Ролевое замещение в игре дошкольников с разными видами материала для сюжетной игры

439

Аннотация

Статья описывает исследование, посвященное наблюдению за свободной игрой дошкольников с разными видами материалов для сюжетной игры. Показано, что ролевое замещение различается в игре с разными материалами. С маркерами роли многие дети переименовывают себя, однако роли при этом носят однотипный характер и прямо связаны с предлагаемыми костюмами; кроме того, дети редко воплощают роль в действиях. Игра с образными игрушками в данном исследовании оказалась гендерно специфичной: мальчики редко брали на себя роль, отдавая предпочтение режиссерской игре, девочки организовывали игры разного уровня сложности, принимая на себя комплементарные игрушкам роли, при этом их роли носили оригинальный характер. В игре с предметами оперирования дети реже всего переименовывали себя, роли были, скорее, однообразными, однако почти все дети действовали, находясь в роли. Полифункциональные материалы оказались наиболее сбалансированной средой: здесь многие дети переименовывают себя, причем роли оригинальны (самая высокая оригинальность ролей — с этим видом материалов); многие дети воплощают роль в игровых действиях, что особенно справедливо для старшего дошкольного возраста. Исключением являются дети 6 лет: называя себя ролевым именем, они не совершали игровых действий.

Общая информация

Ключевые слова: свободная игра, сюжетно-ролевая игра, ролевое замещение, предметное замещение, игрушки, полифункциональные материалы, игровая среда

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170110

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-01226.

Для цитаты: Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение в игре дошкольников с разными видами материала для сюжетной игры // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 67–74. DOI: 10.17759/chp.2021170110

Литература

  1. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: АЛЕФ, 1992. 93 с.
  2. Бугрименко Е.А., Эльконинова Л.И. Игра — культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1. С. 58—72.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—77.
  4. Гринявичене Н.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 1989. 14 с.
  5. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой. М.: Элти-Кудиц, 2003. 160 с.
  6. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. М.: ЛИНКА-пресс, 2016. 256 с.
  7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2013. 320 с.
  8. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 123—128.
  9. Новосёлова С.Л. Роль игрушки в детской игре // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. С. 20—25.
  10. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 5—15. DOI:10.17759/pse.2019240501
  11. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 75—84. DOI:10.17759/ pse.2018230607
  12. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 76—86.
  13. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 3. С. 62—70.
  14. Трифонова Е.А. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. М.: Национальный книжный центр, 2017. 256 с.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 300 c.
  16. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно- ролевой игры // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 54—62.
  17. Brown F., Patte M. Rethinking Children’s Play. London: Bloomsbury, 2013. 172 p.
  18. Elkind D. The Power of play: Learning what comes naturally [Электронный ресурс] // American Journal of Play. 2008. Vol. 1. № 1. P. 1—7. URL: http://www.journalofplay. org/sites/www.journalofplay.org/files/pdf-articles/1-1- article-elkind-the-power-of-play.pdf (дата обращения: 29.09.2020).
  19. Fein G. Mind, Meaning, and Affect: Proposals for a Theory of Pretense // Developmental Review. 1989. Vol. 9. № 4. P. 345—363. DOI:10.1016/0273-2297(89)90034-8
  20. Hall S.G. The story of the sand pile. New York; Chicago: E.L. Kellog & Co, 1897. 26 p.
  21. Nicholson J. et al. Deconstructing adults’ and children’s discourse on children’s play: listening to children’s voices to destabilise deficit narratives // Early Child Development and Care. 2015. Vol. 185. № 10. P. 1569—1586. DOI:10.1080/030 04430.2015.1011149
  22. Sutton-Smith B. Play for Life: Play Theory and Play as Emotional Survival. The Strong, 2017. 281 p.
  23. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children // Early Child Development and Care. 2011. Vol. 181. № 7. P. 909—927. DOI:10.1080/030 04430.2010.503892

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 891
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 439
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0