Культурно-историческая психология
2024. Том 20. № 2. С. 78–88
doi:10.17759/chp.2024200209
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Г.И. Челпанов — основатель первой психологической школы в России
Аннотация
Статья посвящена аналитическому рассмотрению творчества русского философа, психолога и педагога Георгия Ивановича Челпанова и его школы. Представлены сведения о его образовании, организаторской, исследовательской и педагогической деятельности в дореволюционной и советской России. Челпанов создал систему высшего психологического образования, был автором учебников и научных трудов, отстаивал необходимость развития психологии как самостоятельной науки, опирающейся на свою методологию, вооруженную адекватными ее предмету теоретическими и экспериментальными методами. Построенный по его проекту Психологический институт при Московском университете стал местом формирования первой научной психологической школы в России, главные особенности которой заключаются в следующем: психология — это самостоятельная наука, имеющая свой предмет, методы исследования и области приложения в различных сферах социальной практики. Он создал востребованную в современном обществе профессию психолога, развитие которой продолжается в деятельности его учеников и последователей, творцов новых психологических школ.
Общая информация
Ключевые слова: Г.И. Челпанов, Психологический институт РАО, образовательная система, научная психологическая школа
Рубрика издания: История науки
Тип материала: персоналии
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2024200209
Получена: 05.02.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Ждан А.Н. Г.И. Челпанов — основатель первой психологической школы в России // Культурно-историческая психология. 2024. Том 20. № 2. С. 78–88. DOI: 10.17759/chp.2024200209
Полный текст
От редакции
10 мая 2024 года выдающемуся историку психологии члену-корреспонденту РАО доктору психологических наук, профессору Антонине Николаевне Ждан исполнилось 90 лет.
История психологии (и любой другой науки) — это не часть «введения» в психологию, не экскурсы в прошлое и даже не выжимка того главного, что уже в этом прошлом пройдено, состоялось, а вспоминается, чтобы не забылось. История психологии — это сама психология. Это движение мысли в перспективу, в которую вовлечено все многообразие научных ретроспектив. История психологии — это не память, а мышление. А значит, — сама психология как способ научного мышления и «умного делания» на практике.
Так и думает об истории психологии, так и живет в психологии Антонина Николаевна, солидаризируясь с Б.М. Тепловым, писавшим: «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования». Вне истории нет вопросов к себе, исследователю, да и исследователя нет. Нет науки. Так рассказывает об истории психологии студентам в своих лекциях, в своем учебнике А.Н. Ждан — «от Античности до наших дней».
Изложение истории психологии А.Н. Ждан поистине энциклопедично. Задача анализа — подобрать логический ключ к истории.
Вслед за П.Я. Гальпериным Антонина Николаевна пошла по пути ее реконструкции в логике развития предмета психологии. Но что такое предмет? Это то, что порождает мышление самого исследователя. Бихевиористы не изучали готового поведения, а создавали условия для его возникновения в клетках и проблемных ящиках. Фрейд и все психоаналитические школы не занимались толкованием разнообразных объективаций бессознательного в тех его ставших формах, с которым анализант уже предстал аналитику. Они искали в них смыслы, которые могут внезапно приоткрыться анализанту прямо на психоаналитической кушетке. И это актуальное переживание представляло для них главный интерес. Это, а вовсе не «воспоминания о прошлом», прошедшем, безвозвратно пройденном. Следовательно, для историка предмет науки так и останется «вещью в себе», покуда он не схватит в нем мысль его творца в своей собственной мысли.
Антонина Николаевна Ждан — это великий дар мышления историческими понятиями в науке. Не бывает историков по периодам, странам, городам, весям, направлениям, школам и т. д. Удерживая воедино историческую ретроспективу и перспективу (тут трудно сказать, где заканчивается одна и начинается другая — вспомним призыв Д.Б. Эльконина: «Вперед к Выготскому!»), она способна сделать экскурс в любую эпоху, в любую школу основательнее, глубже и детальнее «специалиста по раннему Пиаже».
Антонина Николаевна — сама историко-психологический феномен, она мыслит, живет в истории и продолжает ее в творчестве. Она из тех, кто чувствует за спиной и передает новым поколениям психологов дыхание великих учителей.
Путь в науке измеряется не годами, а мыслями. Поздравляя Антонину Николаевну с юбилеем, пожелаем ей счастливого продолжения этого пути, вдохновения великим дыханием истории, сил, здоровья и настроения для его передачи ученикам и последователям, всем, кто решил посвятить себя служению психологии.
Введение
Уникальная роль в развитии психологической науки в России принадлежит философу, психологу и педагогу Г.И. Челпанову (16(28) апреля 1862 г., Мариуполь — 13 февраля 1936 г., Москва) [5]. Челпановым и его сотрудниками и учениками была заложена научная традиция, которая составляет начало и фундамент современной отечественной психологии. В его творчестве соединились три направления, неразрывно связанные между собой: 1) научно-исследовательская деятельность по развитию психологии как науки; 2) научно-организаторская деятельность, выразившаяся в создании учреждений, предназначенных для проведения научных исследований и 3) педагогическая работа психолога-наставника, направленная на подготовку кадров психологов [21]. Целостная картина его творчества дана В.В. Умрихиным [13]; С.А. Богданчиковым [2] и др.
Годы учения
Еще будучи гимназистом (окончил Александровскую Мариупольскую гимназию с золотой медалью в 1883 г.), Челпанов проявил устойчивый интерес к психологии. «Мои вкусы уже определились: я остановился на том, что посвящу себя специальному изучению психологии. Но в какой Университет поступить и кого избрать своим руководителем? С наличными русскими научными силами того времени я был хорошо знаком. Сам очень расположенный только к эмпирической психологии, я и руководителя искал себе такого… все симпатии мои были на стороне Н.Я. Грота. Молодой ученый, автор “Психологии чувствований”, в которой проявил такую обширную эрудицию, в которой пользуется новейшими методами исследования, в основу психологии кладет физиологию» [4; с. 67]. В 1883 г. Н.Я. Грот начал преподавать в Новороссийском университете (до этого был профессором Нежинского педагогического института). В этом же году Челпанов поступает на историко-филологический факультет Новороссийского университета, который оканчивает в 1887 г. с золотой медалью за сочинение «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля». Для приготовления к профессорскому званию прикомандировывается к Московскому университету. Формирование своего философского мировоззрения связывал с влиянием Л.М. Лопатина (там же).
Начало преподавательской деятельности
В 1890 г. Г.И. Челпанов сдал магистерский экзамен по философии и психологии и в 1891/1892 учебном году начал читать лекции по психологии в Московском университете в должности приват-доцента. В связи с отсутствием ставки в Москве в 1892 г. зачисляется в штатные приват-доценты Киевского университета. В Киевском университете он проработал до 1907 г. Здесь он начал по-новому преподавать психологию. В 1897 г. Челпанов создал при кафедре философии новую организационную форму преподавания психологии — Психологическую семинарию. Это название не следует понимать в современном смысле: больше половины тем были чисто философскими: учение о причинности у Декарта, Спинозы, Канта; теория познания у Юма, Канта, Спенсера, Маха и Авенариуса; психофизический монизм Спинозы; об основании этики (Ж.М. Гюйо, Вл. Соловьев, Э. Гартман, В. Вундт, А. Шопенгауэр). По отзывам Е.Н. Трубецкого, в то время профессора Киевского университета, семинар Челпанова способствовал «необычайному поднятию философского образования». В этом семинаре формировался как философ Г.Г. Шпет. Ученик Челпанова В.В. Зеньковский также называл его философским, а самого Челпанова характеризовал прежде всего как философа, по мнению Зеньковского, бывшего «…головой выше тех исследователей в сфере философии, которые действовали в то время» [7; с.8]. В феврале 1903 г., выступая на заседании, посвященном пятилетию работы Психологической семинарии, Челпанов подчеркивал необходимость широкого философского образования для подготовки в области психологии. Психология рассматривалась Челпановым как одна из частных философских дисциплин, наряду с логикой, теорией познания, историей философии. Название дало имя организационной структуре как специально предназначенной для обучения психологии. Кроме обсуждения философско-психологических проблем, проводились лабораторные занятия. «В Киевском университете у меня в заведывании была небольшая лаборатория с 1897 по 1907 год», — писал Челпанов в 1914 г. [9; с.45). Воссоздавая шаги по созданию Психологического института, он называл эту лабораторию «маленьким институтом», а работу в ней — «своим продолжительным опытом», в результате которого (наряду с изучением организации занятий в Вундтовском институте и в американских лабораториях) сложилось ясное представление о том, «каким должен быть психологический институт при наших особенных русских условиях» [там же, с. 45]. После перехода из Киевского в Московский университет на кафедру философии (1907) Челпановым был также учрежден «Психологический семинарий», в котором обсуждались рефераты на философские и психологические темы.
Работа Челпанова в Московском университете проводилась в условиях реорганизации учебного плана историко-филологического факультета. Традиционно этот факультет осуществлял по единому плану подготовку специалистов в самых различных областях гуманитарного знания: по филологии, языковедению, истории, искусству, археологии, философии. В начале XX в. было признано целесообразным вести подготовку в университете более специализированно, в соответствии с различиями, которые существуют между науками гуманитарной сферы. В 1906/1907 учебном году был введен новый учебный план, в соответствии с которым произошло разделение учебных планов на специализированные группы. Было выделено 8 групп, среди них — группа философских наук. Ту или иную группу выбирали сами студенты. Именно в этот период реорганизации Челпанов был приглашен в качестве заведующего на кафедру философии. На него была возложена задача организовать подготовку профессионального образования в группе философских наук. Основанием для приглашения Челпанова в Московский университет был его признанный авторитет как исследователя в области философии и психологии. Его роль в поднятии философского образования в период деятельности в Киевском университете получила всеобщее признание. Свои лучшие силы Челпанов отдал психологии и организации подготовки специалистов по этой дисциплине, отстаивая в то же время идею о «…законности философских построений и важности этих последних для развития самой науки» [с. 321]. Свою первую лекцию университетского курса по психологии он посвятил вопросу об отношении психологии к философии.
Челпанов как преподаватель МГУ
Разработанный Челпановым План подготовки в группе философских наук включал пропедевтические курсы, основные курсы, семинарии и просеминарии, а также вспомогательные курсы, в том числе обеспечиваемые силами физико-математического и медицинского факультетов. Сам Г.И. Челпанов читал лекции и проводил семинары по введению в психологию, по психологии, теоретической психологии, общей психологии, экспериментальной психологии. Он проводил занятия также и по непсихологическим дисциплинам: общей педагогике, введению в философию, логике, семинары по этике и гносеологии. Специальные курсы были посвящены чтению «Этики» Спинозы и «Монадологии» Лейбница. Он вел также курс «О задачах университетского образования».
Психологический семинарий
На учреждение Психологического семинария при кафедре философии были отпущены необходимые средства, отведено помещение — 3 комнаты. Были приобретены книги и журналы для библиотеки Семинария, приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии и для демонстрации при чтении курса психологии. В дальнейшем были отпущены дополнительные средства, выделен сотрудник для обслуживания техники. В этом Семинарии Челпанов вел занятия по теоретической психологии и практические занятия по экспериментальной психологии, а с 1909 г. — исследования по экспериментальной психологии. Число желающих углубленно изучать психологию росло и вскоре превысило 40 человек. В связи с этим заниматься стало трудно в тех условиях, которые были предоставлены университетом. Тогда-то и пришла помощь от купца и мецената С.И. Щукина, на пожертвования которого и был построен Психологический институт (1914).
Создание Психологического института
Создание института явилось самым главным событием в русской психологии. На официальном торжественном открытии прозвучали приветствия и были зачитаны поздравительные телеграммы, присланные выдающимися деятелями психологической науки Европы и Америки: В. Вундтом, К. Штумпфом, О. Кюльпе, К. Марбе, В. Штерном, О. Зельцем и др., а также учеными из российских вузов и научных учреждений, редакций различных журналов. В них выражались высокие оценки научной, учебной деятельности и технической оснащенности Психологического института. Многие ораторы подчеркивали всероссийское значение открытия Института психологии и выражали пожелание, чтобы он сделался центром, объединяющим русских психологов, высказывали надежду на растущую роль России в мировой науке.
Создание психологического института было воспринято по-разному. Профессора богословия, некоторые философы отрицательно отнеслись к возможности экспериментальных исследований в психологии. Однако Челпанов, хорошо зная состояние и тенденции развития мировой психологической науки, ясно понимал, что прогресс в психологии, ее движение вперед невозможно без расширения экспериментальной работы, совершенствования объективных методов и способов исследования субъективных психических явлений. Челпанов ратовал за широкое распространение психологических лабораторий при университетах. Он регулярно пополнял Институт новейшей психологической аппаратурой и литературой с описанием экспериментальных методов
По случаю официального открытия Психологического института прислал свое поздравление И.П. Павлов: «Позвольте этим письмом поздравить Вас с зарождением на нашей родине такого выдающегося научного учреждения… от души приветствую Ваш Психологический Институт и Вас как его творца и руководителя и горячо желаю Вам полного успеха» [10; c. 100].
Психологический институт и университет
По оценке Челпанова, «Психологический институт при Московском университете находится в прямой преемственной связи с «Психологическим семинарием» при Московском университете» [12; с. 43]. В своем докладе «О задачах Московского Психологического института» на торжественном открытии Психологического института 23 марта (5 апреля по н. ст.) 1914 г. Г.И. Челпанов отмечал: «Задачи университетского психологического института находятся в тесной зависимости от задач самого университета: организация научной работы в университете самым непосредственном образом отражается на организации научной работы в университетском институте» [16; с. 41]. Вся работа Психологического института основывалась на комплексе представлений об университете как таковом, о его целях и задачах, системе отношений внутри университетского сообщества. В деятельности института воплощалась университетская идея соединения высшего образования и науки. Работа института была направлена на подготовку студентов к участию в непрерывном научном поиске в различных областях психологического знания.
С 1 сентября 1912 г. все занятия Психологического семинария были перенесены в институт. Челпанов детально изучил зарубежные прототипы в Европе и Америке. Летом 1910 г. посетил психологические лаборатории немецких университетов в Берлине, Вюрцбурге, Бонне. При этом он отмечал, что они были созданы с исследовательскими целями, задача же состоит в том, чтобы сделать из экспериментальной психологии учебный предмет. В 1911 г. он совершил поездку в Америку для изучения опыта организации там психологии как учебной дисциплины, считая, однако, что опыт работы зарубежных психологических учреждений требует серьезной коррекции: нигде в мире не было такого психологического института, который специально был бы выстроен для психологических целей.
Московский психологический институт был создан по проекту, разработанному Челпановым. С 1 сентября 1912 г. в нем начались регулярные занятия: читались лекции по общему курсу психологии, проводились лабораторные занятия, семинары. Торжественное открытие Психологического института состоялось 23 марта 1914 г.
Психологический институт в структуре МГУ
Правила о психологическом институте (их полное название «Временные правила в Психологическом институте при Императорском Московском университете») в своих положениях закрепляли цели этого учреждения как предназначенного для подготовки профессиональных специалистов по психологии. Далее приводится этот документ полностью.
- Психологический институт есть учено-учебное учреждение, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области.
- В психологическом Институте читаются лекции и ведутся практические занятия, семинарии и т. п. со студентами, лицами, оставленными при университете, и другими учащимися Московского университета по предметам, касающимся ведения института.
- Принадлежащее институту имущество не может быть обращено ни на какие цели, кроме указанных в п. 1—2.
- Психологический институт находится в структуре историко-филологического факультета. В случае изменения современного распределения кафедр по факультетам институт переходит в заведывание того факультета, при котором находится кафедра философии.
- Директором Психологического института состоит профессор философии, преподающий психологию. При наличии нескольких профессоров по этой кафедре в момент замещения должности директора таковой избирается факультетом из их числа.
- На директора возлагается ближайшее заведывание Институтом и руководство научной деятельностью его.
- В здании института отводится место для редакции Психологического журнала, в случае таковой будет издаваться преподавателями института, и для склада изданий Института. Кроме того, Институт имеет право отвести место для библиотеки Московского психологического общества и предоставлять помещение для его заседаний.
- Для занятий в институте требуется разрешение директора.
- Институт имеет право печатать свои «Труды».
- Институт имеет печать с надписью «психологический Институт имени Л.Г. Щукиной при Московском университете».
- Психологический институт может устраивать отдельные лекции и систематические по предметам, относящимся к его ведению» [4; с. 46].
Система университетского психологического образования
Важной заслугой Г.И. Челпанова является создание системы университетского образования по подготовке психологов-профессионалов. Эта система основывается на следующих положениях:
- высокий уровень философской и теоретической подготовки;
- владение методами исследования, особенно методом эксперимента;
- неразрывная связь преподавания с исследовательской деятельностью преподавателя и студента. «Усвоение знаний должно происходить путем ознакомления с методами научного исследования. Студент должен знать, как научная истина добывается» [16; с. 41]. Г.И. Челпанов создал продуманную организацию занятий. Каждый курс был связан с другими, дополнявшими и расширявшими его. Большое внимание уделялось самостоятельной работе студентов, внимательность к студенту сочеталась с высокой требовательностью, с воспитанием у студентов добросовестного ответственного отношения к занятиям.
Опубликованные Челпановым учебники и учебные пособия по философии, психологии, экспериментальной психологии были образцовыми с дидактической точки зрения, отвечали задаче систематического ознакомления с основами этих областей знания. Опубликованный в 1915 г. учебник по экспериментальной психологии «Введение в экспериментальную психологию», которым пользовались студенты, по оценке А.Н. Леонтьева, вышедщего из школы Челпанова, был лучшим руководством среди аналогичных зарубежных изданий. Созданная Челпановым система университетского психологического образования в ее основных чертах составляет и сегодня фундамент подготовки психологических кадров в высшей школе в нашей стране. В научно-педагогической деятельности Г.И. Челпанова воплотились образцовые черты его личности как наставника и учителя, особенно значимые в профессии психолога: беззаветная преданность науке, честность и ответственность, добросовестность, осторожность, сознание долга перед наукой.
Школа Челпанова
За свою 30-летнюю научно-педагогическую деятельность Г.И. Челпанов создал первую в отечественной психологии научную школу. Ее началом можно считать создание в 1906/1907 учебном году Психологической семинарии на историко-филологическом факультете Московского университета. Число желающих записаться в Семинарию в целях углубленного занятия психологией постоянно росло: от нескольких человек в 1906/1907 учебном году до 40 — в 1912 г., когда при Московском университете был открыт Психологический институт имени Л.Г. Щукиной
Выдающиеся ученые, ставшие классиками психологической науки — Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, С.В .Кравков, А.Н. Леонтьев и др., всего более 120 человек, в разные годы были учениками Челпанова. Первым был Б.М. Теплов. А.Н. Леонтьев был последним (по счету) учеником Челпанова: он поступил на историко-филологический факультет университета в 1921 г., сдавал ему экзамен по немецкому языку. После 1921 г. в МГУ начались годы перестройки образования. Любимым учеником Г.И. Челпанова и соратником в организационной деятельности был философ, психолог, теоретик культуры, переводчик философской и художественной литературы Г.Г. Шпет. Труды Шпета стали методологическим фундаментом для культурно-исторической теории Л.С. Выготского (1928—1934) и его школы, определившей все последующее развитие университетской психологии в Москве, которую вследствие этого стали называть Московской школой. Соратники и последователи Выготского — А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперин, развивая его идеи, создали собственные научные школы. В известном смысле можно говорить о преемственности в развитии психологического университетского образования, начиная от Г.И. Челпанова.
Преобразования в Психологическом институте после революции 1917 г.
Г.И. Челпанов был директором Института до ноября 1923 г.
После Октябрьской революции начался процесс идеологизации образования и науки. Ухудшились условия работы в Институте и обучения в Университете. В годы революции и гражданской войны не пополнялось оборудование лабораторий, не приобретала книг библиотека, были частые перерывы в подаче электричества. Помещения не отапливались. На заседании историко-филологического факультета 3 февраля 1920 г. было принято постановление: «1. Просить гг. профессоров и преподавателей перенести возможно большее количество часов занятий на частные квартиры и другие отапливаемые помещения, помимо университета; 2. Возобновить, хотя бы отчасти, занятия с понедельника, 9 февраля, воспользовавшись двумя отапливаемыми комнатами Психологического института; 3. Поручить Президиуму ускорить назначение служителя в Психологический институт, взамен умершего, а также ускорить приведение в порядок железных печей в Институте» [6; ].
После упразднения филологического факультета (1921) Психологический институт вошел в Ассоциацию словесно-гуманитарных научных институтов при Московском государственном университете, а Челпанов был утвержден его директором. Изменилась структура Института — он стал разделяться на 8 секций (отделений): общей психологии, экспериментальной психологии, генетической психологии (психологии детского возраста, зоопсихологии), дифференциальной психологии, этнической и социальной психологии, прикладной психологии (педагогической психологии, психологии труда, криминальной психологии), истории психологии. В период существования Института при факультете общественных наук (1921—1924) положение психологии в Московском университете ухудшается. Еще в конце 1920 г. в одном из своих писем Челпанов отмечал: «В университете кое-какие занятия идут, но, собственно, не налаживаются. Уровень студенчества понижается все больше и больше. Научных занятий нельзя наладить потому, что все студенты служат (некогда читать), и, кроме того, совсем нет книг» [8; с. 88]. И все же преподавание психологии продолжает занимать важное место в университетской подготовке. В 1925 г., по заключению Правления Московского университета, Психологический институт признавался учебно-вспомогательным учреждением, обслуживающим три факультета: общественных наук (ФОН), физмата и медфака. Челпанов в 1921—1923 гг. был профессором кафедры философии факультета общественных наук. Читал лекции по философским проблемам психологии, вел общефакультетский курс психологии на факультете общественных наук. Сотрудниками Института проводились семинарские занятия, занятия в практикуме по экспериментальной психологии. На разных отделениях ФОНа преподавались также педология (К.Н. Корнилов), социальная психология (Г.Г. Шпет), психология и педагогика мышления (А.Г. Цирес).
Отставка Челпанова
Челпанов старался «по-прежнему удержать прежний тип занятий» [8; с. 89], однако делать это становилось все труднее. На заседании Правления университета в 1922 г. не было утверждено представление Челпанова о проведении практических занятий по экспериментальной психологии как якобы не предусмотренных планом преподавания на ФОНе. Затрудняется решение вопросов об оплате ассистентов Челпанова, о количестве оплачиваемых часов практических занятий, о числе участников практикума. Главная причина такого отношения к Челпанову — его теоретическая позиция. А она оставалась неизменной на протяжении всей его деятельности и состояла в приверженности к эмпирической психологии, основанной на данных самонаблюдения и дополненных экспериментом. В обстановке развернувшейся в 20-х гг. компании по перестройке психологии на основах марксизма и вызванной ею дискуссии по проблеме «психология и марксизм» позиция Челпанова расценивалась как метафизика и идеализм, как не соответствующая марксизму. За такой оценкой скоро последовали и оргвыводы, завершившиеся отставкой Челпанова.
Особенно важная роль в критике Челпанова принадлежала К.Н. Корнилову. В прошлом ученик Челпанова, Корнилов был оставлен после окончания историко-филологического факультета (1910) научным сотрудником Психологического института. С 1916 г. Корнилов — приват-доцент Московского университета. В 1921 г. по поручению Наркомпроса он организует педагогический факультет во 2-м МГУ, назначается его деканом и профессором кафедры психологии. Одновременно он продолжает работать в 1-м МГУ. После образования ассоциации институтов при ФОНе был выдвинут председателем психологической секции Института научной философии.
В июне 1923 г. Корнилов написал заявление в Президиум ФОНа. В этом заявлении он указал на несоответствие психологии Челпанова марксизму. В другом своем заявлении в июле 1923 г. Корнилов дает отрицательную оценку психологическим курсам Челпанова. «Большинство предлагаемых курсов — говорится в этом документе, — а также и лекторов, как и ходатайствующих об открытии этих курсов студентов, составляют ядро тех научно-исследовательских курсов, которые были организованы при бывшем Психол. институте проф. Челпановым и существование которых было признано совершенно нецелесообразным новой коллегией Института науч. философии. По-видимому, ту деятельность, которая была признана нецелесообразной в пределах Института, проф. Челпанов предполагает перенести еще в менее подходящее место — на ФОН» [2]. 2 ноября 1923 г.деканат ФОНа сообщил Корнилову о его назначении заведующим Психологическим институтом [11]. 10 ноября 1923 г. ректор МГУ В.П. Волгин уведомил Челпанова об отчислении его из университета, выразив при этом ему «глубокую благодарность за долголетнюю службу и энергичные труды по созданию и организации Психологического института». 15 ноября Челпанову было предложено сдать Психологический институт «лицу, указанному деканом ФОН. О сроке и порядке сдачи Вам надлежит договориться с проф. К.Н. Корниловым». Ученик хладнокровно предал учителя. Причины увольнения были идеологического характера. Челпанов так и понимал происходящее и в одном из своих писем подчеркивал: «Когда правительство объявило, что психология должна, подобно всем наукам, разрабатываться в духе марксизма, нас обвинили в том, что мы как метафизики и идеалисты для дальнейшей работы не годимся. Мы пытались доказать, что мы как психологи совершенно нейтральны, стоим на строго эмпирической точке зрения и в качестве таковых не можем быть ни идеалистами, ни материалистами. Но никого убедить не в состоянии. Главные наши изгнатели — это Корнилов и Блонский» [8; с. 90].
Отставка вызвала у Челпанова, по его собственным словам, состояние депрессии. Можно только догадываться о глубине его переживаний от вынужденного бездействия, от происходившего на его глазах разрушения того, чему была отдана жизнь. «Грустно подумать, — делился он своими переживаниями в письме, — что они разрушат все то, что созидалось с таким огромным трудом» (там же).
После увольнения Челпанова «бывшие сотрудники Института разбрелись в разные стороны» (там же). Состав Института обновился. Его новый директор привлекает к работе в Институте молодых ученых — Л.С. Выготского, А.Р. Лурию, А.Н. Леонтьева. Корнилов провозгласил задачей Института перестройку методологической базы психологии на основе марксизма [20]. Деятельность Института в этом направлении проходила уже в период его отдельного от университета существования. После отделения от Университета (1925) Институт существует в качестве самостоятельного учреждения и получает новое название: Государственный институт экспериментальной психологии.
После отставки научная деятельность Челпанова не прекратилась. В 1926 г. он обратился в Президиум Российской ассоциации научно-исследовательских институтов с заявлением, в котором просил разрешить ему участвовать в работах Психологического института и приложил план предполагаемых экспериментальных исследований. Планировавшееся изучение «психологической оптики» охватывало проблемы восприятия пространственных форм, творчества в области живописи и скульптуры. Предполагалось исследование особенностей примитивного искусства, живописной техники художников эпохи Возрождения, импрессионистической живописи. В качестве обоснования такого направления работы Челпанов называл оживление интереса русской науки к вопросам искусствознания. Однако он не был зачислен в Психологический институт.
Челпанов в ГАХН
Намеченные работы Георгий Иванович выполнял в Государственной Академии художественных наук (ГАХН), членом которой был с момента ее основания (1921) до закрытия (1930). Кроме Челпанова, в Академии активно работали: психологи — Н.И. Жинкин, Н.П. Ферстер, Н.Н. Волков, С.Н. Беляева-Экземплярская, В.М. Экземплярский, Б.Н. Северный, П.М. Якобсон, П.Н. Каптерев; физиологи — С.В. Кравков и А.Ф. Самойлов; психиатры — И.Д. Ермаков и П.И. Карпов (руководитель группы по изучению художественного творчества душевнобольных); философы — Г.Г. Шпет (вице-президент ГАХН), С.Л. Франк, Б.А. Фохт. 23 января 1928 г. в театральной секции выступил Л.С. Выготский с докладом «К изучению психологии творчества актера», в котором поставил ряд методологических вопросов, связанных с определением границ и методов психологического изучения сценического творчества.
В ГАХН Челпанов был председателем комиссий по изучению восприятия пространства и художественного творчества, входивших в состав физико-психологического отделения. Руководимые им исследования проводились на основе изучения биографий и автобиографий художников, продуктов художественного творчества с привлечением материалов лабораторных работ. Результаты представлены в докладах Челпанова на пленарных заседаниях, на заседаниях физико-психологического отделения и его комиссий: «Роль движений глаз в оценке красоты формы» (1924), «Понятие творчества и роль подсознательного в творчестве» (1925), «Психологическое объяснение красоты простых форм» (1925), «Психофизическое объяснение эстетического удовольствия» (1926), «Проблема понимания чужой душевной жизни в искусстве» (1928). В архиве Челпанова содержатся материалы, в которых он упоминает и другие доклады: «Проблемы психологии художественного творчества (1926), «Методы творческой мысли (природа вдохновения)» (1927), «Методика экспериментального изучения детского художественного восприятия» (1928), «О творчестве в науке и искусстве» (1929).
В 1925—1929 гг. Г.И. Челпанов выступал в Московском доме ученых с публичными лекциями: «Проблема эмерджентной эволюции на 6-м Международном философском конгрессе в Америке», «Эволюция бихевиоризма в Америке», «Структурная психология (Gestaltpsychologie) в Германии», «Новейшие психологические течения во Франции», «Закон диалектического развития в современной психологии», «Психология в эпоху Великой Французской революции».
Отношение Челпанова к философии и марксизму
В 1926 г. Г.И .Челпанов принимал участие в дискуссии, проходившей во 2-м МГУ, на тему «Психология и марксизм», с тем же докладом выступил в Ленинграде. В отчетах о научной работе в 20-х гг. Челпанов называл также сконструированный им «универсальный аппарат» — прибор для психотехнических целей и для преподавания психологии (образцовый экземпляр этого аппарата изготовлен в 1935 г. на заводе «Физэлектроприбор»). Монография «Очерки психологии» была последней в списке его трудов.
Но больше всего сил после вынужденного ухода из Психологического института Челпанов отдавал разъяснению своей позиции по отношению к марксизму, поскольку именно упрек в идеализме и несоответствии его научных взглядов марксизму послужил основанием для отставки. Ссылаясь на свои книги «Введение в экспериментальную психологию» (1924) и «Очерки психологии» (1926), Челпанов опровергал эти обвинения как необоснованные, защищая тезис о независимости психологии от какой-либо философии. «В философии я являюсь сторонником метафизических построений. В гносеологии я являюсь сторонником критического реализма и противником всех видов гносеологического идеализма (имманентных школ, Авенариуса, трансцендентального идеализма и т. п.). В психологии я провожу резкую разграничительную линию между философской и эмпирической психологией» [14]. В пяти книгах (1924—1927) Челпанов всесторонне раскрывает свое понимание отношения психологии к марксизму: «Современная эмпирическая психология, признающая внутренний опыт исходным пунктом своего учения и в такой же мере применяющая и объективные методы изучения душевных явлений, находится в согласии с марксизмом». Он доказывал, что называющие себя сторонниками марксистского направления (Корнилов, Блонский, Залкинд и др.) понимают марксизм неправильно — в духе вульгарного материализма и «…создали такой хаос в понимании методов психологического изучения, что можно прямо сказать, что развитие научной психологии в России остановилось» [23]. По мнению Челпанова, «…специально марксистская психология есть психология социальная» [20].
В 1926 г. он обратился в Главнауку с предложением об организации Института социальной психологии. Мысли Челпанова об отношении психологии к марксизму, критика им теоретической позиции Корнилова и его сторонников не были и не могли быть услышаны в исторических условиях 20-х гг. Начиная с этого времени в советской психологии происходило внедрение марксистских идей, в том числе с помощью вненаучных аргументов и мер административного и идеологического характера (хотя и не только таким путем). Гонения на Челпанова сделали его научную судьбу трагической.
Оценка деятельности Челпанова в ГАХН
Деятельность Г.И. Челпанова получила высокую оценку ГАХН. Академией было сделано представление его кандидатуры во Всесоюзную Академию наук. Далее приводится текст Представления.
Во всесоюзную Академию Наук
Отзыв о Челпанове
Нижеподписавшиеся считают своей обязанностью для предстоящего конкурса на замещение вновь открывшихся в Академии кафедр указать кандидатуру Георгия Ивановича Челпанова. Имя его достаточно известно в Союзе. Изложенное ниже ставит себе целью лишь воспроизвести основные моменты его научно-философской деятельности.
Научная деятельность Г.И. Челпанова в области философии, начавшаяся в 1888 г. и продолжающаяся более 40 лет, сосредоточилась на проблеме психологии как науки. Исследовательская работа была направлена на отыскание методов и условий, при которых психология может сделаться наукой.
В 1-й научной работе (1888 г. «Общие результаты психометрических исследований» — Доклад в Московском психологическом обществе) он указал на приложимость экспериментальных методов к изучению психических явлений, причем указал, что это не исключает, но предполагает интроспективный метод.
Обширное двухтомное исследование, посвященное проблеме восприятия пространства (ч. 1-я, 1896, ч. 2-я, 1904), использует в 1896 г. аналитический метод изучения указанной проблемы, а в 1904 г. — метод феноменологический, исключительное значение которых как методов психологического исследования было признано впоследствии. Метод феноменологический выступает у него под именем метода «рефлексии» при объяснении генезиса высших понятий: пространства, времени, числа и пр. Проблема пространства была исследована с использованием обширного материала и метагеометрии (геометрия Лобачевского, Римана и др.). При объяснении генезиса геометрических аксиом в 1904 г. пришел к идее «подразумевания» в отличие от представления (Кн. 1, с. 423 и след.), которое в современной психологии считается существенным признаком мышления. Использован обширный материал восприятия пространства, приводится различие между психологией и гносеологией, которые в то время смешивались, что является серьезным препятствием для научного исследования. Привлекаются доводы в пользу теории непроизводности пространства против распространенной в то время генетической теории или теории производства пространства. В том же исследовании пространства привел доводы в пользу критического реализма против господствовавшего в то время гносеологического идеализма (имманентная школа, Авенариус и др.). То же и во «Введении в философию». В книге «Мозг и душа» (1900) подверг тщательному анализу многочисленные факты связи между явлениями психическими и физическими и нашел, что наиболее приемлемой является гипотеза психофизического параллелизма в ее эмпирической форме: «…когда в сознании имеется определенное состояние, то в физической сфере ему соответствует некоторое определенное физическое явление». Из принципа параллелизма следует признание самостоятельности психологии как науки, пользующейся интроспективным методом.
В 1907 г. вступил в Московский университет. Во вводной лекции «Об отношении психологии к философии» показал зависимость построения психологии как науки от философских предпосылок. В 1911 г. утверждения прикладной психологии, получившие тогда широкое применение, оценивал с точки зрения наличности цельных психических процессов, неразложимых на составные части, несводимости личности к сумме отдельных признаков (статья «Современная индивидуальная психология»). В 1914 г. выполнено экспериментально-психологическое исследование, произведенное в лаборатории Московского Психологического института на тему «К вопросу об отношении между психофизическими методами», ст. 1-я (Труды Мос. психологич. института. Т. 1, вып. 1—2, 1914). Исходя из предположения, что только детальные показания самонаблюдения испытуемых придают ценность экспериментальному методу, ввел опрос испытуемых. В 1918—1922 гг. предпринял обширное экспериментальное исследование для выяснения техники опроса. Выяснилось, что есть определенные приемы опроса — расчленение процесса, повторное восприятие и упражнение (результаты доложены на 1-м Психоневрологическом съезде, янв. 1923, Москва). Исходя из убеждения, что первенствующее значение в современной психологии принадлежит экспериментальному методу, он издал в 1915 г. книгу «Введение в экспериментальную психологию». Теоретиче- ски обосновал и необходимость аналитического метода (статьи 1917—1918 гг. в «Психологическом обозрении» и раньше в сборнике «Задачи современной психологии» в 1909 г.). В 1922 г. в связи с новой идеологией (учение Маркса) возникло отрицательное отношение к психологии как науке и ее пытались заменить каким-нибудь видом естествознания, он написал в 1923 г. обширную монографию «Психология и естествознание» (научно-методические очерки), часть которых опубликована в 6 книжках. Здесь на материале первоисточников по истории материализма, истории психологии, истории диалектики в психологии пришел к выводу, что, с точки зрения учения Маркса, психология должна быть самостоятельной наукой и что философские предпосылки психологии в учении Маркса те же, что и в современной научной психологии. Таким образом, по Челпанову, психология, источником которой является интроспекция, может сделаться научной при условии использования аналитических и экспериментальных методов. Рассмотрение философских предпосылок приводит к убеждению, что психология должна быть самостоятельной наукой.
В эпоху революции с 1920 по 1928 г. напечатано 62 п. л.
Но, кроме этого, исключительны талант и заслуги Челпанова в организации научно-исследовательской работы. Она известна десяткам ученых и сотням педагогов, прошедших его философскую школу.
Список важнейших трудов
- Общие результаты психометрических измерений и их значение для психологии. Русск. Мысль. 1888. № 7.
- Проблема восприятия пространства. Ч. 1. 1896; Ч. 2. 1904.
- Мозг и душа. 1900, 1918 (6): здесь и далее в скобках обозначается количество изданий.
- О памяти и мнемонике 1900, 1903 (2).
- Введение в философию 1905, 1919 (7).
- Учебник психологии. 1906, 1916 (16).
- Учебник логики. 1906, 1919 (10).
- Философские исследования 5 книг. Под ред. Челпанова.
- Об отношении философии к психологии. 1907 // Вопр. философ. и психол. Кн.89.
- О предмете психологии. 1908 // Вопр. филос. и психол. Кн. 93.
- Сборник статей. Психология и школа. 1912.
- Психологические исследования. Труды Психологического института при Московском университете. Т. 1. Вып. 1—2 / Под ред Челпанова.
- Введение в экспериментальную психологию. 1915, 1924 (3).
- Психологическое обозрение. В 3 кн. 1917—1919 / Под. ред. Челпанова.
С 1920 г.
- Ближайшие задачи психологии труда (Труды конференции по НОТ. 1921. Вып. V).
- Психология и марксизм. 1924, 1925 (2).
- Объективная психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). 1926.
- Биологическая точка зрения в психологии. Сборник, посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности Г.И. Россолимо. М., 1925.
- Объективная психология в России и в Америке (Рефлексология и психология поведения). М., 1925.
- Социальная психология или условные рефлексы? М., 1926.
- Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927.
- Закон диалектического развития в современной психологии (сдан в печать).
Под Представлением стоят 22 подписи: Н. Виноградов, Г.Г. Шпет, П. Сакулин, В.М. Экземплярский, А.В. Бакушинский, Н.И. Жинкин, А.Ф. Лосев, Б.А. Фохт, С.В. Кравков и другие выдающиеся ученые, члены ГАХН
В 1930 г. Г.И. Челпанов был отчислен из ГАХН по сокращению штатов. Он остался без работы. Ему не дают возможность читать публичные лекции и издавать свои работы. Тяжелым было его материальное положение. Большие надежды он возлагал на сконструированный им «универсальный психологический аппарат для психологических и психотерапевтических исследований». Однако все попытки реализовать это изобретение окончились неудачей, аппарат так и не был запущен в производство, а единственный опытный экземпляр начал работать уже после его смерти.
Г.И. Челпанов скончался 13 февраля 1936 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Могила утрачена.
Литература
- Богданчиков С.А. История проблемы «Психология и марксизм» дисс….канд. психол. наук. М.; МГУ, 1993.
- Богданчиков С.А. Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. 2007. № 2. С. 68—78.
- В Президиум факультета общественных наук //Архив МГУ. Ф.18. Оп.1 Д.34.
- Временные правила в Психологическом институте при Императорском Московском университете // Вопросы психологи. 1992 № 3—4. С. 46.
- Ждан А.Н. Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1994. № 2. С. 67-72.
- Заседание историко-филологического факультета Московского университета 1920 года, месяца февраля, 3 дня //Архив МГУ.Ф.18. Оп.1. Д.16. Л.6.
- Зеньковский В.В. Памяти проф. Г.И. Челпанова // Г.И. Челпанов. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1994. С. 10-11.
- Из переписки Г.И. Челпанова и А.М. Щербины // Психологический журнал. 1999. Том 12. № 5. С. 86—92.
- Из трудов Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Т.1. Вып. 1—2. С. 273—279 // Вопросы психологии. 1992. № 3—4. С. 43—50.
- Письмо И.П. Павлова Г.И. Челпанову // Вопросы психологии. 1955. № 3. С. 99—100
- Проф. К.Н. Корнилову. Письмо //Архив МГУ. Ф.18. Оп.1. Д.119. Л.5.10.
- Речи и приветствия на торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете // Вопросы психологии. 1992. № 5—6. С. 41—44.
- Умрихин В.В. Г.И. Челпанов и его школа / Психология в Московском университете: 1755—2005. — Научный редактор А.Н. Ждан. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 97—114.
- Челпанов Г.И. Мое отношение к марксизму в психологии // ОР РГБ. Ф. 326. п.37. ед/х.12.
- Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1994
- Челпанов Г.И. О задачах Московского Психологического Института // Вопросы психологии. 1992. № 5—6. С. 41—42.
- Челпанов Г.И. Очерки психологии. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009.
- Челпанов Г.И. Собраний сочинений / Г.И.Челпанов. Т.1. Кн.1. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1: Представление пространства с точки зрения психологии. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2011 (Материалы по истории московской психологической школы: Библиотека психолога и педагога).
- Челпанов Г.И. Собрание сочинений. / Г.И.Челпанов. Т. 1. Кн. 2. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. II: Представление пространства с точки зрения гносеологии. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2011 (Материалы по истории московской психологической школы: библиотека психолога и педагога).
- Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924, 1925.
- Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.; Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
- Челпанов Г.И. Объективная психология в России и Америке. Рефлексология и психология поведения. М., 1925.
- Челпанов Г.И. Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926.
- Челпанов Г.И. Социальная психология или условные рефлексы? М., изд. автора, 1926.
- Челпанов Г.И. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., изд. автора, 1927.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 538
В прошлом месяце: 161
В текущем месяце: 83
Скачиваний
Всего: 75
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8