Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 2. С. 178–192
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Негативные психологические последствия обучения в массовой средней школе для учащихся и их семей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образование, взаимодействие семьи и школы, психологические границы семьи, эмоциональное насилие, образовательная депривация, образовательные интересы семьи, детско-родительские отношения
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Жичкина А.Е., Кравец Е.А. Негативные психологические последствия обучения в массовой средней школе для учащихся и их семей // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 178–192.
Фрагмент статьи
Итак, фактическая обязательность получения детьми общего образования в массовой школе наряду с противоречием организации образовательного процесса интересам семей учащихся создает большое количество проблем в различных областях, а именно:
1) Нарушение психологических границ семьи представителями школы,которое выражается:
в проблеме давления со стороны учителей на родителей, чтобы они оказывали влияние на не хотящих учиться и нормативно вести себя в предложенных условиях детей, повышали их успеваемость и влияли на поведение;проблеме все бо льшего насильственного вовлечения родителей в образовательный процесс в силу усложнения образовательных программ;
2) Депривирующее влияние школы на учащихся, которое выражается:
в пренебрежительном и неуважительном отношении учителей к детям, не соответствующим (частично или полностью) требованиям школьной образовательной системы; выдавливании из школы тех детей, которые не могут и/или не хотят усваивать образовательную программу средней школы хотя бы в минимальном «троечном» объеме; препятствии освоению других видов деятельности, общения, социализации, более соответствующих потребностям детей, в связи с чрезмерной учебной загружённостью, что в конечном счете снижает возможности адаптации ребенка; ухудшении детско-родительских отношений, связанном с насильственной трансляцией родителями школьных требований, не соответствующих интересам или возможностям детей.
Перечисленные проблемы будут рассмотрены более подробно.
Литература
Алексеенкова В.Г. Личность в условиях психической депривации. СПб., 2009.
Байбородова Л.В. Взаимодействие семьи и школы. М., 2005.
Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. СПб., 2000.
Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2004.
Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников средних школ // Социологические исследования. 2007. Май.
Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Дисс. …канд. психол. наук. М., 1990.
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273AФЗ.
Зязева Е.В. Реализация полифункциональных возможностей домашнего задания в решении образовательных задач по химии: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Тобольск, 1998.
Иовчук Н.М., Северный А.А. Учитель и ученик: истоки психологического насилия // Дети России: насилие и защита: Материалы Российской науч.-практ. конференции / Науч. ред. Н.В. Вострокнутов, А.А. Северный. М., 1997.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Миков П., Суслов А. Права человека в школах Пермской области. Пермь, 2004.
Новая российская школа: свобода или тирания? Материалы круглого стола, проведенного в информационном агентстве «Росбалт»: Электронная аудио- запись. 2011. http://video.yandex.ru/users/dAkonkurs/view/24#
О направлении учебных планов на 1991/92 учебный год // Вестник образоваA ния: СправочноAинформационное издание Министерства образования РСФСР. 1991. № 3.
Отношение детей и подростков к школе: Электронный документ: 31.08.2009.
URL: http://www.rdtAinfo.ru/20090831146/otnoshenieAdeteyAiApodrostkovAkA
shkole.html
Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Почему грамотность чтения российских восьмиклассников ниже, чем четвероклассников? Углублённый анализ результатов международных сравнительных исследований качества образоA вания PIRLS и PISA. Электронный документ: 2009. URL: www.ciced. ru/docs/2009_10_02.../PIRLS_PISA.doc
Сапоровская М.В. ДетскоAродительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.
Северный А.А. Проблемы охраны психического здоровья детей в России // СборA ник тезисов международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)» / под ред. Н.В. ВосA трокнутова. М., 2001.
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223AФЗ.
Терешатова Е.В. Новая российская школа: свобода или тирания? Электронный документ: 16.05.2011. URL: http://direktor.ru/blog.htm?id=190
Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. М., 2006.
Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4564
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 916
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0