Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию

5256

Аннотация

В статье предлагается модель развития эмпатии как способности. Вводится модель эмпатических способностей, созданная на основе модели способностей В.Д. Шадрикова. Анализируется структура эмпатической способности как состоящая из функциональных, операционных и мотивационных компонентов. На основании модели рассматриваются приемы и методы развития эмпатии. Излагаются результаты экспериментального исследования развития эмпатии студентов в ходе обучения психологическому консультированию в мастерских по понимающей психотерапии.

Общая информация

Ключевые слова: эмпатия, способности, развитие эмпатии, психологическое консультирование, понимающая психотерапия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Карягина Т.Д., Иванова А.В., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 182–207.

Фрагмент статьи

Задача развития  эмпатии обладает значимостью с точки зрения гуманизации человеческих отношений и социальных институтов. Отвечающая живым запросам психологической  практики, эта задача способна также, на наш взгляд, стать точкой роста теории эмпатии. Для нас именно практические задачи развития эмпатии будущих психологов-консультантов и осмысления многолетнего опыта такого развития в мастерских по психологическому консультированию являются отправными точками размышления и тем «полигоном», на котором создается и может быть проверена та или иная теоретическая модель эмпатии.

Несмотря на постепенное накопление в последние десятилетия продуктивных теоретических наработок в области эмпатии [Юсупов, 1997; Менджерицкая,1998;  Тютяева, 2002], до сих пор в отечественной психологии не существует концепций и теорий, способных «в полноте и глубине» систематизировать и обобщать многообразные  эмпатические  феномены и явления в их развитии.

Наш подход к практико-ориентированному изучению эмпатии опирается на две общепсихологических категории — высшей психической функции и способности. В одной из предыдущих работ мы наметили основные контуры обоснования подхода к развитию эмпатии как высшей психической функции [Карягина, 2010]. Такой подход утверждает процессуальность эмпатии и возможности ее развития. В его рамках ставятся вопросы о культурном опосредовании онтогенетического и профессионального развития эмпатии, о многоуровневом и системном видении эмпатических явлений, о мере произвольности  и возможностях управления, овладения эмпатическим процессом, особенно в деятельности специалистов помогающих профессий [Бережковская,  РаA динская, 2006; Карягина, 2010].

Литература

  1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга на примере студентов гуманитарного профиля: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2011. — 23 с.
  2. Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как  психологическое средство развития личности: автореф. дисс.... канд. психол. наук. — Хабаровск,  2007. — 23 с.
  3. Бережковская Е.Л., Радинская Н.Г. КультурноAисторическая и гуманистическая психология: возможные точки  схода (эмпатия как  высшая психическая функция // Вестник РГГУ. 2006. № 1. С. 126—145.
  4. Борисенко С.Б. Методы формирования эмпатии учителей: дисс. ... канд. психол. наук / С.Б. Борисенко. — Л., 1988. — 283 с.
  5. Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М.Дэвиса // Консульт. психол. и психотерапия. 2013. № 1. С. 202—228.
  6. Василюк Ф.Е.  Понимающая психотерапия как  психотехническая система: дисс.… докт. психол. наук. — М., 2007 (а). — 407 с.
  7. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопр. психол. 2007 (б). № 2. С. 3—14.
  8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975, № 2. С. 147—158.
  9. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности  у детей младшего и среднего школьного возраста: дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1977. — 149 с.
  10. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младA ших  подростков // Психология  межличностного познания / под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981. — С. 122—139.
  11. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. — СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. — 352 с.
  12. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7—8 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Краснодар, 2003. — 22 с.
  13. Иванова А.В. Структура и развитие эмпатических способностей в ходе обучения психологическому консультированию: выпускная квалификационная рабоA та. — М., МГППУ, 2013. — 110 с.
  14. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических  способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися:  автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 24 с.
  15. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консульт. психол. и психотерапия. 2010, № 1. С. 38—54.
  16. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Московск. психотерапевт. журнал. 2009, № 4. С. 50—73.
  17. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. … канд. психол. наук. — Москва: 2013. — 175 с.
  18. Карягина Т.Д., Матвеева К.М. Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии // Психологическая наука и образование. 2012. № 5. — C. 67—78.
  19. Кохут Х. Анализ самости. — М.: КогитоAцентр,  2003. — 369 с.
  20. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1998. — 289 с.
  21. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.:  Независимая фирма «Класс», 1994. — 144 с.
  22. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. — М., Академический проект, 2003. — 112 с.
  23. Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного дейA ствия и сопереживания.  — М.: Языки славянских культур, 2012. — 222 с. Рубинштейн  С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 47—54.
  24. Стерн Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. — СПб.: ВосточноAЕвропейский  инAт психоаналиA за, 2006. — 376 с.
  25. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М., 1987. — 24 с.
  26. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных  разлиA чий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 55—63.
  27. Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста:  автореф.  дисс. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2002. — 26 с.
  28. Тютяева О.В. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия [Электронный  ресурс]  / http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/26_1/ (дата обращения: 01.12.12)
  29. Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении: дисс…канд. психол.наук. — М., 1983.
  30. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2010, № 3, т. 7. С. 41—56.
  31. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека:  Учебное  пособие, 2Aе изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с:
  32. Шадриков В.Д. Психология способностей // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 64—79.
  33. Шерягина  Е.В. Проективная методика исследования  стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия.  — 2013, № 2. C. 212—224.
  34. Щербакова  Н.А. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной  литературы: автореф. дисс. … канд. психол.  наук. — Курск, 2003. — 17 с.
  35. Юсупов И.М.  Психология эмпатии (теоретические и  прикладные аспекты): дисс. … докт. психол. наук. — М.: 2005. — 255 с.
  36. Davis M.H. Empathy: A social psychological approach. — Boulder, CO: Westview Press, 1996. — 260 p.
  37. Diego M.A., Jones N.A. Neonatal antecedents for empathy // Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. — Cambridge University Press, 2007. — p. 145—168.
  38. Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. — Cambridge University Press, 2007. — 506 p.
  39. Gallese V. The shared manifold hypothesis: embodied simulation and its role in empathy and social cognition // Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. — Cambridge University Press, 2007. — p. 448—473.
  40. Gilet A4L., Studer J., Mella N., Grune D., Labouvie4Vief G. Assessing Dispositional Empathy in  Adults:A French Validation  of  the  Interpersonal Reactivity Index (IRI)  // Canadian Journal of Behavioural Science. — 2013, Vol. 45, № 1, 42—48.
  41. Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annual Review of Neuroscience. — 2004. — Vol. 27. — P. 169—192.
  42. Stein E. On the problem of empathy. — Washington, DC: ICS Publications, 1989. —135 p.
  43. Stueber K. Measuring empathy // Stanford Encyclopedia of Philosophy. — [Электрон. ресурс]. — http://plato.stanford.edu/entries/empathy/ measuring.html  (дата обращения: 01.12.12).

Информация об авторах

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, научный сотрудник, онлайн-школа "Психодемия", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-0839, e-mail: kartan18@gmail.com

Иванова Анастасия Владимировна, выпускница факультета консультативной и клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, тьютор в колледже архитектуры, дизайна и реинжениринга № 26, Москва, Россия, e-mail: ivanova@mail.ru

Иванова Александра Владимировна, педагог-психолог, центр «Перекресток», Москва, Россия, e-mail: Scotland.iv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 6244
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 5256
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 3