Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 4. С. 182–207
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмпатия, способности, развитие эмпатии, психологическое консультирование, понимающая психотерапия
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Карягина Т.Д., Иванова А.В., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 182–207.
Фрагмент статьи
Задача развития эмпатии обладает значимостью с точки зрения гуманизации человеческих отношений и социальных институтов. Отвечающая живым запросам психологической практики, эта задача способна также, на наш взгляд, стать точкой роста теории эмпатии. Для нас именно практические задачи развития эмпатии будущих психологов-консультантов и осмысления многолетнего опыта такого развития в мастерских по психологическому консультированию являются отправными точками размышления и тем «полигоном», на котором создается и может быть проверена та или иная теоретическая модель эмпатии.
Несмотря на постепенное накопление в последние десятилетия продуктивных теоретических наработок в области эмпатии [Юсупов, 1997; Менджерицкая,1998; Тютяева, 2002], до сих пор в отечественной психологии не существует концепций и теорий, способных «в полноте и глубине» систематизировать и обобщать многообразные эмпатические феномены и явления в их развитии.
Наш подход к практико-ориентированному изучению эмпатии опирается на две общепсихологических категории — высшей психической функции и способности. В одной из предыдущих работ мы наметили основные контуры обоснования подхода к развитию эмпатии как высшей психической функции [Карягина, 2010]. Такой подход утверждает процессуальность эмпатии и возможности ее развития. В его рамках ставятся вопросы о культурном опосредовании онтогенетического и профессионального развития эмпатии, о многоуровневом и системном видении эмпатических явлений, о мере произвольности и возможностях управления, овладения эмпатическим процессом, особенно в деятельности специалистов помогающих профессий [Бережковская, РаA динская, 2006; Карягина, 2010].
Литература
-
Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга на примере студентов гуманитарного профиля: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2011. — 23 с.
-
Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как психологическое средство развития личности: автореф. дисс.... канд. психол. наук. — Хабаровск, 2007. — 23 с.
-
Бережковская Е.Л., Радинская Н.Г. КультурноAисторическая и гуманистическая психология: возможные точки схода (эмпатия как высшая психическая функция // Вестник РГГУ. 2006. № 1. С. 126—145.
-
Борисенко С.Б. Методы формирования эмпатии учителей: дисс. ... канд. психол. наук / С.Б. Борисенко. — Л., 1988. — 283 с.
-
Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М.Дэвиса // Консульт. психол. и психотерапия. 2013. № 1. С. 202—228.
-
Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: дисс.… докт. психол. наук. — М., 2007 (а). — 407 с.
-
Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопр. психол. 2007 (б). № 2. С. 3—14.
-
Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975, № 2. С. 147—158.
-
Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1977. — 149 с.
-
Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младA ших подростков // Психология межличностного познания / под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981. — С. 122—139.
-
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. — СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. — 352 с.
-
Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7—8 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Краснодар, 2003. — 22 с.
-
Иванова А.В. Структура и развитие эмпатических способностей в ходе обучения психологическому консультированию: выпускная квалификационная рабоA та. — М., МГППУ, 2013. — 110 с.
-
Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 24 с.
-
Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консульт. психол. и психотерапия. 2010, № 1. С. 38—54.
-
Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Московск. психотерапевт. журнал. 2009, № 4. С. 50—73.
-
Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. … канд. психол. наук. — Москва: 2013. — 175 с.
-
Карягина Т.Д., Матвеева К.М. Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии // Психологическая наука и образование. 2012. № 5. — C. 67—78.
-
Кохут Х. Анализ самости. — М.: КогитоAцентр, 2003. — 369 с.
-
Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1998. — 289 с.
-
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994. — 144 с.
-
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. — М., Академический проект, 2003. — 112 с.
-
Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного дейA ствия и сопереживания. — М.: Языки славянских культур, 2012. — 222 с. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 47—54.
-
Стерн Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. — СПб.: ВосточноAЕвропейский инAт психоаналиA за, 2006. — 376 с.
-
Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М., 1987. — 24 с.
-
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных разлиA чий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 55—63.
-
Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2002. — 26 с.
-
Тютяева О.В. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия [Электронный ресурс] / http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/26_1/ (дата обращения: 01.12.12)
-
Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении: дисс…канд. психол.наук. — М., 1983.
-
Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2010, № 3, т. 7. С. 41—56.
-
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2Aе изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с:
-
Шадриков В.Д. Психология способностей // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 64—79.
-
Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. — 2013, № 2. C. 212—224.
-
Щербакова Н.А. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Курск, 2003. — 17 с.
-
Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): дисс. … докт. психол. наук. — М.: 2005. — 255 с.
-
Davis M.H. Empathy: A social psychological approach. — Boulder, CO: Westview Press, 1996. — 260 p.
-
Diego M.A., Jones N.A. Neonatal antecedents for empathy // Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. — Cambridge University Press, 2007. — p. 145—168.
-
Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. — Cambridge University Press, 2007. — 506 p.
-
Gallese V. The shared manifold hypothesis: embodied simulation and its role in empathy and social cognition // Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. — Cambridge University Press, 2007. — p. 448—473.
-
Gilet A4L., Studer J., Mella N., Grune D., Labouvie4Vief G. Assessing Dispositional Empathy in Adults:A French Validation of the Interpersonal Reactivity Index (IRI) // Canadian Journal of Behavioural Science. — 2013, Vol. 45, № 1, 42—48.
-
Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annual Review of Neuroscience. — 2004. — Vol. 27. — P. 169—192.
-
Stein E. On the problem of empathy. — Washington, DC: ICS Publications, 1989. —135 p.
-
Stueber K. Measuring empathy // Stanford Encyclopedia of Philosophy. — [Электрон. ресурс]. — http://plato.stanford.edu/entries/empathy/ measuring.html (дата обращения: 01.12.12).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6244
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 5256
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 3