Синдромы личности в свете исторического кризиса в психологии, позиция культурно-исторической теории деятельности

21

Аннотация

Следуя принципам культурно-исторической теории деятельности, данное исследование изучает потенциальное соответствие между научными методологиями и синдромами личности. Не впадая в упрощение и ошибочное обобщение, наше методологическое предположение состоит в том, что существует некая линия исторического сходства, которая должна быть глубокого изучена в будущих исследованиях. В данной статье рассматривается последовательность исторического развития методологий, выявляющая «симптомы» исторического кризиса психологии как науки, с одной стороны, и синдромы личности, представляющие «имплицитные методологии» индивидов — с другой. Такой подход позволяет больше узнать о синдромах личности, их таксономии и корнях, а также сделать прогнозы на будущее. Важнейшим методологическим соображением, допускающим такую зависимость, является то, что наука — это особая, высокоабстрактная и обобщенная форма творческой деятельности, имеющая сходную природу с повседневной творческой деятельностью человека. Таким образом, наука может представлять собой раннюю исторически проработанную версию структуры обыденно-повседневной формы деятельности, что позволяет предположить, что синдромы личности могут иметь ту же тенденцию развития отмеченных методологий, берущую свое начало в субъективно-объективном эпистемологическом разрыве как основании исторического кризис

Общая информация

Ключевые слова: кризис, методология, личность, культурно-историческая психология, теория деятельности

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190412

Финансирование. Данное исследование было частично поддержано Программой научно-технического развития провинции Хэнань (222102310686) и Программой развития талантов Министерства науки и технологии КНР.

Получена: 04.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Мохамад Е., Цзинь Ч., Ши И. Синдромы личности в свете исторического кризиса в психологии, позиция культурно-исторической теории деятельности // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 4. С. 119–126. DOI: 10.17759/chp.2023190412

Литература

  1. What are Personality Disorders?. Available at: https://www.psychiatry.org/patients-families/personality-disorders/what-are-personality-disorders.
  2. Arthur A. R. Personality, epistemology and psychotherapists' choice of theoretical model: a review and analysis, European Journal of Psychotherapy, Counselling & Health, 2011. Vol. 4, no. 1, pp. 45-64. DOI:10.1080/13642530110040082
  3. Bell A. M. Future directions in behavioural syndromes research. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 2007. Vol. 274, no. 1611, 755-761. DOI:1098/rspb.2006.0199
  4. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/us/dictionary/english/methodology
  5. Craik K. H. Taxonomies, trends, and integrations. Handbook of research methods in personality psychology, 2007, pp. 209-223.
  6. Dafermos M. Vygotsky’s analysis of the crisis in psychology: Diagnosis, treatment, and relevance. Theory and Psychology, Vol. 24, no. 2, pp. 147-165. DOI:10.1177/0959354314523694
  7. Davis R. D., Millon T. Personality change: Metatheories and alternatives. In T. F. Heatherton & J. L. Weinberger (eds.), Can personality change?1994, pp. 85–119. American Psychological Association. DOI:10.1037/10143-005
  8. Davis R. D., Samaco-Zamora M. C., Millon T. Theoretical versus Inductive Approaches to Contemporary Personality Pathology. In Handbook of Personality Disorders, eds W. J. Livesly and R. Larstone (New York, London: The Guilford Press), 2018, pp. 25-47.
  9. Dennett D. C. Brainstorms: Philosophical essays on mind and psychology. MIT press, 2017. DOI:7551/mitpress/11146.001.0001
  10. El Maouch M., Jin Z. Artificial Intelligence Inheriting the Historical Crisis in Psychology: An Epistemological and Methodological Investigation of Challengesand Alternatives. Frontiers in Psychology, Vol. 13, no. 781730. DOI:10.3389/fpsyg.2022.781730
  11. El Maouch M., Jin Z. Between Meanings and Senses-Making Spaces: Agency and Ownership Emergence Formalization from Cultural-Historical Activity Theory Position, for an AI-Friendly Model. Integrative Psychological and Behavioral Sciences, 2023, pp. 1-39. DOI:1007/s12124-023-09770-3
  12. El Maouch, M., Jin, Z., Zhao, K. et al.The “Creativity Crisis” as a Mind in Crisis: A Cultural-Historical Activity Theory Position.  psych. behav. (2023). DOI:10.1007/s12124-023-09808-6
  13. El Maouch M., Wang Y., Jin Z., Tamunang Tamutana T., Zhao K., Liu Y. Activity system, schizotypal personality, and mentalization: A study between halted activity and COVID-19 conducted in Henan, China. Frontiers in Public Health, Vol. 10, no. 930842. DOI:10.3389/fpubh.2022.930842
  14. Engeström Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Cambridge University Press, 2015.
  15. Global, regional, national incidence. prevalence, and years lived withdisability for 354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet. 2018. Vol. 392, no. 10159. DOI:10.1016/S0140-6736(18)32279-7
  16. Geroulis E. K., Benton R. Book Review: The Cure for Consumerism. Journal of Macromarketing, 2017. Vol. 37, no. 1, pp. 115–119. DOI:10.1177/0276146716674052
  17. Gjorgjioska M. A., Tomicic A. The crisis in social psychology under neoliberalism: Reflections from social representations theory. Journal of Social Issues, Vol. 75, no. 1, 169-188. DOI:10.1111/josi.12315
  18. Hirsh J. B., Dolderman D. Personality predictors of consumerism and environmentalism: A preliminary study. Personality and individual differences, 2007. Vol. 43, no. 6, pp. 1583-1593. DOI:1016/j.paid.2007.04.015
  19. Horkheimer M. Notes on Science and The Crisis. In S. E. Bronner, & D. M. Kellner (Eds.), Critical theory and society A reader (M. J. O’Connell, Trans., pp. 52-57). New York: Routledge, 1989.
  20. Hörz-Sagstetter S., Ohse L. & Kampe L. Three Dimensional Approaches to Personality Disorders: a Review on Personality Functioning, Personality Structure, and Personality Organization. Curr Psychiatry Rep, Vol.23, no. 45. DOI:10.1007/s11920-021-01250-y
  21. Hyman L. Vygotsky’s crisis: Argument, context, relevance. Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences, Vol. 43, pp. 473–482. DOI:10.1016/j.shpsc.2011.11.007
  22. Jandt J. M., Bengston S., Pinter‐Wollman N., Pruitt J. N., Raine N. E., Dornhaus A., Sih A. Behavioural syndromes and social insects: personality at multiple levels. Biological Reviews, 2014. Vol. 89, no. 1, pp. 48-67.
  23. Kazdin A. E. Methodology: What it is and why it is so important. In A. E. Kazdin (Ed.), Methodological issues and strategies in clinical research (pp. 3–21). American Psychological Association, 2016. DOI:10.1037/14805-001
  24. Komesaroff P.A. Objectivity, Science and Society: Interpreting nature and society in the age of the crisis of science (1st ed.). Routledge, 1986. DOI:10.4324/9780203706343
  25. Lebuda I. Big C research–The big challenge? Reflections from research into eminent creativity in the light of the investment theory of creativity.  Theories–Research–Applications, 2014. Vol. 1, no. 1, pp. 33-45. DOI:10.15290/ctra.2014.01.01.03
  26. Leontiev A. N. Activity, Consciousness, and Personality. Prentice-Hall, 1978.
  27. Lind M., Adler J.M. & Clark L.A. Narrative Identity and Personality Disorder: an Empirical and Conceptual Review. Curr Psychiatry Rep, 2020. Vol. 22, 67. DOI:10.1007/s11920-020-01187-8
  28. Lindqvist G. Vygotsky's Theory of Creativity,. Creativity Research Journal, 2003. Vol. 15, no. 2-3, pp. 245-251. DOI:10.1080/10400419.2003.9651416
  29. Luria A. R. The mind of the mnemonist. Basic Books, 1968.
  30. Luria A. R. Cognitive development: Its cultural and social foundations. Harvard university press, 1976.
  31. Markov S. Creativity as a problem solving, 2018, March, 07. Retreived from: GENVIVE: https://geniusrevive.com/en/creativity-as-a-problem-solving/
  32. Menant C. Life, Local Constraints and Meaning Generation. An Evolutionary Approach to Cognition, 2015. Retrieved from https://philpapers.org/rec/MENLLC-3
  33. Merriam-Webster dictionary. Available online at : https://www.merriam-webster.com/dictionary/methodology
  34. Mishra S. B., Alok S. Handbook of research methodology. Educreation Publishing, 2022.
  35. Moravia A. The Red Book and the Great Wall: An impression of Mao's China. London: Secker & Warburg 1967, 1968.
  36. OPD Task Force. Operationalized Psychodynamic Diagnosis OPD-2: manual of diagnosis and treatment planning. Kirkland: Hogrefe & Huber; 2008.
  37. Osteen M. Against the End: Asceticism and Apocalypse in Don DeLillo's" End Zone". Papers on Language and Literature, 1990. Vol. 26, no. 1, pp.143.
  38. Quintino-Aires J. Emptiness in psychological science and practice. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 9, no. 4, pp. 53. DOI:10.11621/pir.2016.0402
  39. Rasmussen L. L. Earth-honoring asceticism and consumption. Cross Currents, 2008, pp. 498-513.
  40. Sedikides C., Cisek S., Hart C. M. Narcissism and brand name consumerism. The handbook of narcissism and narcissistic personality disorder: Theoretical approaches, empirical findings, and treatments, 2011, pp. 382-392. DOI:1002/9781118093108.ch34
  41. Staats A. W. Unifying psychology requires new infrastructure, theory, method, and a research agenda. Review of General Psychology, Vol. 3, no. 1, pp. 3–13. DOI:10.1037/1089-2680.3.1.3
  42. Stetsenko A., Arievitch I. M. The self in cultural-historical activity theory: reclaiming the unity of social and individual dimensions of human development. Theory and Psychology, 2004. Vol. 14, pp. 475–503. DOI:1177/0959354304044921
  43. Taylor J. G. The Enchanting Subject of Consciousness (Or Is It A Black Hole?) Review of Enchanted Looms: Conscious Network In Brains and Computers By Rodney Cotterill. Psyche, Vol. 6, no. 2. Available online at: http://psyche.cs.monash.edu.au/v6/psyche-6-02-taylor
  44. Teo T. The critique of psychology: From Kant to postcolonial theory. New York, NY: Springer, 2005. DOI:1007/b107225
  45. Vygotsky L. S. Thought and Language. Cambridge, MA: MIT Press, 1986.
  46. Vygotsky L. S. The historical meaning of the crisis in psychology: A methodological investigation. In R. W. Rieber, & J. Wollock (Eds.), The collected works of L.S. Vygotsky. Cognition and Language (A series in Psycholinguistics) (Vol. 3). Boston, MA: Springer, 1997a. DOI:1007/978-1-4615-5893-4_17
  47. Vygotsky L. Mind, consciousness, the unconscious. In R. W. Rieber, & J. Wollock (Eds.), The Collected Works of L.S. Vygotsky. Cognition and Language (A series in Psycholinguistics) (R. Van Der Veer, Trans. Vol. 3, pp. 109-121). Boston, MA: Springer, 1997b.
  48. Welling H. Four mental operations in creative cognition: The importance of abstraction. Creativity research journal, 2007. Vol. 19, no. 2-3, pp. 163-177. DOI:1080/10400410701397214
  49. Westen D., Gabbard G. O., Ortigo K. M. Psychoanalytic approaches to personality. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research(pp. 61–113). The Guilford Press, 2008.
  50. Winsper C., Bilgin A., Thompson A., Marwaha S., Chanen A.M., Singh S.P., Wang A., Furtado V. The prevalence of personality disorders in the community: a global systematic review and meta-analysis. British Journal of Psychiatry, 2020. Vol. 216, no. 2, pp. 69-78. DOI:1192/bjp.2019.166
  51. Yulia S., Luis Q. Luria’s syndrome analysis for neuropsychological assessment and rehabilitation. Psychology in Russia: State of the art, 2018. Vol. 11, no. 2, pp. 81-99. DOI:11621/pir.2018.0207
  52. Zaytseva Y., Chan R. C., Pöppel E., Heinz, A. Luria revisited: cognitive research in schizophrenia, past implications and future challenges. Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine, Vol. 10, no. 1, pp. 1-11. DOI:10.1186/s13010-015-0026-9

Информация об авторах

Мохамад Эль Мауч, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Хэнаньская международная объединенная лаборатория психологической науки о данных, Чжэнчжоуский университет, Китай, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0376-9280, e-mail: elmaouch.m@zznu.edu.cn

Цзинь Чжэн, кандидат психологических наук, руководитель Хэнаньской международной объединенной лабораторией психологической науки о данных, Чжэнчжоуский университет, Факультет психологии, Калифорнийский университет, Китай, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3191-4473, e-mail: jinzheng@zznu.edu.cn

Ши Имин, Хэнаньская международная объединенная лаборатория психологической науки о данных, Чжэнчжоуский уни- верситет, Китай, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-5279-7924, e-mail: sym1669@163.com

Метрики

Просмотров

Всего: 96
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 21
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0