Духовные практики и проблема языка

504

Аннотация

В статье апробируется новый подход к интерпретации феноменов религиозно-мистического опыта, базирующийся на понятии «мистической практики» как некоторого подкласса духовных практик. Дается анализ антропологических концепций, в которых практики выстраивания «самого себя» являются ключевыми (М. Фуко, П. Адо). Показана роль духовных практик и духовных упражнений в построении конституции человека. Рассматриваются проблемы языка духовной традиции, отношения апофатического и катафатического методов интерпретации опыта, дается дефиниция духовной традиции как определенного коммуникативного пространства.

Общая информация

Ключевые слова: антропология религии, духовные практики, духовные упражнения, синергийная антропология

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240504

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Антропо-диагностика современной социальной реальности на базе синергийной антропологии» № 14-03-00109.

Для цитаты: Васильев П.С. Духовные практики и проблема языка // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 5. С. 56–71. DOI: 10.17759/cpp.2016240504

Фрагмент статьи

В феноменологии религии главным топосом мы считаем пересечение онтологической и онтической перспектив существования человека. В онтической же перспективе человек соотносится со своим жизненным миром через определенные установки и способы, посредством которых он вписан в социальные, языковые и прочие рамки.

Литература

  1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с фр. В.А. Воробьева. М.: Степной ветер; СПб.: ИД «Коло», 2005. 448 с.
  2. Барт Р. S/Z: Бальзаковский текст: опыт прочтения / Пер. Г.К. Косикова и В.П. Му- рат; общ. ред., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: AdMarginem, 1994. 232 с.
  3. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010а. С. 121—209.
  4. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. Кор- пус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010b. С. 397—411.
  5. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: уч. пособие. М.: Академический проект, 2007. 239 с.
  6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 320 с. Откровенные рассказы странника своему духовному отцу. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. 352 с.
  7. Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и фи- лософии ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 2011. 216 с.
  8. Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Забияко, А. Красни- кова, Е. Элбакян. М.: Академический проект, 2006. 1264 с.
  9. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. М.: Академический проект, 2008. 695 с.
  10. Уилбер К. Краткая история всего / Пер. с англ. С.В. Зубкова. М.: АСТ: Астрель, 2006. 480 с.
  11. Флоренский П. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2008. 896 с.
  12. Фуко М. Герменевтика субъекта / Пер. с фр. А. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007. 680 с.
  13. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993b. С. 221—238.
  14. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем.; коммент. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993а. С. 41—63.
  15. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии // К феноме- нологии аскезы. М.: Гуманитарная литература, 1998. С. 22—186.
  16. Хоружий С.С. Концепция Совершенного Человека в перспективе исихаст- ской антропологии // Совершенный человек. Теология и философия об- разов / Сост. и отв. ред. Ш.М. Шукуров. М.: Институт востоковедения, 1997. С. 41—71.
  17. Хоружий С.С. Введение: проект и контекст // Фонарь Диогена. Проект синер- гийной антропологии в современном гуманитарном контексте / Отв. ред. С.С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 8—72.
  18. Хоружий С.С. Практики себя и духовные практики: две парадигмы неклассиче- ской антропологии // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / Отв. ред. С.С. Хоружий. М.: Про- гресс-Традиция, 2010. С. 74—239.
  19. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. М.: Академический про- ект, 2010. 256 с.
  20. Wenzler L. Das Phänomen des Heiligen in der Korrelation von Noesis und Noema // Das Heiligeim Denken Ansätze und Konturen einer Philosophie der Religion / Hrsg. K. Kienzler, J. Reiter, L. Wenzler. Münster: Zu Ehren von Bernhard Casper, 2005. S. 13—32.

Информация об авторах

Васильев Павел Сергеевич, студент магистратуры, РГГУ, Москва, Россия, e-mail: keng@live.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1303
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 504
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1