О системе категорий культурно-исторической психологии
Резюме
В статье обсуждаются особенности системного строения культурно-исторической психологии (КИП). Ее «твердым ядром» является понятие личности как «социального в нас», введенное Л.С. Выготским в противоположность традиционному понятию личности как совокупности психологических черт индивида. Выделяя ряд системообразующих категорий культурно-исторической психологии, авторы рассматривают их взаимосвязь и роль в процессе становления и развития этой теории. Показано, что, выйдя на понимание личности как «психологической системы», Выготский, тем самым, закладывает «системную точку зрения» на процессы развития и распада высшей психики. Его теория принадлежит к коперниканскому типу научных систем, поскольку в ней учитывается «движение наблюдателя» — культурно-историческое развитие человеческой личности.
Ключевые слова:система, сотрудничество, вращивание, знаковое опосредствование, зона ближайшего развития, переживание, аффект, личность.
Общая информация
Ключевые слова: система, сотрудничество, вращивание, знаковое опосредствование, зона ближайшего развития, переживание, аффект, личность
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025000001
Поступила в редакцию 03.07.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Рубцов, В.В., Майданский, А.Д. (2025). О системе категорий культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/chp.2025000001
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
- Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 129–148. DOI: 10.17759/chp.2016120308
- Выготский Л.С. Записные книжки. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+, 2017. 607 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 5–328.
- Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М.: ГИЗ, 1936. С. 197–211.
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л.С. Выготского. М.: Изд-во СПОН Наркомпроса РСФСР, 1924. С. 5–30.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1986. № 1. С. 52–63.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 376–385.
- Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 269–317.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М. – Л.: Соцэкгиз, 1934. 324 с.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 6–86.
- Выготский Л.С. Практическая деятельность и мышление в развитии ребенка в связи с проблемой политехнизма // На психотехническом фронте: материалы к Первому съезду Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии. Тезисы докладов 20–21 мая 1931. М. – Л.: Соцэкгиз, 1931. С. 38–40.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование// Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 91–318.
- Завершнева Е.Ю. Две линии развития категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 116–132.
- Завершнева Е.Ю. К определению понятия «бессознательное» в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 102–118.
- Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский... // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 3. С. 96–104.
- Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: эволюция понятия // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. С. 45–57. DOI: 10.17759/chp.2024200305
- Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122–132.
- Конокотин А.В. Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач. Дисс. канд. психол. наук. М., 2023. 213 с.
- Крицкий А.Г. Психологические условия использования компьютера как средства организации совместной учебной деятельности. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 148 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 584 с.
- Майданский А.Д. Мышление и труд (читая Выготского) // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 3. C. 4–12. DOI: 10.17759/chp.2023190301
- Майданский А.Д. Понятие вращивания в теории развития высших психологических функций статья Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. C. 36–44. DOI: 10.17759/chp.2024200304
- Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Том I. М.: Эксмо, 2017. 1200 с.
- Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 3. С. 103–112.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Институт Практической Психологии, 1996. 384 с.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология учебных взаимодействий (избранные статьи, выступления, проекты). Книга первая. М.: ИД «Городец», 2024. 575 с.
- Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 1. № 1. С. 14–24.
- Тхостов А.Ш. Культурно-историческая патопсихология. М.: Канон+, 2020. 320 с.
- Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 2. № 4. С. 61–73.
- Fleer M., González Rey F., Veresov N. (Eds.) Perezhivanie, Emotions and Subjectivity: Advancing Vygotsky’s Legacy. Springer Nature Singapore, 2017.
- Rubtsov, V. V., Konokotin, A. Formation of Higher Mental Functions in Children with Special Educational Needs via Social Interaction / in Evaluation and treatment of Neuropsychologically Compromised Children // ed. D.Nemeth, J.Glosman/ Academic press. 2020, 356pp. P. 179-195.
- Stiles W.B., Gabalda I.C., Ribeiro E. Exceeding the Therapeutic Zone of Proximal Development as a clinical Error // Psychotherapy. 2016. Vol. 53. №. 3. P. 268–272. DOI: 10.1037/pst0000061
- Veresov N., Fleer M. Perezhivanie as a Theoretical Concept for Researching Young Children’s Development // Mind, Culture, and Activity, 2016, vol. 23, pp. 325–335. DOI: 10.1080/10749039.2016.1186198
- Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between Education, Development & Health from Cultural-Historical Perspective // Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16. № 2. P. 89–106. DOI: 10.17759/chp.2020160211
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 159
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 5
Скачиваний PDF
За все время: 113
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 4
Всего
За все время: 272
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 9