обладают неопределенностью и множественностью смыслов, что создает трудности их интерпретации и операционализации [35]. Несмотря на опасения некоторых исследователей, интерес к визуальным данным растет, а КИ с использованием визуальных данных и их анализом в социальных науках и психологии становится все больше [45].
Существует множество способов сбора визуальных данных, а выбор метода зависит от целей и теоретической перспективы исследователя. Исследование может включать следующие категории визуальных данных:
• карты, диаграммы и матрицы [13];
• фотографии и видеоматериалы [32; 39];
• коллаж и рисунки [8; 9; 19].
Визуальные методы в современных КИ чаще всего используются в сочетании с вербальными данными (мультимодальный подход). Например, для изучения биографий были использованы интервью, письменные дневники и визуальные методы, а именно, автопортреты, видео-дневники, реляционные карты и временные линии. При этом визуальные методы использовались не только в качестве инструмента для оказания помощи в интервью, но и в качестве важного средства поиска и понимания собственного опыта [8; 9]. Некоторые исследователи предостерегают от использования визуальных методов в изоляции, потому что это удаляет изображение из контекста, в котором он был создан [16; 33].
Рассмотрим основания использования и возможности визуальных методов в КИ персонального опыта и личностных изменений.
Возможности мультимодального подхода
в исследованиях персонального опыта
Мультимодальный подход в КИ персонального опыта представляет комбинирование разных видов коммуникации (аудиальной, визуальной, текстовой) между исследователем и участником и получение соответствующих типов данных: сказанные слова, музыка, звуки, написанные слова, изображения, фотографии, карты, видео и пр. Этот подход приближен к способам презентации персонального опыта в повседневной жизни людей, использующих мультимодальные формы экспрессии и коммуникации [11; 17; 35; 41].
К визуальным методам изучения персонального опыта относится использование уже существующих изображений (например семейных фотографий), этот метод называют «извлечение» (англ. elicitation), а также использование созданных изображений в контексте исследования — метод производства (англ. production), когда участники исследования сами создают фотографии, фотодневники, картины, рисунки, карты и диаграммы [11; 17; 20; 27].
Использование визуальных средств способствует возникновению эмоционального резонанса и актуализации воспоминаний. Сообщение может быть более комплексным и многослойным в результате сочетания визуальных данных с последующей дискуссией о заявленной теме и позволяет делать акцент на рефлексии социального и материального контекста персонального опыта участников исследования [32; 34].
Другие исследователи замечают, что использование визуальных данных может дать иной эмоциональный тон интервью и участники переживают свои чувства сильнее [23]. Исследование, посвященное диагностике дисморфофобии, включало в себя полуструктурированное интервью с личными фотографиями респондентов из различных периодов жизни, начиная с самого детства и заканчивая актуальными фотографиями, а также нарисованным автопортретом. В процессе интервью оказалось, что личные фотографии стали особенно сильным способом эмоциональной провокации, так как у многих респондентов была интенсивная эмоциональная реакция на свои детские фотографии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство участников идеализировали свой детский образ, причем это касается не только внешних, но и внутренних характеристик. Вместо того, чтобы полагать, что изменение их нынешней внешности избавит их от дисморфофобии, участники указали, что возвращение к детскому опыту дает им большее понимание собственной проблемы. Эти данные указывают на то, что трудности, связанные с переживанием собственной внешности, в меньшей степени связаны с красотой как таковой, но более вероятно связаны с переживанием потери идеализированного детского образа, собственного старения. Таким образом, использование личных фотографий из различных периодов жизни и дискуссия на их основе позволили увидеть связь между идеализацией себя в детстве и восприятием себя в настоящем как человека с физическими недостатками [41].
Мультимодальный подход предоставляет исследуемым более широкие возможности соучастия и содействия в исследовательском процессе, что, в свою очередь, способствует актуализации их эмоциональных реакции. Во многих исследованиях респонденты активно воодушевляются возможностью совершать выбор или созданием рисунков, фотографий, видеоматериала с последующим их обсуждением [33; 34; 41]. Другими словами, респонденты больше вовлечены в то, что они смотрят, а также в то, как эти изображения используются в исследовательском процессе. Это дает возможность участникам исследования сфокусироваться именно на тех изображениях, которые вызывают эмоциональный отклик. Однако эмоциональное содержание некоторых изображений может привести к реакции активного избегания, это встречается в ситуациях переживания утраты [27; 29].
Кроме того, если респондентам предоставляется возможность не только рассказать, но и «показать» их персональный опыт и их жизнь, то они могут более свободно представлять свою историю о том, где и когда их опыт происходил. Тем самым реализуется более глубинная рефлексия персонального опыта. Биографические или нарративные исследования в психологии подчеркивают важность глубоких личных переживаний людей для того, чтобы установить закономерности преемственности и изменений личности [46].
Важным аспектом персонального опыта является е:го пространственный контекст, и очевидно, что визуальные методы могут быть особенно полезными для актуализации контекста, в котором опыт происходил [11]. Например, для изучения влияния окружающей обстановки в больнице на процесс восстановления после операции были использованы фотографии, созданные респондентами во время пребывания в медицинском учреждении. Обращение к фотографиями в процессе интервью помогало актуализировать воспоминания об опыте пребывания в больнице и способствовало интенсивной эмоциональной реакции, что помогло реконструировать данный опыт и проанализировать его [33; 3-4].
Перспективы использования визуальных
методов в исследовании личностных
изменений
Проблема личностного изменения является одной из самых сложных для фундаментальных и прикладных исследований в психологии. Внимание к личностному изменению и самоопределению уделяется в работах Р. Мэя, С.Р. Мадди, Э. Фромма, В. Франкла, К.А. Абульхановой, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других исследователей. Многие исследования показывают, что личностные черты людей могут изменяться в течение жизни, и это связано с целым рядом причин [1; 10; 26; 36; 37; 42]. В частности, в процессе взросления люди имеют тенденцию становиться более доброжелательными, добросовестными и эмоционально стабильными. Эти нормативные закономерности изменения, вероятно, обусловлены биологическими процессами созревания, а также общими жизненными событиями, которые становятся катализаторами личностных изменений [10]. Помимо этих нормативных закономерностей созревания, есть свидетельства того, что персональный опыт людей и социальные роли, которые они исполняют, могут видоизменять их личностные черты [21; 24]. Например, одно исследование показало взаимосвязь между активностью на работе и увеличением добросовестности [21]. Аналогичным образом инвестирование в романтические отношения связано с повышением эмоциональной устойчивости [24]. Теоретически, эти изменения обусловлены по крайней мере двумя причинами. Во-первых, разные социальные роли требуют и усиливают определенные шаблоны мыслей, чувств и поведения [25; 37]; например, успешная реализация в профессии требует, чтобы человек вел себя более добросовестно, и соответствующие изменения в поведении приводят к изменениям личностных черт [12; 37]. Вторая причина связана с тем, что социальные роли влияют на то, как люди осмысляют и истолковывают свою социальную идентичность. Принятие новой идентичности связано с изменением когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов, что в конечном счете влияет на изменение личностных черт [25]. Важно подчеркнуть, что теоретически жизненный опыт и социальные роли облегчают изменение личности потому, что они служат последовательным катализатором для новых моделей мыслей, чувств и поведения, а также потому, что они способствуют принятию новых изменений. Поддерживая эту идею, некоторые исследования показали, что когнитивные, аффективные и поведенческие интервенции связаны с изменением личностных качеств людей [14; 22; 43]. Таким образом, за последнее время появилось множество исследований, посвященных личностным изменениям, в которых основной исследовательской стратегией было сопоставление результатов статистических измерений до и после некоторого процесса, предполагаемого причиной искомых изменений, в ряду которых: возрастные изменения, новые социальные роли, а также участие в различных развивающих практиках, психотерапии или психологических тренингах. Возникает вопрос, каким образом изучать данную область, если не использовать количественные методы, тем более если это касается изменений в результате психотерапии и иной практической работы психолога. Большинство авторов, реализующих КИ, используют различные вербальные методики, например, самоотчеты, дневники.
Дополнительные возможности исследователям дают визуальные методы, позволяющие отражать изменения качественных параметров самой траектории развития. В частности, этой цели может служить методика «Траектория» [4]. Бланк методики представляет собой набор расположенных на листе бумаги квадратов, в каждом из которых содержится схематичное символическое изображение той или иной траектории (восходящие и нисходящие линии разной крутизны, зигзаги, тупики, спирали и др.); последний квадрат пуст. В рамках исследования респондентам предлагалось выбрать одно из изображений, которое лучше всего соответствует их самоощущению в своей жизни, или, если ни одно не подходит, изобразить свой вариант в последнем пустом квадрате, а также рассказать о выбранной или нарисованной траектории. Результаты исследования показывают, что изменения отражаются в сдвигах частотности выбираемых изображений и в описании выборов траектории. А выявленные сдвиги выбора графической конфигурации можно рассматривать как показатель сдвига отношения к собственной жизни, что хорошо согласуется с данными, полученными в результате анализа вербальных описаний изменений. Таким образом, реализованный мультимодальный подход в данном исследовании является многообещающим, так как соединение вербальных и визуальных методов обогащает сами данные [4].
Заключение
Психология имеет долгую историю взаимодействия с различными визуальными данными: графическими изображениями, рисунками, фотографиями, видеозаписями, которые изначально выступали для фиксации данных наблюдения и презентации результатов; но в настоящее время они все чаще стали использоваться в качестве инструментов качественных исследований [45], что приближает процесс исследования к мультимодальным формам экспрессии и коммуникации в повседневной жизни [31; 35]. На основании представленного обзора возможностей визуальных методов в рамках современных КИ личности можно выделить несколько причин использования визуальных методов. Во-первых, визуальные методы выступают вспомогательным психологическим орудием и дополняют ставшие уже традиционными методики исследования, служа для получения более богатых, эмоционально насыщенных данных [9; 17; 29]. Во-вторых, респонденты участвуют в разработке и формировании данных для создания персонального контекста их опыта, что способствует более глубинной рефлексии персонального опыта [36; 38]. В-третьих, визуальные методы актуальны для исследования сложных областей, например персонального опыта, как многоуровневого и мультимодального явления, или для изучения личностных изменений [4; 20; 32; 33].
Визуальные методы расширяют возможности соучастия и сотрудничества респондентов в рамках исследовательского процесса. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что преимущества визуальных методов в основном заключаются в их способности облегчать и обогащать общение с респондентами. Расширение доказательной базы возможностей визуальных методов улучшит информированный этический выбор исследователя.
Литература
- Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3—26
- Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследованийв психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 443 c.
- Выготский Л. С. Психология развития: избранные работы. М.: Юрайт, 2018. 281 с.
- Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Личностные изменения как результат жизнетворческой работы // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 44—63. DOI:10.17759/cpp.20162401004
- Марцинковская Т.Д. Искусство в современном мире — новые формы и новые старые механизмы воздействия // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 2. С. 56—61.
- Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Предисловие редакторов тематического выпуска // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 7—9. DOI:10.17759/sps.2018090301
- Нуркова В. В. Психология фотографии. Культурно- исторический анализ: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 473 с.
- Bagnoli A. Beyond the standard interview: The use of graphic elicitation and arts—based methods // Qualitative Research. 2009. Vol. 9. № 5. P. 547—570. DOI: 10.1177/1468794109343625.
- Bagnoli A. Researching Identities with Multi-method Autobiographies’ / B. Harrison (Eds.) // Life Story Research. Sage Benchmarks in Social Research Methods. 2008. Vol. 3. P. 376—397.
- Bleidorn W. et al. Patterns and sources of adult personality development: Growth curve analyses of the NEO-PI-R scales in a longitudinal twin study // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97. P. 142—155. DOI:10.1037/a0015434
- Brookfield H., Brown S.D., Reavey P. Vicarious and post-memory practices in adopting families: the re-production of the past through photography and narrative // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2008. Vol. 18. P. 474—491.
- Burke P.J. Identity change // Social Psychology Quarterly. 2006. Vol. 69. P. 81—96. DOI:10.1177/019027250606900106
- Copeland A.J., Agosto D.E. Diagrams and relational maps: The use of graphic elicitation techniques with interviewing for data collection, analysis, and display // International Journal of Qualitative Methods. 2012. Vol. 11. № 5. P. 513—533.
- De Fruyt F. et al. Assessing and interpreting personality change and continuity in patients treated for major depression // Psychological Assessment. 2006. Vol. 18. P. 71— 80. DOI:10.1037/1040-3590.18.1.71
- Frith H., Harcourt D. Using photographs to capture women’s experiences of chemotherapy: reflecting on the method // Qualitative Health Research. 2007. Vol. 17. P. 1340—1350.
- Frith H. et al. Imag(in)ing visual methodologies // Qualitative Research in Psychology. 2005. Vol. 2. № 3. P. 187—198. DOI:10.1191/1478088705qp037ed.
- Gillies V. et al. Painting pictures of embodied experience: the use of nonverbal data production for the study of embodiment // Qualitative Research in Psychology. 2005. P. 199—212. DOI:10.1191/1478088705qp038oa
- Gleeson K., Frith H. Deconstructing body image // Journal of Health Psychology. 2006. Vol 1. № 11. P. 79—90.
- Guillemin M. Understanding Illness: Using Drawings as a Research Method // Qual. Health Res. 2004. Vol. 14. № 2. P. 272—289. DOI: 10.1177/1049732303260445
- Harper D. Talking about pictures: a case for photo elicitation // Visual Studies. 2002. Vol. 17. № 1. P. 13—26. DOI: 10.1080/14725860220137345
- Hudson N.W., Roberts B.W., Lodi-Smith J. Personality trait development and social investment in work // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46. P. 334—344. DOI:10.1016/j.jrp.2012.03.002
- Jackson J.J. et al. Can an old dog learn (and want to experience) new tricks? Cognitive training increases openness to experience in older adults // Psychology and Aging. 2012. Vol. 27. P. 286—292. DOI:10.1037/ a0025918
- Kunimoto N. Intimate archives: Japanese-Canadian family photography, 1939—1949 // Art History. 2004. Vol. 27. № 1. P. 129—15.
- Lehnart J., Neyer F.J., Eccles J. Long-term effects of social investment: The case of partnering in young adulthood // Journal of Personality. 2010. Vol. 78. P. 639— 670. DOI:10.1111/j.1467-6494.2010 .00629.x
- Lodi-Smith J., Roberts B.W. Social investment and personality: A meta-analysis of the relationship of personality traits to investment in work, family, religion, and volunteerism // Personality and Social Psychology Review. 2007. Vol. 11. P. 68—86. DOI:10.1177/10888 68306294590
- Lucas R.E., Donnellan M.B. Personality development across the life span: Longitudinal analyses with a national sample from Germany // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. P. 847—861. DOI:10.1037/a0024298
- Meo A.I. Picturing students’ habitus: The advantages and limitations of photo-elicitation interviewing in a qualitative study in the city of Buenos Aires // International Journal of Qualitative Methods. 2010. Vol. 9. № 2. P. 149—171.
- Middleton D., Brown S. D. The social psychology of experience: studies in remembering and forgetting. London: Sage, 2005. 264 p.
- Pain H. A Literature Review to Evaluate the Choice and Use of Visual Methods // International Journal of Qualitative Methods. 2012. Vol. 11. P. 303—319. DOI:10.1177/160940691201100401
- Pink S. Advances in visual methodology. London: SAGE Publications Ltd., 2012. 288 p. DOI:10.4135/9781446250921
- Radley A. What people do with pictures // Visual Studies. 2010. Vol. 25. № 3. P. 268—279. DOI:10.1080/1472 586X.2010.523279
- Radley A., Hodgetts D., Cullen A. Visualizing homelessness: A study in photography and estrangement // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2005. Vol. 15. P. 273—295. DOI:10.1002/casp.825
- Radley A., Taylor D. Images of Recovery: A Photo- Elicitation Study on the Hospital // Qualitative Health Research. 2003. Vol. 13. P. 77—99 DOI:10.1177/1049732302239412
- Radley A., Taylor D. Remembering one’s stay in hospital: A study in photography, recovery and forgetting // Health: An Interdisciplinary Journal for the Social Study of Health, Illness and Medicine. 2003. Vol. 7. № 2. P. 129—159. DOI: 10.1177/1363459303007002872
- Reavey P., Johnson K. Visual approaches: using and interpreting images / C. Willig, W. Stainton-Rogers (Eds.) // The Sage handbook of qualitative research. 2008. P. 296—314.
- Roberts B.W., Mroczek D. Personality trait change in adulthood // Current Directions in Psychological Science. 2008. Vol. 17. P. 31—35. DOI:10.1111/j.1467- 8721.2008.00543.x
- Roberts B.W., Wood D., Caspi A. The development of personality traits in adulthood / O.P. John, R.W. Robins, L.A. Pervin (Eds.) // Handbook of Personality: Theory and Research 3rd ed. 2008. P. 375—398.
- Rose G. On the relation between ‘visual research methods’ and contemporary visual culture // Sociol Rev. 2014. Vol. 62. P. 24—46. DOI:10.1111/1467-954X.1210942
- Ross N.J. et al. Moving stories: using mobile methods to explore the everyday lives of young people in public care // Qualitative Research. 2009. Vol. 9. № 5. P. 605—623. DOI: 10.1177/1468794109343629
- SAGE Visual Methods / J. Hughes (Eds). London: SAGE Publications Ltd., 2012. 1672 p. DOI: 10.4135/9781473963719
- Silver J., Reavey P. “He’s a good-looking chap aint he?”: Narrative and visualisations of self in bodydysmorphic disorder // Social Science and Medicine. 2010. Vol. 70. № 10. P. 1641—1647. DOI:10.1016/j.socscimed.2009.11.042
- Soto C. J. et al. Age differences in personality traits from 10 to 65: Big Five domains and facets in a large cross-sectional sample // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100. P. 330—348. DOI:10.1037/a0021717
- Tang T. Z. et al. Personality change during depression treatment: A placebo-controlled trial // Archives of General Psychiatry. 2009. Vol. 66. P. 1322—1330. DOI:10.1001/ archgenpsychiatry.2009.166
- The SAGE Handbook of Visual Research Methods / E. Margolis, L. Pauwels (Eds.). London: SAGE Publications Ltd, 2011. 760 p. DOI: 10.4135/978144626827848.
- Visual Methods in Psychology: Using and Interpreting Images in Qualitative Research / P. Reavey (Eds). London: Routledge, 2010. 416 p.
- Wengraf T., Chamberlayne P., Bornat J. A Biographical Turn in the Social Sciences? A British-European View // Cultural Studies — Critical Methodologies (CSCM), 2002. Vol. 2. № 2 P. 245—269. DOI:10.1177/153270860200200215
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 870
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 472
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3