Аутизм и нарушения развития
2024. Том 22. № 2. С. 23–31
doi:10.17759/autdd.2024220203
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Эмоционально-смысловой подход в групповой работе: неформальное общение молодых людей c РАС в проекте «Клуб»
Аннотация
Актуальность и цель. Трудности адаптации и взаимодействия, пассивность в общении и другие черты, препятствующие социальной жизни, сохраняются у большинства взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В рамках проекта «Клуб», созданного для свободного неформального общения людей с РАС в специально организованной среде, проводится длительное отслеживание катамнезов взрослых участ ников группы для определения их продвижения в социальной адаптации.
Методы и методики. Работа ведущих «Клуба» основана на эмоционально-смысловым подходе. За 20 лет су ществования клуба участвовали в проекте 22 человека с РАС; в настоящее время участникам от 16-ти до 38- ми лет. В еженедельных встречах в адаптированном безопасном пространстве организовано взаимодействие молодых людей с РАС со сверстниками в разных видах деятельности, общей беседе, при обмене новостями. Формат общения — очный и дистанционный. Динамика развития членов клуба отслеживается через фикса цию результатов наблюдения, бесед с ними и с их близкими, а также путем анализа рабочих видеозаписей разных лет. Функции специалистов, ведущих встречи: модерация беседы, контроль за выполнением правил и состоянием каждого участника, стимулирование их интереса и эмоциональной включенности в общение.
Результаты. Положительная динамика во взаимодействии участников группы выражается в усилении их доброжелательного внимания друг к другу и взаимной поддержки. При этом отмечается остающаяся в целом пассивность в общении, слабость спонтанного взаимодействия между членами группы.
Выводы. Психологическое развитие человека с РАС в благоприятных условиях возможно и во взрослых воз растных периодах. Для этого необходима специально организованная среда. Развивающий потенциал орга низованного неформального общения был бы существенно выше при условии начала этой работы в младшем школьном возрасте ребенка. Специфика деятельности ведущих «Клуба» связана с необходимостью слаженной работы, а также с дозированным обращением к собственным переживаниям и опыту в процессе неформального общения. Приведенные в статье примеры работы в клубе имеют практическое значение для специалистов, работающих с РАС.
Общая информация
Ключевые слова: молодые люди, расстройства аутистического спектра, групповая работа, эмоционально-смысловой подход, совместная деятельность, неформальная коммуникация, адаптированная социально-психологическая среда, навыки социального взаимодействия
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220203
Получена: 20.02.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Костин И.А. Эмоционально-смысловой подход в групповой работе: неформальное общение молодых людей c РАС в проекте «Клуб» // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 2. С. 23–31. DOI: 10.17759/autdd.2024220203
Полный текст
Известны также трудности формирования у лиц с РАС модели психического (способности человека понимать ментальные состояния: внутренний мир, мотивацию действий других людей и доступную им информацию), трудности в эмоциональном сопереживании другому и способности учитывать его переживания в собственных действиях. Так, значимо хуже дети с аутизмом различают истинные и ложные представления, и в течение школьных лет их разрыв со сверстниками без нарушений развития по этому па раметру увеличивается [11]. В работе Howlin, Baron Cohen, Hadwin [20] проанализированы последствия слабо сформированной модели психического, препятствующие процессу социальной адаптации, среди них — трудности установления дружеских связей; не умение учесть уровень заинтересованности партнера в теме разговора; плохое понимание недоразумений, смешного, обмана и т.п. Это ведет к высокой степе ни уязвимости подростков и молодых людей с РАС, к насмешкам над ними, манипулированию, обману и провокациям со стороны ровесников [19].
2. Поддержка членов сообщества в стрессовых обстоятельствах, смягчение связанной с ними тревоги. Пример. В период пандемии COVID-19 и изоляции для эмоциональной поддержки участников ведущие осознанно использовали максимально нейтральные, безоценочные интонации и лексику, говоря о коронавирусе, а в целом в беседе о происходящих событиях делали акцент на положительных переживаниях.
3. Контроль актуального эмоционального и фи зического состояния участников. При необходимо сти (утомление, дискомфорт, возбуждение) ведущий предлагает участнику отдохнуть в помещении рядом или просто индивидуально комментирует происходя щее, адаптируя свою речь, стиль контакта к возможностям и актуальному состоянию конкретного участ ника. Индивидуальное комментирование позволяет участникам лучше понять сообщения товарищей, лег че включиться в происходящее.
Пример. Участник Д. 30-ти лет, как и многие люди с РАС, испытывает труд ности при понимании смешного: он может хохотать, механически подражая ведущим или другим членам «Клуба». Поэтому было решено пояснять ему смешные эпизоды, фразы, чтобы избегать механического, основанного на внешнем подражании, хохота.
4. Поддержка участия и активности каждого члена группы в общей деятельности, в частности в общем разговоре: фокусировка внимания, комментирование происходящего, стимулирование высказываний и вопросов. Особая задача — помощь в оформлении высказывания членам группы с ограниченными речевыми возможностями: ведущие эмоционально их стимулируют, мотивируют задавать вопросы и высказываться, привлекают внимание присутствующих и сами спрашивают и делятся впечатлениями. Кроме того, если участнику трудно развернуто рассказать о событии, ведущий предлагает опираться на презентацию, подготовленную заранее с чужой помощью. Несложная презентация — фотографии с подписями фразами — помогает более связно и целостно сообщать о событии и впечатлении участника. При совместной работе над презентацией особое внимание уделяется словам с эмоциональной оценкой (понравилось, интересно, скучно и т.п.), которые в спонтанной речи звучат редко и понимаются плохо [10]. В командной работе ведущих есть специфика. Прежде всего, в групповой работе по организации неформального общения должны быть задействованы минимум двое, лучше 3—4 специалиста. Это позволяет распределить силы, отслеживать состояние каждого участника, вовлекать в происходящее и оперативно помогать при признаках возрастающей нестабильности. Важно соблюдение принципов, общее понимание задач и слаженность действий. Распределение обязанностей, способы взаимопомощи и коммуникации между ведущими заранее обсуждаются. Отношения ведущих свободны от конкуренции, иначе продуктивная работа с группой будет невозможна. Между ведущими оговаривается степень личного участия в общей беседе. Необходимо руководствоваться правилом: прежде всего участники группы стимулируются к высказыванию своих впечатлений и вопросов, но если поле общей беседы создается с трудом, то ведущие высказывают собственные впечатления, ассоциации, воспоминания, задают вопросы более активно. При возрастании включенности и заинтересованности членов группы активность ведущих снижается.
Организационные условия функционирования «Клуба»: просторное помещение с общим столом и еще одно свободное помещение для отдыха рядом. Специалисты используют технику для видеофиксации встреч, беседы с участниками и их родными периодически записываются.
Структура встреч и используемые виды деятельности. За годы работы «Клуба» сложился традицион ный уклад каждой встречи, годового цикла (празднование Нового года, окончания сезона, поздравление с днями рождения и т.п.). В последние годы каждая еженедельная встреча длится 2—2,5 ч. Во время пан демии и самоизоляции (2020 г.) встречи переместились в дистанционный формат, в дальнейшем оста лись в двойном формате: одни приезжают на встречи в ИКП, другие участвуют в беседе из дома. Сформирован блок видов деятельности, во вре мя занятий которыми и происходит неформальное общение участников и ведущих группы:
- Беседа: ведущие стимулируют и организуют общий разговор, обмен новостями и впечатлениями. Участники с развернутой спонтанной речью рассказы вают о событиях за неделю, эмоционально откликают ся на вопросы и реплики. Другим участникам предо ставляется внешняя опора. Пример. Молодой человек С., ставший участником «Клуба» уже после 25-ти лет, имеет тяжелые нарушения спонтанной речевой ком муникации, но сохранную, развернутую письменную речь. Свой рассказ он зачитывает из тетради-дневника, и это часто бывает интересный, своеобразный по сти лю рассказ; ведущие регулируют его продолжитель ность, договариваясь о числе читаемых страниц. По сложившейся традиции, участник встречи, закон чив свое сообщение или рассказ, передает слово другому.
- Просмотр фотографий, сделанных участниками. Чаще всего это виды природы или городские пейзажи, «отчеты» об открытых станциях московского метро, иногда семейные фотографии или фото, сделанные в других сообществах. Участников ограничивают реко мендацией предварительно отбирать самые интерес ные снимки, иногда устанавливаются и временные ограничения для показа. Ведущие стараются развить диалог в связи с показанными снимками или презен тацией семейных событий: мотивируют задавать во просы, просят об уточнениях, помогают присутствую щим эмоционально откликаться на происходящее. Не всегда это вызывает у самого рассказчика положительные эмоции. Пример. Участница старшего школьного возраста П., показывая свои презентации о семейных путешествиях, заученно читает подготовленный с по мощью близких текст и бурно протестует против вопросов (необходимость отвечать на неожиданные вопросы вызывает у нее большое напряжение). Ведущие оказывают помощь: «Твои фотографии и рассказ всем очень интересны, поэтому и возникают вопросы…».
- Слушание музыки. Члены клуба делятся с това рищами любимыми песнями, музыкой и, — что осо бенно ценно, — спрашивают о впечатлении, которое они произвели на слушателей. Некоторые участники умеют играть на музыкальных инструментах, и ино гда встречи заканчиваются музицированием.
- Просмотр ярких фрагментов фильмов (мульт фильмов), предлагаемых участниками или ведущими. После просмотра организуется обмен впечатлениями.
- Настольные и активные игры с правилами: на стольный теннис, дартс, круговые игры и психотех нические упражнения с мячом. Переключение на веселые игры помогает отдохнуть, сконцентрировать внимание, активнее включаться в происходящее, по скольку в беседе внимание трудно удерживать.
- Подготовка и запись самопрезентаций — не больших рассказов каждого участника о себе по за данной схеме. Пример. Предлагаемые к самопрезен тации вопросы: какая у меня внешность? Какой я по характеру? Какие у меня сильные стороны, а какие слабые? Что я люблю и что не люблю делать? И т.п. Большинству участников помогают: проводится предварительная проработка такого краткого рассказа о себе, при необходимости делается краткая за пись. Потом всей группой целесообразно посмотреть отснятые ролики, пересматривать их и позднее, отмечая происходящие со временем изменения.
- Ведение дневника группы. На каждой встрече в нем фиксируются: имена присутствующих, основные темы разговоров, примечательные события. Специалисты регулярно обращаются к дневнику, отмечают происходящие со временем изменения.
- Максимально приближенная к домашней обстановка: члены клуба встречаются за чайным столом. Непринужденная обстановка для общения — важная составляющая работы ведущих и членов сообщества. Участники накрывают на стол, заваривают чай, после встречи все убирают и моют посуду, тренируя бытовые навыки. Ведущие оказывают дозированную помощь. Если на встрече проводится совместная деятельность, то неформальное общение планируется после активности. В работе по формированию навыков ведущие стремятся к максимальной естественности обстанов ки, избегая их механистичной отработки; широко ис пользуются совместная деятельность и подсказки.
Результаты
Многолетние наблюдения специалистов «Клуба» за подростками и взрослыми людьми с РАС, беседы с ними и с членами их семей, анализ видеозаписей разных периодов позволяют сделать выводы об отчетли вой позитивной динамике в поведении участников, об их эмоциональном и социальном развитии:
- Между всеми участниками сложились доброже лательные эмоциональные отношения. В основном, все соблюдают общепринятые правила общения: при ветствуют, благодарят, прощаются, знают друг друга по именам, хотя ошибки и затруднения с запомина нием имен наблюдаются и спустя годы регулярных встреч. Члены клуба спокойно и безоценочно отно сятся к речевым особенностям товарищей по сообще ству — к медленному темпу, слишком тихому голосу, трудностям развернутой речи.
При этом учитывается, что встречи членов «Клу ба» за чайным столом могут отрицательно влиять на включенность участников в общее поле. Хотя вкус ная еда, уют и неформальность происходящего смяг чают напряжение от интенсивного общения, но для многих являются дистракторами, — чрезмерно при влекательными факторами, затрудняющими посто янную эмоциональную включенность.
- В «Клубе» отмечаются события годового цикла, сложились распорядок встреч и традиции, уважитель но принимаемые участниками: очередность рассказов о своих новостях, передача слова следующему рас сказчику, совместное слушание музыки и обсуждение впечатлений от нее. Важная часть новогоднего ритуа ла — рассказы каждого участника о важных событиях в уходящем году; многие к такому рассказу тщательно готовятся. Другая традиция — пикник в парке в начале лета, знаменующий окончание сезона встреч.
- Постепенно возрастает включенность членов сообщества в слушание рассказов друг друга: они за дают больше вопросов, выказывают больше эмоций, чем в первое время посещения «Клуба».
При этом многим по-прежнему важнее выска заться самим, значительную часть времени они слабо следят за разговором, не включаясь и не откликаясь активно на рассказы других.
- Как отмечалось, участники с удовольствием пока зывают фотографии, и другие смотрят их с интересом, включаясь в просмотр в большей степени, чем в беседу: делают комплименты авторам за удачные снимки.
- Некоторые члены «Клуба» научились лучше контролировать свои эмоции, самостоятельно дози руя свое участие в общении: при усталости выходят из комнаты, ходят по коридору или сидят в комнате рядом. Позже они могут вернуться в общий круг. Те участники, для кого два часа общения тяжелы, могут покинуть встречу раньше.
При появлении чата «Клуба» часть членов со общества стали активно им пользоваться: сообщать о форме участия в очередной встрече, предупреж дать об опозданиях или отсутствии, публиковать свои фото и откликаться на чужие. Не у всех участ ников есть свои смартфоны, и они не имеют доступ к чату, — тогда информацию читают и сообщают родители. Перед введением чата было проведено обсуждение правил: доброжелательный тон общения, ограниченное количество сообщений, запрет на переписку в ночное время. Ведущие используют чат также и для обучения участников понятию границ, различению личной и публичной информации. При нятые правила в основном выполняются, хотя некоторым участникам трудно ограничивать количество публикуемых фотографий. В таких случаях в чате обсуждается, сколько фотографий о конкретном со бытии можно показать товарищам по «Клубу», что бы это было неутомительно.
Одновременно с положительными изменениями остаются трудности.
- Прежде всего — трудности организации диало га, остающаяся у членов группы склонность к моно логичности в общении. Участникам по-прежнему в основном важнее (и легче) высказаться самим, чем активно выслушать другого, эмоционально отклик нувшись на чужой жизненный опыт и чужие впе чатления. В нынешнем «Клубе», как и 10—15 лет назад, живая спонтанная беседа невозможна без активной модерации со стороны ведущих встречи специалистов.
- Слабость спонтанного взаимодействия между участниками: они по-прежнему чаще обращаются к кому-то из ведущих, чем друг к другу; значительная часть членов группы самостоятельно, без помощи не обращается к другим по имени. Практически все не общаются вне клубных встреч, за исключением двух участников, которые иногда созваниваются друг с другом.
- Как и в начале работы сообщества, активная по мощь ведущих — эмоциональное стимулирование, вовлечение, комментирование для поддержания эмо циональной заинтересованности в происходящем — нужны и в настоящее время. Если ведущие теряют активность, то степень вовлеченности молодых лю дей в групповое общение сразу заметно снижается.
Выводы
Длительная работа с группой подростков и взрос лых людей с РАС, многолетнее наблюдение за ними позволяют сделать выводы:
— неформальное клубное общение в адаптирован ной социальной среде очень значимо, а формирую щиеся эмоциональные связи играют важную роль в жизни его участников;
— успешная организация неформального интегра тивного или инклюзивного сообщества и общение в нем возможны на основе самых разных видов дея тельности, преимущественно связанных с досугом, творчеством, различными играми, возможно — с ту ризмом, краеведением. Но независимо от вида груп повой деятельности, нужно вовлекать участников такого сообщества в общее эмоционально-смысловое поле, стимулировать к участию в диалоге, обмену впечатлениями, новостями и т.п. Возможно, наиболее продуктивно сочетать в течение одной встречи какую-то целенаправленную общую активность и общее чаепитие, на фоне которого более активно ор ганизуется неформальная беседа;
— организация неформального интегративного (инклюзивного) сообщества и предоставление воз можности подросткам и взрослым с РАС общаться в адаптированной социальной среде не снимают тя желых нарушений социального взаимодействия, пре жде всего — низкой активности в общении, которые в нашем случае остаются в той или иной степени вы раженными у всех участников группы. В частности, создателям проекта «Клуб», не удалось в полной мере стимулировать спонтанное самостоятельное обще ние участников без своего присутствия, за пределами клубных встреч (за редкими исключениями, о чем го ворилось выше);
— своевременный опыт включения в безопасное неформальное общение может иметь большое разви вающее значение для социального и психологическо го роста лиц с РАС. Специалисты «Клуба» уверены: участники сообщества могли бы быть более активны ми, синтонными и чувствительными к собеседникам, если бы их начали включать в подобное общение су щественно раньше, с младшего школьного возраста. Это ставит вопрос об организации по-настоящему эффективных, развивающих, методов психологиче ского сопровождения школьников с РАС в младшем и среднем звеньях обучения.
Заключение
Столь длительный опыт клубной работы в интегра тивной группе и возможность наблюдения за взросле нием людей с РАС уникальны. При том, что в Москве проводится работа в группе самоподдержки взрослых с синдромом Аспергера и «высокофункциональным» аутизмом [16]; описана групповая работа со школьни ками, также нацеленная на развитие коммуникации и навыков общения между участниками [12], — такой длительный проект как «Клуб» в Институте коррек ционной педагогики — единственный в России [9].
Работа группы неформального общения продол жается, ее старые и новые участники, несмотря на взрослые и даже зрелые годы, продолжают меняться и развиваться. Многолетняя деятельность «Клуба», не смотря на ограничения в объективном прослеживании динамики участников, подтверждает, что эмоциональ но-личностное развитие человека с РАС в благопри ятных условиях может происходить и во взрослом воз расте. Об этом неоднократно писали представители эмоционально-смыслового подхода [13], в русле кото рого усилия специалистов направлены на приближе ние, насколько это возможно, психического и социаль ного развития аутичного человека к норме.
Но кроме развивающей роли общения в «Клубе», следует отметить, что у участников группы с годами сформировалась своя компания, где им хорошо, и где их принимают.
Литература
- Авакян Т.В., Константинова И.С. Исследование связи уровня интеллектуального развития с показателями автономии у молодых людей с ментальными нарушениями, обучающихся первичным профессиональным навыкам по инклюзивной программе // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 3. С. 27—36. DOI:10.17759/autdd.2023210303
- Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / отв. ред. О.С. Никольская. Москва: Юрайт, 2022. 295 с. ISBN 978-5-534-15647-8.
- Большаков Н.В., Понкратова Ю.А. Формирование базовых представлений о коммуникации и способах передачи информации у подростков и молодых взрослых с РАС в рамках музейной программы «Скрыто? Открыто!» // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 61—70. DOI:10.17759/autdd.2023210407
- Быстрова Ю.А., Бражникова А.Н., Карпенкова И.В. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 52—60. DOI:10.17759/autdd.2023210406
- Воротыло Н.В., Смирнова Ю.М. Особенности саомовосприятия у подростков с расстройствами аутистического спектра // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 170—177. DOI:1 0.52772/25420291_2021_4_177
- Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра: [Клинический отчет] [Электронный ресурс] / Американская академия педиатрии. [Москва]: Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход», 2020. 116 с. URL: https://outfund.ru/pediatry-vsex-stran-obedinyajtes/ (дата обращения: 08.03.2024).
- Клинические рекомендации: Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения РФ. [Москва], 2022. 102 с. URL: https://legalacts.ru/doc/klinicheskie-rekomendatsii-rasstroistva-autisticheskogo-spektra-utv-minzdravom-rossii/ (дата обращения: 08.03.2024).
- Косевска А. Личность психотерапевта // Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. Москва: Медицина, 1990. С. 172—181. ISBN 5-225-00505-5.
- Костин И.А. Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 28.12.2015. № 23. С. 72—92. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/organizacziya-neformalnogo-obshheniya-podrostkov-i-vzroslyix-s-posledstviyami-detskogo-autizma (дата обращения: 08.03.2024).
- Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра: монография. Москва: Теревинф, 2018. 144 с. ISBN 978-5-4212-0460-2.
- Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний // Аутизм и нарушения развития. 2007. Т. 5. № 2. С. 1—9.
- Медведовская Т.А, Сударикова М.А. Опыт групповой коррекционной работы с детьми с высокофункциональным аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2008. Т. 6. № 2. С. 1—21.
- Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 35—38. DOI:10.17759/autdd.2016140406
- Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2015. № 6. С. 17—26.
- Сергиенко А.И., Лукина А.Н. Развитие навыка интравербальной коммуникации в коммуникативных группах у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 3. С. 46—52. DOI:10.17759/autdd.2022200305
- Стейнберг А.С., Восков А.Л. Деятельность группы поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера в России // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 2. С. 55—62. DOI:10.17759/autdd.2020180208
- Стейнберг А.С., Восков А.Л., Клевцова Е.М. Социокультурная интеграция взрослых людей с аутизмом в рамках проекта «12ММ!» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 36—42. DOI:10.17759/autdd.2022200205
- Таубман М., Лиф Р., Макэкен Д. Есть контакт! Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа: Учебные программы / Под общ. ред. Кузьмицкой М.С. Москва: ИП Толкачев, 2018. 448 с. ISBN 978-5-9907565-8-8.
- Denworth L. Where communication breaks down for people with autism [Электронный ресурс] // The Transmitter. 18 April 2018. URL: https://www.thetransmitter.org/spectrum/communication-breaks-people-autism (дата обращения: 03.06.2024). DOI:10.53053/JUWQ1789
- Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read: A practical guide for teachers and parents. Oxford: Wiley, 1999. 304 p. ISBN 978-0-471-97623-3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 181
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 44
Скачиваний
Всего: 41
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9