Мотив утешения у передвижников

1073

Аннотация

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 07-06-00477а. В статье рассматриваются особенности творчества русских худож-ников-передвижников с точки зрения понимания ими искусства как сред¬ства воспитания человеческого сердца. Авторы показывают, что мо¬тив утешения у передвижников есть мотив деятельного сочувствия, ак-тивного участия зрителя в том смысловом сюжетном пространстве, которое создано художником средствами искусства.

Общая информация

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Для цитаты: Донец В.В., Федунина Н.Ю., Шерягина Е.В. Мотив утешения у передвижников // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 3.

Фрагмент статьи

... Мы выбрали для начала одно из направлений русской живописи, пере­движников, и попытаемся поразмышлять над их манерой утешения, связанной с особым пониманием человека в мире, его места и предназна­чения, а также спецификой задач, которые ставят перед собой эти худож­ники.

Товарищество передвижных художественных выставок было созда­но в 1870г. по инициативе Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова, И.Н.Крамского, Н.Н.Ге и др. Искусство понималось ими как средство воспитания, про­свещения души, правдивого и нравственного диалога с человеком, диа­лога, взывающего к сердцам. Свою задачу они видели не только в конста­тации таких «случаев» окружающей жизни, которые невозможно воспри­нимать без гнева и боли, но и поиске положительных начал бытия, нравственных ориентиров для общества. Передвижник не «пишет» кар­тины, но служит высоким идеалам, как это было и в классицизме. Но если классицизм стремится показать идеал, понимая это как способ вос­питания души (видя благородное, доброе, достойное остаться в вечнос­ти, человек учится быть таким же и поступать так же), то установка пере­движников - показывать и то, что противоречит идеалу. Рассматривая это как свой подход к просвещению души, они сталкивают нас с тем, на что мы бы с удовольствием закрыли глаза, взывают к нашей совести и чело­вечности.

Если 18 век, классицизм, принципиально не показывает ничего зло­го, некрасивого, недостойного (люди и события в этих картинах - идеал, а надежда и утешение - в «правильности» события), то у передвижников не само событие дарит надежду и утешение, а поведение людей внутри него. Передвижники ведут со зрителем особый диалог. Н.Н.Ге так писал о своих картинах, отображающих события Страстной недели: «Я хочу, чтобы, выходя с выставки, они забыли про свои глупые заботы, я хочу потрясти их сердца страданиями Христа». А Васнецов говорил об «Але­нушке», что написал ее для горячего человеческого сердца. Вот к чему они обращаются в зрителе - не просто внимать, но участвовать, не со­зерцать, но со-действовать. Картины передвижников почти всегда раз­вернуты на зрителя, обращены к нему. Эта открытость вовне, когда зри­тель становится как бы частью картины, - важный прием у передвижни­ков. ...

Информация об авторах

Донец Вера Всеволодовна, старший научный сотрудник лекционного отдела Государственной Третьяковской Галереи, Москва, Россия

Федунина Наталия Юрьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия, e-mail: natalia_fedunina@mail.ru

Шерягина Елена Владимировна, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4840-8297, e-mail: sheryagina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1731
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1073
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1