Сравнительный анализ двух коррекционных подходов к психическому развитию ребенка с аутизмом

1727

Аннотация

Представлен сравнительный анализ эмоционально-смыслового и ДИР (DIR) подходов к коррекции детского аутизма. Показано их концептуальное сходство. Оба подхода: базируются на идее развития и закономерностях нормального онтогенеза и направлены на нормализацию психического развития ребенка с аутизмом; рассматривают детский аутизм как биологически обусловленное нарушение, специфику которого определяют проблемы формирования аффективной сферы; в качестве ведущей коррекционной задачи определяют вовлечение ребенка в эмоционально значимые отношения. Различия касаются понимания генеза проблем формирования аффективной сферы при аутизме, выделения системы диагностических ориентиров, целей присоединения взрослого к занятиям ребенка и критериев оценки эффективности коррекционной помощи. Для эмоционально-смыслового подхода основная проблема формирования аффективной сферы при аутизме — неспособность ребенка взаимодействовать не только с другим человеком, но и с окружением в целом; диагностика основана на качественных характеристиках аутистического расстройства; коррекционные занятия нацелены на осмысление ребенком происходящего в процессе совместно-разделенного переживания и расширение спектра переживаний ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: детский аутизм, нарушения психического развития, психологическая коррекция, cтратегия Флотайм, эмоционально-смысловой подход, помощь в развитии, аффективная сфера, эмоциональные отношения

Рубрика издания: Мастерская и методы

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260411

Для цитаты: Никольская О.С. Сравнительный анализ двух коррекционных подходов к психическому развитию ребенка с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 4. С. 169–186. DOI: 10.17759/cpp.2018260411

Литература

  1. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: пер. с англ. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
  2. Никольская О.С. Психологическая классификация типов детского аутизма // Вопросы психологии. 2017. № 5. С.14—25.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 17— 28.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Дефектология. 2014. № 4. С. 23—33.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 342 с.

Информация об авторах

Никольская Ольга Сергеевна, доктор психологических наук, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3412
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1727
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4