Введение
Актуальность изучения проблемы построения межличностных взаимодействий в подростковом возрасте обусловлена тем значением, которые они имеют для социализации взрослеющей личности и успешной организации ее жизнедеятельности в социуме, а также повышением уровня агрессии и агрессивности современных подростков, негативно влияющих на их взаимоотношения. В настоящее время происходит активное расширение коммуникативного пространства, меняются формы и содержание социального взаимодействия, обусловленные не только объективными факторами, но и индивидуальными особенностями субъектов, в связи с чем изучение особенностей взаимодействия современных подростков диктует необходимость его дальнейшего всестороннего изучения.
Межличностное взаимодействие является важным условием психического развития и формирования личности. В подростковом возрасте происходит формирование моральных принципов и социальных установок, формируется отношение к себе, к окружающим людям и обществу. Общение со сверстниками, одной из сторон которого является взаимодействие, в этот период становится ведущим видом деятельности, оказывающим наибольшее влияние на развитие психических процессов и формирование личности. Одной из ведущих потребностей этого возраста выступает потребность в признании. В процессе межличностного взаимодействия подростки осваивают навыки общения и способы отстаивания себя, своих прав и интересов, у них свои нормы общения и социально-культурные установки. По мнению Г.Ф. Губановой, Е.А. Денисовой, В.М. Кильнесова, особенности межличностного взаимодействия имеют прямую связь с формированием самооценки и Я-концепции, влияют на развитие самосознания и самоотношения личности подростка
[Губанова, 2023]. В исследовании Перепелица Л.А., Ткаченко И.В. и др. показано, что неумение выстраивать общение и взаимодействие приводит личность подростка «…к невозможности использования как внутренних, так и внешних своих жизненных ресурсов»
[Перепелица, 2022, с. 76]. Выделяют два психологических механизма формирования самооценки в процессе общения и межличностного взаимодействия: «Я—Другой», при котором происходит сопоставление себя с другими людьми, и «Я—Я», когда человек осознает себя как личность, имеющую свои мотивы, интересы и ценности
[Власова, 2020].
Межличностное взаимодействие представляет собой процесс взаимовлияния субъектов, каждый из которых реализует свои потребности и цели, выступает причиной и следствием этого взаимодействия. Основой межличностного взаимодействия является эмоциональная составляющая. Негативно складывающееся взаимодействие в среде сверстников приводит к сильным эмоциональным переживаниям подростка, следствием которых могут быть депрессия, замкнутость или проявление агрессии. «Личностными причинами агрессии подростков, в том числе и вербальной, могут выступать страх, неуверенность в безопасности, ожидание плохого, чувство одиночества, вины, повышенная раздражительность, обидчивость»
[Воронкова, 2023, с. 81]. В исследовании М.И. Гуртовой выявлено доминирование у подростков импунитивной направленности, проявляющейся в виде защиты себя и стремления избегать фрустрации, что приводит к избеганию широких социальных контактов
[Гуртовая, 2020]. Агрессивное поведение, по мнению З.А. Макаренко и Е.В. Фалуниной, «…проявляется в виде дисбаланса психических процессов, неадекватности, нарушения процесса самоактуализации…»
[Макаренко, 2023, с. 57]. Причинами подростковой агрессии могут выступать индивидуально-психологические особенности личности, ее ценности и мировоззрение, воспитание, социальная среда. В большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено совокупностью этих факторов. Агрессивное поведение подростка нередко является средством его самоутверждения и самореализации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Проблема установления межличностного взаимодействия может быть причиной и следствием агрессивного поведения подростков.
Развитие информационных технологий позволяет подросткам взаимодействовать в виртуальном пространстве. Помимо преимуществ такой формы взаимодействия, существуют определенные риски. Как отмечает Д.В. Кирюхина, распространенные модели онлайн-общения, которые прослеживаются в процессе взаимодействия подростков, способствуют появлению проблем нравственности и нормативности, «…агрессивная сторона коммуникации начинает доминировать и в конечном итоге занимает главенствующую позицию»
[Кирюхина, 2021, с. 44]. Подростки, имеющие высокий уровень киберагрессии, стремятся доминировать, пренебрегают нормами морали, склонны к авантюризму, имеют сниженный уровень саморегуляции и самоконтроля
[Власова, 2023]. При этом мы полностью разделяем точку зрения И.Б. Бовиной и Н.В. Дворянчикова, утверждающих, что «попытки отождествлять поведение в Сети с поведением в реальности было бы ошибочным, ибо киберпространство способствует тому, что происходит растормаживание, снижение тех барьеров, которые регулируют поведение субъекта в реальной жизни»
[Бовина, 2020, с. 98].
Анализ результатов исследований отечественных авторов показывает многогранность изучения проблемы подростковой агрессии и их межличностного взаимодействия. Так, в исследовании И.Р. Мартыновой и Д.С. Ошевского выявлена специфичность механизмов агрессивного поведения подростков в межличностном взаимодействии. При возникновении сложных ситуаций подростки, склонные к проявлению агрессии, испытывают гнев, враждебно воспринимают ситуацию и не пытаются применять конструктивные модели разрешения проблемы
[Мартынова, 2013]. В исследовании Т.А. Поскакаловой показано, что у подростков с выраженной агрессивностью доминирует враждебность к окружающим, вспыльчивость, склонность к провокациям
[Поскакалова, 2021]. В работе Е.А. Чепраковой выявлены устойчивые виды агрессии у современных подростков в виде раздражения, обиды, подозрительности
[Чепракова, 2011]. В исследовании Л.Н. Антилоговой обнаружена связь конфликтности и типов межличностного взаимодействия девиантных подростков, которым свойственны соперничество и критичность в ситуации блокирования их потребностей
[Антилогова, 2023].
Анализ зарубежных исследований также показывает актуальность и многоаспектность проблемы агрессивного поведения в межличностном взаимодействии современных подростков. В исследовании А. Coskun и E. Hamarta выявлена положительная взаимосвязь между агрессией и деструктивным подходом к решению межличностных проблем и отрицательная взаимосвязь между агрессией и конструктивным решением проблем межличностного взаимодействия у турецких подростков
[Coskun, 2010]. Словацкие психологи A. Janovska, О. Kalina и др. выявили, что неблагоприятно складывающиеся отношения со сверстниками являются фактором агрессивного поведения в межличностном взаимодействии
[Janovska, 2019]. В исследовании S. Jabeen (Пакистан) показана положительная связь между проблемами межличностного взаимодействия и реляционной агрессией, а также более активное проявление агрессии у девушек, в отличие от юношей
[Jabeen, 2019]. В исследовании G. Cuccì изучена распространенность вербально-эмоциональной и физической агрессии на свиданиях среди итальянских подростков. Обнаружены более высокие уровни проявления вербально-эмоциональной и физической агрессии у девушек, по сравнению с юношами
[Cuccì, 2020]. Xu Baoyu, Li Yonghan и др. выявили положительную связь раздражительности с агрессией у китайских подростков
[Xu, 2023]. Исследования S. Zhao, H. Guo, H. Wang, L. Tai показали, что более высокие уровни социальной тревожности связаны с большей виктимизацией со стороны сверстников и агрессией на уровне личностных черт. Виктимизация в отношениях значительно предсказывала рост социальной тревожности, но не наоборот. Социальная тревожность положительно предсказывала агрессию в отношениях с течением времени, в то время как влияние агрессии в отношениях на социальную тревожность наблюдалось только на стадии раннего подросткового возраста
[Zhao, 2023]. M. Kumar и R. Kapoor выявили связь самооценки с враждебностью у индийских подростков. Подростки с низкой самооценкой проявляют сильно выраженную враждебность, особенно вербальную, в межличностном взаимодействии
[Kumar].
Таким образом, проблема агрессивности и построения межличностных взаимодействий в подростковом возрасте представляет научный интерес, как для российского, так и мирового сообщества. В нашей работе мы исследовали отличительные особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими такой склонности.
Материалы и программа исследования
В эмпирическом исследовании приняли участие 68 человек (36 девушек и 32 юноши) в возрасте 15—16 лет образовательных школ г. Москвы. Исследование проводилось в двух группах подростков, склонных и не склонных к агрессии, на основе сравнительного анализа результатов, полученных при использовании следующих диагностических методик: тест агрессивности Л.Г. Почебут; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова, который является русскоязычной версией опросника FIRO В. Шутца, опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна. Обработка полученных результатов осуществлялась с применением непараметрического критерия Манна—Уитни.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования, опираясь на данные, полученные с помощью теста агрессивности Л.Г. Почебут, были сформированы две группы испытуемых: подростки, склонные к агрессии (30 человек), и подростки, не склонные к агрессии (38 человек).
Анализ полученных результатов по опроснику «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева показал, что у подростков обеих групп преобладает прямая и косвенная вербальная агрессия, а подросткам, склонным к проявлению агрессии, свойственна прямая физическая агрессия. Для определения различий в показателях двух групп респондентов по исследуемым параметрам опросника был применен непараметрический критерий Манна—Уитни для независимых выборок. Результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели различий агрессивного поведения в группах подростков,
склонных и не склонных к проявлению агрессии
|
Названия шкал
|
Склонные (средние значения, в баллах)
|
Не склонные (средние значения, в баллах)
|
Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.)
|
|
Прямая вербальная агрессия
|
8
|
4,39
|
361.0**
|
|
Косвенная вербальная агрессия
|
6,8
|
4,13
|
237.5**
|
|
Прямая физическая агрессия
|
5
|
2,81
|
209.5**
|
|
Косвенная физическая агрессия
|
6,1
|
3,31
|
298.5**
|
Примечание: «**» — различия статистически достоверны (p < 0,01).
У подростков, склонных и не склонных к агрессии, доминирует прямая и косвенная вербальная агрессия, косвенная физическая агрессия респондентам обеих групп свойственна меньше всего.
Следующим этапом исследования было изучение межличностных отношений с помощью опросника А.А. Рукавишникова (ОМО). Полученные результаты представлены в табл. 2.
Анализ результатов показателей межличностных отношений свидетельствует о том, что для подростков, склонных к агрессии, предпочтительнее общение с небольшим количеством людей и пребывание в компании сверстников менее комфортно, чем для подростков, не имеющих склонность к агрессии, которые, напротив, испытывают потребность в принадлежности к группе. Подросткам, склонным к агрессии, свойственно стремление занимать ведущие позиции, при принятии решений они меньше ориентируются на мнения других и меньше контролируют себя в межличностном взаимодействии. В выстраивании близких эмоциональных отношений они менее критичны, чем их сверстники, не склонные к проявлению агрессии.
Таблица 2
Результаты исследования межличностных отношений в группах подростков,
склонных и не склонных к проявлению агрессии, с помощью ОМО (в баллах)
|
Шкалы
|
Склонные
|
Не склонные
|
|
Включение
|
Самочувствие среди других людей (Le)
|
3,5
|
4,6
|
|
Тенденция к общению и потребность быть принятым другими (Lw)
|
2,9
|
4,05
|
|
Контроль
|
Ответственность при принятии решений (Ce)
|
7
|
5,71
|
|
Контроль над собой (Cw)
|
2,8
|
3,9
|
|
Аффект
|
Склонность к установлению близких отношений (Ae)
|
3,1
|
4,1
|
|
Критичность в установлении близких эмоциональных отношений (Aw)
|
2,3
|
3,6
|
Для определения различий в показателях двух групп респондентов по исследуемым параметрам опросника межличностных отношений был также применен непараметрический критерий Манна—Уитни для независимых выборок. Результаты отражены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты исследования особенностей межличностных отношений
в группах подростков, склонных и не склонных к проявлению агрессии
|
Шкалы
|
Склонные (баллы)
|
Не склонные (баллы)
|
Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.)
|
|
Самочувствие среди других людей (Le)
|
3,5
|
4,6
|
357.0**
|
|
Тенденция к общению и потребность быть принятым другими (Lw)
|
2,9
|
4,05
|
404.5
|
|
Ответственность при принятии решений (Ce)
|
7
|
5,71
|
353.0**
|
|
Контроль над собой (Cw)
|
2,8
|
3,9
|
422.0
|
|
Склонность к установлению близких отношений (Ae)
|
3,1
|
4,1
|
371.5
|
|
Критичность в установлении близких эмоциональных отношений (Aw)
|
2,3
|
3,6
|
405.5
|
Примечание: «**» — различия статистически достоверны (p < 0,01).
Поскольку по всем шести шкалам была отклонена нулевая гипотеза (H0) при p < 0,05, это позволяет сделать вывод о существовании различий в характеристиках межличностного взаимодействия подростков, склонных и не склонных к проявлению агрессии. Статистически значимые различия (при p < 0,01) обнаружены по показателям шкалы включения (Le) и контроля (Ce).
Результаты диагностики способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиана, Н. Эпштейна) показали, что у подростков, склонных к проявлению агрессии, способность к эмпатии развита меньше, чем у подростков, не имеющих такой склонности. Применение непараметрического критерия манна—Уитни показало статистическую значимость различий. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты исследования эмпатии в группах подростков,
склонных и не склонных к проявлению агрессии
|
Показатель
|
Склонные (баллы)
|
Не склонные (баллы)
|
Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.)
|
|
Эмпатия
|
16,9
|
20,42
|
364.0**
|
Примечание: «**» — различия статистически достоверны (p < 0,01).
Для изучения связи между видами агрессии и особенностями межличностного взаимодействия подростков был применен критерий Спирмена. Результаты выявленных связей представлены в табл. 5.
Таблица 5
Связь между видами агрессии подростков и особенностями
межличностного взаимодействия, r-Spearman’s (n = 68)
|
Показатели
|
Le
|
Lw
|
Ce
|
Cw
|
Ae
|
Aw
|
Эмпатия
|
|
Прямая вербальная агрессия
|
–0,223
|
–0,186
|
0,312*
|
–0,263*
|
–0,280*
|
–0,194
|
–0,357**
|
|
Косвенная вербальная агрессия
|
–0,053
|
0,084
|
0,2
|
–0,143
|
–0,188
|
–0,144
|
–0,261*
|
|
Прямая физическая агрессия
|
–0,104
|
0,055
|
0,337**
|
0,026
|
–0,103
|
–0,235
|
–0,248*
|
|
Косвенная физическая агрессия
|
–0,245*
|
–0,243
|
0,077
|
–0,021
|
–0,213
|
–0,162
|
–0,198
|
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05; «**» — корреляция значима на уровне 0,01; показатели шкал: Ie — самочувствие среди других людей; Iw — тенденция к общению и потребность быть принятым другими; Се — ответственность при принятии решений; Cw — контроль над собой; Ае — склонность к установлению близких отношений; Aw — критичность в установлении близких эмоциональных отношений.
Полученные результаты показывают наличие статистически значимой положительной связи между стремлением занимать ведущие позиции во взаимодействии (Ce) и проявлениями прямой вербальной агрессии и прямой физической агрессией, чем сильнее выражено стремление к доминированию, тем выше проявление прямых видов агрессии.
Проявление прямой вербальной агрессии имеет значимую отрицательную связь с готовностью контролировать себя (Cw) и избирательностью в установлении близких отношений (Ae), т. е. чем меньше свойственен подростку контроль над собой и осторожность в установлении близких межличностных отношений, тем выше проявление прямой вербальной агрессии.
Выявленная статистически значимая отрицательная корреляция между показателями косвенной физической агрессией и комфортностью пребывания подростка среди других людей (Le). Это позволяет сделать вывод о том, что некомфортное состояние среди других людей и желание их избегать приводят к проявлению косвенной физической агрессии.
Статистически значимая отрицательная корреляция между эмпатией и прямой и косвенной вербальной агрессией, а также прямой физической агрессией показывает, что проявление агрессии свойственно подросткам при низком уровне развития у них эмпатии.
Выводы
- Сравнительный анализ исследуемых групп позволил выявить, что подростки, склонные к агрессии, стремятся доминировать и занимать ведущие позиции, активно используя прямую вербальную и прямую физическую агрессию. На основании этого можно предположить, что агрессивные формы поведении они применяют как наиболее приемлемые для завоевания доминирующего положения среди сверстников.
- Подросткам, склонным к агрессии, свойственен низкий уровень самоконтроля и критичности в установлении близких эмоциональных отношений, что повышает проявление прямой вербальной агрессии.
- Согласно результатам исследования, некомфортное состояние среди других людей и желание их избегать вызывает у подростков, склонных к агрессии, проявление косвенной физической агрессии, которую в данном случае можно объяснить как защитный механизм поведения.
- Подростки, склонные к агрессии, обладают низким уровнем эмпатии. Они не проявляют внимания к чувствам других, некорректно высказывают свое мнение в присутствии других, с трудом прогнозируют развитие отношений.
- Полученные результаты показали отличительные особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими такой склонности, что дополняет и расширяет понимание данной проблемы в совокупности исследований отечественных и зарубежных авторов, эти результаты могут быть использованы в работе, направленной на формирование благоприятного взаимодействия и снижение агрессии у подростков.
Заключение
Межличностное взаимодействие, сопровождающее любую совместную деятельность, является сложным разносторонним процессом, оказывающим влияние на социализацию подростка и его психологический комфорт. Активное усвоение различных форм установления межличностных отношений, происходящее в подростковом возрасте, имеет высокую частоту проявления агрессивного поведения. Программы профилактической и коррекционной работы должны быть ориентированы на формирование коммуникативной компетентности и снижение агрессивности подростков. Развитие эмпатии будет способствовать пониманию других людей и позволит устанавливать благоприятное взаимодействие с ними.
Современные исследования показывают различные аспекты межличностного взаимодействия и агрессивного поведения подростков, однако, несмотря на значительный объем отечественных и зарубежных исследований, проблема остается актуальной и нуждается в дальнейшем всестороннем изучении.