Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения

5841

Аннотация

Представлен обзор моделей коррекции при самоповреждающем и суицидальном поведении. В рамках когнитивно-бихевиорального подхода рассмотрены обучающая когнитивно-бихевиоральная терапия; групповая терапия, направленная на улучшение качества эмоциональной регуляции и фокусирующаяся на повышении осознанности эмоций; диалектическая бихевиоральная терапия, направленная на повышение осознанности в эмоциональной сфере, улучшение межличностных отношений и научение адаптивным способам эмоциональной регуляции; процедура функционального анализа и тренинг функционального общения. В рамках психодинамического подхода выделены: терапия, основанная на ментализации; терапия, сфокусированная на переносе; психоаналитическая психотерапия и когнитивно-аналитическая терапия. Рассмотрены модель семейной терапии, основанная на теории привязанности, и многомерная модель вмешательства при самоповреждающем поведении. Обсуждаются общие и частные вопросы профилактики самоповреждающего и суицидального поведения в клинической и общей популяциях. Указаны требования к разработке программ профилактики самоповреждающего поведения для школ.

Общая информация

Ключевые слова: самоповреждающее поведение, суицидальное поведение, коррекция, профилактика

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240307

Для цитаты: Польская Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 3. С. 110–125. DOI: 10.17759/cpp.2016240307

Подкаст

Польская Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения

Литература

  1. Горчакова В.А., Холмогорова А.Б., Палин А.В., Арбузова Л.А. Травматический стресс у пациентов с хроническим суицидальным поведением и чертами пограничного личностного расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 2. С. 119—139.
  2. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 367 с.
  3. Меннингер К. Война с самим собой: пер. с англ. M.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 480 с.
  4. Польская Н.А. Зависимость частоты и характера несуицидальных самопо- вреждений от пола и возраста (в неклинической популяции) // Вопросы пси- хологии. 2015. № 1. С. 97—109.
  5. Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на осно- ве шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2 (81). С. 140—152.
  6. Польская Н.А. Эмоциональная саморегуляция у пациентов с пограничны- ми психическими расстройствами // Горизонты зрелости. Сборник тези- сов участников Пятой всероссийской научно-практической конферен- ции по психологии развития / Под ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 467—469.
  7. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7—24. doi:10.17759/cpp.2015230402
  8. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочные эффекты соци- ализации // Национальный психологический журнал. 2006. № 3. С. 20—27.
  9. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия А. Бека и культурно-историче- ская психология // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 20—33.
  10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суици- дального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной мо- дели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http://www.medpsy. ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php  (дата  обращения:  09.03.2016).
  11. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горошкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 3. С. 101—110.
  12. Эрц-Нафтульева Ю.М., Жесткова Е.Б. Проведение процедуры «функци- ональный анализ поведения» // Аутизм и нарушения развития. 2014. Т. 12. № 4. С. 24—31.
  13. Bertolote J.M. Prevention of Suicidal Behaviors // The Oxford Handbook of Suicide and Self-Injury / M.K. Nock (ed.). New York, Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 355—366.
  14. Carr E.G., Durand V.M. Reducing behavior problems through functional commu- nication training // Journal of applied behavior analysis. 1985. Vol. 18 (2). Р. 111— 126. doi: 10.1901/jaba.1985.1811
  15. Davidson K.M. et al. Manual-assisted cognitive therapy for self-harm in personal- ity disorder and substance misuse: a feasibility trial // Psychiatric Bulletin. 2014. Vol. 38 (3). P. 108—111. doi: 10.1192/pb.bp.113.043109
  16. Evans K. et al. Manual-assisted cognitive-behaviour therapy (MACT): a randomized controlled trial of a brief intervention with bibliotherapy in the treatment of recur- rent deliberate self-harm // Psychological medicine. 1999. Vol. 29 (01). P. 19—25. doi:   10.1017/S003329179800765X
  17. Favazza A.R. Bodies under siege: Self-mutilation in Culture and Psychiatry. Second Edition. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1996. 373 р.
  18. Gordon R. An operational classification of disease prevention // Preventing mental disorders / J.A. Steinberg & M.M. Silverman (eds.). Rockville, MD: US Depart- ment of Health and Human Services, 1987. P. 2026.
  19. Gratz K.L. Targeting emotion dysregulation in the treatment of self-injury // Journal of Clinical Psychology. 2007. Vol. 63 (11). P. 10911103. doi: 10.1002/jclp.20417
  20. Hawton K. et al. Psychosocial interventions for self-harm in adults // Cochrane Da- tabase of Systematic Reviews. 2016. № 5. doi: 10.1002/14651858.CD012189
  21. Heath N.L., Toste J.R., MacPhee S.D. Prevention of Nonsuicidal Self-Injury // The Oxford Handbook of Suicide and Self-Injury / M.K. Nock (ed.). New York, Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 397—408.
  22. Kissil K. Attachment-based family therapy for adolescent self-injury // Journal of Family Psychotherapy. 2011. Vol. 22 (4). P. 313—327. doi: 10.1080/08975353. 2011.627801
  23. Klonsky E.D., Muehlenkamp J.J. Self-injury: A research review for the practitio- ner // Journal of clinical psychology. 2007. Vol. 63 (11). P. 1045—1056. doi: 10.1002/ jclp.20412
  24. Leavell H.R., Clark E.G. et al. Preventive Medicine for the Doctor in His Commu- nity: An Epidemiologic Approach. McGraw-Hill, 1965.
  25. Linehan M.M. et al. Two-year randomized controlled trial and follow-up of dialec- tical behavior therapy vs therapy by experts for suicidal behaviors and borderline personality disorder //Archives of general psychiatry. 2006. Vol. 63 (7). P. 757—766. doi: 10.1001/archpsyc.63.7.757
  26. Martens W.H.J. Effectiveness of Psychodynamic Treatment in Patients with Border- line Personality Disorder // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2006. Vol. 36 (4). P. 167—173. doi: 10.1007/s10879-006-9021-1
  27. Smith N.B., Kouros C.D., Meuret A.E. The role of trauma symptoms in nonsui- cidal self-injury // Trauma, Violence, & Abuse. 2014. Vol. 15 (1). P. 41—56. doi: 10.1177/1524838013496332
  28. Tatnell R., Kelada L., Hasking P., Martin G. Longitudinal analysis of adolescent NSSI: the role of intrapersonal and interpersonal factors // Journal of abnormal child psychology. 2014. Vol. 42 (6). P 885—896. doi: 10.1007/s10802-013-9837-6
  29. Yip K.A. Multi-Dimensional Perspective of Adolescents’ Self-Cutting // Child and Adolescent Mental Health. 2005. Vol. 10 (2). P. 80—86. doi: 10.1111/j.1475- 3588.2005.00122.x

Информация об авторах

Польская Наталия Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ г. Москвы», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7305-5577, e-mail: polskayana@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5192
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 5841
В прошлом месяце: 55
В текущем месяце: 0