«Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» («Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood», сокращенное название DC:0–5™ [1]) представляет собой развернутую диагностическую систему, принятую сегодня во многих зарубежных странах в качестве стандарта при оценке состояния детей первых лет жизни с признаками психических отклонений или нарушений психического развития. Диагностическая классификация DC:0–5™ была разработана и продолжает постоянно совершенствоваться усилиями международной организации ZERO TO THREE1, которая с 70-х годов прошлого столетия объединяет ведущих специалистов в области развития и психического здоровья детей первых лет жизни. Изначально в задачи этой организации входил анализ отчетов по клиническим случаям, поступающих из медицинских центров, с целью выявления поведенческих паттернов, сопровождающих проблемы развития в младенчестве и раннем детстве, описания групп расстройств, создания набора диагностических категорий и т.п. Позднее специалистами ZERO TO THREE была разработана развернутая диагностическая система, основывающаяся на пяти осях. DC:0–5™ вышла в свет в 2016 году и является третьей редакцией этого диагностического руководства. В предыдущих изданиях 1994 года (DC:0–3) [2] и 2005 года (DC:0–3R) [3] возрастной диапазон детей ограничивался первыми тремя и четырьмя годами жизни соответственно. DC:0–5™ охватывает период от рождения до пяти лет включительно, т.е. до исполнения ребенку шести лет.
В соответствии с современными мировыми тенденциями DC:0–5™ предназначена для проведения комплексной междисциплинарной оценки психических нарушений у ребенка, в связи с чем она имеет многоосевую структуру. Диагностика осуществляется по пяти направлениям (осям). Ось I «Клинические расстройства» является основной и содержит описание более сорока видов психических отклонений у детей от рождения и до достижения ими шестилетнего возраста. Все ранние психические расстройства разделены на восемь рубрик: «Расстройства нейропсихического развития», «Расстройства сенсорных процессов», «Тревожные расстройства», «Расстройства настроения», «Обсессивно-компульсивные и связанные с ними расстройства», «Расстройства сна, пищевого поведения и синдром плача», «Посттравматические, адаптационные и депривационные расстройства» и «Расстройства отношений». Расстройства представлены в соответствии со схемой: 1. Диагностический алгоритм в виде специфических критериев расстройства и неспецифических симптомов нарушения социального функционирования ребенка и (или) его семьи, а также возраст начала нарушения и его продолжительность; 2. Диагностические детали расстройства; 3. Дополнительные данные в поддержку диагноза; 4. Особенности развития при данном расстройстве; 5. Популяционная частота; 6. Данные о течении; 7. Факторы риска и прогноза; 8. Проблемы диагностики, связанные с культуральными особенностями семьи; 9. Гендерные различия; 10. Дифференциальный диагноз; 11. Сведения о коморбидности; 12. Отражение диагноза по DC:0–5™ в системах ICD-10 и DSM-5. Соотнесение DC:0–5™ с системами DSM-V и МКБ-10 позволяет использовать эту классификацию как дополнительную, учитывающую ярко выраженную специфику психических нарушений в младенчестве и раннем детстве. DC:0–5™, кроме того, снабжена специальным разделом «Перекрестные ссылки с DSM-V и МКБ-10».
Оси II - V предназначены для оценки средовых и органических факторов с точки зрения их значимости для развития заболевания, его течения, прогноза, а также в качестве ресурса для лечения и социальной реабилитации ребенка. Так, Ось II «Контекст отношений» предлагает проводить оценку ряда составляющих родительского отношения к ребенку с психическими отклонениями, например, способностей родителя обеспечивать ребенку физическую безопасность, удовлетворять его основные потребности, обучать ребенка, стимулировать его включенность в социальное взаимодействие, проявлять интерес к его индивидуальности и перспективам развития и т.п. Ось III «Условия и факторы физического здоровья» отражает значимые с точки зрения психиатрического диагноза перинатальные состояния и воздействия, наличие врождённых аномалий и генетических синдромов, сенсорные выпадения, хронические соматические, неврологические и другие заболевания, острые медицинские состояния, а также прививочный статус. Ось IV «Психосоциальные и средовые стресс-факторы» задает основу для идентификации и оценки силы стрессоров, способных повлиять на проявление и течение психического заболевания у младенца или маленького ребенка, включая специфичные для этого возраста стрессоры. Среди них длительное разлучение с родителем или замещающим его лицом, вступление родителя в новый брак, рождение сиблинга, помещение в приемную семью и многие другие. Ось V «Компетенции ребенка» направлена на оценку умений, приобретенных ребенком в эмоциональной, когнитивной, речевой, социальной и двигательной сферах. Такая оценка может быть основана на данных наблюдения за взаимодействием ребенка с близкими взрослыми, отчетах родителей, формализованных тестах развития, а также на данных из предлагаемой в руководстве Таблицы этапов развития.
С каждой своей новой редакцией «Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» становилась все более объемным и детализированным руководством, включающим в себя все больше сведений о феноменах ранних психических отклонений, а также подходах к их определению и выявлению. Рабочей группой, состоящей из ведущих детских психиатров и психологов Европы и Северной Америки, был проанализирован и обобщен широкий международный опыт, полученный от практиков шести континентов [1]. К сожалению, российские специалисты в области детского психического здоровья в этой работе участия не принимали. Осведомленность отечественных детских психиатров и психологов как о самой этой работе, так и о ее результате — издании диагностического руководства, была и остается крайне низкой. При этом запрос со стороны современной клинической практики на подобные разработки огромен.
Стремясь в какой-то мере восполнить этот пробел, научная группа ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» под руководством Г.В. Скобло в период с 2002 по 2017 годы провела ряд исследовательских работ с целью анализа научных и практических подходов, предлагаемых данной классификацией. В рамках этих работ был сделан рабочий вариант перевода текста всех редакций, проведена апробация диагностических подходов на российских выборках, предпринят анализ концептуальных подходов к оценке состояния психического здоровья маленького ребенка, а также выявлены параллели с диагностикой в отечественной детской психиатрии и клинической психологии. Данная тематика освещалась в многочисленных материалах, опубликованных в российских научных изданиях [4-8 и др.], а также в ряде докладов на научных конференциях всероссийского и международного уровня и вузовских лекциях.
Значительным шагом вперед в деле продвижения знаний о DC:0-5™ в России, несомненно, станет ее русское издание, вышедшее в свет в этом году [9]. Оно было осуществлено в рамках международного гранта «Психическое здоровье и ранняя помощь», выполняемого некоммерческой организацией «Социальная школа Каритас»2 в сотрудничестве с кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ. Все работы проводились с официального согласия и при содействии компании- разработчика ZERO TO THREE. Кроме того, в октябре- декабре 2022 года «Социальная школа Каритас» проводит ознакомительный интернет-курс по DC:0–5™ на русском языке. Он предназначен для широкого круга для специалистов в области психического здоровья детей и соответствует первой ступени обучения по ее использованию. Этот курс вошел в состав программы дополнительного профессионального образования «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста»3.
Таким образом, DC:0–5™ хоть и медленно, но последовательно входит в поле зрения российских детских психиатров, психологов и других специалистов, вовлеченных в процесс оценки психического здоровья самых маленьких пациентов. Вместе с тем, целый ряд ее положений требует дальнейшего осмысления отечественным профессиональным сообществом, в том числе, соотнесения с принятыми у нас диагностическими и терапевтическими практиками, терминологией, представлениями о прогрессе в развитии детей в условиях психического заболевания и т.п. Часть этих вопросов ранее уже освещалась нами в публикациях [5-7]. Однако круг тем, связанных с использованием DC:0–5™ в России, достаточно широк, а сама проблема возможного внедрения в клинико-психологическую и психиатрическую практику разработанных в DC:0–5™ подходов заслуживает отдельного рассмотрения и анализа.