Оценка психологического воздействия изоляции в период пандемии COVID-19 на детей и подростков в Тунисе: поперечное исследование

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

ВВЕДЕНИЕ: Пандемия COVID-19 привела к введению общенациональной изоляции во многих странах, в том числе в Тунисе, где она действовала с марта по май 2020 г. Это нарушило повседневную жизнь и затруднило доступ к социально значимым услугам. Ограничения, введенные в этот период, значительно сократили социальное взаимодействие и возможности активного отдыха детей и подростков, что вызвало опасения по поводу психологического воздействия на эту популяцию.

ЦЕЛЬ: Оценить психологическое воздействие изоляции, введенной в связи с пандемией COVID-19, на детей и подростков в Тунисе.

МЕТОДЫ: В период с 10 по 24 августа 2020 года было проведено поперечное исследование, в ходе которого по телефону опросили 514 тунисских домохозяйств. В исследование были включены родители детей в возрасте от 5 до 15 лет. Собранные данные включали социально-демографические характеристики, общую информацию, а также сведения о внедрении распорядка дня и об адаптивных карантинных мероприятиях. Для оценки симптомов тревоги, эмоциональных и поведенческих симптомов был разработан опросник, состоящий из 26 пунктов. Анализ взаимосвязей между симптомами у детей и социально-демографическими факторами проводился с использованием описательных аналитических методов и критерия хи-квадрат.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Родители сообщали о наличии у своих детей депрессивной симптоматики (38,7%), симптомов тревоги (69,8%) и поведенческих симптомов (61,9%). Среди девочек наблюдался значительно более высокий уровень депрессивной симптоматики, нарушений сна и расстройств пищевого поведения (p=0,002, p=0,034 и p=0,011 соответственно). У детей с хроническими соматическими заболеваниями, и детей, имеющих родителей, которые страдали этими заболеваниями, отмечался достоверно более высокий уровень жалоб на соматическое состояние (p=0,037). Дети, отцы которых продолжали работать во время изоляции, чаще демонстрировали позитивное отношение к пандемии COVID-19 (p=0,027). Позитивный настрой также чаще встречался среди детей с симптомами тревоги (p=0,002), тогда как у детей с депрессивной симптоматикой такой связи не наблюдалось (p=0,19).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Изоляция оказала существенное психологическое воздействие на детей и подростков в Тунисе, которое выражалось высокой частотой тревоги, депрессии и поведенческих нарушений. Эти результаты могут способствовать разработке научно обоснованных рекомендаций, направленных на защиту психического здоровья детей и подростков в сценариях будущих пандемий.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, изоляция, психологическое воздействие, дети и подростки, Тунис

Рубрика издания: Исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17816/CP15612

Поступила в редакцию 25.12.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: бин Хамуда, А., Хамза, М., Дауд, М., Бургу, С., Чарфи, Ф., Харизи, Ш., Фахфах, Р., Бельхадж, А. (2025). Оценка психологического воздействия изоляции в период пандемии COVID-19 на детей и подростков в Тунисе: поперечное исследование. Consortium Psychiatricum, 6(3), 35–45. https://doi.org/10.17816/CP15612

Лицензия: Creative Commons NonCommercial-NonDerivates 4.0 International (CC BY-NC-ND 4.0)

Литература

  1. Cucinotta D, Vanelli M. WHO Declares COVID-19 a Pandemic. Acta Biomed. 2020;91(1):157–160. doi: 10.23750/abm.v91i1.9397
  2. Racine N, Cooke JE, Eirich R, et al. Child and adolescent mental illness during COVID-19: A rapid review. Psychiatry Res. 2020;292:113307. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113307
  3. Lambert JE, Charfi F, Ouali U, et al. Depression and Functioning during the COVID-19 Pandemic among Adults across Tunisia. Int J Environ Rle Public Health. 2024;21(10):1363. doi: 10.3390/ijerph21101363
  4. Panchal U, Salazar De Pablo G, Franco M, et al. The impact of COVID-19 lockdown on child and adolescent mental health: systematic review. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2023;32(7):1151–1177. doi: 10.1007/s00787-021-01856-w
  5. Singh S, Roy D, Sinha K, et al. Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations. Psychiatry Res. 2020;293:113429. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113429
  6. Fong VC, Iarocci G. Child and Family Outcomes Following Pandemics: A Systematic Review and Recommendations on COVID-19 Policies. J Pediatr Psychol. 2020;45(10):1124–1143. doi: 10.1093/jpepsy/jsaa092
  7. Saurabh K, Ranjan S. Compliance and Psychological Impact of Quarantine in Children and Adolescents due to Covid-19 Pandemic. Indian J Pediatr. 2020;87(7):532–536. doi: 10.1007/s12098-020-03347-3
  8. Kılınçel Ş, Kılınçel O, Muratdağı G, et al. Factors affecting the anxiety levels of adolescents in home-quarantine during COVID-19 pandemic in Turkey. Asia Pac Psychiatry. 2021;13(2):e12406. doi: 10.1111/appy.12406
  9. Seçer İ, Ulaş S. An Investigation of the Effect of COVID-19 on OCD in Youth in the Context of Emotional Reactivity, Experiential Avoidance, Depression and Anxiety. Int J Ment Health Addict. 2021;19(6):2306–2319. doi: 10.1007/s11469-020-00322-z
  10. Zhou SJ, Zhang LG, Wang LL, et al. Prevalence and socio-demographic correlates of psychological health problems in Chinese adolescents during the outbreak of COVID-19. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2020;29(6):749–758. doi: 10.1007/s00787-020-01541-4
  11. Li HY, Cao H, Leung DYP, et al. The Psychological Impacts of a COVID-19 Outbreak on College Students in China: A Longitudinal Study. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(11):3933. doi: 10.3390/ijerph17113933
  12. Yue J, Zang X, Le Y, et al. Anxiety, depression and PTSD among children and their parent during 2019 novel coronavirus disease (COVID-19) outbreak in China. Curr Psychol. 2022;41(8):5723–5730. doi: 10.1007/s12144-020-01191-4
  13. Bourgou S, Manaa R, Kouki N, et al. [Initial impact of the COVID-19 pandemic on Tunisian parents and children]. Neuropsychiatr Enfance Adolesc. 2022;70(1):43–48. French. doi: 10.1016/j.neurenf.2021.11.004
  14. Guedria A, Slama H, Fredj MB, et al. Assessing parents’ and children’s psychological well-being and its associated factors during the COVID-19 lockdown in a Tunisian-North African population. BMC Public Health. 2023;23(1):2280. doi: 10.1186/s12889-023-17206-1
  15. Solmi M, Estradé A, Thompson T, et al. Physical and mental health impact of COVID-19 on children, adolescents, and their families: The Collaborative Outcomes study on Health and Functioning during Infection Times — Children and Adolescents (COH-FIT-C&A). J Affect Disord. 2022;299:367–376. doi: 10.1016/j.jad.2021.09.090
  16. Morgül E, Kallitsoglou A, Essau CA. Psychological effects of the COVID-19 lockdown on children and families in the UK. Revista de Psicología Clínica con Niños y Adolescentes. 2020;7(3):42–48. doi: 10.21134/rpcna.2020.mon.2049
  17. Salari N, Hosseinian-Far A, Jalali R, et al. Prevalence of stress, anxiety, depression among the general population during the COVID-19 pandemic: a systematic review and meta-analysis. Glob Health. 2020;16(1):57. doi: 10.1186/s12992-020-00589-w
  18. Luijten MA, van Muilekom MM, Teela L, et al. The impact of lockdown during the COVID-19 pandemic on mental and social health of children and adolescents. Qual Life Res. 2021;30(10):2795–804. doi : 10.1007/s11136-021-02861-x
  19. Bignardi G, Dalmaijer ES, Anwyl-Irvine AL, et al. Longitudinal increases in childhood depression symptoms during the COVID-19 lockdown. Arch Dis Child. 2021;106(8):791–797. doi: 10.1136/archdischild-2020-320372
  20. Xie X, Xue Q, Zhou Y, et al. Mental Health Status Among Children in Home Confinement During the Coronavirus Disease 2019 Outbreak in Hubei Province, China. JAMA Pediatr. 2020;174(9):898–900. doi: 10.1001/jamapediatrics.2020.1619
  21. Spinelli M, Lionetti F, Pastore M, et al. Parents’ stress and children’s psychological problems in families facing the COVID-19 outbreak in Italy. Front Psychol. 2020;11:1713. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01713
  22. Zgueb Y, Bourgou S, Neffeti A, et al. Psychological crisis intervention response to the COVID 19 pandemic: A Tunisian centralised Protocol. Psychiatry Res. 2020;289:113042. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113042
  23. Charfi F, Ben Hamouda A, Bourgou S, et al. Covid-19 and mental disorders in children and adolescents: Experience of the child and adolescent psychiatry department of the Mongi Slim Hospital of Tunis. Tunis Med. 2020;98(8-9):619–624.

Информация об авторах

Абир бин Хамуда, врач, отделение детской психиатрии, Больница Монги Слим, Лаборатория LR22SP01, Медицинский факультет, Тунисский университет Эль-Манар, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8174-7058, e-mail: abir.benhamouda@fmt.utm.tn

Мерием Хамза, врач, отделение детской психиатрии, Больница Монги Слим, Лаборатория LR22SP01, медицинский факультет, Университет Эль-Манар, Тунис, e-mail: abir.benhamouda@fmt.utm.tn

Мона Дауд, врач, отделение детской психиатрии, Больница Монги Слим, Лаборатория LR22SP01, Медицинский факультет, Тунисский университет Эль-Манар, e-mail: abir.benhamouda@fmt.utm.tn

Сомайя Бургу, врач, отделение детской психиатрии, Больница Монги Слим, Лаборатория LR22SP01, Медицинский факультет, Тунисский университет Эль-Манар, e-mail: abir.benhamouda@fmt.utm.tn

Фатма Чарфи, врач, отделение психиатрии, Больница Монги Слим, Лаборатория LR22SP01, Медицинский факультет, Тунисский университет Эль-Манар, e-mail: abir.benhamouda@fmt.utm.tn

Шахида Харизи, Лаборатория LR22SP01, Медицинский факультет, Тунисский университет Эль-Манар, Кафедра эпидемиологии, Больница Абдеррахмана Мами, e-mail: abir.benhamouda@fmt.utm.tn

Радхуан Фахфах, Лаборатория LR22SP01, Медицинский факультет, Тунисский университет Эль-Манар, Кафедра эпидемиологии, Больница Абдеррахмана Мами

Алем Бельхадж, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6909-9430

Метрики

 Просмотров web

За все время: 13
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 13
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3