Особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии

132

Аннотация

В статье приведен анализ результатов исследования особенностей межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии. Теоретическим обоснованием цели работы явились современные исследования, показывающие многогранность процесса межличностного взаимодействия подростков и проявления агрессии. Респондентами исследования выступили подростки образовательных школ г. Москвы в количестве 68 человек в возрасте 15—16 лет. В эмпирическом исследовании использовались: тест агрессивности Л.Г. Почебут; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова; опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна. Результаты эмпирического исследования позволили установить значимые различия в межличностном взаимодействии подростков, склонных к проявлению агрессии. Им свойственно стремление доминировать, отсутствие готовности контролировать свое поведение, низкая избирательность и критичность в выборе партнеров по общению, а также низкий уровень развития эмпатии. Полученные результаты могут быть использованы в работе с подростками, направленной на формирование благоприятного взаимодействия подростков и снижение агрессии.

Общая информация

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, агрессия, агрессивное поведение, эмпатия, подростковый возраст

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140203

Получена: 04.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Буслаева Е.Л., Власова Н.В. Особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 33–44. DOI: 10.17759/psylaw.2024140203

Полный текст

Введение

Актуальность изучения проблемы построения межличностных взаимодействий в подростковом возрасте обусловлена тем значением, которые они имеют для социализации взрослеющей личности и успешной организации ее жизнедеятельности в социуме, а также повышением уровня агрессии и агрессивности современных подростков, негативно влияющих на их взаимоотношения. В настоящее время происходит активное расширение коммуникативного пространства, меняются формы и содержание социального взаимодействия, обусловленные не только объективными факторами, но и индивидуальными особенностями субъектов, в связи с чем изучение особенностей взаимодействия современных подростков диктует необходимость его дальнейшего всестороннего изучения.
Межличностное взаимодействие является важным условием психического развития и формирования личности. В подростковом возрасте происходит формирование моральных принципов и социальных установок, формируется отношение к себе, к окружающим людям и обществу. Общение со сверстниками, одной из сторон которого является взаимодействие, в этот период становится ведущим видом деятельности, оказывающим наибольшее влияние на развитие психических процессов и формирование личности. Одной из ведущих потребностей этого возраста выступает потребность в признании. В процессе межличностного взаимодействия подростки осваивают навыки общения и способы отстаивания себя, своих прав и интересов, у них свои нормы общения и социально-культурные установки. По мнению Г.Ф. Губановой, Е.А. Денисовой, В.М. Кильнесова, особенности межличностного взаимодействия имеют прямую связь с формированием самооценки и Я-концепции, влияют на развитие самосознания и самоотношения личности подростка [6]. В исследовании Перепелица Л.А., Ткаченко И.В. и др. показано, что неумение выстраивать общение и взаимодействие приводит личность подростка «…к невозможности использования как внутренних, так и внешних своих жизненных ресурсов» [11, с. 76]. Выделяют два психологических механизма формирования самооценки в процессе общения и межличностного взаимодействия: «Я—Другой», при котором происходит сопоставление себя с другими людьми, и «Я—Я», когда человек осознает себя как личность, имеющую свои мотивы, интересы и ценности [4].
Межличностное взаимодействие представляет собой процесс взаимовлияния субъектов, каждый из которых реализует свои потребности и цели, выступает причиной и следствием этого взаимодействия. Основой межличностного взаимодействия является эмоциональная составляющая. Негативно складывающееся взаимодействие в среде сверстников приводит к сильным эмоциональным переживаниям подростка, следствием которых могут быть депрессия, замкнутость или проявление агрессии. «Личностными причинами агрессии подростков, в том числе и вербальной, могут выступать страх, неуверенность в безопасности, ожидание плохого, чувство одиночества, вины, повышенная раздражительность, обидчивость» [5, с. 81]. В исследовании М.И. Гуртовой выявлено доминирование у подростков импунитивной направленности, проявляющейся в виде защиты себя и стремления избегать фрустрации, что приводит к избеганию широких социальных контактов [7]. Агрессивное поведение, по мнению З.А. Макаренко и Е.В. Фалуниной, «…проявляется в виде дисбаланса психических процессов, неадекватности, нарушения процесса самоактуализации…» [9, с. 57]. Причинами подростковой агрессии могут выступать индивидуально-психологические особенности личности, ее ценности и мировоззрение, воспитание, социальная среда. В большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено совокупностью этих факторов. Агрессивное поведение подростка нередко является средством его самоутверждения и самореализации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Проблема установления межличностного взаимодействия может быть причиной и следствием агрессивного поведения подростков.
Развитие информационных технологий позволяет подросткам взаимодействовать в виртуальном пространстве. Помимо преимуществ такой формы взаимодействия, существуют определенные риски. Как отмечает Д.В. Кирюхина, распространенные модели онлайн-общения, которые прослеживаются в процессе взаимодействия подростков, способствуют появлению проблем нравственности и нормативности, «…агрессивная сторона коммуникации начинает доминировать и в конечном итоге занимает главенствующую позицию» [8, с. 44]. Подростки, имеющие высокий уровень киберагрессии, стремятся доминировать, пренебрегают нормами морали, склонны к авантюризму, имеют сниженный уровень саморегуляции и самоконтроля [3]. При этом мы полностью разделяем точку зрения И.Б. Бовиной и Н.В. Дворянчикова, утверждающих, что «попытки отождествлять поведение в Сети с поведением в реальности было бы ошибочным, ибо киберпространство способствует тому, что происходит растормаживание, снижение тех барьеров, которые регулируют поведение субъекта в реальной жизни» [2, с. 98].
Анализ результатов исследований отечественных авторов показывает многогранность изучения проблемы подростковой агрессии и их межличностного взаимодействия. Так, в исследовании И.Р. Мартыновой и Д.С. Ошевского выявлена специфичность механизмов агрессивного поведения подростков в межличностном взаимодействии. При возникновении сложных ситуаций подростки, склонные к проявлению агрессии, испытывают гнев, враждебно воспринимают ситуацию и не пытаются применять конструктивные модели разрешения проблемы [10]. В исследовании Т.А. Поскакаловой показано, что у подростков с выраженной агрессивностью доминирует враждебность к окружающим, вспыльчивость, склонность к провокациям [12]. В работе Е.А. Чепраковой выявлены устойчивые виды агрессии у современных подростков в виде раздражения, обиды, подозрительности [13]. В исследовании Л.Н. Антилоговой обнаружена связь конфликтности и типов межличностного взаимодействия девиантных подростков, которым свойственны соперничество и критичность в ситуации блокирования их потребностей [1].
Анализ зарубежных исследований также показывает актуальность и многоаспектность проблемы агрессивного поведения в межличностном взаимодействии современных подростков. В исследовании А. Coskun и E. Hamarta выявлена положительная взаимосвязь между агрессией и деструктивным подходом к решению межличностных проблем и отрицательная взаимосвязь между агрессией и конструктивным решением проблем межличностного взаимодействия у турецких подростков [14]. Словацкие психологи A. Janovska, О. Kalina и др. выявили, что неблагоприятно складывающиеся отношения со сверстниками являются фактором агрессивного поведения в межличностном взаимодействии [17]. В исследовании S. Jabeen (Пакистан) показана положительная связь между проблемами межличностного взаимодействия и реляционной агрессией, а также более активное проявление агрессии у девушек, в отличие от юношей [16]. В исследовании G. Cuccì изучена распространенность вербально-эмоциональной и физической агрессии на свиданиях среди итальянских подростков. Обнаружены более высокие уровни проявления вербально-эмоциональной и физической агрессии у девушек, по сравнению с юношами [15]. Xu Baoyu, Li Yonghan и др. выявили положительную связь раздражительности с агрессией у китайских подростков [19]. Исследования S. Zhao, H. Guo, H. Wang, L. Tai показали, что более высокие уровни социальной тревожности связаны с большей виктимизацией со стороны сверстников и агрессией на уровне личностных черт. Виктимизация в отношениях значительно предсказывала рост социальной тревожности, но не наоборот. Социальная тревожность положительно предсказывала агрессию в отношениях с течением времени, в то время как влияние агрессии в отношениях на социальную тревожность наблюдалось только на стадии раннего подросткового возраста [20]. M. Kumar и R. Kapoor выявили связь самооценки с враждебностью у индийских подростков. Подростки с низкой самооценкой проявляют сильно выраженную враждебность, особенно вербальную, в межличностном взаимодействии [18].
Таким образом, проблема агрессивности и построения межличностных взаимодействий в подростковом возрасте представляет научный интерес, как для российского, так и мирового сообщества. В нашей работе мы исследовали отличительные особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими такой склонности.
Материалы и программа исследования
В эмпирическом исследовании приняли участие 68 человек (36 девушек и 32 юноши) в возрасте 15—16 лет образовательных школ г. Москвы. Исследование проводилось в двух группах подростков, склонных и не склонных к агрессии, на основе сравнительного анализа результатов, полученных при использовании следующих диагностических методик: тест агрессивности Л.Г. Почебут; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова, который является русскоязычной версией опросника FIRO В. Шутца, опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна. Обработка полученных результатов осуществлялась с применением непараметрического критерия Манна—Уитни.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе исследования, опираясь на данные, полученные с помощью теста агрессивности Л.Г. Почебут, были сформированы две группы испытуемых: подростки, склонные к агрессии (30 человек), и подростки, не склонные к агрессии (38 человек).
Анализ полученных результатов по опроснику «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева показал, что у подростков обеих групп преобладает прямая и косвенная вербальная агрессия, а подросткам, склонным к проявлению агрессии, свойственна прямая физическая агрессия. Для определения различий в показателях двух групп респондентов по исследуемым параметрам опросника был применен непараметрический критерий Манна—Уитни для независимых выборок. Результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели различий агрессивного поведения в группах подростков,
склонных и не склонных к проявлению агрессии

Названия шкал

Склонные
(средние значения, в баллах)

Не склонные (средние значения, в баллах)

Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.)

Прямая вербальная агрессия

8

4,39

361.0**

Косвенная вербальная агрессия

6,8

4,13

237.5**

Прямая физическая агрессия

5

2,81

209.5**

Косвенная физическая агрессия

6,1

3,31

298.5**

Примечание: «**» — различия статистически достоверны (p < 0,01).
У подростков, склонных и не склонных к агрессии, доминирует прямая и косвенная вербальная агрессия, косвенная физическая агрессия респондентам обеих групп свойственна меньше всего.
Следующим этапом исследования было изучение межличностных отношений с помощью опросника А.А. Рукавишникова (ОМО). Полученные результаты представлены в табл. 2.
Анализ результатов показателей межличностных отношений свидетельствует о том, что для подростков, склонных к агрессии, предпочтительнее общение с небольшим количеством людей и пребывание в компании сверстников менее комфортно, чем для подростков, не имеющих склонность к агрессии, которые, напротив, испытывают потребность в принадлежности к группе. Подросткам, склонным к агрессии, свойственно стремление занимать ведущие позиции, при принятии решений они меньше ориентируются на мнения других и меньше контролируют себя в межличностном взаимодействии. В выстраивании близких эмоциональных отношений они менее критичны, чем их сверстники, не склонные к проявлению агрессии.
Таблица 2
Результаты исследования межличностных отношений в группах подростков,
склонных и не склонных к проявлению агрессии, с помощью ОМО (в баллах)

Шкалы

Склонные

Не склонные

Включение

Самочувствие среди других людей (Le)

3,5

4,6

Тенденция к общению и потребность быть принятым другими (Lw)

2,9

4,05

Контроль

Ответственность при принятии решений (Ce)

7

5,71

Контроль над собой (Cw)

2,8

3,9

Аффект

Склонность к установлению близких отношений (Ae)

3,1

4,1

Критичность в установлении близких эмоциональных отношений (Aw)

2,3

3,6

Для определения различий в показателях двух групп респондентов по исследуемым параметрам опросника межличностных отношений был также применен непараметрический критерий Манна—Уитни для независимых выборок. Результаты отражены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты исследования особенностей межличностных отношений
в группах подростков, склонных и не склонных к проявлению агрессии

Шкалы

Склонные
(баллы)

Не склонные
(баллы)

Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.)

Самочувствие среди других людей (Le)

3,5

4,6

357.0**

Тенденция к общению и потребность быть принятым другими (Lw)

2,9

4,05

404.5

Ответственность при принятии решений (Ce)

7

5,71

353.0**

Контроль над собой (Cw)

2,8

3,9

422.0

Склонность к установлению близких отношений (Ae)

3,1

4,1

371.5

Критичность в установлении близких эмоциональных отношений (Aw)

2,3

3,6

405.5

Примечание: «**» — различия статистически достоверны (p < 0,01).
Поскольку по всем шести шкалам была отклонена нулевая гипотеза (H0) при p < 0,05, это позволяет сделать вывод о существовании различий в характеристиках межличностного взаимодействия подростков, склонных и не склонных к проявлению агрессии. Статистически значимые различия (при p < 0,01) обнаружены по показателям шкалы включения (Le) и контроля (Ce).
Результаты диагностики способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиана, Н. Эпштейна) показали, что у подростков, склонных к проявлению агрессии, способность к эмпатии развита меньше, чем у подростков, не имеющих такой склонности. Применение непараметрического критерия манна—Уитни показало статистическую значимость различий. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты исследования эмпатии в группах подростков,
склонных и не склонных к проявлению агрессии

Показатель

Склонные (баллы)

Не склонные (баллы)

Эмпирическое значение критерия Манна—Уитни (Uэмп.)

Эмпатия

16,9

20,42

364.0**

Примечание: «**» — различия статистически достоверны (p < 0,01).
Для изучения связи между видами агрессии и особенностями межличностного взаимодействия подростков был применен критерий Спирмена. Результаты выявленных связей представлены в табл. 5.
Таблица 5
Связь между видами агрессии подростков и особенностями
межличностного взаимодействия, r-Spearman’s (n = 68)

Показатели

Le

Lw

Ce

Cw

Ae

Aw

Эмпатия

Прямая вербальная агрессия

–0,223

–0,186

0,312*

–0,263*

–0,280*

–0,194

–0,357**

Косвенная вербальная агрессия

–0,053

0,084

0,2

–0,143

–0,188

–0,144

–0,261*

Прямая физическая агрессия

–0,104

0,055

0,337**

0,026

–0,103

–0,235

–0,248*

Косвенная физическая агрессия

–0,245*

–0,243

0,077

–0,021

–0,213

–0,162

–0,198

Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05; «**» — корреляция значима на уровне 0,01; показатели шкал: Ie — самочувствие среди других людей; Iw — тенденция к общению и потребность быть принятым другими; Се — ответственность при принятии решений; Cw — контроль над собой; Ае — склонность к установлению близких отношений; Aw — критичность в установлении близких эмоциональных отношений.
Полученные результаты показывают наличие статистически значимой положительной связи между стремлением занимать ведущие позиции во взаимодействии (Ce) и проявлениями прямой вербальной агрессии и прямой физической агрессией, чем сильнее выражено стремление к доминированию, тем выше проявление прямых видов агрессии.
Проявление прямой вербальной агрессии имеет значимую отрицательную связь с готовностью контролировать себя (Cw) и избирательностью в установлении близких отношений (Ae), т. е. чем меньше свойственен подростку контроль над собой и осторожность в установлении близких межличностных отношений, тем выше проявление прямой вербальной агрессии.
Выявленная статистически значимая отрицательная корреляция между показателями косвенной физической агрессией и комфортностью пребывания подростка среди других людей (Le). Это позволяет сделать вывод о том, что некомфортное состояние среди других людей и желание их избегать приводят к проявлению косвенной физической агрессии.
Статистически значимая отрицательная корреляция между эмпатией и прямой и косвенной вербальной агрессией, а также прямой физической агрессией показывает, что проявление агрессии свойственно подросткам при низком уровне развития у них эмпатии.

Выводы

  1. Сравнительный анализ исследуемых групп позволил выявить, что подростки, склонные к агрессии, стремятся доминировать и занимать ведущие позиции, активно используя прямую вербальную и прямую физическую агрессию. На основании этого можно предположить, что агрессивные формы поведении они применяют как наиболее приемлемые для завоевания доминирующего положения среди сверстников.
  2. Подросткам, склонным к агрессии, свойственен низкий уровень самоконтроля и критичности в установлении близких эмоциональных отношений, что повышает проявление прямой вербальной агрессии.
  3. Согласно результатам исследования, некомфортное состояние среди других людей и желание их избегать вызывает у подростков, склонных к агрессии, проявление косвенной физической агрессии, которую в данном случае можно объяснить как защитный механизм поведения.
  4. Подростки, склонные к агрессии, обладают низким уровнем эмпатии. Они не проявляют внимания к чувствам других, некорректно высказывают свое мнение в присутствии других, с трудом прогнозируют развитие отношений.
  5. Полученные результаты показали отличительные особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими такой склонности, что дополняет и расширяет понимание данной проблемы в совокупности исследований отечественных и зарубежных авторов, эти результаты могут быть использованы в работе, направленной на формирование благоприятного взаимодействия и снижение агрессии у подростков.

Заключение

Межличностное взаимодействие, сопровождающее любую совместную деятельность, является сложным разносторонним процессом, оказывающим влияние на социализацию подростка и его психологический комфорт. Активное усвоение различных форм установления межличностных отношений, происходящее в подростковом возрасте, имеет высокую частоту проявления агрессивного поведения. Программы профилактической и коррекционной работы должны быть ориентированы на формирование коммуникативной компетентности и снижение агрессивности подростков. Развитие эмпатии будет способствовать пониманию других людей и позволит устанавливать благоприятное взаимодействие с ними.
Современные исследования показывают различные аспекты межличностного взаимодействия и агрессивного поведения подростков, однако, несмотря на значительный объем отечественных и зарубежных исследований, проблема остается актуальной и нуждается в дальнейшем всестороннем изучении.

Литература

  1. Антилогова Л.Н. Характер межличностных отношений и уровень конфликтности девиантных подростков [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 4. С. 39–48. doi:10.24147/2410-6364.2023.4.39-48
  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 98–108. doi:10.17759/chp.2020160410
  3. Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 56–71. doi:10.17759/psylaw.2023130305
  4. Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Особенности поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 4 (837). С. 225–239.
  5. Воронкова И.В., Черняев Н.С. Связь вербальной агрессии и молодежного сленга в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 79–86. doi:10.17759/bppe.2023200206
  6. Губанова Г.Ф., Денисова Е.А., Кильнесов В.М. Особенности развития самооценки подростков в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 347–
  7. Гуртовая М.И. Исследование агрессивного компонента во взаимодействии подростков [Электронный ресурс] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Том 6 (72). № 3. С. 77–85. doi:10.37279/2413-1709-2020-6-3-77-85
  8. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. C. 40–47. doi:10.17759/jmfp.2021100304
  9. Макаренко З.А., Фалунина Е.В. Влияние агрессивного поведения старших подростков на межличностные отношения в группе сверстников // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023. Том 1. С. 55–58.
  10. Мартынова И.Р., Ошевский Д.С. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 3. С. 191–201. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62507 (дата обращения: 28.01.2024).
  11. Перепелица Л.А., Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В., Семенова Ф.О. Коммуникативная компетентность как источник жизненных ресурсов подростков [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 12. С. 73–77. doi:10.37882/2500-3682.2022.12.17
  12. Поскакалова Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях. Особенности развития ребенка в цифровой сфере [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 432–445. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2021/contents/Poskakalova (дата обращения: 30.01.2024).
  13. Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47073 (дата обращения: 30.01.2024).
  14. Coskun A., Erdal H., Emel A., Yeliz S. An Investigation of Aggression and Interpersonal Problem Solving in Adolescents // Ilkogretim Online - Elementary Education Online. 2010. Vol. 9(1). P. 379–388.
  15. Cuccì G., O’Leary K., Olivari M.G., Confalonieri E. Prevalence, Gender and Age Differences of Dating Aggression Among Italian Adolescents // Europe’s Journal of Psychology. 2020. Vol. 16(4). P. 659–675. doi:10.5964/ejop.v16i4.1822
  16. Jabeen S. Relationship between Relational Aggression and Interpersonal // Ilkogretim Online - Elementary Education Online. 2019. Vol. 18(4). P. 2228–2233. doi:10.17051/ilkonline.2019.641217
  17. Janovska A., Gajdosova B., Kalina O. Factors associated with self- and other-directed aggression in Slovak adolescents // The European Journal of Public Health. 2019. Vol. 29(S4). doi:10.1093/eurpub/ckz187.037
  18. Kumar M., Kapoor R., Goswami A. Aggression and self-esteem: a cross-sectional study among school going adolescents of New Delhi // Indian Journal of Applied Research. Vol. 14(1). P.1–3.
  19. Xu B., Li Y., Li Y., Xie J., Ding H., Wang J., Su P., Wang G. Association Between Child Maltreatment and Aggression in Chinese Early Adolescents: The Mediating Role of Irritability // Journal of Interpersonal Violence. 2023. Vol. 39(1-2). P. 393–413. doi:10.1177/08862605231197141
  20. Zhao S., Guo H., Wang H., Tai L., An L. Emotional awareness and adolescent relational aggression: The moderating effect of Machiavellianism // Social Behavior and Personality: An International Journal. 2023. Vol. 51(9). P. 1–12. doi:10.2224/sbp.12474

Информация об авторах

Буслаева Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1913-9198, e-mail: moselena2201@yandex.ru

Власова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3452-1133, e-mail: l1025173@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 320
В прошлом месяце: 74
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 132
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 21