Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 4. С. 226–234
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Волонтерское движение: возможности участия студентов-психологов: опыт работы Клуба волонтеров факультета
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: волонтерское движение, психолог-волонтер, рефлексивно-деятельностный подход, дети с особенностями развития и инвалидностью, учебные трудности и их преодоление
Рубрика издания: Дебют
Тип материала: эссе
Для цитаты: Ефремова Е.С. Волонтерское движение: возможности участия студентов-психологов: опыт работы Клуба волонтеров факультета // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 226–234.
Полный текст
В современных условиях волонтерское движение является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. Приоритетным направлением государственной молодежной политики в Российской федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р) на период до 2016 года называется системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. В обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения (Денисова, 2010; Екимова, 2010; Потапова, 2006; Трохина, 2012). Государственные учреждения и благотворительные организации, оказывающие помощь людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, тяжело больным пациентам, нуждаются в участии волонтеров. Многие социально-значимые проекты в стране зависят от труда добровольцев (сопровождение детей и взрослых в больницах, организация и проведение мероприятий в специализированных учреждениях для детей с особенностями развития, профилактика беспризорности, сопровождение лиц с зависимостями, помощь в проведении благотворительных мероприятий и т. д.) (Бархаев, 2010; Брессо, 2013; Григорьев, 2009; Трохина, 2012).
С другой стороны, в современной высшей школе остро стоит вопрос подготовки квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных кадров, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Высокие требования современного общества к специалистам, работающим в сфере оказания услуг, в условиях конкуренции на рынке труда и стремительно развивающихся новых технологий, способствуют поиску новых путей и условий профессиональной подготовки.
Известно, что профессиональное самосознание, профессиональная идентичность будущего специалиста формируется в первую очередь в период профессиональной подготовки (обучения в вузе). Исследователи подчеркивают значение профессиональной идентичности в мотивации поиска работы по специальности, успешном вхождении в профессиональную деятельность, быстрой адаптации к новым условиям деятельности, и в итоге более полной реализации личностного потенциала в профессиональной сфере (Ахметгалеев, 2009; Брессо, 2013; Екимова, 2010; Зачиняева, 2012; Потапова, 2006). И одним из возможных способов решения данной проблемы может стать организация волонтерской практики в вузе.
В данной статье мы предлагаем познакомиться с опытом создания студенческого клуба волонтеров на факультете консультативной и клинической психологии Московского Городского Психолого-Педагогического Университета.
Предполагалось, что, вовлекаясь в работу волонтера-психолога, студенты, с одной стороны, смогут увидеть социальную значимость будущей «помогающей» профессии психолога (педагога-психолога, клинического психолога), с другой — получат мощный образовательный ресурс, который в дополнение позволит примерить на себя роль профессионала, окунуться в социальный контекст профессионального сообщества, попробовать свои профессиональные силы. В течение первых лет обучения начинающий психолог может сориентироваться, в каком направлении ему стоит специализироваться, с какими клиентами ему интереснее работать, где лежит сфера его профессиональных интересов.
Важным моментом при обсуждении идеи создания будущего Клуба явилось соблюдение принципа добровольности участия студентов — волонтерская работа не должна была стать обязательной частью для получения зачета или экзамена по какой-либо дисциплине (по практике, например). В то же время, она не должна становится и возможной формой замены каких-то практических учебных заданий, так как это тоже может исказить мотивацию участников. Например, получение зачета, а не сам по себе интерес к волонтерской работе. Индивидуальное решение студента об участии, формирование самостоятельного замысла — вот, что было важно для концепции волонтерской службы.
Отдельными задачами стало информирование об организации клуба и привлечение заинтересованных студентов. С этой целью было проведено анкетирование на разных курсах. Наибольшее количество желающих, как и ожидалось, было среди студентов младших курсов — около 35 % отметили, что эта работа была бы им интересна. На первое собрание в начале учебного года пришло около 40 человек. Однако затем их количество значительно уменьшилось, так как инвестировать свое время и силы в бесплатную работу волонтера оказались готовыми далеко не все. Сказалась также и увеличившаяся к середине года учебная нагрузка.
Между тем, волонтеры-психологи востребованы в различных сферах деятельности — от работы на телефоне доверия до помощи в уходе за тяжело больными пациентами хосписов. Многие профессиональные психологи, имея основную работу по специальности, частную практику, в свободное время работают бесплатно, сотрудничая различными с некоммерческими организациями, или являясь добровольными помощниками в государственных учреждениях, оказывающих бесплатную (в том числе и профессиональную психологическую) помощь населению (Бархаев, 2010; Григорьев 2009; Денисова, 2010; Трохина, 2010). Спектр возможностей широк, но было необходимо остановиться на чем-то, что соотносилось бы с обучающим характером волонтерской деятельности студентов-психологов, а также могло предоставить возможность участвовать в волонтерской работе студентам младших курсов, которые еще не освоили блок основных профессиональных дисциплин.
Волонтерское движение всегда отвечает на запрос общества: учитывая остро стоящую проблему сиротства в России, было принято решение выбрать в качестве основного направления работы Клуба — оказание помощи детям/детям-сиротам, имеющим трудности в обучении. Теоретико-методологической основой работы выступил рефлексивнодеятельностный подход (РДП) и основанная на нем практика помощи детям в преодолении трудностей, возникающих в процессе обучения (Зарецкий 2008, 2011; Зарецкий, Гордон, 2011; Зарецкий В., Зарецкий Ю. 2012). Как известно, в основе этого подхода лежит опора на деятельность и ее рефлексию, организованные при помощи педагога/психолога. Выстроенные специальным образом общение и взаимодействие психолога и ребенка позволяют сохранять субъектную позицию участников и помогают справляться с трудностями, не давая прямых подсказок или образцов, организуют деятельность ученика и ее рефлексию, не подменяя при этом его рассуждений анализом его действий педагогом. Освоение этих принципов взаимодействия с ребенком уже на младших курсах представляет особую ценность при подготовке психолога-консультанта, так как позволяет сформировать базовые профессиональные навыки, а главное — определенную профессиональную позицию, которая задаст студенту изначально угол зрения для восприятия и освоения всего учебного процесса. На основе собственной деятельности, а не с чужих слов, он сможет почувствовать, что такое сотрудничество, как оказывать помощь, усиливая собственные возможности ребенка, а не превращая его в зависимого и несамостоятельного.
Волонтер-психолог в социальной сфере отличается от волонтера другой профессии тем, что понимает и учитывает механизмы оказания помощи человеку, испытывающему какие-либо трудности. Соблюдение принципов сотрудничества оказывается важным, будь то консультирование школьников с трудностями в обучении, или групповые занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Студенты, принимавшие активное участие в волонтерской работе в течение года, и оказывавшие практическую помощь детям, смогли в сжатые сроки освоить основные принципы РДП, «прочувствовать их на себе», пройдя путь ученика от замысла до рефлексии опыта.
Основными местами волонтерской работы для студентов факультета Консультативной и клинической психологии стали ГБОУ СОШ 1021 г. Москвы и Реабилитационный центр для детей-сирот с инвалидностью «Дом в гостях у Незнайки». Студенты в течение года проводили регулярные занятия с неуспевающими по школьной программе учениками, оказывали психолого-педагогическую помощь ребятам с трудностями в обучении в опоре на рефлексивно-деятельностный подход. Волонтерская работа студентов, аспирантов и преподавателей в Реабилитационном центре для детей-сирот с инвалидностью «Дом в гостях у Незнайки» (Благотворительный Фонд «Дети.мск.ру») заслуживает освещения в отдельной статье. Здесь мы можем лишь отметить коренные изменения в отношении к учебному процессу и выраженную положительную динамику в освоении школьной программы и в эмоциональном состоянии воспитанников Центра с приходом туда волонтеров из МГППУ. Об этом написала в своем благодарственном письме руководству университета директор центра Л.З. Салтыкова: «... хотим выразить огромную благодарность преподавателям и студентам факультета консультативной и клинической психологии МГППУ. ... В настоящий момент в реабилитационном центре находятся 18 детей-сирот с тяжелыми патологиями, которые проходят лечение в РДКБ. Большинство из них имеют серьезные проблемы с обучением и адаптацией в школе. Под руководством профессора Зарецкого В.К. студенты использовали в индивидуальной работе с детьми рефлексивно-деятельностный подход к оказанию помощи в преодолении учебных трудностей... Практика была очень полезной для детей. У них изменилось отношение к учебе: учиться стало престижно. Ребята, которые не ходили в школу, стали проситься на занятия. Остальные начали успешнее справляться с учебными трудностями. Дети очень подружились с участниками — профессором, аспирантами, студентами. Хочется отметить заинтересованность, увлеченность, отличную подготовку и доброту к детям Ваших студентов.»
Помимо основного направления работы волонтерской службы факультета — оказания помощи детям с трудностями в обучении, за год работы студенты приняли участие в различных проектах, в том числе:
— Участие в проекте «Интеграция детей с особыми потребностями» и «Жизнь в Обществе» — проектах социальной поддержки и психологической реабилитации семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студенты 1—3 курсов в течение учебного года работали ассистентами клинического психолога в группах психологического сопровождения детей с особенностями развития (расстройства аутистического спектра, шизофрения, синдром Дауна и др.).
— Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки растущего поколения «Перекресток» — работа с подростками по профилактике безнадзорности и девиантного поведения.
— Ресурсный Центр помощи приемным семьям с особыми детьми (Благотворительный фонд Здесь-и-Сейчас) — работа с детьми с ОВЗ из приемных семей.
— Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (команда профилактики сиротства).
— Участие в проекте для детей и подростков с нарушениями развития и их семей (МОО «Дорога в мир») — помощь в организации и проведении мероприятий.
— Участие в акции «День Донора», организованной Ассоциацией Менеджеров совместно с Префектурой Центрального административного округа в рамках программы по развитию корпоративного волонтерства в деловой центре столицы — ММДЦ «Москва-Сити».
— Участие в работе по переводу видео-пособия для родителей детей с аутизмом.
— Участие в проекте создания психологически обоснованного дизайна для Морозовской детской больницы. Работа по анализу международного опыта оформления помещений детских больниц в соответствии с критериями помогающего пространства.
— XXIV фестиваль детского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» — помощь в проведении мероприятий для детей с ОВЗ и их родителей.
— Организация и проведение благотворительного мероприятия — «Дайвинг для детей с особыми возможностями» — первое погружение с аквалангом для детей-сирот из реабилитационного центра «в Гостях у Незнайки» (Дайвинг-клуб «Морская Корова»). Опыт проведения данного мероприятия показал необходимость дальнейшего изучения проблемы организации обучения детей с инвалидностью отдельным видам деятельности, в т. ч. проведения водной реабилитации.
На всех этих мероприятиях мы старались поддерживать деятельность волонтеров по вышеперечисленным принципам РДП, направленным на организацию такой помощи, которая может стать импульсом к развитию собственных ресурсов ребенка в разных сферах его жизни, в первую очередь, через усиление его субъектной позиции в любой совершаемой им деятельности (см. статью Ю.В. Зарецкого о субъектной позиции в этом номере).
Опыт работы Клуба Волонтеров студентов-психологов открывает область практических и теоретических задач (возможно, исследовательских проектов) в вопросах изучения эффективности и качества освоения профессии психолога студентами, участвующими в волонтерской практике, а также исследования психолого-педагогического сопровождения этого процесса (Екимова, 2010).
В заключение хотелось бы отметить две тенденции, которые, безусловно, коснутся организации волонтерской работы студентов-психологов. Это готовящийся к рассмотрению на осенней сессии в Госдуме в первом чтении законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)». Споры о том, что принесет принятие этого закона обществу в целом, и как отразится на деятельности волонтеров попытка «зарегулировать» деятельность волонтеров — не стихают. В то же время в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в настоящее время активно разрабатывается макет профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере». В первую очередь, как отмечают специалисты, необходимость введения новой специальности вызвана требованиями современной социальной сферы, связанной с недостаточными возможностями решения проблем профилактики социального сиротства и реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также получения адресной социально-психологической помощи (Шульга, 2013).
В последние годы ведется активный поиск способов и средств подготовки специалистов в области социальной сферы, обладающих необходимыми личностно-профессиональными качествами (такими как эмпатия, толерантность, рефлексивность). Опыт волонтерского участия может помогать развивать эти качества (Екимова, 2010). С другой стороны, работа в социальной сфере требует от специалиста профессиональной готовности действовать в интересах «другого», руководствуясь при этом в первую очередь личностным смыслом, собственным культурным самоопределением, нежели просто возможностью денежного вознаграждения. Именно такое отношение профессионала (психолога, педагога, клинического психолога) к своей работе открывает возможность оказывать максимально эффективную помощь. В создании условий для собственного культурно-экзистенциального самоопределения в профессиональной сфере нам видится особый смысл волонтерской деятельности.
Литература
- Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении Казань, 2009. — 214 с.
- Бархаев А.Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций: дисс.на соиск.уч.степ.канд.психол.наук. М., 2010. — 292 с
- Брессо Т.И. Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации студентов социономических профессий. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 2013. — 172 с.
- Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: дисс.на соиск. уч.степ.канд.пед.наук. Тамбов, 2009. — 281 с.
- Денисова Д.Н. Приобщение детей-сирот к основам духовно-нравственной культуры через взаимодействие с волонтерами: дисс.на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Ижевск, 2010. — 219 с.
- Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. — 226 с.
- Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода. М., 2011. — 32 с.
- Зарецкий В.К. РефлексивноAдеятельностный подход в работе с детьми, имеюA щими трудности в обучении // Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной. М., 2008.
- Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. — C. 19—26.
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. — C. 110—133.
- Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логоA педов): дисс.на соиск.уч.степ.канд.психол.наук Владивосток, 2012.
- Потапова Н.А. Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: дисс.на соиск.уч.степ.канд.психол.наук СПб., 2006. — 215 с.
- Трохина А.В. Занятость волонтеров в России: дисс. на соиск. уч. степ. канд. эконом. наук М., 2012. — 166 с.
- Шульга Т.И, Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» //Учительская Газета. № 35, М., 2013.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3254
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1712
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0