Ландшафтная аналитика: теоретические основания и психотехнические приемы

882

Аннотация

Представлен анализ авторского метода групповой психотерапии — ландшафтной аналитики (ЛА). Описываются методологические основания, методические приемы работы и генез психотерапевтического эффекта. Метод рассматривается через категории персонологии, транзактного анализа, аналитической психологии, деятельностного и возрастно-психологического подходов. Охарактеризованы отдельные особенности эффекта ЛА: вовлечение участников в активное освоение различных «пространств» жизни, одновременная активизация всех элементов эго-структуры личности, стимулирование «трансцендентной функции», формирование многоуровневого образа мира, приглашение увидеть задачи развития через призму единой «сверхзадачи». Все эти характеристики могут быть представлены как слагаемые единого воздействия, цель которого — изменение ориентировки участников в направлении ее расширения, дифференциации и интегрированности.

Общая информация

Ключевые слова: ландшафтная аналитика, психотерапевтические путешествия, психологический туризм, групповая психотерапия, уровни ориентировки

Рубрика издания: Эссе

Тип материала: эссе

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250410

Для цитаты: Белорусец А.С., Конопельцева Ю.В. Ландшафтная аналитика: теоретические основания и психотехнические приемы // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 156–171. DOI: 10.17759/cpp.2017250410

Фрагмент статьи

Ландшафтная аналитика — метод групповой психотерапии, предложенный С.В. Березиным и Д.С. Исаевым. Сессия проходит в форме специально организованного путешествия группы по природному ландшафту.

Литература

  1. Айзенстат С. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями: пер. с англ. М.: Добросвет; Городец, 2017. 240 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического ана­лиза. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
  3. Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Подходы к выделению структуры психологиче­ского возраста и из объяснительно-описательный потенциал по отношению к старости // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 50—60.
  4. Березин С.В., Исаев Д.С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинар­ной психотерапии [Электронный ресурс]. URL: http://psycheya.ru/lib/land_ analiz.pdf (дата обращения: 22.11.2017).
  5. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Издательство Московского университета, 1981. 118 с.
  6. Иванников В.А. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 125—131.
  7. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Москов­ского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—82.
  8. Кэмпбелл Д. Секуляризация сакрального // Юнгианский анализ. 2013. № 3. С. 35—62.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  10. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом со­держании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6—11.
  11. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Развитие представлений об ориентировке и ориен­тировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина // Культурно-исто­рическая психология. 2012. № 4. С. 13—27.
  12. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. (М. Пруст. «В поис­ках утраченного времени»): 2-е изд., доп. и испр. М.: Фонд Мераба Мамар­дашвили, 2014. 1232 c.
  13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов- на/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  14. Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. 160 с.
  15. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.: Наука, 1997. 464 с.
  16. Спиваковская А.С. Основы психологического консультирования. Конспект лекций, прочитанных на психологическом ф-те МГУ имени М.В. Ломоносо­ва [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/13_165985_lektor--prof-spivakovskaya-as.html (дата обращения: 22.11.2017).
  17. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме «жизни» // Мир пси­хологии. 2010. № 1. С. 157—172.
  18. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Акаде­мический проект, 2015. 431 c.
  19. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ: пер. с англ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 332 с.
  20. Фаликман М.В. Методология конструктивизма в психологии познания // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1305-falikman48.html (дата обращения: 22.11.2017).
  21. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.; Л.: Круг, 1925. 189 с.
  22. Элиаде М. Космос и история: Избр. работы: пер. с фр. и англ. М.: Прогресс, 1987. 312 с.
  23. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  24. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости: пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.

Информация об авторах

Белорусец Арсений Сергеевич, аспирант, центр фундаментальной и консультативной персонологии, Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1326-4315, e-mail: arsenny@mail.ru

Конопельцева Юлия Владимировна, Каюр-инструктор, Хаскидеревня "Рузская Аляска", Руза, Россия, e-mail: YulyaKonop@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2788
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 882
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0