Привязанность возникает у ребенка в ответ на чувствительность и чуткость матери к его эмоциональным состояниям и потребностям, а также благодаря регулярному удовлетворению этих потребностей матерью или другим лицом, осуществляющим уход. Теория привязанности основана на эволюции и дает основу для понимания развития индивидуальных различий в социальном функционировании и эмпатии, объясняя социальное поведение. Описываемая теория указывает на специфические механизмы, благодаря которым качество привязанности ребенка может способствовать сопереживанию. Эти механизмы представлены когнитивными моделями отношений и способностью к регулированию эмоций.
Разрабатывая теорию привязанности, Дж. Боулби предполагал, что привязанность и эмпатия имеют общие филогенетические корни. Теория привязанности постулирует, что в основе развития здоровых отношений во взрослом возрасте лежит наличие у ребенка опыта получения реакции от родителей (в первую очередь, матери) на его дискомфорт и страдание. Для того чтобы правильно и своевременно реагировать на сигналы ребенка (плач, мимику и т. д.), матери необходима способность к эмпатии (т. е., чувствительность к состояниям другого человека и способность реагировать на чужое страдание, оказывать помощь). Именно в этом и заключается теоретическая связь привязанности и эмпатии, которая, согласно модели, предложенной отечественными исследователями, является частью способности к социальному познанию [Красило, 2017].
Влияние качества привязанности на развитие эмпатии
Исследования подтверждают теорию о том, что чувствительность родителя к состоянию ребенка является ключом как к формированию надежной привязанности, так и к развитию эмпатии. Начиная с классических работ М. Эйнсворт, подтверждается положение теории привязанности Дж. Боулби о том, что родительская чувствительность (эмпатия) является «строительными блоками» для надежной привязанности детей [Stern]. Ряд исследований также показал, что родительская эмпатия является ключевым фактором развития эмпатии на разных возрастных этапах у детей, что соответствует теории развития эмпатии Хоффмана [Taylor].
Привязанность традиционно исследовалась как важнейший фактор способности к социальному познанию. Большое количество исследований показывает повторяющиеся результаты — эмпатия, сочувствие, про- социальное поведение связаны с надежной привязанностью [Авакян, 2015; Социальное познание как, 2016; Laghi; Laible; Markiewicz; Thompson, 2008; Thompson, 2016; You]. Дети с надежной привязанностью обладают социальной компетентностью и более качественными отношениями со сверстниками во взрослом возрасте, чем их сверстники с избегающей или амбивалентной привязанностью [Thompson, 2016]. Связь между привязанностью и эмпатией доказана в широком межкультурном аспекте. Итальянское исследование (2665 подростков в возрасте 14—19 лет) показало, что надежная привязанность связана с более выраженной эмпатической заботой (стремлением и готовностью помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации) и децентра- цией (способностью и склонностью рассматривать ситуацию не только со своей точки зрения, но и с точки зрения другого человека) (шкалы IRI M.Davis) [Laghi]. Такой же результат был получен в крупном китайском исследовании (6 301 младших подростков в возрасте 11—14 лет) [Li]. Похожие результаты наблюдались и у более старших (16-летних) подростков — надежная привязанность положительно связана с эмпатической заботой, и обе конструкции (забота и надежная привязанность) обратно связаны с агрессией [Laible]. В исследовании с участием 756 корейских школьников (7—9-й классы) было выявлено, что надежная привязанность (особенно к матери) положительно связана с эмпатией учащихся, а высокие показатели эмпатии отрицательно связаны с буллингом [You]. В исследовании австралийских подростков (12—18 лет) были обнаружены не только связь надежной привязанности и эмпатии, но и положительное влияние этих двух переменных на просоциальное поведение и гуманное отношение к животным [Thompson, 2008]. В выборке из 69 канадских учащихся средней школы надежная привязанность оказалась положительно связана с такими проявлениями эмпатии подростков, как забота и поддержка других людей в трудных ситуациях [Markiewicz].
В отечественном исследовании были получены похожие результаты. У подростков-сирот, особенно с ненадежным типом привязанности, показатели компонентов социального познания значимо ниже, чем у подростков, проживающих в кровных семьях [Авакян, 2015]. У сирот с надежной привязанностью более развиты компоненты социального познания, чем у сирот с ненадежной привязанностью, однако уровень развития их способности к социальному познанию все равно ниже, чем у сверстников из кровных семей с ненадежным типом привязанности. Этот результат демонстрирует важность наличия тесной эмоциональной связи со взрослым на протяжении всего периода взросления [Авакян, 2015].
Отечественные исследователи развития социального познания в онтогенезе рассматривают социальные когниции как высшую психическую функцию, вслед за Дж. Боулби считая ее натуральной основой привязанности [Социальное познание как, 2016; Холмогорова, 2016]. В этих исследованиях было показано, что подростковый возраст можно считать сензитивным для развития эмпатии, так как именно в подростковом возрасте эта способность активно развивается. Подростковый возраст рассматривается разными исследователями, с одной стороны, как предъявляющий высокие требования к социальной компетенции, с другой стороны, как критически важный для дальнейшего развития социальных когниций [Социальное познание как, 2016; Холмогорова, 2016]. В подростковом возрасте снижается роль семьи и привязанности к родителям, при этом растет значимость сверстников, на которых подросток начинает опираться в поиске эмоциональной поддержки и сочувствия [Allen, 2016]. Эти предпосылки, в совокупности с активным развитием модели психического (ToM), способности понимать эмоции и регулировать их, рост самосознания, содействует интенсивному наращиванию способности к эмпатии [Eisenberg], а также способности подростков сообщать о своих внутренних состояниях и привязанностях.
Одно из недавних исследований посвящено изучению влияния стиля воспитания и качества детско-родительской привязанности на развитие эмпатии [McGinley]. В работе было показано, что чрезмерная опека и контроль (автор назвал этот стиль воспитания «Helicopter Parenting», подразумевая, что родитель «кружит» над ребенком, не давая ему возможности развиваться самостоятельно) негативно влияют на эмпатию и связаны с ненадежным типом привязанности. Было опрошено 187 студентов в возрасте 18—19 лет. Результаты показали, что чрезмерная опека и контроль со стороны родителей связаны с меньшей выраженностью эмпатии и просоциального поведения; кроме того, на эмпатию влияет и качество привязанности [McGinley].
В недавнем отечественном исследовании, посвященном изучению взаимосвязи уровня конфликтности и типа привязанности к матери у студентов (60 студентов 19—21 года), было показано, что студенты с надежным типом привязанности имеют более низкий уровень конфликтности по сравнению со студентами, имеющими другие типы привязанности, причем максимальные показатели конфликтности оказались у студентов с тревожно-амбивалентным типом привязанности [Красило, 2017].
Механизмы связи эмпатии и привязанности
В настоящее время исследователи пытаются создать модель, которая могла бы объяснить, какие механизмы стоят за связью привязанности и эмпатии, а также как на эту связь влияют различные факторы (пол, возраст, темперамент, особенности индивидуального развития, групповые, макросоциальные и социокультурные) нормы и правила. Кроме того, исследователей интересует вопрос о том, какие механизмы могут стоять за связью эмпатии и прявязанности, эмпирически подтвержденной многими исследованиями.
Среди механизмов влияния на связь эмпатии и привязанности выделяются внутренние рабочие модели, качество детско-родительской коммуникации относительно эмоциональных состояний и эмоциональная саморегуляция.
Внутренние рабочие модели (термин предложен Дж. Боулби) — усвоенные с раннего возраста схемы и алгоритмы, по которым строится взаимодействие в разных социальных ситуациях, являются промежуточным звеном, связывающим эмпатию и привязанность. Рабочие модели формируются у ребенка на основе раннего детского опыта и отражают то, как ребенок воспринимает окружающий мир и других людей. Рабочие модели организуют когнитивную обработку социальной информации, сообщают об эмоциональных и физиологических реакциях на угрозы и управляют социальным поведением в процессе развития.
В зависимости от типа привязанности формируются рабочие модели различного содержания. У детей с надежным типом привязанности рабочие модели содержат в себе более конструктивные и социально адаптивные схемы и алгоритмы восприятия и взаимодействия с окружающими людьми, чем у детей с ненадежным (избегающим и амбивалентным типом привязанности). Исследования показали, что позитивное содержание рабочей модели помогает ребенку быть более чуткими к эмоциям, особенно негативным, других людей [Groh]. Эта связь прослеживается и во взрослом возрасте. Взрослые с надежными рабочими моделями более уважительны по отношению к другим [Luke], менее враждебны [Mikulincer], демонстрируют большее доверие и считают себя более эффективными в оказании помощи. Кроме того, существуют исследования взрослых, которые показали связь надежной привязанности, более выраженной эмпатической заботы и низкого уровня эмпатического дистресса [Mikulincer].
Еще один механизм связи привязанности и эмпатии — это качество и количество разговоров о ментальных состояниях. Так, исследования показывают, что дети с надежным типом привязанности чаще обсуждают чувства и эмоциональные состояния с родителями [Oppenheim], а это, в свою очередь, приводит к усилению эмпатической заботы у детей [Garner, 2003].
Эмоциональная саморегуляция — еще один процесс, который исследователи рассматривают как возможный механизм связи эмпатии и привязанности. Теория привязанности предполагает, что надежная привязанность закладывает основу для способности детей контролировать и модулировать эмоциональные реакции для достижения своей цели. Боулби считал, что дети со временем интернализируют родительские способы реагирования на эмоциональные проявления ребенка, формируя у себя способность справляться с собственными негативными переживаниями так, как это делали их родители. Дети с надежной привязанностью демонстрируют лучшее распознавание эмоций (расшифровка поведенческих сигналов [Steele], понимание эмоций — понимание содержания и последствий эмоций [Denham] и усиленный контроль — способность подавлять стереотипную поведенческую реакцию) [Viddal].
Такие компетенции эмоциональной саморегуляции как распознавание и понимание эмоций, эмоциональный резонанс (affective resonance), контроль (effortful control) играют ведущую роль в развитии эмпатии, именно благодаря саморегуляции у детей развивается способность видеть, интерпретировать и чувствовать эмоции других людей, не становясь чрезмерно обеспокоенными ими [Hastings, 2014].
Дети с надежным типом привязанности способны лучше регулировать эмоции [Calkins, 2011]. Исследователи отмечают связь регуляции эмоций и эмпатии у детей и подростков [Padilla-Walker]. Было показано, что дошкольники с надежным типом привязанности демонстрируют лучшие способности регулирования эмоций, а эти способности, в свою очередь, связаны с материнской эмпатией [Panfile, 2012]. Избегающая привязанность связывается в эмпирических исследованиях разных возрастных групп (младенцев, детей школьного возраста, подростков и взрослых) с подавлением, минимизацией и недооценкой негативных эмоций и одновременно выраженной физиологической реакцией на стресс. Избегающие дети реагируют на негативные эмоции других людей физиологическим возбуждением, одновременно подавляя чувства сопереживания и пытаясь игнорировать или избегать негативных чувств других людей. Вместе с тем, дети с избегающим типом привязанности чаще используют «агрессивные» стратегии регулирования эмоций, которые проявляются в виде высокой эмоциональности, чувствительности к социальному признанию или отвержению и интенсивной тревоги в ответ на стрессоры [Cassidy].
Интегративная модель индивидуальных различий эмпатии и привязанности Дж. Стерн
Джессика Стерн предлагает собственную интегративную модель, в которой демонстрируется связь привязанности и эмпатии через основные механизмы (внутренние рабочие модели, детско-родительский разговор о чувствах, компоненты эмоциональной регуляции: понимание, контроль, собственно регуляция эмоций и нейробиологические процессы) [Stern J.A]. Детская привязанность формируется под воздействием таких параметров воспитания, как чувствительность, эмпатичность, социализация. Кроме того, в модели присутствуют модераторы, которые оказывают влияние как на параметры воспитания, так и на связь эмпатии и привязанности. Модераторы разделяются на четыре группы: индивидуальные (пол, генетические особенности, темперамент, особенности развития), диадические (социализация среди сверстников и взрослых, эмоциональные сигналы), групповые (групповые нормы, состав группы), социальные (культура).
Эмоциональная регуляция влияет на связь привязанности и эмпатии в среднем подростковом возрасте. Надежная привязанность связана с эмпатической заботой, причем эта связь опосредована регулированием негативных эмоций. Подростки с надежным типом привязанности лучше регулируют свое эмоциональное состояние, что способствует формированию у них способности к сочувствию (эмпатической заботе) [Murphy].
Привязанность и опыт взаимодействия с родителями оказывает колоссальное влияние на развитие способностей, имеющих отношение к социальному познанию: когнитивной и эмоциональной эмпатии. Родительская чуткость способствует одновременно и формированию у ребенка надежной привязанности, и развитию эмпатии в более взрослом (подростковом) возрасте. Ненадежная привязанность направляет развитие процессов социального познания ребенка в деструктивное русло; а именно, плохое понимание собственных эмоций, неумение ими управлять, низкая чувствительность и нарушенная способность к пониманию чувств и мыслей других людей могут стать источником агрессивного поведения, нарушений социализации и дефицита социальных навыков.
Такая модель хорошо объясняет все накопленные ранее данные о связи эмпатии и привязанности, а также показывает, какие механизмы стоят за этой связью. Это позволяет наметить мишени психологической коррекции — стиль родительского воспитания и коммуникаций в семье, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, содержание внутренних рабочих моделей. Результаты отечественных исследований также хорошо укладываются в представленную модель [Авакян, 2015; Социальное познание как, 2016; Холмогорова, 2016].
Выводы
Эмпатия и привязанность взаимосвязаны: подростки с надежным типом привязанности более способны как к когнитивной, так и к эмоциональной эмпатии), подростки с избегающей привязанностью склонны к переживанию выраженного эмпатического дистресса.
В качестве факторов, опосредующих связь эмпатии и привязанности чаще всего выделяется стиль родительского воспитания, включая семейную традицию обсуждения эмоциональных состояний.
Эмпатия и привязанность имеют общие филогенетические корни — чувствительность родителей к настроению и потребностям ребенка. Как эмпатия, так и привязанность связаны с эмоциональной саморегуляцией и социальной компетентностью.
Данные последних лет говорят о необходимости широкого просвещения и работы с будущими родителями и родителями маленьких детей. Цель такой работы — научить родителей быть чувствительными к эмоциональным состояниям ребенка, понимать и удовлетворять потребности детей.