О системе категорий культурно-исторической психологии

113

Резюме

В статье обсуждаются особенности системного строения культурно-исторической психологии (КИП). Ее «твердым ядром» является понятие личности как «социального в нас», введенное Л.С. Выготским в противоположность традиционному понятию личности как совокупности психологических черт индивида. Выделяя ряд системообразующих категорий культурно-исторической психологии, авторы рассматривают их взаимосвязь и роль в процессе становления и развития этой теории. Показано, что, выйдя на понимание личности как «психологической системы», Выготский, тем самым, закладывает «системную точку зрения» на процессы развития и распада высшей психики. Его теория принадлежит к коперниканскому типу научных систем, поскольку в ней учитывается «движение наблюдателя» — культурно-историческое развитие человеческой личности.
Ключевые слова:система, сотрудничество, вращивание, знаковое опосредствование, зона ближайшего развития, переживание, аффект, личность.

Общая информация

Ключевые слова: система, сотрудничество, вращивание, знаковое опосредствование, зона ближайшего развития, переживание, аффект, личность

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025000001

Поступила в редакцию 03.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Рубцов, В.В., Майданский, А.Д. (2025). О системе категорий культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/chp.2025000001

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  3. Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 129–148. DOI: 10.17759/chp.2016120308
  4. Выготский Л.С. Записные книжки. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+, 2017. 607 с.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 5–328.
  6. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М.: ГИЗ, 1936. С. 197–211.
  7. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л.С. Выготского. М.: Изд-во СПОН Наркомпроса РСФСР, 1924. С. 5–30.
  8. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1986. № 1. С. 52–63.
  9. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 376–385.
  10. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 269–317.
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. – Л.: Соцэкгиз, 1934. 324 с.
  12. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 6–86.
  13. Выготский Л.С. Практическая деятельность и мышление в развитии ребенка в связи с проблемой политехнизма // На психотехническом фронте: материалы к Первому съезду Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии. Тезисы докладов 20–21 мая 1931. М. – Л.: Соцэкгиз, 1931. С. 38–40.
  14. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  15. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование// Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 91–318.
  16. Завершнева Е.Ю. Две линии развития категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 116–132.
  17. Завершнева Е.Ю. К определению понятия «бессознательное» в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 102–118.
  18. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский... // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 3. С. 96–104.
  19. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: эволюция понятия // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. С. 45–57. DOI: 10.17759/chp.2024200305
  20. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122–132.
  21. Конокотин А.В. Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач. Дисс. канд. психол. наук. М., 2023. 213 с.
  22. Крицкий А.Г. Психологические условия использования компьютера как средства организации совместной учебной деятельности. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 148 с.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. 304 с.
  24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 584 с.
  25. Майданский А.Д. Мышление и труд (читая Выготского) // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 3. C. 4–12. DOI: 10.17759/chp.2023190301
  26. Майданский А.Д. Понятие вращивания в теории развития высших психологических функций статья Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. C. 36–44. DOI: 10.17759/chp.2024200304
  27. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Том I. М.: Эксмо, 2017. 1200 с.
  28. Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 3. С. 103–112.
  29. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Институт Практической Психологии, 1996. 384 с.
  30. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология учебных взаимодействий (избранные статьи, выступления, проекты). Книга первая. М.: ИД «Городец», 2024. 575 с.
  31. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 1. № 1. С. 14–24.
  32. Тхостов А.Ш. Культурно-историческая патопсихология. М.: Канон+, 2020. 320 с.
  33. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 2. № 4. С. 61–73.
  34. Fleer M., González Rey F., Veresov N. (Eds.) Perezhivanie, Emotions and Subjectivity: Advancing Vygotsky’s Legacy. Springer Nature Singapore, 2017.
  35. Rubtsov, V. V., Konokotin, A. Formation of Higher Mental Functions in Children with Special Educational Needs via Social Interaction / in Evaluation and treatment of Neuropsychologically Compromised Children // ed. D.Nemeth, J.Glosman/ Academic press. 2020, 356pp. P. 179-195.
  36. Stiles W.B., Gabalda I.C., Ribeiro E. Exceeding the Therapeutic Zone of Proximal Development as a clinical Error // Psychotherapy. 2016. Vol. 53. №. 3. P. 268–272. DOI: 10.1037/pst0000061
  37. Veresov N., Fleer M. Perezhivanie as a Theoretical Concept for Researching Young Children’s Development // Mind, Culture, and Activity, 2016, vol. 23, pp. 325–335. DOI: 10.1080/10749039.2016.1186198
  38. Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between Education, Development & Health from Cultural-Historical Perspective // Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16. № 2. P. 89–106. DOI: 10.17759/chp.2020160211

Информация об авторах

Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), президент, Федерация психологов образования России, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Андрей Дмитриевич Майданский, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»), ассоциированный научный сотрудник, Институт философии Российской Академии наук, г. Москва, Российская Федерация, Белгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2061-3878, e-mail: maidansky@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 159
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 113
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 4

 Всего

За все время: 272
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 9