Консультативная психология и психотерапия
2017. Том 25. № 1. С. 152–163
doi:10.17759/cpp.2017250112
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
О проблемах диагностики в медицинской (клинической) психологии: конференция к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: С.Я. Рубинштейн, клинико-психологическая диагностика, мастер-класс , обучение специалистов
Рубрика издания: События и даты
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250112
Для цитаты: Зверева Н.В. О проблемах диагностики в медицинской (клинической) психологии: конференция к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 152–163. DOI: 10.17759/cpp.2017250112
Полный текст
Статья посвящена итогам прошедшей в Москве 29—30 ноября 2016 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн). Приведена информация об организаторах и участниках, изданиях конференции, ее географии и программе, выделены интересные доклады по секциям, описаны проведенные мастер-классы. Подробно изложен материал круглого стола и анкетирования участников конференции. Подведены итоги состоявшегося обмена опытом специалистов-клинических психологов.
Летом 2016 года исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося отечественного медицинского психолога Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990) [4]. Осенью, 29—30 ноября 2016 года, Московский государственный психолого-педагогический университет и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» проводили научно-практическую конференцию, посвященную проблемам диагностики в медицинской (клинической) психологии и приуроченную к юбилею Сусанны Яковлевны. Почетные председатели прошедшей конференции — ректор МГППУ, д-р психол. наук, академик РАО В.В. Рубцов и научный руководитель НЦПЗ, д-р мед. наук академик РАН А.С. Тиганов. В состав программного и организационного комитетов входили специалисты в области медицинской психологии из обеих столиц и других регионов России (Ярославль, Челябинск).
Конференция «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)» является второй именной конференцией, посвященной памяти С.Я. Рубинштейн. Первая конференция состоялась в год 100-летия Сусанны Яковлевны, тогда название практически полностью совпадало с заголовком самой известной книги С.Я. Рубинштейн — «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» [9]. Внимательное, бережное и уважительное отношение к истории отечественной науки отличает обе конференции. Участники конференции 2011 года в резолюции приняли решение о регулярном проведении встреч по проблемам диагностики в медицинской психологии. Это решение было выполнено.
Немного статистики. В 2016 году количество участников конференции составило около 300 человек (медицинские и клинические психологи, врачи, преподаватели высших учебных заведений, дефектологи, социальные педагоги, социальные работники, аспиранты, магистранты, студенты). Представлены свыше 10 городов и регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Ярославль, Орел, Рязань, Ростов-на- Дону, Сыктывкар и др. Страны-участники — Россия, Украина, Молдова, Беларусь, Польша и др. Новым в формате работы конференции было введение такой формы работы, как мастер-класс, наряду с пленарным, секционными заседаниями и круглым столом (всего состоялось 5 мастер-классов). Работа конференции продолжалась два полноценных дня. В ходе заседаний заслушано свыше 40 докладов, отдельная секция «Молодые ученые — продолжение традиций» собрала молодых участников, студентов и аспирантов. Принята резолюция конференции.
Заявленные цели конференции: почтить память выдающегося отечественного ученого Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990), обсудить современные средства, направления и научно-практические проблемы психологической диагностики в медицинской (клинической) психологии. К началу работы конференции были изданы: сборник материалов (около 200 тезисов и статей участников) и коллективная монография, посвященная проблемам диагностики в клинической психологии (4 раздела: от методологии до реабилитации) [1; 2].
Пленарное заседание было полностью посвящено памяти Сусанны Яковлевны, оценке ее вклада в современную медицинскую психологию. С докладом о неизвестных страницах научного творчества С.Я. Рубинштейн выступил профессор Ф.С. Сафуанов (Москва), сообщивший о работе Сусанны Яковлевны в Институте имени В.П. Сербского, ее изысканиях в области проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы [6]. В докладе канд. психол. наук И.Ф. Рощиной и канд. психол. наук Н.В. Зверевой (Москва) «Роль С.Я. Рубинштейн в клинической психологии: история и современность» освещена научная биография Сусанны Яковлевны и ее вклад в современные диагностические и исследовательские вопросы медицинской психологии. Особая душевность звучала в воспоминаниях московских коллег, соратников и учеников — Элеоноры Соломоновны Мандрусовой, д-ра психол. наук Валентины Васильевны Николаевой, д-ра мед. наук Юрия Степановича Шевченко, канд. пед. наук Анны Михайловны Щербаковой, Юрия Антоновича Слоневского, канд. психол. наук Елены Степановны Мазур, канд. психол. наук Александра Захаровича Шапиро, канд. психол. наук Владимира Анатольевича Урываева (Ярославль) и других. Все выступавшие отмечали, что пример научной биографии и личности Сусанны Яковлевны оказал большое влияние на их профессиональное становление, определение нравственных ориентиров и идеалов в профессиональной деятельности. Значение творчества С.Я. Рубинштейн для развития Московской и Ленинградской школ патопсихологии, их современного сотрудничества осветила Елена Рудольфовна Исаева (Санкт-Петербург). Атмосфера доброжелательности, почтительного отношения, взаимного уважения царила в зале на пленарном заседании. Живая связь поколений выступила на первый план и для студентов, многие из которых впервые увидели классиков отечественной клинической психологии. Дополнительную торжественность заседанию придала процедура вручения Валентине Васильевне Николаевой, профессору факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессиональной награды в области медицинской психологии «Раненый целитель». Премия учреждена сетевым научным журналом «Медицинская психология в России» «За выдающийся вклад в становление отечественной медицинской (клинической) психологии» в 2016 году, вручал ее главный редактор этого журнала В.А. Урываев (Ярославль).
В продолжение традиций первой конференции была организована секция «Современные тенденции развития экспериментально-психологических средств диагностики в клинической психологии», которая проходила в два заседания. Руководителями были в первый день д-р психол. наук М.В. Алфимова, канд. психол. наук С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук Н.В. Зверева, канд. психол. наук Г.Е. Рупчев; во второй день — д-р психол. наук Е.Р. Исаева, канд. психол. наук И.Ф. Рощина, канд. психол. наук Н.А. Русина. Темы докладов полностью отражали «традиции и перспективы» современной клинико-психологической диагностики. Изучение природы психопатологических феноменов в продолжение традиций С.Я. Рубинштейн (исследование слуховых иллюзий) было представлено в докладе канд. психол. наук Н.К. Корсаковой с соавторами «К вопросу о природе тактильных галлюцинаций». Широко освещены возрастные аспекты клинико-психологической диагностики в докладах канд. пси- хол. наук А.А. Коваль-Зайцева и д-ра мед. наук Н.В. Симашковой о дифференциальной диагностике детского аутизма и шизофрении, в докладе канд. психол. наук И.Ф. Рощиной — о средствах диагностики пациентов с болезнью Альцгеймера и их родственников. Несколько докладов посвящены вопросам нормативной диагностики, ее динамики (канд. психол. наук А.С. Султанова, канд. психол. наук В.А. Урываев, канд. психол. наук Л.М. Разорина и др.). Перспективные новые направления и средства диагностики были отражены в докладах д-ра психол. наук М.В. Алфимовой, д-ра психол. наук Е.Р. Исаевой и других. Интересно и емко были высказаны соображения по поводу патопсихологического эксперимента в постнеклассической перспективе (канд. психол. наук В.К. Солондаев). Специфике «модели психического» при локальных поражениях мозга был посвящен доклад канд. психол. наук К.М. Шипковой. Были представлены работы мультидисциплинарных команд или специалистов смежных с клиническими психологами специальностей, освещены вопросы новых средств когнитивного нейропсихологического скрининга (С.А. Казымаев и соавторы), перспективы визуализации работы мозга в контексте клинической психологии (д-р биол. наук И.С. Лебедева).
Специальная секция «Методы исследования и коррекции нарушений социального познания в норме и патологии» (руководители — д-р пси- хол. наук О.В. Рычкова, д-р психол. наук А.Б. Холмогорова) объединила доклады, продолжающие традиции диагностики различных нозологий в контексте диагностической и коррекционной работы с различными аспектами социального функционирования и познания при психической патологии. Были представлены доклады, касающиеся апробации ряда методик для диагностики нарушений социального познания у больных с расстройствами аффективного спектра (канд. психол. наук О.Д. Пуговкина, М.В. Гудкова); для диагностики социальной ангедонии (адаптация и валидизация для русскоязычной выборки проведена д-ром психол. наук О.В. Рычковой и д-ром психол. наук А.Б. Холмогоровой). Большой интерес вызвал доклад д-ра психол. наук Н.Г. Гаранян, посвященный методике социальных сравнений как средства диагностики поведенческого компонента социального познания. Тема нового методического инструментария была всесторонне обсуждена на этой секции. Все доклады в методическом ключе дополняли монографию, посвященную нарушениям социального познания [8].
Еще одна секция «Проблемы диагностики в специальной и клинической психологии» (руководители д-р психол. наук Н.Л. Белопольская, канд. пед. наук А.М. Щербакова, канд. мед. наук И.В. Добряков) отражала линию продолжения традиций в области клинической и специальной психологии. Различным вопросам диагностики в русле специальной психологии посвящены доклады канд. психол. наук Ч.Б. Кожалиевой; вопросам психологической диагностики детей с разными видами дизонтогенеза уделено внимание в сообщениях Е.Б. Кукаркиной и канд. психол. наук А.З. Шапиро, канд. психол. наук М.Ю. Максименко и Л.Г. Шаль, канд. психол. наук В.М. Самойловой. Новое направление в патопсихологии, связанное с изучением возрастной идентификации и психологического возраста при разных вариантах нервно-психической патологии было представлено в докладе д-ра психол. наук Н.Л. Белопольской; перспективы и возможности психологической диагностики в перинатальной психологии подробно показаны канд. мед. наук И.В. Добряковым (Санкт-Петербург). Новые средства диагностики, адаптация опросника невротической личности (П.К. Тромбчин- ски), обсуждение психологических ресурсов подростков с психическими заболеваниями (канд. пед. наук А.М. Щербакова) — вот далеко не полный перечень включенных в работу секции тем. Следует отметить, что в докладах прозвучала тема диагностики в исследовательском, дифференциальнодиагностическом планах, а также и в контексте психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы.
Новым в проведении конференции по методам диагностики была организация молодежной секции (руководители канд. психол. наук Т.Г. Горячева, канд. психол. наук А.А. Коваль-Зайцев, канд. психол. наук А.И. Хромов). Заслушано и обсуждено 7 докладов аспирантов и студентов, два из них признаны руководителями самыми лучшими. Это доклад аспиранта А.И. Мелехина по геронтопсихологии и студентки Е.И. Фура- евой о диагностике детско-родительских отношений при РАС.
Рассказ о проходившей конференции был бы неполным без обращения к состоявшимся мастер-классам. Следуя заветам С.Я. Рубинштейн, подготовившей в рамках обучающих семинаров большое количество патопсихологов-практиков, руководители мастер-классов щедро делились с участниками своим опытом и знаниями, причем форма подачи знаний также была интересной и оригинальной.
Мастер-класс «Работа с двигательной сферой по методу Вероники Шерборн (Veronica Sherborne, 1922—1990) у детей в норме и при нарушениях развития» проведен двумя соведущими, сертифицированными специалистами по методу В. Шерборн: канд. психол. наук Марией Олеговной Александрович (Слупск, Польша) и доктором Гербертом Зогло- веком (Herbert Zoglowek), PhD (Alta, Norway). Зал ЛФК Научного центра психического здоровья едва вместил всех желающих. Участники сначала получили определенные теоретические представления о методе работы, а затем проработали на практике основные упражнения по развитию и коррекции двигательной сферы.
В этот же день проходил мастер-класс «Спасти от пропасти: профилактика суицидального риска в подростковой среде», который проводила канд. психол. наук Ольга Ильинична Ефимова (Москва, Россия). Посвященный актуальной социальнозначимой тематике, мастер-класс также собрал большое количество участников, которые обогатились новыми знаниями и приемами работы с этим сложным контингентом — подростками с риском суицидального поведения. Автор мастер-класса вкратце познакомила также и с пособием, посвященным профилактике суицидального поведения в подростково-молодежной среде [7].
Ведущей мастер-класса «Психомоторная диагностика в танцевально-двигательной психотерапии нервно-психических расстройств» была канд. психол. наук Наталья Юрьевна Оганесян (Санкт-Петербург), сотрудник КГУЗ ГПБ № 7 г. Санкт-Петербурга. Этот мастер-класс оставил неизгладимые впечатления у участников. В первый день конференции Н.Ю. Оганесян выступила с докладом на научной секции; во второй день, на мастер-классе показала возможные приемы диагностической и коррекционной работы с применением элементов танцевально-двигательной терапии для лиц с нормативным развитием и нервно-психической патологией. Активная и позитивная работа на этом мастер-классе оказалась востребованной многими клиническими психологами.
Богатым опытом клинико-психологической диагностики поделилась Татьяна Наумовна Габай, клинический психолог со стажем работы около 40 лет, в ходе мастер-класса «Проективные рисуночные методики: их использование в диагностике и консультировании». Для участников этого мастер-класса были выделены самая большая аудитория, самое продолжительное время, никто не ушел равнодушным, без новых знаний и приемов работы. Этот мастер-класс отличался не только творческой атмосферой, но и дискуссией по разным аспектам приложения проективных рисуночных методик.
Вопросам диагностики когнитивной сферы в детской патопсихологии был посвящен мастер-класс, проведенный Н.В. Зверевой, А.А. Коваль- Зайцевым и А.И. Хромовым. Представлены методики, применяющиеся в Научном центре психического здоровья в течение ряда лет. Обсуждались новые данные о нормативных показателях, связи разных методик [5]. В ходе мастер-класса состоялась импровизированная дискуссия об уместности применения экспресс-методик в детской патопсихологии, по вопросам расширения методического инструментария в этой области клинической психологии, проблемам соотношения развития и научения при проведении динамического наблюдения юных пациентов.
Логическим завершением конференции был круглый стол «Вопросы подготовки специалистов, проблемы профессионализации клинических психологов». На нем прозвучали выступления заведующих и профессоров кафедр медицинской психологии Москвы (д-р психол. наук А.Ш. Тхо- стов, д-р мед. наук Н.А. Сирота, канд. психол. наук И.Ф. Рощина), Санкт- Петербурга (д-р психол. наук Е.Р. Исаева, канд. мед наук И.В. Добряков), Ярославля (канд. психол. наук Н.А. Русина), Ростова-на-Дону (д-р психол. наук Е.В. Воробьева), представителей исследовательских лабораторий (канд. психол. наук С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук Л.М. Разорина, д-р мед. наук А.Г. Жиляев), представителей практических медицинских психологов Москвы (д-р психол. наук В.В. Гульдан), Рязани (Т.Н. При- былова), научного руководителя проекта «ИнфоПорт МедСай http://www. medpsy.ru» канд. психол. наук В.А. Урываева (Ярославль). Обсуждение вопросов подготовки специалистов и их профессиональных обязанностей, стандартизации деятельности, организации переподготовки и повышения квалификации, модификации учебного процесса и других вызвало дискуссию. Было много предложений, обобщенно отразим некоторые:
— в программах подготовки клинических психологов необходим баланс психометрических методов диагностики, традиционных клинико-психологических (беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности) в сочетании с нестандартизованными (качественными) патопсихологическими методами, которым в последнее время уделяется меньше внимания;
— в профессиональную подготовку медицинских (клинических) психологов рекомендуется введение дисциплин, изучающих социально-психологические (социально-исторические) проблемы нормативного поведения и формирования личности, динамику ее развития в связи с изменяющимися социально-экономическими и социально-политическими условиями;
— самый тонкий инструмент медицинского психолога — качественный анализ и клинический опыт, следовательно, это должно быть использовано и при создании компьютерных программ диагностики (опора на экспертный опыт психологов);
— существует и должна решаться проблема отечественных нормативов в диагностике, опора на американские и другие зарубежные нормы требует замены в соответствии с отечественной спецификой;
— необходимо сохранять традиции отечественной школы медицинской психологии и интегрировать современные зарубежные подходы;
— остро стоит вопрос о стандартизации обследования и регламентации практической деятельности медицинских психологов;
— на переподготовку по клинической психологии следует принимать, прежде всего, дипломированных психологов.
По итогам работы конференции и дискуссии на круглом столе принята резолюция конференции.
Респонденты добровольного анкетирования предложили возможные направления работы подобных конференций в будущем. Среди них: методология исследований в клинической психологии; вопросы стандартизации применяемых в медицинской психологии методик и деятельности специалистов в целом; нормативов в диагностике; проблем дифференциальной диагностики разных видов нервно-психической патологии, в том числе расстройств аутистического спектра; вопросы эмоционального выгорания; обучения; повышения квалификации и переподготовки медицинских психологов. По итогам анкетирования участники предлагали проводить конференции чаще, чем раз в 5 лет, так как есть насущная потребность регулярно делиться опытом, обсуждать новые и наболевшие вопросы диагностики, другие важные аспекты работы клинических психологов, давать профессиональную оценку достижениям.
Все участники конференции сошлись во мнении, что обсуждение проблем и современного состояния диагностики в медицинской и клинической психологии, вопросов подготовки и переподготовки специалистов в условиях реформирования образования и здравоохранения состоялось [3]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, как и прежде, объединяет специалистов для диалогов, дискуссий, обмена опытом и обучения, а также решения важных профессиональных вопросов.
Литература
- Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состо- яние и перспективы / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2016. 254 с.
- Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспек- тивы (к 105-летию С.Я. Рубинштейн) // Материалы научно-практической кон- ференции с международным участием (г. Москва, 29–30 ноября 2016 года) / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2016. 391 с.
- Зверева М.В., Шведовский Е.Ф. Всероссийская конференция «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 105-ле- тию С.Я. Рубинштейн)» [Электронный ресурс] // Клиническая и специаль- ная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 143–149. doi:10.17759/cpse.2016050411
- Зверева Н.В. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990): служение делу (к 100-ле- тию со дня рождения) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.01.2017).
- Зверева Н.В, Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). М.: МБА, 2014. 40 с.
- Сафуанов Ф.С. Научное творчество С.Я. Рубинштейн в период работы в Ин- ституте судебной психиатрии. Сообщение 1. Проблемы симуляции обвиняе- мых с психическими расстройствами (1947–1948) // Российский психиатри- ческий журнал. 2016. № 5. С. 75–80.
- Спасти от пропасти. Родительский всеобуч: программы профилактики су- ицидального риска: метод. пособие / Сост. и науч. ред. Е.Г. Артамонова, О.И. Ефимова. М.: АНО «ЦНПРО», 2014. 224 с.
- Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. Нарушения социального познания – новая парадигма в исследованиях центрального психологического дефицита при шизофрении. М.: ФОРУМ, 2016. 288 с.
- Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я. Рубинштейн) // Материалы конференции к 100-летию С.Я. Рубинштейн (г. Москва, 23 сентября 2011 года) / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: МГППУ, 2011. 203 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2018
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 736
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0