Психология и право
2024. Том 14. № 2. С. 33–44
doi:10.17759/psylaw.2024140203
ISSN: 2222-5196 (online)
Особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии
Аннотация
В статье приведен анализ результатов исследования особенностей межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии. Теоретическим обоснованием цели работы явились современные исследования, показывающие многогранность процесса межличностного взаимодействия подростков и проявления агрессии. Респондентами исследования выступили подростки образовательных школ г. Москвы в количестве 68 человек в возрасте 15—16 лет. В эмпирическом исследовании использовались: тест агрессивности Л.Г. Почебут; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова; опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна. Результаты эмпирического исследования позволили установить значимые различия в межличностном взаимодействии подростков, склонных к проявлению агрессии. Им свойственно стремление доминировать, отсутствие готовности контролировать свое поведение, низкая избирательность и критичность в выборе партнеров по общению, а также низкий уровень развития эмпатии. Полученные результаты могут быть использованы в работе с подростками, направленной на формирование благоприятного взаимодействия подростков и снижение агрессии.
Общая информация
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, агрессия, агрессивное поведение, эмпатия, подростковый возраст
Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140203
Получена: 04.02.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Буслаева Е.Л., Власова Н.В. Особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 33–44. DOI: 10.17759/psylaw.2024140203
Полный текст
Введение
Результаты и их обсуждение
склонных и не склонных к проявлению агрессии
Названия шкал |
Склонные |
Не склонные (средние значения, в баллах) |
Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.) |
Прямая вербальная агрессия |
8 |
4,39 |
361.0** |
Косвенная вербальная агрессия |
6,8 |
4,13 |
237.5** |
Прямая физическая агрессия |
5 |
2,81 |
209.5** |
Косвенная физическая агрессия |
6,1 |
3,31 |
298.5** |
склонных и не склонных к проявлению агрессии, с помощью ОМО (в баллах)
Шкалы |
Склонные |
Не склонные |
|
Включение |
Самочувствие среди других людей (Le) |
3,5 |
4,6 |
Тенденция к общению и потребность быть принятым другими (Lw) |
2,9 |
4,05 |
|
Контроль |
Ответственность при принятии решений (Ce) |
7 |
5,71 |
Контроль над собой (Cw) |
2,8 |
3,9 |
|
Аффект |
Склонность к установлению близких отношений (Ae) |
3,1 |
4,1 |
Критичность в установлении близких эмоциональных отношений (Aw) |
2,3 |
3,6 |
в группах подростков, склонных и не склонных к проявлению агрессии
Шкалы |
Склонные |
Не склонные |
Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.) |
Самочувствие среди других людей (Le) |
3,5 |
4,6 |
357.0** |
Тенденция к общению и потребность быть принятым другими (Lw) |
2,9 |
4,05 |
404.5 |
Ответственность при принятии решений (Ce) |
7 |
5,71 |
353.0** |
Контроль над собой (Cw) |
2,8 |
3,9 |
422.0 |
Склонность к установлению близких отношений (Ae) |
3,1 |
4,1 |
371.5 |
Критичность в установлении близких эмоциональных отношений (Aw) |
2,3 |
3,6 |
405.5 |
склонных и не склонных к проявлению агрессии
Показатель |
Склонные (баллы) |
Не склонные (баллы) |
Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.) |
Эмпатия |
16,9 |
20,42 |
364.0** |
межличностного взаимодействия, r-Spearman’s (n = 68)
Показатели |
Le |
Lw |
Ce |
Cw |
Ae |
Aw |
Эмпатия |
Прямая вербальная агрессия |
–0,223 |
–0,186 |
0,312* |
–0,263* |
–0,280* |
–0,194 |
–0,357** |
Косвенная вербальная агрессия |
–0,053 |
0,084 |
0,2 |
–0,143 |
–0,188 |
–0,144 |
–0,261* |
Прямая физическая агрессия |
–0,104 |
0,055 |
0,337** |
0,026 |
–0,103 |
–0,235 |
–0,248* |
Косвенная физическая агрессия |
–0,245* |
–0,243 |
0,077 |
–0,021 |
–0,213 |
–0,162 |
–0,198 |
Выводы
- Сравнительный анализ исследуемых групп позволил выявить, что подростки, склонные к агрессии, стремятся доминировать и занимать ведущие позиции, активно используя прямую вербальную и прямую физическую агрессию. На основании этого можно предположить, что агрессивные формы поведении они применяют как наиболее приемлемые для завоевания доминирующего положения среди сверстников.
- Подросткам, склонным к агрессии, свойственен низкий уровень самоконтроля и критичности в установлении близких эмоциональных отношений, что повышает проявление прямой вербальной агрессии.
- Согласно результатам исследования, некомфортное состояние среди других людей и желание их избегать вызывает у подростков, склонных к агрессии, проявление косвенной физической агрессии, которую в данном случае можно объяснить как защитный механизм поведения.
- Подростки, склонные к агрессии, обладают низким уровнем эмпатии. Они не проявляют внимания к чувствам других, некорректно высказывают свое мнение в присутствии других, с трудом прогнозируют развитие отношений.
- Полученные результаты показали отличительные особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими такой склонности, что дополняет и расширяет понимание данной проблемы в совокупности исследований отечественных и зарубежных авторов, эти результаты могут быть использованы в работе, направленной на формирование благоприятного взаимодействия и снижение агрессии у подростков.
Заключение
Литература
- Антилогова Л.Н. Характер межличностных отношений и уровень конфликтности девиантных подростков [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 4. С. 39–48. doi:10.24147/2410-6364.2023.4.39-48
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 98–108. doi:10.17759/chp.2020160410
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 56–71. doi:10.17759/psylaw.2023130305
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Особенности поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 4 (837). С. 225–239.
- Воронкова И.В., Черняев Н.С. Связь вербальной агрессии и молодежного сленга в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 79–86. doi:10.17759/bppe.2023200206
- Губанова Г.Ф., Денисова Е.А., Кильнесов В.М. Особенности развития самооценки подростков в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 347–
- Гуртовая М.И. Исследование агрессивного компонента во взаимодействии подростков [Электронный ресурс] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Том 6 (72). № 3. С. 77–85. doi:10.37279/2413-1709-2020-6-3-77-85
- Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. C. 40–47. doi:10.17759/jmfp.2021100304
- Макаренко З.А., Фалунина Е.В. Влияние агрессивного поведения старших подростков на межличностные отношения в группе сверстников // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023. Том 1. С. 55–58.
- Мартынова И.Р., Ошевский Д.С. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 3. С. 191–201. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62507 (дата обращения: 28.01.2024).
- Перепелица Л.А., Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В., Семенова Ф.О. Коммуникативная компетентность как источник жизненных ресурсов подростков [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 12. С. 73–77. doi:10.37882/2500-3682.2022.12.17
- Поскакалова Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях. Особенности развития ребенка в цифровой сфере [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 432–445. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2021/contents/Poskakalova (дата обращения: 30.01.2024).
- Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47073 (дата обращения: 30.01.2024).
- Coskun A., Erdal H., Emel A., Yeliz S. An Investigation of Aggression and Interpersonal Problem Solving in Adolescents // Ilkogretim Online - Elementary Education Online. 2010. Vol. 9(1). P. 379–388.
- Cuccì G., O’Leary K., Olivari M.G., Confalonieri E. Prevalence, Gender and Age Differences of Dating Aggression Among Italian Adolescents // Europe’s Journal of Psychology. 2020. Vol. 16(4). P. 659–675. doi:10.5964/ejop.v16i4.1822
- Jabeen S. Relationship between Relational Aggression and Interpersonal // Ilkogretim Online - Elementary Education Online. 2019. Vol. 18(4). P. 2228–2233. doi:10.17051/ilkonline.2019.641217
- Janovska A., Gajdosova B., Kalina O. Factors associated with self- and other-directed aggression in Slovak adolescents // The European Journal of Public Health. 2019. Vol. 29(S4). doi:10.1093/eurpub/ckz187.037
- Kumar M., Kapoor R., Goswami A. Aggression and self-esteem: a cross-sectional study among school going adolescents of New Delhi // Indian Journal of Applied Research. Vol. 14(1). P.1–3.
- Xu B., Li Y., Li Y., Xie J., Ding H., Wang J., Su P., Wang G. Association Between Child Maltreatment and Aggression in Chinese Early Adolescents: The Mediating Role of Irritability // Journal of Interpersonal Violence. 2023. Vol. 39(1-2). P. 393–413. doi:10.1177/08862605231197141
- Zhao S., Guo H., Wang H., Tai L., An L. Emotional awareness and adolescent relational aggression: The moderating effect of Machiavellianism // Social Behavior and Personality: An International Journal. 2023. Vol. 51(9). P. 1–12. doi:10.2224/sbp.12474
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 320
В прошлом месяце: 74
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 132
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 21