Преподавание консультативной психологии в Кембриджском колледже Бостона

631

Общая информация

Рубрика издания: Интервью

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250308

Для цитаты: Преподавание консультативной психологии в Кембриджском колледже Бостона // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 132–137. DOI: 10.17759/cpp.2017250308

Полный текст

Представлено интервью с профессором Кембриджского колледжа Еленой Черепанов (Бостон, США), посвященное организации обучения психологов-консультантов в США.

Профессор Черепанов, большое спасибо за эту встречу, и наш первый вопрос очень простой: скажите, пожалуйста, какие ступени психологического образования существуют в Вашей стране?

Существуют некоторые области, где люди могут работать и оказывать психологическую помощь на уровне бакалавриата, если они проходят дополнительное обучение или тренинги — например, это поддержка при горе, работа с зависимостями, а также кризисная интервенция. Это базовые консультанты, их возможности в работе сильно ограничены, и они зачастую работают в вытрезвителях или в тюрьмах. Еще они могут организовывать группы поддержки: они звонят, приглашают, проводят первичные интервью. Многие работают в Службе доверия — чаще всего там задействовано большое количество волонтеров и практически нет профессионалов. Безусловно, все это важная часть психологической помощи, но это не считается высококвалифицированной работой.

Получается, чтобы начать какую-то консультативную практику, необходимо именно магистерское образование?

Да, и это только начало. Само учебное заведение, или школа, как мы это называем, должна быть готова выпускать этих людей, т. е. она должна быть аккредитована. Аккредитация подтверждает, что качество программы и преподавательский состав соответствуют лицензионным требованиям. Так, например, преподаватели в магистратуре должны иметь лицензию и аккредитацию, поэтому этим может заниматься не каждый. Все это делается для того, чтобы в итоге студент мог получить лицензию на работу. Соответственно, все практикумы и интернатура должны проходить в определенных местах, которые подходят под категорию этой конкретной лицензии.

После получения магистерского образования существует несколько возможных вариантов работы для выпускников. В США есть две категории людей, которые занимаются психологическим консультированием, психотерапией, обследованиями — это клинические социальные работники и психологические консультанты. И в одной, и в другой специальности есть особые требования после окончания обучения — два года выпускники работают в сопровождении супервизора и после этого сдают экзамены.

Это две конкурирующие друг с другом специальности. Про социальных работников я не буду особенно углубленно говорить, но здесь важно отметить, что эти специалисты больше ориентированы на работу с социальными службами, например, они знают, как подать документы на какие-то субсидии и тому подобное. Исторически так сложилось, что лицензия по психологическому консультированию некоторыми до сих пор воспринимается как новшество, а социальные работники существуют уже достаточно давно, поэтому сейчас идет борьба за то, чтобы вывести психологических консультантов на тот же уровень социальной приемлемости, что и у клинических социальных работников.

Больший интерес для нас представляют психологические консультанты. Дело в том, что психологические консультанты и психологи-консультанты это не одно и то же. Психологи могут быть разными: клиническими, медицинскими, инженерными, консультантами, но это все требует диссертации, т. е. уровня образования PhD. К психологическому консультированию можно отнести школьных психологов, которые занимаются помощью в учебном процессе.

В чем разница практикумов и интернатуры? У нас в России интернатура это отдельная ступень образования, которая требуется только врачам.

У нас интернатура — это часть магистерского диплома. Чтобы получить магистерский диплом надо пройти практикум и интернатуру. Практикум — это 120 часов, когда студенты только делают свои первые шаги. К ним еще никто не относится серьезно, они ходят хвостиком за преподавателями или занимаются чем-то простым: могут помочь при группе, обзванивают клиентов, иногда сидят на наших сессиях. Но до клиентов мы их редко допускаем, за исключением тех случаев, когда среди студентов бывают люди, которые уже давно работают в области психологической помощи, и им понадобилась лицензия для улучшения качества работы и повышения зарплаты. А в интернатуре 600 часов. Студенты уже самостоятельно смотрят пациентов, проводят консультирование, и все это сопровождается интенсивным процессом супервизии, т. е. фактически они уже работают как консультанты, но при большой поддержке. Здесь важно отметить, что и практикум, и интернатура проходят параллельно с классами, которые они берут. То есть посещая практикум, студент обязан взять класс по практикуму в школе, где будут разбираться те случаи, с которыми он и другие студенты столкнулись.

Таким образом, студент получает поддержку и супервизию с разных сторон: с одной стороны, это индивидуальная супервизия на месте практики, а с дугой стороны, это супервизия еще и в классе, где другие студенты тоже проходят эту практику. Обсуждается, какие были пациенты, какие возникли сложности, что можно было бы в такой ситуации сделать и т. д.

После окончания обучения студенты должны отработать 2 года. Они уже могут работать как консультанты и могут устроится на работу по психологическому консультированию, но это не может быть частой практикой, так как пока еще студенты могут работать только в организации, чья лицензия покрывает их работу.

Каков срок обучения в магистратуре, два или три года?

А сколько захотите. Всего студентам нужно пройти 20 классов. У нас 3 семестра, и наша задача помочь выйти им как можно быстрее. Так же все зависит от того, насколько мотивированы сами студенты, есть ли у них время. Как правило, у нас учатся уже взрослые люди, состоявшиеся. Например, школа, в которой я работаю, ориентирована на тех, кто уже работает в этой области в разных специальностях, поэтому часто так случается, что многие из преподавателей уже знают или студентов или организации, в которых они работают. Так что студенты берут эти классы с такой интенсивностью, с какой они хотят. Помимо этого у нас есть еще некоторые ограничения для получения финансовой помощи, рассчитывать на которую ты можешь, только выбирая определенное количество классов в семестр.

Необходима ли личная терапия в период обучения?

Личная терапия как что-то обязательное не требуется. Но ведь студенты не просто проходят интернатуру, они должны получить рекомендации супервизора, который был на месте. Конечно, время от времени, появляются люди, которым нужна индивидуальная терапия, как правило это те студенты, у которых возникают трудности в прохождении практикума, интернатуры и даже в классах.

Если человек закончил бакалавриат и хочет пойти в магистратуру, какие требования к нему выдвигаются?

Требования определяются различными школами. Они могут хотеть, чтобы у человека был определенный диплом бакалавра, тогда он будет иметь преимущество при поступлении. В нашей школе этого нет. У нас есть вступительная процедура, вроде экзамена: это эссе и собеседование.

До недавнего времени у нас была хорошая программа, когда к нам приходил студент, закончивший магистратуру по другой специальности, и за 36 кредитов он мог получить магистерскую степень в психологическом консультировании. Но эту программу закрыли.

Каким образом у вас подбираются места для практикумов и интернатуры?

В некоторых школах есть договоренности, но проблема в том, что у студентов практически нет выбора, где проходить интернатуру. В нашей школе у студентов есть выбор и, поскольку многие из них уже работают, у них есть возможность проходить практику на местах своей работы. Некоторые студенты устраивают своих коллег к себе на работу, и это здорово, ведь это дает им гораздо более богатый опыт.

Эта ступень образования платная или есть возможность поступить на бюджетные места?

В США все образование платное и зачастую дорогое. Наша школа — это частный недорогой колледж, у нас есть ступени для получения образования бакалавра, магистра и уровня PhD. Разница только в том, что в колледжах меньше факультетов. Для получения образования есть несколько вариантов. Есть студенты, которые оплачивают обучение сами, поэтому они берут мало курсов в семестр, чтобы иметь возможность сразу расплатиться. Кто-то из студентов работает, кто-то берет финансовую помощь. Каждый класс оплачивается отдельно — у нас в университете это 400$ в среднем за кредит. Многие студенты получают гранты, которые покрывают стоимость обучения. Иностранные студенты, как правило, оплачивают учебу сами, но им предоставляется возможность работы.

Каким образом получается лицензия?

После окончания магистратуры студенты отрабатывают два года, после чего сдают экзамен, и только после этого они могут получить лицензию.

Студенты высылают в лицензионные центры пакеты документов о прошедших курсах, отчеты о прохождении практикума, интернатуры, о часах супервизии, характеристику, а также результаты экзамена. После этого они получают лицензию, которая дает им право независимой практики, или они могут продолжить работу в своих организациях, получая некоторую прибавку к заработной плате.

Те два года, которые должны отработать студенты после окончания магистратуры, они консультируют в каком-то определенном подходе?

Как правило, это решает организация, которая выдвигает определенные требования. В требованиях прописывается целевая группа клиентов. Далеко не всегда, но в определенных программах, работающих на грантах, может быть даже определено количество сессий на человека и подход, в котором работают сотрудники. Оптимальным вариантом для США является работа в когнитивно-бихевиоральном подходе, но никто вас не останавливает от работы в других подходах. Существует важный момент: если работу с пациентом покрывает медицинская страховка, то специалисту необходимо предоставить объективные данные о лечении. Это не просто слова о том, что человек обрел смысл жизни или повысил самооценку, это конкретный диагноз и описание определенного лечения, которое способно максимально быстро привести к выздоровлению. Если человек платит сам, то эти ограничения его не касаются. Поэтому, например, психоанализ, как правило, оплачивают сами клиенты.

То есть существует какая-то объективная оценка результативности работы с клиентом?

Такая оценка осуществляется каждые три месяца. Это так называемый план лечения (treatment plan), в котором определяются цели лечения (цели разрабатываются при участии клиента), что будет являться критерием того, что лечение проходит успешно, и как мы узнаем, что человеку стало лучше.

Какие существуют требования для студентов из других стран?

Я могу говорить про свой университет. У нас существует интернациональный отдел, который работает с иностранными студентами. Как правило, существует несколько проблем. Первое — это получение визы, второе — это языковой тест, и третье — это оценка кредитов, т. е. студент присылает документы об обучении, которое он получил до этого. Для интернациональных студентов в области психологии существует возможность работы в течение года после получения образования, виза позволяет это сделать.

Получается, что студент, который получил магистерское образование в России, не может приехать в США и начать консультировать?

Не просто не может, это считается нелегальным, потому что эта лицензия как раз и есть разрешение на работу. Вы не сможете так же работать, если у вас нет страховки, точно так же, как не сможете водить машину, если у вас нет лицензии на вождение и страховки.

Что если студент хочет продолжить обучение после магистратуры?

Здесь есть несколько вариантов. Самый очевидный — студент может поступить на PhD программу, это аналог российский аспирантуры. Другой вариант CAGS — это что-то вроде повышения квалификации, и эта ступень образования условно находится между магистратурой и аспирантурой. И еще один вариант обучения — это вариант магистерской программы, рассчитанный на 36 кредитов. Такой вариант актуален для тех, кто не собирается получать лицензию, но хочет получить дополнительный уровень образования для увеличения заработной платы.

Специальность «психологическое консультирование» становиться очень популярной в США, и многие, даже те, кто хочет впоследствии стать психологами, сначала получают лицензию, чтобы иметь возможность зарабатывать в процессе длительного и дорогого обучения в аспирантуре.

 

Интервью провели и записали студенты факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Ольга Пичугина и Дарья Ведмицкая

Метрики

Просмотров

Всего: 1582
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 631
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1