Введение
В современном мире обращение за помощью к психологу-консультанту является распространенной практикой в большинстве стран. Терапевтические направления, зародившиеся в Западной Европе и США, развиваются в регионах с различным этническим и культурным составом населения. Все большее число консультантов сталкиваются с необходимостью оказывать помощь клиентам, вероисповедание или этническая принадлежность которых отличны от их собственных. Эмпирические психологические исследования доказывают существенную вариативность ряда психологических переменных, значимых для консультативного процесса — от представлений о психическом здоровье до коммуникативной дистанции в общении. Профессиональным откликом на эти вызовы и реалии стало появление мультикультурного подхода в психологическом консультирования и психотерапии.
Мультикультурное (мультикультуральное) психологическое консультирование (мультикультурный подход в психологическом консультировании) — форма психологического консультирования, которая направлена на решение психологических проблем клиентов в ситуации, когда «…между консультантом и клиентом существуют значительные различия» (Locke, 1990, р. 18). Базовой идеей, лежащей в основе подходов к мультикультурному консультированию, считают описанную еще в 1953 году К. Клакхоном и Г. Мюрреем (Murray, Kluckhohn, 1953) и впоследствии развитую Д. Сью идею о трех уровнях личности: универсальном, культурном и индивидуальном (Sue, 2001). Мультикультурный подход предполагает, что в консультировании, помимо универсального и индивидуального уровней, учитываются и анализируются феномены культурного уровня (Sundberg, 1976). Широкая трактовка термина «культура» позволяет включить в проблематику мультикультурного консультирования самый широкий круг не только этнических, религиозных, расовых или региональных различий, но и гендерные, возрастные и любые другие социальные группы.
За рубежом за последние пятьдесят лет развитие теории и практики мультикультурного подхода в консультировании двигалось в нескольких направлениях. Не ставя задачу описывать эти направления, обозначим, что, с одной стороны, продолжается поиск подходов к консультированию отдельных социальных групп (этнических и религиозных, к примеру испаноамериканцев, американцев азиатского происхождения и т. д.), с другой стороны, развивается понимание фундаментальных подходов и принципов такого консультирования, например проблем межкультурной компетентности. Мультикультурный подход обладает доказанной эффективностью: так, метаанализ, обобщающий данные 78 исследований, показал, что культурно адаптированные интервенции значимо лучше способствовали снижению психопатологической симптоматики по сравнению с культурно универсальными подходами (Hall at al., 2016).
Российский контекст. В российском психологическом сообществе обсуждение различных аспектов мультикультурного подхода в психологическом консультировании ведется более двадцати лет (Пезешкиан, 1999), но продвигается весьма медленно. Вместе с тем назрела потребность в осмыслении роли культурных факторов в консультировании, поскольку активное развитие психологической помощи в различных регионах России ставит задачу углубленного понимания этнической, религиозной, региональной специфики запросов клиентов, а также самого процесса консультирования и психотерапии. Существенные сдвиги в этой области стали происходить в связи с консультированием мигрантов и беженцев (Психологическая помощь мигрантам…, 2002), а также в контексте понимания специфики психологической работы с детьми-мигрантами (Чибисова, 2013), прежде всего в контексте их адаптации к российской социокультурной среде (Методические рекомендации…, 2023).
К настоящему моменту в этом направлении сделаны определенные шаги:
-
признается важность межкультурной компетентности психолога (Арпентьева, 2017; Кисельникова, 2023; Мельникова, 2020);
-
накоплены российские кейсы и примеры культурных различий в консультировании, в основном в персональном опыте работающих с инокультурными клиентами специалистов (Александрова, 2022; Ганиева, 2020; Шьенте, Мельникова, 2020);
-
появляются эмпирические исследования восприятия психологической помощи в отдельных культурных группах российского общества (Минигалиева, 2013; Чибисова, Белая, 2022);
-
предпринимаются попытки концептуального осмысления мультикультурного консультирования отдельных культурных групп (Павлова, 2018; 2020; Шьенте, Мельникова, 2020);
-
разработаны отдельные технологии работы с конкретными группами клиентов (например, с клиентами-мусульманами) (Яхин, 2018);
-
открываются программы обучения, связанные с практической подготовкой психологов-консультантов в мультикультурном подходе. Так, в ФГБОУ ВО МГППУ реализуются магистерские программы: «Практическая этнопсихология», «Психология Востока», «Кросс-культурные-технологии психологического консультирования», — а также программы повышения квалификации: «Мультикультурные подход в психологическом консультировании» и «Семейное консультирование в поликультурной среде».
Наибольших практических результатов удалось достичь в теоретическом осмыслении и практическом развитии психологического консультирования российских мусульман. Так, в 2017 году была создана Ассоциация психологической помощи мусульманам, специалисты которой (в основном практики) развивают профессиональную психологическую помощь с использованием знаний об особенностях веры клиента, значимых для его личности, таких как религиозные убеждения, религиозный язык, сакральные истории и предания, ритуальные практики, а также традиции и обычаи мусульманских народов (Ганиева, 2020; Павлова, 2018; 2020; Рассул, 2022; Яхин, 2018). Однако и в этой области пока не сформированы четкие алгоритмы психологической помощи представителям ислама, принадлежащим к отдельным этническим группам. Исключение составляет только работы ингушского психолога Р.Х. Ганиевой (Ганиева, 2020).
Представляется важным отметить публикации Э.К. Шьенте и Н.М. Мельниковой, изучающих психологическую работу с представителями народов арктических регионов, в частности саха (Мельникова, 2020; Шентье, Мельникова 2020).
Рассмотрим две группы основных проблем развития мультикультурного подхода в консультировании в современных российских реалиях: научно-исследовательские, связанные с изучением и концептуализацией различных аспектов мультикультурного консультирования, и методические, связанные с обучением и повышением квалификации психологов-консультантов.
Научно-исследовательские проблемы характеризуются выраженным дефицитом эмпирических исследований и недостаточностью теоретической концептуализации в области мультикультурного консультирования в отечественных реалиях.
Прежде всего отсутствует научный консенсус по поводу того, какие социальные группы включаются в понятие «мультикультурный подход в консультировании» в российских реалиях. Однако понимание этого необходимо, как для проектирования исследований, так и для разработки обучающих материалов. Так, например, в девятом издании учебника «Counseling the culturally diverse» (Sue et al., 2022), предназначенном преимущественно для американских психологов-консультантов, авторами описываются не только этнокультурные группы (например, латиноамериканцы, афроамериканцы), но и другие большие социальные группы. Некоторые из них традиционно изучаются в русле этнопсихологической проблематики (мигранты, клиенты из поликультурных семей), однако включение других групп в данный перечень не является привычным для отечественных специалистов (люди с инвалидностью, живущие за чертой бедности и пр.).
Необходимо отметить отсутствие эмпирических данных о том, с какими мультикультурными вызовами и задачами сталкиваются на практике российские психологи-консультанты. Так, остается неясным, с клиентами каких этнических и культурных групп работают психологи, ведущие практику в различных регионах Российской Федерации, с какими затруднениями они сталкиваются и как их преодолевают, насколько они видят необходимость в дополнительной подготовке по вопросам мультикультурного консультирования. Накопление конкретных фактологических данных и примеров должно сопровождаться их осмыслением и концептуализацией.
Нерешенность научно-исследовательских проблем закономерно приводит к методическим проблемам: дефициту учебных материалов и отсутствию систематизированных материалов, проиллюстрированных российскими примерами. Описанные в научной литературе практические случаи консультирования культурно отличающихся клиентов представляют собой экзотические истории для российских психологов (Sue et al., 2022).
Представляется крайне важным анализ имеющихся практик мультикультурного консультирования. Так, в профессиональном сообществе имеется выраженный интерес к сопоставлению элементов традиционной культуры, прежде всего обрядов перехода, и психотерапевтических процессов (Гребенюк, 2016), высказываются идеи о возможности их использования при оказании психологической помощи (Климова, 2013). Вместе с тем принципы доказательного подхода (Бусыгина, Подушкина, Станилевский, 2020) требуют наличия данных об эффективности подобной интеграции и операционализированного описания подобных практик. Все это ставит задачи активизации исследовательской, теоретической и практической деятельности по развитию мультикультурного подхода к психологическому консультированию в России.
Безусловно, рассуждения о том, чему следует обучать психологов, должны опираться на анализ представлений об этом вопросе самих психологов-консультантов. Руководствуясь этими идеями, мы провели исследование, целью которого явился анализ представлений об опыте обучения мультикультурному подходу у практикующих психологов-консультантов. Для достижения этой цели нами была выбрана качественная исследовательская методология (Чернов, 2007), что обусловлено субъективным характером изучаемой феноменологии.
Материалы и методы
Описание выборки
В исследовании приняли участие 18 психологов, из них 17 женщин и один мужчина, (средний возраст — 37 лет). Стаж профессиональной консультативной деятельности (преимущественно в рамках частной практики) в среднем составляет 7 лет. 16 человек из выборки проживают в настоящее время в Москве (5 человек из них имеют также опыт миграции), одна участница исследования проживает в ОАЭ и одна в Норвегии.
Все психологи, принявшие участие в исследовании, прошли обучение на магистерских программах кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ФГБОУ ВО МГППУ и изучали модуль «Мультикультурный подход к психологической помощи».
Процедура исследования
Исследование проходило в формате фокус-групп. Респонденты были разделены на две группы. В первую группу вошли психологи, имеющие опыт работы с инокультурными клиентами (13 человек), во вторую — психологи, не имеющие такого опыта (5 человек). Было проведено три фокус-группы: две — с первой группой, одна — со второй.
Целью гайда, используемого в фокус-группах, явилась рефлексия психологами опыта обучения мультикультурному консультированию. Транскрипты фокус-групп были проанализированы с помощью феноменологического анализа. После открытого кодирования нами были выделены основные смысловые единицы, т. е. такие смысловые категории, которые находятся на низком уровне абстракции. Во время проведения второго этапа транскрипты были подвергнуты повторному кодированию с помощью «осевого кодирования», когда схожие первичные данные, связанные с пониманием психологами мультикультурного подхода, были сгруппированы в осевые категории.
Для подтверждения достоверности собранных данных применялся метод триангуляции. В частности, использовался подход «триангуляции исследователей» (Мельникова, 2020) или «перекрестной триангуляции» (Мельникова, Хорошилов, 2020), заключающийся в том, что каждое исследовательское мероприятие на всех этапах было выполнено каждым из авторов статьи независимо и трижды. В результате триангуляции в анализ были включены только те данные, где результаты кодирования и их интерпретации совпадали.
В разделе «Результаты» представлены ключевые категории и фрагменты транскриптов, которые отражают основные смыслы, связанные с рефлексией психологами опыта обучения мультикультурному подходу.
Результаты
Полученные нами данные мы сгруппировали в три базовые категории.
- Навыки/знания/компетенции, приобретенные в ходе обучения мультикультурном подходу.
- Личностные изменения, связанные с формированием мультикультурных компетенций.
- Актуальность полученных знаний и компетенций для работы психолога.
Навыки/знания/компетенции, приобретенные в ходе обучения мультикультурном подходу
Психологи, как работающие, так и не работающие в мультикультурном подходе, сообщали о ряде компетенций, сформировавшихся у них в ходе обучения. Подчеркнем, что данные компетенции не исключают, а дополняют базовые консультативные навыки.
Категоризация клиентов и объединение их в социальные группы. Психологи сообщали, что после обучения они замечают, к какой социальной категории принадлежат клиенты (онкобольные, люди с нарушениями слуха, военные, представители разных возрастных групп) и какие особенности, характеризующие представителей данной социальной категории, имеют отношение к консультированию: «Я могу сказать, что это (онкобольные) особая какая-то группа и не всех они принимают и с трудом принимают, как психолога, у которого нет диагноза не было, вот там я заметила особую культуру».
Межкультурная сензитивность. Практически все психологи говорили о формировании у них межкультурной сензитивности как умения замечать культурные факторы в консультативном процессе и соответствующим образом менять свое поведение: «Это как будто… переключение каких-то регистров: с каждым клиентом, в зависимости от его культуры, приходится переключаться на какой-то другой регистр, чтобы говорить на одном языке, психологическом — имеется в виду».
Поскольку часть специалистов приходят в магистратуру, уже имея опыт консультативной деятельности, им проще отследить происходящие в связи с полученными знаниями изменения: «Я думала, что культура — это неважно, важно человеческое взаимодействие. И сейчас оглядываюсь назад, и понимаю, что очень много где играла первостепенную роль культура, а я просто максимально игнорировала ее».
Исследование межкультурного фактора при диагностике проблем клиента. Во время анализа клиентского запроса психологи, работающие с инокультурными клиентами, обращают внимание на то, как этот запрос связан с особенностями их культуры: «Когда клиент приходит, я сначала тестирую, наверное, этим, вот именно межкультурным [оцениваю важность межкультурного фактора]».
Понимание психологических процессов, связанных с миграцией: адаптация, культурный шок, аккультурационные стратегии. Психологи сообщали о наличии у них знаний и компетенций, которые помогают в работе с такими клиентами: «Я знаю, каково оказаться и жить в чужих культурах, я вижу и понимаю культурный аспект своей работы с клиентом, я могу объяснить, что происходит во время встреч с иными культурами и в отношении с людьми из новых культур или из других культур».
Личностные изменения, связанные с формированием мультикультурных компетенций
Помимо профессионального развития, психологи также выделяют личностные изменения, сопровождающие процесс обучения мультикультурному подходу.
Снижение стереотипизации, предубежденности и развитие толерантности. Психологи говорили о снижении предубежденности в отношении культурных различий и формировании толерантности: «Это мне помогло избавиться от стереотипов, посмотреть другими глазами [на клиента]. Потом очень полезно было, такая вот общая терпимость, общая толерантность очень сильно возрастает».
Профессиональная идентичность. Участники фокус-групп говорили, что изучение мультикультурного подхода нашло отражение в их профессиональной идентичности, они осознают себя этнопсихологами или кросс-культурными психологами: «То, что я — кросс-культурный психолог, это критически важно».
Рост субъективного благополучия. Психологи, в личной жизни которых большую роль играют культурные факторы (имеющие миграционный опыт, состоящие в межкультурных браках и пр.), сообщали об улучшении оценки качества своей жизни: «Это такой большой водораздел в моей жизни — до обучения и после. То есть то, что жить стало легче, жить стало веселее, жить стало понятней; абсолютно точно то, что моя семейная жизнь улучшилась на 300 процентов».
Актуальность полученных знаний и компетенций для работы психолога
О значимости мультикультурного подхода говорят участники вне зависимости от опыта работы с мультикультурными клиентами.
Универсальность мультикультурных компетенций. Участники фокус-групп отмечали необходимость и востребованность компетенций мультикультурного психолога для работы с любыми клиентами: «Мы не можем, это иллюзия того, что мы можем исключить и вытеснить свою систему, какую-то культурную, этническую, государственную и так далее, от чего-то. Мы все равно живем, собственно, в общине, в какой-то коммунальной квартире», «Любая коммуникация, любое взаимоотношение с другим человеком — межкультурно».
Развитие общепрофессиональных компетенций в ходе обучения мультикультурному подходу. Психологи отмечали динамику общепрофессиональных и базовых консультативных компетенций как итог обучения мультикультурному подходу. Получение специальных знаний в области психологических подходов и методов через призму культурных различий расширяет взгляд специалиста на саму психологию: «Я узнала, что есть двойное дно, и европейская психология не универсальна для всего мира, поэтому я стала осторожнее». Мультикультурный подход дает «опыт получения новых множественных ракурсов восприятия, взгляда на те или иные вещи».
Мультикультурный подход как конкурентное преимущество. Участники фокус-группы рассматривают мультикультурные компетенции как профессиональный ресурс, владение мультикультурным подходом дает возможность ощутить свою компетентность и позитивное отличие от коллег по профессии: «Я вижу, что я ни разу не сталкивалась с тем, что то, что я говорила, было неинтересно моим коллегам. Вот всегда то, что я подсвечиваю, это всегда интересно. И как будто это [культурные феномены] не так очевидно».
Обсуждение результатов
Полученные нами данные качественного исследования подтверждают тенденцию, отмеченную в ряде зарубежных исследований: специалисты помогающих профессий позитивно оценивают итоги обучения по межкультурной тематике и в качестве основного результата отмечают рост межкультурной компетентности (Smith et al., 2006). Наши респонденты позитивно оценили опыт обучения мультикультурному консультированию, причем как в личностном, так и в профессиональном аспекте. В личностном аспекте респонденты отмечают решение внутренних конфликтов, развитие мультикультурных компетенций (снижение предубежденности) и формирование особой профессиональной идентичности; в профессиональном аспекте они отмечают рост общей межкультурной компетентности, интеграцию межкультурного знания и соответствующих компетенций в консультативную практику, что трактуется как профессиональное преимущество. Мультикультурный подход становится органичной частью их консультативной деятельности. Эти результаты позволяет говорить о полезности и потенциальной востребованности данного подхода для российских психологов.
Заключение
Таким образом, российские психологи, прошедшие обучение мультикультурному подходу в консультировании, оценивают этот опыт как позитивную возможность личностного и профессионального развития. Наряду с формированием специфических компетенций, они отмечают позитивную динамику базовых навыков консультанта. Психологи преодолевают этноцентрические установки, расширяют готовность работать с различными категориями клиентов, видят возможность применять мультикультурные компетенции в различных профессиональных задачах, не ограничиваясь исключительно инокультурными клиентами, и считают данные компетенции актуальными и востребованными.
Таким образом, развитие мультикультурного подхода в психологическом консультировании в российских реалиях представляется актуальной профессиональной и исследовательской задачей, решение которой будет способствовать обогащению профессионального инструментария, достижению устойчивых консультативных результатов и росту компетентности специалистов.
Ограничения. К ограничениям нашего исследования относится специфика выборки: психологи, принимавшие участие в исследовании, самостоятельно приняли решение обучаться в магистратуре по этнопсихологической тематике и выразили готовность принять участие в исследовании.
Limitations. The limitations of our study include the specific nature of the sample: the psychologists who participated in the study made their own decision to pursue a master's degree in cross-cultural psychology and expressed their willingness to participate in the study.