Функции и формы вербальности в духовных и близких к ним антропологических практиках*

645

Аннотация

Систематически анализируются функции и формы, в которых выступает слово в духовных и близких к ним антропологических практиках. Рассматриваются следующие классы практик: 1) православный исихазм; 2) эллинистические практики себя (практики позднего стоицизма, эпикурейства, кинизма) в трактовке Фуко; 3) дальневосточные практики, на примере Дзэн-буддизма. Обсуждается проблема сакрального слова. Получен комплекс компаративистских наблюдений и выводов, в частности, о «горячих» и «холодных» практиках и соответствующих видах вербальности, о западных и восточных типологических особенностях вербальности в антропопрактиках и др.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-03-00109 «Антроподиагностика современной социальной реальности на базе синергийной антропологии» (Anthropological Diagnostics of Modern Social Reality on the Basis of Synergic Anthropology).

Ключевые слова: вербальность, духовные практики, синергийная антропология, исихазм, покаяние, молитва, имяславие, внутренняя речь, общение, практика себя, парресия, духовные упражнения, дзэн, сатори

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2014220503

Для цитаты: Хоружий С.С. Функции и формы вербальности в духовных и близких к ним антропологических практиках // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 5. С. 59–88. DOI: 10.17759/cpp.2014220503

Фрагмент статьи

Тема этой работы — о стихии Слова, о вербальности, какой она вы­ступает, прежде всего, в духовных практиках. Это — антропологические практики, которые были развиты в основных мировых религиях еще в древности, но продолжают существовать по сей день. Больше того, в на­ше время они вызывают повышенный интерес, находят немало после­дователей и активно исследуются в науке.

Литература

  1. Живов В.М. Видения света и проблемы русского средневекового исихазма // Ие­ротопия огня и света в культуре византийского мира / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Феория, 2013. С. 350—367.
  2. Живов В.М. Язык и вера // Живов В.М. Светостта. Кратък речник на агиограф­ските термини. София, 2002. С. 139—152.
  3. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Исследования по славянскому литературоведению и фольклорис­тике. Доклады советских ученых на IV Международном съезде славистов. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 95—151.
  4. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Эссекс: Св.-Иоанно-Пред­теческий монастырь, 1985.
  5. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981—1982 учебном году / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007.
  6. Фуко М. Управление собой и другими: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982—1983 учебном году / пер. с фр. А.В. Дьякова. СПб.: Наука, 2011.
  7. Хоружий С.С. Визуальный опыт и пространственный опыт в практике исихаз­ма // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / отв. ред. С.С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 387—431.
  8. Хоружий C.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.
  9. Foucault М. Usage des plaisirs et techniques de soi // Foucault М. Dits et ecrits II, 1976—1988. Paris: Gallimard, 2001. Р. 1358—1380.

Информация об авторах

Хоружий Сергей Сергеевич, доктор физико-математических наук, почетный профессор кафедры ЮНЕСКО, Санкт-Петербургское отделение РНИИК, главный научныйсотрудник ИФ РАН, директор Института синергийной антропологии, Москва, Россия, e-mail: horuzhy@orc.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1805
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 645
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1