Эмоционально-смысловой подход в групповой работе: неформальное общение молодых людей c РАС в проекте «Клуб»

2

Аннотация

Актуальность и цель. Трудности адаптации и взаимодействия, пассивность в общении и другие черты, препятствующие социальной жизни, сохраняются у большинства взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В рамках проекта «Клуб», созданного для свободного неформального общения людей с РАС в специально организованной среде, проводится длительное отслеживание катамнезов взрослых участ ников группы для определения их продвижения в социальной адаптации.

Методы и методики. Работа ведущих «Клуба» основана на эмоционально-смысловым подходе. За 20 лет су ществования клуба участвовали в проекте 22 человека с РАС; в настоящее время участникам от 16-ти до 38- ми лет. В еженедельных встречах в адаптированном безопасном пространстве организовано взаимодействие молодых людей с РАС со сверстниками в разных видах деятельности, общей беседе, при обмене новостями. Формат общения — очный и дистанционный. Динамика развития членов клуба отслеживается через фикса цию результатов наблюдения, бесед с ними и с их близкими, а также путем анализа рабочих видеозаписей разных лет. Функции специалистов, ведущих встречи: модерация беседы, контроль за выполнением правил и состоянием каждого участника, стимулирование их интереса и эмоциональной включенности в общение.

Результаты. Положительная динамика во взаимодействии участников группы выражается в усилении их доброжелательного внимания друг к другу и взаимной поддержки. При этом отмечается остающаяся в целом пассивность в общении, слабость спонтанного взаимодействия между членами группы.

Выводы. Психологическое развитие человека с РАС в благоприятных условиях возможно и во взрослых воз растных периодах. Для этого необходима специально организованная среда. Развивающий потенциал орга низованного неформального общения был бы существенно выше при условии начала этой работы в младшем школьном возрасте ребенка. Специфика деятельности ведущих «Клуба» связана с необходимостью слаженной работы, а также с дозированным обращением к собственным переживаниям и опыту в процессе неформального общения. Приведенные в статье примеры работы в клубе имеют практическое значение для специалистов, работающих с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: молодые люди, расстройства аутистического спектра, групповая работа, эмоционально-смысловой подход, совместная деятельность, неформальная коммуникация, адаптированная социально-психологическая среда, навыки социального взаимодействия

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220203

Получена: 20.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Костин И.А. Эмоционально-смысловой подход в групповой работе: неформальное общение молодых людей c РАС в проекте «Клуб» // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 2. С. 23–31. DOI: 10.17759/autdd.2024220203

Полный текст

Введение 
Представление о пожизненном характере расстройств аутистического спектра в сообществе специалистов — сторонников разных подходов стало аксиомой. Это зафиксировано и в официальных документах [6; 7]. Даже при хорошей в целом динамике социального и психологического развития выросшие люди с аутизмом по-прежнему испытывают трудности социальной адаптации. В частности, они остаются уязвимы во множестве жизненных ситуаций, в которых нужны: точная интерпретация различных социальных сигналов, целостное понимание нюансов взаимодействия, гибкое установление оптимальной дистанции в общении, быстрая адаптация к непредсказуемым внешним изменениям, устойчивость при переживании неудач. При этом у большинства взрослых лиц с РАС отмечаются трудности в социальном взаимодействии,  связанные с недостаточной диалогичностью и реципрокностью; сложности в сфере волевой регуляции  поведения и когнитивные проблемы, даже порой более выраженные, чем в детстве [10]. 

Известны также трудности формирования у лиц  с РАС модели психического (способности человека  понимать ментальные состояния: внутренний мир,  мотивацию действий других людей и доступную им  информацию), трудности в эмоциональном сопереживании другому и способности учитывать его переживания в собственных действиях. Так, значимо хуже  дети с аутизмом различают истинные и ложные представления, и в течение школьных лет их разрыв со  сверстниками без нарушений развития по этому па раметру увеличивается [11]. В работе Howlin, Baron Cohen, Hadwin [20] проанализированы последствия  слабо сформированной модели психического, препятствующие процессу социальной адаптации, среди  них — трудности установления дружеских связей; не умение учесть уровень заинтересованности партнера  в теме разговора; плохое понимание недоразумений,  смешного, обмана и т.п. Это ведет к высокой степе ни уязвимости подростков и молодых людей с РАС,  к насмешкам над ними, манипулированию, обману и  провокациям со стороны ровесников [19].
Глубокое  несоответствие коммуникации подростков с РАС и  коммуникации обычных ровесников очень заметно  [18], и осознавая свои трудности в общении с ровесниками, они часто имеют сниженную самооценку,  вплоть до искажения восприятия образа своего физического Я [5]. Причем достижимый уровень адаптации и степень уязвимости при социальном взаимодействии, как показывают исследования, не связаны  напрямую с уровнем интеллектуального развития [1]. 
В русле эмоционально-смыслового подхода, развиваемого в Институте коррекционной педагогики  (ИКП), описанные трудности социального и психологического развития у детей и подростков с аутизмом,  а в большей части случаев — и взрослых, рассматриваются как проявления эмоционально-личностной  незрелости [2]. В работах представителей этого под хода проявлениям эмоционально-личностной незрелости при аутизме уделяется большое внимание [13;  14]. О.С. Никольская относит к ним недостаточную  активность и сложность отношений аутичного обучающегося с другими людьми, низкие осознанность,  способность вербализовать собственный жизненный  опыт, впечатления от событий своей жизни; фрагментарность представлений о себе и о мире. Основным  средством смягчения подобных трудностей О.С. Никольская считает постоянное вовлечение ребенка с  РАС в различные виды совместной осмысленной деятельности. Такое вовлечение требует установления,  поддержания и постепенного усложнения эмоционального контакта между человеком с РАС и взрослым — педагогом, психологом. Именно благодаря  доверительным эмоционально теплым отношениям  со взрослым возможно продвижение ребенка с РАС  в понимании своего внутреннего мира, в способно сти осознавать и вербализовать эмоциональные впечатления, в преодолении фрагментарности картины  мира, развитии более зрелой самооценки и уровня  притязаний (чтобы частная неудача воспринималась  именно как частная, и ребенок не отказывался от усилий при малейшей трудности, не зависел от внешнего  подбадривания и помощи). 
И при подготовке молодых людей к труду в коллективе особое значение специалисты придают тьюторскому сопровождению, которое будет более продуктивным при позитивных эмоциональных отношениях.  Формирование у особого сотрудника морально-этической стороны профессиональных компетенций, в  частности, ответственности, происходит именно через индивидуальное тьюторское сопровождение [4]. Для психологического развития школьника,  особенно подростка, один из важнейших видов совместной деятельности — неформальное общение со  сверстниками. В нем не только формируются необходимые социальные навыки: также постепенно усили вается потребность в таком общении, интерес к другому человеку, способность радоваться от совпадения  интересов и эмоциональных оценок при понимании и  уважении к внутреннему миру каждого собеседника. В поведенческом подходе поддержание и усложнение отношений человека с РАС с другими людьми тра диционно рассматривается как формирование у него  возможно более широкого круга адаптивных навыков:  вести беседу в соответствии с ситуацией; учитывать интересы партнеров по общению, а не только опираться на  свои собственные; начинать и заканчивать общение со образно общепринятым нормам; придерживаться темы  беседы и др. [18]. А.И. Сергиенко, А.Н. Лукина пред лагают методику «Карусель вопросов», опробованную  на младших школьниках с РАС. При применении мето дики через обучение навыку задавать вопросы и высказывать свои предпочтения с визуальной поддержкой  формируется привычка чередовать коммуникативные  роли, развиваются самосознание и рефлексия [15]. Разработан метод обучения подростков и молодых  людей с РАС широкому спектру навыков, необходимых для развития самостоятельности и адаптации к  сообществу сверстников, названный «Обучающее  взаимодействие». Авторы предлагают неформальный  подход и естественность при обучении социальным  навыкам; обучение должно быть приятным и веселым. Подчеркивается важность теплых эмоциональных отношений между учеником и взрослым [18]. В силу трудностей, свойственных лицам с РАС,  неформальное общение у них проходит успешнее в  социальной среде, организованной и адаптирован ной в соответствии с уровнем их социального, эмоционально-волевого, когнитивного, речевого развития. Среду отличают предсказуемость, безопасность,  адаптированная подача информации. 
Примером создания такой среды — стимулирую щей к общению и сотрудничеству, но при этом адаптированной к возможностям людей с особенностями  развития — могут являться инклюзивные музейные  и некоторые другие культурные проекты, например,  «12 ММ» [17]; программа московского Музея криптографии «Скрыто? Открыто!» [3], где по окончании  курса занятий проводится командный квест, стимулирующий взаимодействие в командах. В квесте есть  и неформальная часть с максимально естественным  свободным общением — общее чаепитие. 
Методы 
Представляемый проект «Клуб», осуществляемый в русле эмоционально-смыслового подхода, раз работан и реализуется специалистами в Институте  коррекционной педагогики уже более 20-ти лет и на правлен на стимулирование общения людей с РАС  в адаптированной среде. В этом подходе ключевой,  центральной трудностью в сложной клинико-психологической структуре аутизма считается резкое  снижение выносливости субъекта в контактах с ми ром, прежде всего — с другим человеком. Авторами  подхода разработаны различные методы коррекционной работы для повышения активности и выносливости аутичного ребенка [2]. В клубной работе  основная цель педагогов — создание психологически  комфортной и безопасной среды при неформальном  дружеском взаимодействии участников, формирование и укрепление эмоциональных связей, повышение  заинтересованности молодых людей в общении, их  эмоциональной выносливости, активности. Педагоги  помогают участникам проявлять друг к другу внимание, обучают определению степени заинтересован ности собеседников, навыкам давать и отслеживать  обратную связь, развивать диалогическое общение  с соблюдением очередности; создавать и соблюдать групповые традиции, уклад жизни группы, развивать  социально-бытовые навыки, в том числе и во время  пребывания группы в городской среде, при взаимо действии с посторонними людьми, подготовке встреч  и при уборке. 
Состояние членов «Клуба», динамика их психо логического функционирования и адаптации отсле живаются с использованием методов включенного  наблюдения, бесед с близкими и сравнительного ана лиза рабочих видеозаписей разных лет. 
Участники группы. Большинство молодых людей,  посещающих регулярные встречи в ИКП, наблюдались  там с детского возраста, некоторые присоединились к  клубу позднее, после клинико-психологических консультаций в институте. Постоянными участниками со общества, регулярно посещавшими встречи не менее одного учебного года, стали 22 человека. На время начала  встреч участникам было от 12—13-ти до 18-ти лет, а в на стоящее время среди них есть и люди 35—38-ми лет. Это  сообщество преимущественно мужское: за все 20 лет в  группе занимались только 3 девушки. У всех участников  «Клуба» верифицирован диагноз, связанный с РАС. Подавляющее большинство имеют инвалидность, оформ енную в детстве. Все проживают в семьях, со своими  родными. Более адаптированные участники приезжают  
в клуб самостоятельно на городском транспорте, менее  адаптированные — в сопровождении родных. Несмотря на общий диагноз, участники сообщества значительно различаются по клинической кар тине нарушений, уровню социальной адаптированности и общей активности, эмоционально-волевому,  речевому и когнитивному развитию. Есть так называемые высокофункциональные люди с РАС — с  развернутой речью, достаточно выносливые, проявляющие социальную гибкость в повседневной жиз ни, с широким кругом доступных навыков. Есть ме нее функциональные, с выраженными трудностями  фразовой речи, сенсорной гиперчувствительностью,  часто испытывающие дискомфорт. Клиническая  разнородность группы сказывается и в большой не стабильности состояния некоторых участников,  регулярно переживающих тяжелые периоды с обострением дискомфорта и поведенческих проблем; в  такие периоды этим участникам приходится иногда  стационироваться в клинику. У других членов клуба  состояние более стабильное, мало зависящее от сезона и внешних событий. 
На одной встрече (в очном и дистанционном  формате) присутствуют, как правило, от 5-ти до 10- ти участников. Группа открытая, в нее включаются  новые члены, а некоторые по разным причинам выходят из сообщества. В то же время состав участников  клуба относительно стабилен, за последние 10 лет по  разным причинам перестали участвовать во встречах  7 человек: кому-то подобный формат общения уже  кажется неинтересным или недостаточно гибким, а  создаваемая на встречах в клубе среда — чрезмерно  оберегающей; а кто-то — в связи с обучением. Се мейные обстоятельства также могут вызвать уход из  нашего сообщества. Пример: один молодой человек  перестал поддерживать связь с «Клубом» после смерти мамы, сопровождавшей его в поездках по городу и  определявшей уклад повседневной жизни. Большая часть молодых людей годами участвуют  во встречах «Клуба», и этот факт свидетельствует об острой потребности в общении и о востребованности такого формата встреч в адаптированной среде. 
Специалисты, ведущие групповые встречи, прежде  всего создают и поддерживают адаптированную среду.  Организация общей беседы — самая существенная их  функция. Ведущие стимулируют участников к сообщениям и вопросам, поддерживают заинтересованность в  общем контексте разговора, а также дозировано выска зывают собственные впечатления и задают вопросы. 
Как в любой групповой работе, ведущие выполняют  различные функции, часть которых ориентирована на  группу в целом, а часть — на отдельных участников [8]: 
1. Модерация общения, отслеживание выполнения  правил (не перебивать, соблюдать очередность, вежли во и уважительно общаться). В «Клубе» правила не за писаны, при этом они по большей части выполняются. 
2. Поддержка членов сообщества в стрессовых обстоятельствах, смягчение связанной с ними тревоги. Пример. В период пандемии COVID-19 и изоляции  для эмоциональной поддержки участников ведущие  осознанно использовали максимально нейтральные,  безоценочные интонации и лексику, говоря о коронавирусе, а в целом в беседе о происходящих событиях  делали акцент на положительных переживаниях.
3. Контроль актуального эмоционального и фи зического состояния участников. При необходимо сти (утомление, дискомфорт, возбуждение) ведущий  предлагает участнику отдохнуть в помещении рядом  или просто индивидуально комментирует происходя щее, адаптируя свою речь, стиль контакта к возможностям и актуальному состоянию конкретного участ ника. Индивидуальное комментирование позволяет  участникам лучше понять сообщения товарищей, лег че включиться в происходящее.

Пример. Участник Д.  30-ти лет, как и многие люди с РАС, испытывает труд ности при понимании смешного: он может хохотать,  механически подражая ведущим или другим членам  «Клуба». Поэтому было решено пояснять ему смешные эпизоды, фразы, чтобы избегать механического,  основанного на внешнем подражании, хохота.

4. Поддержка участия и активности каждого члена группы в общей деятельности, в частности в общем разговоре: фокусировка внимания, комментирование происходящего, стимулирование высказываний и вопросов. Особая задача — помощь в оформлении высказывания членам группы с ограниченными речевыми возможностями: ведущие эмоционально их стимулируют, мотивируют задавать вопросы и высказываться, привлекают внимание присутствующих и сами спрашивают и делятся впечатлениями. Кроме того, если участнику трудно развернуто рассказать о событии, ведущий предлагает опираться на презентацию, подготовленную заранее с чужой помощью. Несложная презентация — фотографии с подписями фразами — помогает более связно и целостно сообщать о событии и впечатлении участника. При совместной работе над презентацией особое внимание уделяется словам с эмоциональной оценкой (понравилось, интересно, скучно и т.п.), которые в спонтанной речи звучат редко и понимаются плохо [10]. В командной работе ведущих есть специфика. Прежде всего, в групповой работе по организации неформального общения должны быть задействованы минимум двое, лучше 3—4 специалиста. Это позволяет распределить силы, отслеживать состояние каждого участника, вовлекать в происходящее и оперативно помогать при признаках возрастающей нестабильности. Важно соблюдение принципов, общее понимание задач и слаженность действий. Распределение обязанностей, способы взаимопомощи и коммуникации между ведущими заранее обсуждаются. Отношения ведущих свободны от конкуренции, иначе продуктивная работа с группой будет невозможна. Между ведущими оговаривается степень личного участия в общей беседе. Необходимо руководствоваться правилом: прежде всего участники группы стимулируются к высказыванию своих впечатлений и вопросов, но если поле общей беседы создается с трудом, то ведущие высказывают собственные впечатления, ассоциации, воспоминания, задают вопросы более активно. При возрастании включенности и заинтересованности членов группы активность ведущих снижается.

Организационные условия функционирования  «Клуба»: просторное помещение с общим столом и  еще одно свободное помещение для отдыха рядом.  Специалисты используют технику для видеофиксации встреч, беседы с участниками и их родными периодически записываются. 

Структура встреч и используемые виды деятельности. За годы работы «Клуба» сложился традицион ный уклад каждой встречи, годового цикла (празднование Нового года, окончания сезона, поздравление с днями рождения и т.п.). В последние годы каждая  еженедельная встреча длится 2—2,5 ч. Во время пан демии и самоизоляции (2020 г.) встречи переместились в дистанционный формат, в дальнейшем оста лись в двойном формате: одни приезжают на встречи в ИКП, другие участвуют в беседе из дома. Сформирован блок видов деятельности, во вре мя занятий которыми и происходит неформальное  общение участников и ведущих группы: 

  1. Беседа: ведущие стимулируют и организуют  общий разговор, обмен новостями и впечатлениями.  Участники с развернутой спонтанной речью рассказы вают о событиях за неделю, эмоционально откликают ся на вопросы и реплики. Другим участникам предо ставляется внешняя опора. Пример. Молодой человек  С., ставший участником «Клуба» уже после 25-ти лет,  имеет тяжелые нарушения спонтанной речевой ком муникации, но сохранную, развернутую письменную  речь. Свой рассказ он зачитывает из тетради-дневника,  и это часто бывает интересный, своеобразный по сти лю рассказ; ведущие регулируют его продолжитель ность, договариваясь о числе читаемых страниц. По сложившейся традиции, участник встречи, закон чив свое сообщение или рассказ, передает слово другому.
  2. Просмотр фотографий, сделанных участниками.  Чаще всего это виды природы или городские пейзажи,  «отчеты» об открытых станциях московского метро,  иногда семейные фотографии или фото, сделанные в  других сообществах. Участников ограничивают реко мендацией предварительно отбирать самые интерес ные снимки, иногда устанавливаются и временные  ограничения для показа. Ведущие стараются развить  диалог в связи с показанными снимками или презен тацией семейных событий: мотивируют задавать во просы, просят об уточнениях, помогают присутствую щим эмоционально откликаться на происходящее. Не  всегда это вызывает у самого рассказчика положительные эмоции. Пример. Участница старшего школьного  возраста П., показывая свои презентации о семейных  путешествиях, заученно читает подготовленный с по мощью близких текст и бурно протестует против вопросов (необходимость отвечать на неожиданные вопросы вызывает у нее большое напряжение). Ведущие  оказывают помощь: «Твои фотографии и рассказ всем  очень интересны, поэтому и возникают вопросы…». 
  1. Слушание музыки. Члены клуба делятся с това рищами любимыми песнями, музыкой и, — что осо бенно ценно, — спрашивают о впечатлении, которое  они произвели на слушателей. Некоторые участники  умеют играть на музыкальных инструментах, и ино гда встречи заканчиваются музицированием. 
  2. Просмотр ярких фрагментов фильмов (мульт фильмов), предлагаемых участниками или ведущими.  После просмотра организуется обмен впечатлениями. 
  3. Настольные и активные игры с правилами: на стольный теннис, дартс, круговые игры и психотех нические упражнения с мячом. Переключение на  веселые игры помогает отдохнуть, сконцентрировать  внимание, активнее включаться в происходящее, по скольку в беседе внимание трудно удерживать. 
  4. Подготовка и запись самопрезентаций — не больших рассказов каждого участника о себе по за данной схеме. Пример. Предлагаемые к самопрезен тации вопросы: какая у меня внешность? Какой я по  характеру? Какие у меня сильные стороны, а какие  слабые? Что я люблю и что не люблю делать? И т.п.  Большинству участников помогают: проводится  предварительная проработка такого краткого рассказа о себе, при необходимости делается краткая за пись. Потом всей группой целесообразно посмотреть  отснятые ролики, пересматривать их и позднее, отмечая происходящие со временем изменения.
  5. Ведение дневника группы. На каждой встрече в  нем фиксируются: имена присутствующих, основные  темы разговоров, примечательные события. Специалисты регулярно обращаются к дневнику, отмечают  происходящие со временем изменения.
  6. Максимально приближенная к домашней обстановка: члены клуба встречаются за чайным столом.  Непринужденная обстановка для общения — важная  составляющая работы ведущих и членов сообщества.  Участники накрывают на стол, заваривают чай, после  встречи все убирают и моют посуду, тренируя бытовые  навыки. Ведущие оказывают дозированную помощь.  Если на встрече проводится совместная деятельность,  то неформальное общение планируется после активности. В работе по формированию навыков ведущие  стремятся к максимальной естественности обстанов ки, избегая их механистичной отработки; широко ис пользуются совместная деятельность и подсказки. 

Результаты 

Многолетние наблюдения специалистов «Клуба»  за подростками и взрослыми людьми с РАС, беседы с  ними и с членами их семей, анализ видеозаписей разных периодов позволяют сделать выводы об отчетли вой позитивной динамике в поведении участников,  об их эмоциональном и социальном развитии: 

  1. Между всеми участниками сложились доброже лательные эмоциональные отношения. В основном,  все соблюдают общепринятые правила общения: при ветствуют, благодарят, прощаются, знают друг друга  по именам, хотя ошибки и затруднения с запомина нием имен наблюдаются и спустя годы регулярных  встреч. Члены клуба спокойно и безоценочно отно сятся к речевым особенностям товарищей по сообще ству — к медленному темпу, слишком тихому голосу,  трудностям развернутой речи. 

При этом учитывается, что встречи членов «Клу ба» за чайным столом могут отрицательно влиять на  включенность участников в общее поле. Хотя вкус ная еда, уют и неформальность происходящего смяг чают напряжение от интенсивного общения, но для  многих являются дистракторами, — чрезмерно при влекательными факторами, затрудняющими посто янную эмоциональную включенность. 

  1. В «Клубе» отмечаются события годового цикла,  сложились распорядок встреч и традиции, уважитель но принимаемые участниками: очередность рассказов  о своих новостях, передача слова следующему рас сказчику, совместное слушание музыки и обсуждение  впечатлений от нее. Важная часть новогоднего ритуа ла — рассказы каждого участника о важных событиях  в уходящем году; многие к такому рассказу тщательно  готовятся. Другая традиция — пикник в парке в начале  лета, знаменующий окончание сезона встреч. 
  2. Постепенно возрастает включенность членов  сообщества в слушание рассказов друг друга: они за дают больше вопросов, выказывают больше эмоций,  чем в первое время посещения «Клуба». 

При этом многим по-прежнему важнее выска заться самим, значительную часть времени они слабо  следят за разговором, не включаясь и не откликаясь  активно на рассказы других. 

  1. Как отмечалось, участники с удовольствием пока зывают фотографии, и другие смотрят их с интересом,  включаясь в просмотр в большей степени, чем в беседу:  делают комплименты авторам за удачные снимки. 
  2. Некоторые члены «Клуба» научились лучше  контролировать свои эмоции, самостоятельно дози руя свое участие в общении: при усталости выходят  из комнаты, ходят по коридору или сидят в комнате  рядом. Позже они могут вернуться в общий круг. Те  участники, для кого два часа общения тяжелы, могут  покинуть встречу раньше. 

При появлении чата «Клуба» часть членов со общества стали активно им пользоваться: сообщать  о форме участия в очередной встрече, предупреж дать об опозданиях или отсутствии, публиковать  свои фото и откликаться на чужие. Не у всех участ ников есть свои смартфоны, и они не имеют доступ  к чату, — тогда информацию читают и сообщают  родители. Перед введением чата было проведено  обсуждение правил: доброжелательный тон общения, ограниченное количество сообщений, запрет на  переписку в ночное время. Ведущие используют чат также и для обучения участников понятию границ,  различению личной и публичной информации. При нятые правила в основном выполняются, хотя некоторым участникам трудно ограничивать количество  публикуемых фотографий. В таких случаях в чате  обсуждается, сколько фотографий о конкретном со бытии можно показать товарищам по «Клубу», что бы это было неутомительно. 

Одновременно с положительными изменениями  остаются трудности. 

  1. Прежде всего — трудности организации диало га, остающаяся у членов группы склонность к моно логичности в общении. Участникам по-прежнему в  основном важнее (и легче) высказаться самим, чем  активно выслушать другого, эмоционально отклик нувшись на чужой жизненный опыт и чужие впе чатления. В нынешнем «Клубе», как и 10—15 лет  назад, живая спонтанная беседа невозможна без  активной модерации со стороны ведущих встречи  специалистов. 
  2. Слабость спонтанного взаимодействия между  участниками: они по-прежнему чаще обращаются к  кому-то из ведущих, чем друг к другу; значительная  часть членов группы самостоятельно, без помощи не  обращается к другим по имени. Практически все не  общаются вне клубных встреч, за исключением двух  участников, которые иногда созваниваются друг с  другом. 
  3. Как и в начале работы сообщества, активная по мощь ведущих — эмоциональное стимулирование,  вовлечение, комментирование для поддержания эмо циональной заинтересованности в происходящем —  нужны и в настоящее время. Если ведущие теряют  активность, то степень вовлеченности молодых лю дей в групповое общение сразу заметно снижается. 

Выводы 

Длительная работа с группой подростков и взрос лых людей с РАС, многолетнее наблюдение за ними  позволяют сделать выводы: 

— неформальное клубное общение в адаптирован ной социальной среде очень значимо, а формирую щиеся эмоциональные связи играют важную роль в  жизни его участников; 

— успешная организация неформального интегра тивного или инклюзивного сообщества и общение в  нем возможны на основе самых разных видов дея тельности, преимущественно связанных с досугом,  творчеством, различными играми, возможно — с ту ризмом, краеведением. Но независимо от вида груп повой деятельности, нужно вовлекать участников  такого сообщества в общее эмоционально-смысловое  поле, стимулировать к участию в диалоге, обмену  впечатлениями, новостями и т.п. Возможно, наиболее продуктивно сочетать в течение одной встречи  какую-то целенаправленную общую активность и общее чаепитие, на фоне которого более активно ор ганизуется неформальная беседа; 

— организация неформального интегративного  (инклюзивного) сообщества и предоставление воз можности подросткам и взрослым с РАС общаться  в адаптированной социальной среде не снимают тя желых нарушений социального взаимодействия, пре жде всего — низкой активности в общении, которые  в нашем случае остаются в той или иной степени вы раженными у всех участников группы. В частности,  создателям проекта «Клуб», не удалось в полной мере  стимулировать спонтанное самостоятельное обще ние участников без своего присутствия, за пределами  клубных встреч (за редкими исключениями, о чем го ворилось выше); 

— своевременный опыт включения в безопасное  неформальное общение может иметь большое разви вающее значение для социального и психологическо го роста лиц с РАС. Специалисты «Клуба» уверены:  участники сообщества могли бы быть более активны ми, синтонными и чувствительными к собеседникам,  если бы их начали включать в подобное общение су щественно раньше, с младшего школьного возраста.  Это ставит вопрос об организации по-настоящему  эффективных, развивающих, методов психологиче ского сопровождения школьников с РАС в младшем  и среднем звеньях обучения. 

Заключение 

Столь длительный опыт клубной работы в интегра тивной группе и возможность наблюдения за взросле нием людей с РАС уникальны. При том, что в Москве  проводится работа в группе самоподдержки взрослых  с синдромом Аспергера и «высокофункциональным»  аутизмом [16]; описана групповая работа со школьни ками, также нацеленная на развитие коммуникации и  навыков общения между участниками [12], — такой  длительный проект как «Клуб» в Институте коррек ционной педагогики — единственный в России [9]. 

Работа группы неформального общения продол жается, ее старые и новые участники, несмотря на  взрослые и даже зрелые годы, продолжают меняться и  развиваться. Многолетняя деятельность «Клуба», не смотря на ограничения в объективном прослеживании  динамики участников, подтверждает, что эмоциональ но-личностное развитие человека с РАС в благопри ятных условиях может происходить и во взрослом воз расте. Об этом неоднократно писали представители  эмоционально-смыслового подхода [13], в русле кото рого усилия специалистов направлены на приближе ние, насколько это возможно, психического и социаль ного развития аутичного человека к норме. 

Но кроме развивающей роли общения в «Клубе»,  следует отметить, что у участников группы с годами  сформировалась своя компания, где им хорошо, и где  их принимают. 

Литература

  1. Авакян Т.В., Константинова И.С. Исследование связи уровня интеллектуального развития с показателями автономии у  молодых людей с ментальными нарушениями, обучающихся первичным профессиональным навыкам по инклюзивной  программе // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 3. С. 27—36. DOI:10.17759/autdd.2023210303 
  2. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / отв.  ред. О.С. Никольская. Москва: Юрайт, 2022. 295 с. ISBN 978-5-534-15647-8. 
  3. Большаков Н.В., Понкратова Ю.А. Формирование базовых представлений о коммуникации и способах передачи  информации у подростков и молодых взрослых с РАС в рамках музейной программы «Скрыто? Открыто!» //  Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 61—70. DOI:10.17759/autdd.2023210407 
  4. Быстрова Ю.А., Бражникова А.Н., Карпенкова И.В. Исследование компетенции морально-этической  ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское  сопровождение // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 52—60. DOI:10.17759/autdd.2023210406 
  5. Воротыло Н.В., Смирнова Ю.М. Особенности саомовосприятия у подростков с расстройствами аутистического  спектра // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 170—177. DOI:1 0.52772/25420291_2021_4_177 
  6. Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра: [Клинический отчет]  [Электронный ресурс] / Американская академия педиатрии. [Москва]: Фонд содействия решению проблем аутизма  «Выход», 2020. 116 с. URL: https://outfund.ru/pediatry-vsex-stran-obedinyajtes/ (дата обращения: 08.03.2024). 
  7. Клинические рекомендации: Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / Министерство  здравоохранения РФ. [Москва], 2022. 102 с. URL: https://legalacts.ru/doc/klinicheskie-rekomendatsii-rasstroistva-autisticheskogo-spektra-utv-minzdravom-rossii/ (дата обращения: 08.03.2024). 
  8. Косевска А. Личность психотерапевта // Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера.  Москва: Медицина, 1990. С. 172—181. ISBN 5-225-00505-5. 
  9. Костин И.А. Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма  [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 28.12.2015. № 23. С. 72—92. URL:  https://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/organizacziya-neformalnogo-obshheniya-podrostkov-i-vzroslyix-s-posledstviyami-detskogo-autizma (дата обращения: 08.03.2024). 
  10. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического  спектра: монография. Москва: Теревинф, 2018. 144 с. ISBN 978-5-4212-0460-2. 
  11. Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний // Аутизм и  нарушения развития. 2007. Т. 5. № 2. С. 1—9. 
  12. Медведовская Т.А, Сударикова М.А. Опыт групповой коррекционной работы с детьми с высокофункциональным  аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2008. Т. 6. № 2. С. 1—21. 
  13. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 35—38.  DOI:10.17759/autdd.2016140406 
  14. Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с  расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2015. № 6. С. 17—26. 
  15. Сергиенко А.И., Лукина А.Н. Развитие навыка интравербальной коммуникации в коммуникативных группах у  детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития.  2022. Т. 20. № 3. С. 46—52. DOI:10.17759/autdd.2022200305 
  16. Стейнберг А.С., Восков А.Л. Деятельность группы поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера в  России // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 2. С. 55—62. DOI:10.17759/autdd.2020180208
  17. Стейнберг А.С., Восков А.Л., Клевцова Е.М. Социокультурная интеграция взрослых людей с аутизмом в рамках  проекта «12ММ!» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 36—42. DOI:10.17759/autdd.2022200205
  18. Таубман М., Лиф Р., Макэкен Д. Есть контакт! Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного  поведенческого анализа: Учебные программы / Под общ. ред. Кузьмицкой М.С. Москва: ИП Толкачев, 2018. 448  с. ISBN 978-5-9907565-8-8. 
  19. Denworth L. Where communication breaks down for people with autism [Электронный ресурс] // The Transmitter.  18 April 2018. URL: https://www.thetransmitter.org/spectrum/communication-breaks-people-autism (дата  обращения: 03.06.2024). DOI:10.53053/JUWQ1789 
  20. Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read: A practical guide for teachers and  parents. Oxford: Wiley, 1999. 304 p. ISBN 978-0-471-97623-3. 

Информация об авторах

Костин Игорь Анатольевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ «ИКП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0309-5266, e-mail: kostin@ikp.email

Метрики

Просмотров

Всего: 8
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2