Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения

559

Аннотация

Представлены результаты исследования структурных особенностей личностных изменений студентов-актеров в процессе обучения в театральном колледже. Выдвинута гипотеза о том, что на этапе первичного отбора в профессию и в процессе обучения у студентов выявляются и формируются особые устойчивые личностные структуры (объединения личностных качеств), которые имеют принципиальное значение для формирования субъекта актерской деятельности. Общая выборка составила 832 человека: 686 абитуриентов театрального колледжа; 188 студентов в начале и 174 — в конце 1-го курса, 106 студентов — 2-го курса, 91 — 3-го курса, 68 — 4-го курса. Методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF. Результаты: выделено 4 инвариантных фактора, описывающих структурные особенности личности студентов-актеров: личностная тревожность, стремление к публичному общению, эмоциональное воздействие на другого, индивидуализм. Выводы: подтвердилась гипотеза о наличии устойчивых личностных структур, обнаружен ряд существенных личностных особенностей, которые способствуют реализации сценического общения «я—роль—зритель».

Общая информация

Ключевые слова: актерская одаренность, личностные особенности, структурные особенности, психология актера, тест Кеттелла, факторный анализ

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260406

Благодарности. Работа выполнена при поддержке РФФИ Проект №18-013-00805 А «Особенности личностных изменений и профессиональной социализации в процессе освоения актерской профессии».

Для цитаты: Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 4. С. 83–100. DOI: 10.17759/cpp.2018260406

Литература

  1. Бенеш Н.Л. Психологические механизмы эмпатии в актерской психотехнике: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 25 с.
  2. Галкина Ю.И. Психологические детерминанты личностно- профессионального становления будущих актеров: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 235 с.
  3. Гройсман А.Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера. М.: Когито-Центр, 2007. 160 с.
  4. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 85 с.
  5. Малевский Е.В. Психологические характеристики личности в обучении актера вербальному ролевому поведению: дисс. … канд. психол. наук. М., 1998. 115 с.
  6. Мейерхольд В.Э., Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. М.: ГВЫРМ, 1922. 15 с.
  7. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб: Речь, 2005. 192 с.
  8. Росляков А.Ф. Мотивационные особенности личности и профессиональной деятельности студента-актера: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1992. 16 с.
  9. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология. СПб.: КАРО, 2007. 256 с.
  10. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: Прайм-Еврознак, 2010. 416 с.
  11. Собкин В.С. Опыт исследования личностных характеристик студентов- актеров // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов / Под ред. А.Л. Гройсмана. М.: ГИТИС, 1984. С. 22—37.
  12. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 1. С. 7—28. doi:10.17759/ cpp.2018260102
  13. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Особенности личностных изменений у студентов- актеров на разных этапах обучения в театральном колледже // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 3. C. 34—41.
  14. Собкин В.С. Феофанова Т.А. К вопросу о диагностике актерской одаренности: социально-психологические аспекты // Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. C. 217—236.
  15. Фишман-Борисов М.Б. Становление Я-концепции в системе профессионального мастерства будущего актера: дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 217 с.
  16. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 215 p.
  17. Dufner M et al. Narcissistic tendencies among actors: Craving for admiration, but not at the cost of others // Social Psychological and Personality Science. Vol. 6 (4). P. 447—454. doi:10.1177/1948550614564224
  18. Goldstein T.R., Winner E. Living in alternative and inner worlds: early signs of acting talent // Creativity Research Journal. Vol. 21 (1). P. 117—124. doi:10.1080/10400410802633749
  19. Orzechowicz D. Privileged emotion managers: The case of actors // Social Psychology Quarterly. Vol. 71 (2). P. 143—156. doi:10.1177/019027250807100204
  20. Panainte М., Ene D.L. Sources of the actors’ emotions expressed on stage // The Scientific Journal of Humanistic Studies. Vol. 7 (12). Р. 84—88.
  21. Sobkin V.S., Lykova T.A. Sociometric status of Theatre College students and its relation to their personal characteristics and educational activities // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8 (4). Р. 130—141. doi:10.11621/pir.2015.0413
  22. Tatar A. et al. Examination of personality characteristics of theater actors in the framework of the five factor model and construction of their personality // Turk Psikoloji Dergisi. Vol. 28 (72). Р. 1—20.
  23. Turri M. A psychoanalytic perspective on theories of spectator-character and actor-character identification in the theatre: Ph.D. thesis. University of Exeter, 2015. 132 p.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Лыкова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник,, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., доцент, Российский институт театрального искусства — ГИТИС (ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства — ГИТИС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6494-978X, e-mail: feo.tatiana@gmail.com

Собкина Анна Владимировна, педагог-психолог, ГБПОУ г.Москвы «Московская театральная школа Олега Табакова», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5398-4005, e-mail: nurasobkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1887
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 559
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3