Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников

397

Аннотация

Исследовались семейные факторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников, включающей 3 компонента: идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию. Выборка: 80 диад мать—ребенок, 38 мальчиков и 42 девочки 5—6 лет из Санкт-Петербурга. Выявлено, что более зрелые стилевые характеристики воспитания (достаточность требований-обязанностей при невысокой степени запретов и санкций, отсутствие инфантилизации ребенка), позитивные чувства и эмоции при взаимодействии, умение матери воздействовать на состояние ребенка и реальная семейная сплоченность оказывают позитивное влияние на развитие интерперсональной эмоциональной компетентности дошкольников. В то же время обнаружены компенсаторные механизмы: параметры эмоциональной идентификации и экспрессия могут развиваться лучше в случае, когда мать дает меньшую обратную связь ребенку (хуже понимает причины его состояний, не так явно проявляет свои родительские чувства, меньше принимает роль родителя).

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, интерперсональная эмоциональная компетентность, идентификация эмоций, эмпатия, экспрессия, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие матерей с детьми, интегральные характеристики семейного функционирования

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270403

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00990.

Для цитаты: Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 4. С. 29–48. DOI: 10.17759/cpp.2019270403

Литература

 

1.                   Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 132 с.

2.                   Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 38—48.

3.                   Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Взаимосвязи компонентов и маркеров эмоциональной компетентности старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология. 2018. № 61. С. 348—354.

4.                   Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2005. № 3. С.15—25.

5.                   Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 5—18. doi:10.17759/sps.2016070201

6.                   Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №2. С. 32—43.

7.                   Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: дисс….канд. психол. наук. СПб, 2012. 238 с.

8.                   Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. №1. С. 65—76.

9.                   Изотова Е.И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.06.2019).

10.                Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

11.                Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография. Прага: Sociosféra-CZ, 2017. 178 с.

12.                Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 432 с.

13.                Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: дисс….канд. психол. наук. М., 2003. 175 с.

14.                Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 70—83.

15.                Орехова О.А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста: дисс…. канд. психол. наук. СПб., 2007. 199 с.

16.                Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж. Пиаже [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 1. URL: http://psystudy. ru/num/2009n1-3/48-sergienko3.html (дата обращения: 04.06.2019).

17.                Сергуничева Н.А., Василенко В.Е. Интерперсональные компоненты и маркеры эмоциональной компетентности дошкольников в связи с характеристиками семейного взаимодействия [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». Педагогика и психология, 2018. Т. 6. № 6. URL: https://mir-nauki. com/PDF/112PSMN618.pdf (дата обращения: 04.06.2019).

18.                Смирнова Н.Н., Савенышева С.С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 2 URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf (дата обращения: 04.06.2019).

19.                Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско- родительских отношений: диcс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 339 с.

20.                Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

21.                Denham S.A., Blair K.A., DeMulder E., et al. Preschool emotional competence: Pathway to social competence // Child Development. 2003. Vol. 74 (1). P. 238—256. doi:10.1111/1467-8624.00533

22.                Durand K., Gallay M., Seigneuric A., et al. The development of facial emotion recognition: the role of configural information // Journal of Experimental Child Psychology. 2007. Vol. 97 (1). P. 14—27. doi:10.1016/j.jecp.2006.12.001

23.                Eaton K.L. Family expressiveness and emotion understanding: A meta-analysis of one aspect of parental emotion socialization. Masters Dissertation. Raleigh, 2001. 53 p.

24.                Lavi I., Katz L.F., Ozer E.J., et al. Emotion Reactivity and Regulation in Maltreated Children: A Meta-Analysis // Child Development. 2019. Vol. 90 (5). Р. 1503—1524. doi:10.1111/cdev.13272

25.                Mirabile S.P. Emotion Socialization, Emotional Competence, and Social Competence and Maladjustment in Early Childhood. Doctoral Dissertation (Doctor of Philosophy in Psychology). New Orleans, 2010. 116 p.

26.                Morris A.S., Silk J.S, Steinberg L., et al. The Role of the Family Context in the Development of Emotion Regulation // Social Development. 2007. Vol. 16 (2). P. 361—388. doi:10.1111/j.1467-9507.2007.00389.x

27.                Pollak S.D., Tolley-Schell S.A. Selective attention to facial emotion in physically abused children // Journal of Abnormal Psychology. 2003. Vol. 112 (3). P. 323—338. doi:10.1037/0021-843X.112.3.323

28.                Saarni C. The Development of Emotional Competence. New York: Guilford Press, 1999. 381 p.

Информация об авторах

Василенко Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3070-5522, e-mail: v.vasilenko@spbu.ru

Сергуничева Надежда Александровна, психолог, Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и речевого развития «Иначе», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: sergunicheva.n@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 927
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 397
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3