Решение творческих задач детьми младшего подросткового возраста как модель преодоления проблемной ситуации

2562

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования мышления школьников с разной академической успеваемостью при решении творческой задачи. Проводится анализ таких характеристик мышления, как продуктивность, самостоятельность, организованность. Творческая задача рассматривается как модель проблемных ситуаций, которые могут возникать в других видах деятельности, в том числе, учебной. Обнаруженные закономерности, характеризующие особенности мышления в разных группах учащихся, предлагается использовать на практике как «ресурсы» и «мишени» в оказании консультативной психологической помощи учащимся младшего подросткового возраста в преодолении учебных трудностей.

Общая информация

Ключевые слова: проблемная ситуация, творческая задача, организация мышления, рефлексия, дети с трудностями в обучении, младший подростковый возраст, дети с высокой академической успеваемостью, психолого-педагогическая помощь

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230203

Для цитаты: Зарецкий В.К., Черникова Т.М. Решение творческих задач детьми младшего подросткового возраста как модель преодоления проблемной ситуации // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 37–56. DOI: 10.17759/cpp.2015230203

Фрагмент статьи

В России за последнее время существенно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении. Как правило, эти дети нуждаются в индивидуальном подходе и помощи, так как обычно они не в состоянии самостоятельно справиться с учебными трудностями. Попытки оказать адресную и эффективную помощь детям привели к появлению такого специфического вида психолого-педагогической помощи, как консуль­тирование по преодолению учебных трудностей [Зарецкий, 2013]. Эта помощь направлена на восполнение «дефицитов» мышления, которые не позволяют ребенку справиться с трудностью самостоятельно, но не в форме предметных подсказок, а в форме вмешательств, способствующих самоорганизации мышления и рефлексии ребенка [Познякова, 2013].

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества / Проблемы научного творчества в современной психологии творчества. М., 1971. С. 151—203.
  2. Алексеев, Н.Г., Семенов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач // Новые исследования в психологии. 1979. № 2. С. 3—7.
  3. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления. Психология продуктивного (творческого) мыш­ления / Психология мышления. М., 1965. С. 21—86.
  4. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении твор­ческих задач. Автореф.дисс… канд.психол.н., 1984.
  5. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой…/ М.: Форум. 2014. 64 с.
  6. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Кон­сультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
  7. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Логико-психологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задачи // Новые исследования в психологии. 1979. № 1. С. 3—8.
  8. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект форми­рования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 112—117.
  9. Познякова С.А. Сравнительный анализ подсказки и помощи по процессу в пре­одолении учебных трудностей с позиции рефлексивно-деятеельностного под­хода // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 149—177.
  10. Семенов И.Н. Опыт деятельностного дохода к экспериментально-психологиче­скому исследованию мышления на материале решения творческих задач / Тр. ВНИИТЭ. Эргономика. Вып.10. М. 1976. С. 148—188.

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Черникова Татьяна Михайловна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ № 1021, аспирант МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tmchernikova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3414
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2562
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0