Консультативная психология и психотерапия
2021. Том 29. № 4. С. 49–72
doi:10.17759/cpp.2021290404
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Субъективная важность работы и распределение времени: связь с субъективным благополучием и увлеченностью работой при различных требованиях на рабочем месте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъективное благополучие, соотношение важности и распределения времени, увлеченность работой, требования на рабочем месте, мотивация
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290404
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».
Получена: 08.12.2020
Принята в печать:
Для цитаты: Рассказова Е.И. Субъективная важность работы и распределение времени: связь с субъективным благополучием и увлеченностью работой при различных требованиях на рабочем месте // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 49–72. DOI: 10.17759/cpp.2021290404
Полный текст
Введение
Благополучие человека, его счастье и качество жизни — одна из ключевых тем психологического консультирования и психотерапии. В научной психологии эти конструкты, как правило, рассматриваются и диагностируются [16] обобщенно как результат интегральной оценки [27] или через их психологические факторы и компоненты. Для практической работы важной задачей становится выделение конкретных «проблемных» областей, особенно тесно связанных с благополучием и качеством жизни у данного человека. Например, в терапии качества жизни предлагается строить профиль, учитывающий соотношение важности различных жизненных сфер и удовлетворенности в этих сферах [20; 30]. Методы индивидуализированной оценки качества жизни предлагают предоставить клиенту или пациенту самому выделять сферы, важные для его счастья или благополучия, либо в наибольшей степени подвергшиеся влиянию заболевания [37; 48].
Следует отметить, что эти предложения не новы: психотехники, направленные на поиск вместе с клиентом тех сфер его жизни, целей и задач, которые для него особенно важны, сопоставление их с временем, ресурсами, вкладываемыми в эти и другие сферы, удовлетворенностью ими, достижениями, широко распространены в тайм-менедженте [1], коучинге (в первую очередь, лайф-коучинге [29; 49]), когнитивной терапии [36]. Нередко они применяются в варианте техники «пирога», предлагающей разделить круг на сектора — жизненные сферы — по каким- либо критериям.
Все большее внимание данная тема получает в современном мире, где растет число профессий, требующих от человека решения серии задач в ограниченное время [23], и все больше людей стремятся делать несколько дел одновременно [22; 39]. Особую актуальность она приобретает для профессионалов, регулярно сталкивающихся с высокой нагрузкой в условиях дефицита времени, в частности, специалистов в области здравоохранения [32] — в том числе в связи с ситуацией пандемии [15]. Особенно ярко эта проблема описана в ситуации конфликта между различными жизненными сферами [20; 38], что особенно актуально для людей, в чьи субъективные обязанности входит поддержание нескольких различных задач — например, продуктивной работы и поддержки в семье [2].
Обобщая сказанное, вопрос о распределении ресурсов между различными задачами и жизненными сферами многогранен и может рассматриваться в терминах конфликта, баланса, побочных позитивных и негативных эффектов, компенсации и декомпенсации и др. [см.: 25; 28]. В данной работе она исследуется в рамках одного из перечисленных направлений — как проблема баланса — баланса временной перспективы [45], баланса работы и жизни [11], баланса требований и ресурсов на рабочем месте [21]. При этом, в отличие от относительно исследованной темы баланса работы и жизни [34; 35; 50], вопрос о балансе субъективной важности различных жизненных сфер и распределения времени и сил, уделяемых этим сферам, изучен значительно меньше. В нашем исследовании было показано, что расхождение между субъективной важностью жизненных сфер, с одной стороны, и затрачиваемыми на них временем и усилиями — с другой, чаще происходит по типу «нехватки» времени/ усилий, а его величина является минимальной для сфер работы и семьи и максимальной для сферы здоровья [17]. Расхождение в оценках важности и времени в различных сферах жизни слабо, но стабильно связано с неудовлетворенностью жизненными сферами, неудовлетворенностью жизнью в целом и негативными эмоциями и не связано с особенностями психологической саморегуляции и совладающего поведения. Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет расхождение между важностью и ресурсами, вкладываемыми в работу, поскольку это расхождение может задавать основу для понимания таких распространенных феноменов, как трудоголизм, эмоциональное выгорание, скука на рабо-чем месте [43]. В связи с важностью учета ситуации на рабочем месте, в первую очередь, требований и ресурсов [21; 33; 41], можно предполагать, что роль важности и распределения времени зависит от уровня требований на работе.
Основной целью данного исследования было выявление связи соотношения субъективной важности работы и времени/сил, уделяемых ей, с общим благополучием, увлеченностью работой и мотивацией при различных требованиях на рабочем месте. Дополнительной задачей было уточнение полученного ранее отрицательного результата [17] о связи расхождения между оценками важности и времени, уделяемого различным жизненным сферам, с особенностями психологической саморегуляции.
В рамках основной цели выдвигались следующие гипотезы.
1. Связь субъективной важности работы с благополучием, увлеченностью работой и мотивацией слабее при большем вкладе времени и сил в работу (т. е. при большем дисбалансе между важностью и распределением времени и сил). Этот эффект не зависит от важности и распределения времени в других жизненных сферах и сохраняется после их статистического контроля.
2. Связь соотношения важности и распределения времени в сфере работы с общим благополучием, мотивацией и состоянием зависит от выраженности (уровня и согласованности) требований на рабочем месте.
В рамках дополнительной задачи, с учетом уже полученного отрицательного результата, конкретных гипотез не выдвигалось, но применялись другие методики диагностики психологической саморегуляции и совладающего поведения, нежели в предыдущем исследовании.
Процедура и методы
Исследование состояло из двух этапов — уточняющего предыдущие данные и собственно исследовательского, — включивших две различные выборки.
Первый этап представлен данными группы 1, которая включала студентов гуманитарных факультетов вузов, чьи данные использовались для более детализированного исследования связи личностных ресурсов саморегуляции с особенностями распределения времени. Выборка составила 286 студентов (50 юношей, 237 девушек) в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст ± старндартное отклонение составил 20,20±2,65 лет).
Респонденты первого этапа заполняли следующие методики (очно, но в компьютерном виде):
1. Оценка соотношения важности жизненных сфер и уделяемых им вре- мени/сил проводилась на основе модификации схемы оценки индивидуального качества жизни [48] с фиксированным списком жизненных сфер и дополнительными параметрами их оценки [17]. Респондентов дважды просили на круге отметить секторами пять сфер их жизни (рабо- та/учеба, семья, личная жизнь, друзья, здоровье) таким образом, чтобы размер сектора соответствовал (1) важности каждой сферы в их жизни и (2) вклада времени и сил в эту сферу. Показатели расхождения рассчитывались для каждой сферы отдельно как модуль разности между выделенными долями сектора. Альфа Кронбаха расхождения важности и времени для пяти сфер составила 0,69, что является приемлемым значением для расчета суммарного показателя склонности к расхождению важности и времени в различных сферах жизни.
2. Для диагностики особенностей психологической саморегуляции применялись две методики. Методика стиля саморегуляции поведения [10]; эта методика включает четыре субшкалы, специфичные для отдельных этапов саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов), а также две субшкалы, оценивающие обобщенные качества саморегуляции (гибкость и самостоятельность). Опросник ориентации на действие/состояние [3; 9]; он направлен на оценку склонности к непосредственным действиям, фокусированию на состоянии и переживаниях или рефлексивной ориентации в трех ситуациях — неудачи, планирования и реализации деятельности.
3. Опросник когнитивной регуляции эмоций [18; 31] применялся для диагностики когнитивных стратегий совладания с эмоциональным состоянием в стрессогенных ситуациях. В методике выделяются следующие шкалы: самообвинение, принятие, руминации, позитивная перефокусировка, фокусирование на планировании, позитивная переоценка, рассмотрение в перспективе, катастрофизация, обвинение других.
Второй этап представлен данными группы 2, включившей 1200 работников (776 мужчин, 64,7%, и 424 женщины, 35,3%) энергетической компании из Центрального и Северо-Западного федеральных округов России (города Архангельск, Ярославль, Новгород, Тверь, Вологда, Кострома). Возраст респондентов составлял от 18 до 67 лет (средний возраст 39,76±12,11 лет). Из них 600 человек (50,0% выборки) занимали должности рабочих специальностей, 327 (27,3%) работали на должностях специалистов, 208 (17,3%) занимали руководящие должности различного уровня, 65 человек (5,4%) были служащими. Общий стаж работы варьировал от 1 года до 46 лет (средний стаж — 13,15±12,25 лет).
Респонденты заполняли анонимно следующие методики в компьютерном виде.
1. Оценка соотношения важности жизненных сфер и уделяемых им вре- мени/сил отличалась от группы тем, что респондентам предъявлялся список из 6 жизненных сфер («Семья, близкие отношения», «Работа»,«Хобби и увлечения», «Друзья, общение», «Здоровье, хорошая физическая форма», «Обучение, саморазвитие»), которые они оценивали по (1) субъективной важности (от «совсем не важна» до «очень важна») и (2) вкладу времени и сил в эту сферу (от «совсем не вкладываю» до «трачу почти все свое время и силы») по шкале Лайкерта от 1 до 7 баллов. Надежность-согласованность (альфа Кронбаха) субъективной важности пяти жизненных сфер, кроме работы (семья, хобби, друзья, здоровье, обучение и саморазвитие), составила 0,87. Альфа Кронбаха распределения времени и сил по пяти жизненным сферам, кроме работы, — 0,82. Показатели субъективной важности и распределения времени по пяти жизненным сферам рассчитывались как среднее значение стандартизованных показателей по пяти сферам.
2. Общее субъективное благополучие оценивалось в соответствии с моделью Э. Динера как включающее когнитивный (удовлетворенность жизнью) и эмоциональный компоненты (позитивные и негативные эмоции) при помощи шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта [12;47] и шкалы удовлетворенности жизнью [14; 26].
3. Оценка благополучия на рабочем месте проводилась на основе разделения увлеченности работой, трудоголизма и эмоционального выгорания, предложенного У. Шауфелли и его коллегами [43], и включала Утрехтскую шкалу увлеченности работой [7; 40], краткую версию шкалы эмоционального истощения из опросника MBI К. Маслач [4; в сокращеном варианте: 13], а также голландскую шкалу трудовой зависимости [8; 42].
4. Для оценки мотивации на рабочем месте применялся опросник профессиональной мотивации [13]; в данной работе использовались шкалы внутренней мотивации, внешней мотивации и амотивации.
5. С целью оценки требований на рабочем месте применялся блок, касающийся требований опросника ресурсов и требований работы [5], разработанного на основе QPS-Nordic [46]. В данной версии методики блок был представлен пятью различными показателями, характеризующими их интенсивность и несогласованность требований на рабочем месте (загрузка работой, напряжение, сложность работы, нечеткость роли, неоптимальность распределения работы). Альфа Кронбаха по пяти показателям составила 0,70; в работе применялся усредненный показатель.
Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0 и включала корреляционный анализ Пирсона, иерархический регрессионный анализ и анализ модерации [24]. Исследования показывают, что классические варианты проверки нормальности не являются доказательством интервальности шкал, в которых измерены переменные; и, более того, при выраженных отличиях распределения шкал от нормального параметрические методы нередко показывают не меньшую и даже большую эффективность, чем параметрические [6]. Основываясь на этих 55 данных, обоснованности психометрических свойств применяемых шкал в предыдущих исследованиях и учитывая значительный размер выборки в группе 2, мы сочли возможным прямое применение параметрических методов обработки данных. Проблема мультиколлинеарности независимых переменных решалась в данном исследовании двумя способами: при помощи анализа модерации, т. е. прямой проверки гипотез о взаимодействии независимых переменных [24], и за счет иерархичности выдвигаемых гипотез. В частности, в иерархическом регрессионном анализе сначала проверялись гипотезы о роли субъективной важности и вклада в работу, а затем о том, добавляет ли учет требований на рабочем месте что-либо к уже проведенному анализу.
Результаты
Связь расхождения между субъективной важностью и временем, уделяемым разным жизненным сферам, с особенностями психологической саморегуляции
По данным группы 1, практически ни одна из методик саморегуляции и совладания со стрессом не была связана с расхождением между важностью и затрачиваемым временем в отношении различных жизненных сфер. Принятого уровня значимости достигли слабые связи дисбаланса важности и времени с ориентацией на состояние в ситуации неудачи (r=0,12; p<0,05) и более низким уровнем позитивной перефокусировки (r=-0,14; p<0,05).
Более детальный анализ показывает, что расхождение между субъективной важностью и временем, уделяемым работе/учебе, связано с более низким уровнем позитивной перефокусировки (r=-0,16; p<0,01) и более высоким уровнем программирования (r=0,13; p<0,05). Расхождение в сферах семьи и здоровья слабо связано с лучшими показателями планирования (r=0,12; p<0,05 в обоих случаях), а в личной жизни и отношениях с друзьями — с несколько более низкими показателями моделирования (r=-0,20; p<0,01 и r=-0,13; p<0,05 соответственно).
Связь субъективной важности и распределения времени на рабочем месте с благополучием и увлеченностью работой
С целью проверки гипотезы о важности соотношения между субъективной важностью работы и распределением ресурсов (времени и сил) для благополучия на рабочем месте и в целом в группе 2 проводилась серия анализов модерации [24]. Зависимыми переменными выступали показатели субъективного благополучия, увлеченности работой, эмоционального выгорания, трудоголизма, а также мотивации на рабочем месте (табл. 1). На первом шаге анализа в качестве независимых переменных в модель добавлялись субъективная важность работы и время/ силы, вкладываемые в работу (центрированные переменные); на втором шаге — переменная, характеризующая их взаимодействие. Улучшение предсказательной силы модели ко второму шагу анализа означает, что благополучие, увлеченность работой и/или мотивация на рабочем месте зависят именно от соотношения важности и времени/ресурсов в работе.
Для того чтобы исключить, что полученные результаты объясняются не работой, а общими оценками важности и распределения времени (например, в других жизненных сферах), мы повторяли ту же обработку данных, статистически контролируя среднюю важность и вклад време- ни/сил в других пяти жизненных сферах (результаты приведены в табл. 1 в скобках и описаны ниже).
Согласно результатам, чем более важна людям их работа, тем выше их субъективное благополучие, увлеченность работой, внутренняя мотивация и тем ниже уровень негативных эмоций и эмоциональное выгорание (табл. 1). Эти связи сохраняются после статистического контроля важности и вклада времени и ресурсов в другие (не связанные с работой) жизненные сферы.
Чем больше времени и сил люди уделяют работе, тем выше общий показатель позитивных эмоций, увлеченности работой и внутренней мотивации, тогда как удовлетворенность жизнью, негативные эмоции и эмоциональное выгорание напрямую от рабочего времени не зависят.
Напротив, соотношение важности и вклада времени и сил в работу предсказывает удовлетворенность жизнью, негативные эмоции и эмоциональное выгорание, но не позитивные эмоции, увлеченность работой и внутреннюю мотивацию. В частности, чем больше времени и сил человек вкладывает в работу, тем слабее связь важности работы с удовлетворенностью жизнью, низким уровнем негативных эмоций и эмоционального выгорания.
Особый паттерн результатов характерен для трудоголизма, внешней мотивации в работе и амотивации: с собственно субъективной важностью работы эти факторы не связаны[I]. Трудоголизм более выражен у тех, кто больше времени и сил уделяет работе, независимо от ее субъективной важности. Внешняя мотивация и амотивация в работе зависят от соотношения ее важности и распределения ресурсов: как показывают простые регрессии, если человеку работа не важна, больший вклад времени и сил в нее связан с внешней мотивацией и амотивацией (в=0,11 и в=0,10 соответственно). Если работа важна в средней степени, то внешняя мотивация и амотивация отмечаются у тех, кто мало вкладывается в эту работу (Р=-0,09 и в=-0,08 соответственно). У людей с высокой важностью работы связь внешней мотивации и амотивации в работе с распределением времени слабая (в=0,04 и в=-0,05 соответственно).
Таблица 1
Субъективная важность работы и распределение времени как факторы благополучия, мотивации и увлеченности работой: результаты анализа модерации
Зависимые переменные: показатели субъективного благополучия, мотивации и увлеченности работой |
Показатели |
Шаг 1: независимые переменные |
Шаг 2: независимая переменная |
|
Субъективная важность работы |
Время и силы, уделяемые работе |
Взаимодействие важности и вклада ресурсов |
||
Удовлетворенность жизнью |
в |
0,18** (0,15**) |
0,05 (0,01) |
-0,11** (-0,09**) |
AR2 |
4,4%** (1,3%**) |
0,8%** (0,6%**) |
||
Позитивные эмоции |
в |
0,29** (0,28**) | 0,15** (0,12**) |
-0,08* (-0,07*) |
|
AR2 |
15,0%** (6,4%**) |
0,5%* (0,4%*) |
||
Негативные эмоции |
в |
-0,12** (-0,12**) |
0,06 (0,10**) |
-0,09** (-0,11**) |
AR2 |
1,0%** (1,0%**) |
0,6%** (0,9%**) |
||
Увлеченность работой |
в |
0,40** (0,43**) |
0,19** (0,17**) |
-0,05 (-0,06) |
AR2 |
27,9%** (14,8%**) |
0,2% (0,2%) |
||
Трудоголизм |
в |
0,01 (0,06) |
0,29** (0,33**) |
-0,04 (-0,07*) |
AR2 |
8,6%** (8,9%**) |
0,1% (0,3%*) |
||
Эмоциональное выгорание |
в |
-0,21** (-0,25**) |
0,06 (0,09*) |
-0,15** (-0,15**) |
AR2 |
3,4%** (3,0%**) |
1,5%** (1,5%**) |
||
Внутренняя мотивация в работе |
в |
0,42** (0,48**) | 0,12** (0,09**) |
-0,01 (-0,02) |
|
AR2 |
24,7%** (14,4%**) |
0,0% (0,0%) |
||
Внешняя мотивация в работе |
в |
0,02 (0,01) |
0,01 (0,01) |
-0,14**(-0,14**) |
AR2 |
0,1% (0,0%) |
1,3%** (1,3%**) |
||
Амотивация в работе |
в |
-0,12** (-0,08) |
-0,02 (-0,04) |
-0,18** (-0,20**) |
AR2 |
1,9%** (0,6%*) |
2,3%** (2,7%**) |
Примечание. в — стандартизованные регрессионные коэффициенты; AR2 — изменение процента объясняемой дисперсии; «*» — p<0,05; «**» — p<0,01. В скобках указано, как меняются показатели, если статистически контролировать субъективную важность и распределение времени в других жизненных сферах, помимо работы.
Важность и вклад времени и сил в работу при различных требованиях и ресурсах на рабочем месте
Для проверки гипотезы о том, что соотношение важности и распределение времени играют различную роль при разных требованиях на рабочем месте, анализ модерации, представленный в предыдущем разделе, был дополнен тремя шагами. По каждой из зависимых переменных (табл. 2) к базовой модели, включающей важность работы, вклад времени и сил и их взаимодействие, добавлялась переменная, характеризующая требования на рабочем месте (шаг 3), две переменные, характеризующие соотношение требований с важностью и распределением времени (шаг 4) и переменная, характеризующая трехуровневое взаимодействие всех перечисленных факторов (шаг 5). Улучшение предсказательной силы модели на третьем шаге указывает, что требования на рабочем месте связаны с благополучием, мотивацией или увлеченностью работой, независимо от важности этой работы и распределения времени. Изменение модели на четвертом шаге означает, что описанные в предыдущем разделе эффекты важности и распределения времени различаются при высоких и низких требованиях на рабочем месте. Наконец, улучшение предсказательной силы модели на последнем шаге означает, что эффект соотношения важности и времени не одинаков при высоких и низких требованиях на рабочем месте.
Согласно полученным результатам (табл. 2), чем выше требования на рабочем месте, тем выше показатели негативных эмоций, трудоголизма, эмоционального выгорания, внешней мотивации и ниже удовлетворенность жизнью и внутренняя мотивация в работе. Эти эффекты не сводятся к субъективной важности работы, вкладу ресурсов в нее и их соотношению, поскольку эти переменные статистически учтены на предыдущих двух шагах модели.
Как показывает анализ шага 4 модели, положительная связь времени и сил, вложенных в работу, с позитивными эмоциями, увлеченностью работой и внутренней мотивацией, обсуждавшаяся в предыдущем разделе, сильнее при низких требованиях на рабочем месте и ослабевает, если требования становятся большими и несогласованными.
Наконец, в предыдущем разделе было показано, что трудоголизм выше у тех, кто тратит в работе больше времени и ресурсов, а негативные эмоции, внешняя мотивация и амотивация в работе зависят от соотношения важности и вклада ресурсов в работу. В частности, понимание важности работы связано с более низким уровнем негативным эмоций, внешней мотивации и амотивации в работе у тех, чей вклад в работу невелик. Чем больше времени и сил тратит человек на работу, тем слабее эта связь. Шаг 5 модели (табл. 2) дополняет эти результаты следующим образом: особенно выражен этот эффект (т. е. особенно слаба эта связь) при высоких и несогласованных требованиях на рабочем месте.
Таблица 2
Связь субъективной важности работы и распределения времени с благополучием, мотивацией и увлеченностью работой при различных требованиях на рабочем месте: результаты анализа модерации
Зависимые переменные: показатели субъективного благополучия, мотивации и увлеченности работой |
Показатели |
Шаг 3: независимая переменная |
Шаг 4: независимые переменные |
Шаг 5: независимая переменная |
|
Требования на рабочем месте |
Взаимодействие важности и требований на рабочем месте |
Взаимодействие времени и требований на рабочем месте |
Взаимодействие соотношения важности и времени с требованиями на рабочем месте |
||
Удовлетворенность жизнью |
в |
-0,07* |
-0,03 |
0,07 |
0,07 |
AR2 |
0,5%* |
0,20% |
0,10% |
||
Позитивные эмоции |
в |
-0,01 |
0,05 |
-0,14** |
-0,06 |
AR2 |
0,0% |
1,1%** |
0,1% |
||
Негативные эмоции |
в |
0,43** |
0,04 |
-0,03 |
0,10* |
AR2 |
16,7%** |
0,1% |
0,3%* |
||
Увлеченность работой |
в |
0,02 |
0,05 |
-0,10** |
-0,03 |
AR2 |
0,0% |
0,5%** |
0,0% |
||
Трудоголизм |
в |
0,35** |
0,04 |
0,01 |
0,11* |
AR2 |
11,0%** |
0,1% |
0,4%* |
||
Эмоциональное выгорание |
в |
0,32** |
0,03 |
-0,01 |
0,07 |
AR2 |
9,5%** |
0,0% |
0,1% |
||
Внутренняя мотивация в работе |
в |
-0,09** |
0,02 |
-0,09* |
0,02 |
AR2 |
0,8%** |
0,5%* |
0,0% |
||
Внешняя мотивация в работе |
в |
0,09** |
0,05 |
-0,08* |
0,11* |
AR2 |
0,7%** |
0,3% |
0,3%* |
||
Амотивация в работе |
в |
0,05 |
0,10* |
-0,07 |
0,16** |
AR2 |
0,2% |
0,4% |
0,7%** |
Примечание. в — стандартизованные регрессионные коэффициенты; AR2 — изменение процента объясняемой дисперсии; «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Обсуждение результатов
Данная работа преследовала две задачи — уточнение предыдущих данных о связи расхождения в оценках важности и времени различныхизненных сфер с особенностями психологической саморегуляции и исследование связи такого расхождения в работе с благополучием при различных требованиях на рабочем месте. В рамках первой задачи получен отрицательный результат: на студенческой выборке показатели расхождения между субъективной важностью различных жизненных сфер и затрачиваемым на них временем практически не связаны с ориентацией на действие/состояние, саморегуляцией поведения и стратегиями когнитивной регуляции эмоций. Слабые связи, не воспроизводящиеся для разных сфер, могут быть артефактом множественных сравнений. В целом, эти результаты согласуются с полученными ранее [16], но, учитывая важность пола, семейного статуса и других факторов в интерпретации расхождения между важностью и ресурсами, вкладываемыми в различные жизненные сферы, их следует интерпретировать как относящиеся именно к этой, студенческой, выборке [2; 20]. Тем не менее, по- видимому, расхождение между важностью различных жизненных сфер и временем, им уделяемым, по-видимому, не связано напрямую с другими особенностями саморегуляции. С одной стороны, этот результат может свидетельствовать о специфической роли этого расхождения в структуре саморегуляции, не сводимой к другим факторам саморегуляции [29]. С другой стороны, учитывая то, что негативные связи этого расхождения с благополучием, хотя и стабильны, но слабы [16], следует предполагать, что важность этого конструкта в практической психологии переоценена.
Связь субъективной важности и распределения времени в работе с благополучием и мотивацией. Расхождение между субъективной важностью работы и теми ресурсами (время, силы), которые человек вкладывает в нее в среднем не столь выражено, как в других жизненных сферах [16]. Люди чаще испытывают ощущение «нехватки» времени в семье, увлечениях и здоровье, нежели в работе. Однако именно работа стабильно попадает в зону внимания специалистов по тайм-менеджменту и коучингу (особенно жизненному коучингу), позволяя предположить, что именно это расхождение важно для общего благополучия, благополучия на рабочем месте и мотивации в работе. Результаты данного исследования показывают, что эти эффекты неоднородны.
• Позитивные эмоции, увлеченность работой и внутренняя мотивация в работе (интерес к самому процессу работы) выше не только при большей важности работы, но и при больших вкладываемых в эту работу ресурсах — и по всей видимости, это два самостоятельных эффекта. Образно говоря, возникает позитивный «замкнутый» круг самоподкрепле- ния: чем более важна работа человеку и чем больше он отдает ей времени и сил, тем больший интерес и удовольствие от нее он получает.
• Удовлетворенность жизнью, низкий уровень негативных эмоций и эмоционального выгорания на работе также зависят от важности работы,но этот эффект опосредствуется вложенными ресурсами: он слабее у тех, кто тратит на работу много времени и сил. Можно предполагать, что по мере того, как человек все больше вкладывает в свою работу, усиливается усталость и дисбаланс работы и других жизненных сфер. Прибегая к метафоре, постепенно даже важная работа перестает «защищать» от эмоционального выгорания и негативных эмоций. Иными словами, баланс важности и ресурсов в работе может рассматриваться как буфер эмоционального выгорания, негативных эмоций и неудовлетворенности.
• Трудоголизм связан исключительно с временем и силами, уделяемыми работы, независимо от ее важности. В этом контексте интересно сопоставление с эмоциональным выгоранием: по всей видимости, трудоголизм как состояние на рабочем месте [42] определяется чрезмерным вкладом в работу, как бы человек ни относился к этой работе. Эмоциональное выгорание же развивается тогда, когда вклад в работу субъективно «перевешивает» ее важность.
• Связь внешней мотивации и амотивации в работе с распределением времени зависит от важности работы: если она не важна, большая трата ресурсов на нее закономерно связана с внешней мотивацией и амотивацией, поскольку человеку приходится успешно или безуспешно находить способы заставлять себя работать, тратить эти ресурсы на то, что он лично нужным не считает. При средней важности работы связь противоположна: можно предполагать, что, вкладываясь в довольно важную (но не слишком) работу, человек получает удовлетворение от достигнутого и находит в ней больше интересного и важного, а не вкладываясь — скорее скучает и заставляет себя ее делать. Иными словами, можно предполагать здесь тот же эффект позитивного самоподкрепления, «замкнутого» круга, который обсуждался выше в отношении внутренней мотивации, но значительно более слабый и касающийся тех, кто оценивает важность работы как среднюю. Если работа важна для человека, устойчивого паттерна связи с внешней мотивацией и амоти- вацией не отмечается, вероятно потому, что внешняя мотивация может присутствовать и тогда, когда не является ведущей, и во многом зависит от ситуации, а не от отношения человека. Следует отметить, что в модели мотивационного континуума [43] различные варианты мотивации оцениваются независимо друг от друга, т. е. высокий уровень внешней мотивации может сосуществовать с высоким уровнем внутренней мотивации, что, по всей видимости, и вызывает неоднозначность связей вклада ресурсов с внешней мотивацией и амотивацией у тех людей, которые высоко оценивают важность своей работы.
Требования на рабочем месте, важность работы и распределение времени: к вопросу о взаимодействии. В полном соответствии с существующими работами, высокие и несогласованные требования на рабочем месте — фактор риска негативных эмоций, трудоголизма, эмоционального выгорания и внешней мотивации в работе, связанный также с более низким уровнем удовлетворенности жизнью и внутренней мотивацией [5; 40]. Для цели данной работы интересен другой результат: положительная связь времени и сил, вкладываемых в работу, с позитивными эмоциями, увлеченностью работой и внутренней мотивацией слабее при высоких и несогласованных требованиях на рабочем месте. Выше мы рассматривали эту связь в контексте процессов самоподкрепления, своего рода позитивного «замкнутого» круга, когда чем больше человек вкладывает ресурсов в деятельность, тем больше удовольствия от нее получает, что мотивирует его к дальнейшим вложениям. Результаты анализа модерации требуют предположить, что чрезмерно высокие и несогласованные, противоречивые требования на рабочем месте ослабляют и, возможно, могут разрушать этот «естественный» круг, и вложенные время и ресурсы перестают приносить человеку удовольствие.
Другой результат касается трудоголизма, негативных эмоций, внешней мотивации и амотивации на рабочем месте. Выше мы предположили, что эффект модерации, соотношения важности и времени в работе (отрицательная связь важности работы с негативными эмоциями, внешней мотивацией и амотивацией слабее при более выраженных затратах сил и времени на эту работу) объясняется тем, что при дисбалансе между важностью и затратами в работе нарушается буферная функция субъективной важности работы. Говоря метафорически, понимание субъективной важности перестает оберегать человека от негативных эмоций и выгорания. Результаты показывают, что этот эффект особенно отчетлив при высоких и несогласованных требованиях на рабочем месте. Иными словами, можно предполагать, что риск трудоголизма, негативных эмоций, внешней мотивации и амотивации на рабочем месте нарастает при больших затратах времени и сил в работе, даже если эта работа важна для человека, и особенно интенсивно это происходит, если требования велики. В этом контексте требования на рабочем месте выступают своеобразным «катализатором», дополнительно усиливающим расхождение между важностью работы и низким уровнем негативных эмоций, выгорания, трудоголизма и амотивации.
Обобщая эти данные, следует отметить, что, с теоретической точки зрения, полученные результаты в отношении соотношения важности и вклада ресурсов в различные жизненные сферы достаточно скромны. Так, не выявлено их связей с другими психологическими факторами саморегуляции, что позволяет предположить, что они либо выступают самостоятельным ее фактором, либо их участие в саморегуляции деятельности минимально. В большинстве случаев речь идет о слабых с точки зрения величин статистического эффекта связях, получающих подтверждение лишь на относительно больших выборках. Тем не менее, учитывая, что эти результаты подтверждаются в анализе различных зависимых переменных, данные позволяют предполагать существование по меньшей мере двух различных процессов, определяющих эффект вклада сил и времени в работу. Процесс, метафорически обозначенный как позитивное самоподкрепление, касается усиления позитивных эмоций, увлеченности работой и внутренней мотивации по мере большего вклада времени и усилий. Эти связи не зависят от субъективной важности самой работы (хотя важность работы также связана с этими переменными), но слабее при высоких и несогласованных требованиях на рабочем месте. С нашей точки зрения, чрезмерные и нечеткие требования могут «разрушать» эту естественную систему самоподкрепления.
Другой процесс, который метафорически можно обозначить как ослабление буферного эффекта важности работы, предположительно заключается в том, что чем больше времени и сил человек вкладывает в работу, тем в меньшей степени его понимание важности работы препятствует формированию негативных эмоций, эмоционального выгорания и неудовлетворенности жизнью. В случае негативных эмоций и эмоционального выгорания этот процесс более выражен при больших требованиях на рабочем месте.
Разумеется, эти предположения требуют подтверждения в дальнейших исследованиях, но результаты данной работы согласуются с ними.
С точки зрения практики консультирования и психотерапии, результаты указывают на важность выявления тех функций, которые выполняет соотношение важности и вклада ресурсов на работе в жизни человека (идет ли речь только о высоких затратах, о том, что они «обесценивают» для человека важность и осмысленность его работы, или о дисбалансе отношения к работе и затрат), и уточнения того контекста, в котором это происходит (согласованности и выраженности требований).
Следует указать несколько ограничений данной работы. Во-первых, оба исследования носили корреляционный характер, что не дает возможности делать выводы о причинно-следственной связи; предположения об эффектах соотношения важности и времени работы носят гипотетический характер и должны проверяться в дальнейших исследованиях. Во-вторых, оценки времени и ресурсов, а также требований на рабочем месте субъективны — т. е. речь идет о восприятии этих факторов. В-третьих, как уже упоминалось выше, большинство выявленных статистических эффектов невелики по размеру и, хотя достигают принятого уровня значимости, по всей видимости, свидетельствуют о небольших различиях и слабых закономерностях. Наконец, отдельной проблемой и задачей дальнейших исследований является учет роли пола, образования, семейного статуса, наличия и количества детей, распределения финансовой ответственности в семье и т. д., поскольку эти вопросы напрямую связаны как со стратегий распределения времени между различными сферами жизни, так и с удовлетворенности ими.
Выводы
Таким образом, позитивные эмоции, увлеченность работой и внутренняя мотивация выше как при большей субъективной важности работы, так и при большем вкладе в эту работу времени и сил. Однако время и силы, уделяемые работе, слабее связаны с позитивными эмоциями, увлеченностью работой и внутренней мотивацией при высоких и несогласованных требованиях на рабочем месте. Удовлетворенность жизнью выше, а негативные эмоции и эмоциональное выгорание на работе ниже при большей важности работы, но эта связь слабее у тех, кто тратит на работу много сил и времени (эффект модерации). Больший вклад сил и времени в работу, в отличие от субъективной важности работы, также связан с трудоголизмом. Эти эффекты сохраняются после статистического контроля субъективной важности и распределения времени и сил в других жизненных сферах.
Ключевое направление дальнейших исследований мы видим в эмпирической дифференции и уточнении содержания двух предложенных процессов: позитивного самоподкрепления и ослабления буферного эффекта важности работы по мере увеличения вклада в работу сил и времени. Отдельный интерес представляет сопоставление расхождения между временем и важностью различных сфер жизни у мужчин и женщин с различными семейными ситуациями и распределением финансовых обязанностей.
Литература
- Архангельский А., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. М.: Альпина Паблишер, 2012. 312 с.
- Бордунос А. К. Альтернатива «розовым очкам»: оптимизация условий труда сотрудников, совмещающих работу с заботой о детях // Организационная психология, 2019. Т. 9. № 4. С. 141—173.
- Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. СПб: Питер, 2007. 258 с.
- Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2016. 206 с.
- Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Основы статистики для психологов. М.: Акрополь, 2019. 286 с.
- Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 213 с.
- Ловаков А.В. Психометрический анализ русскоязычной версии Голландской шкалы трудовой зависимости (DUWAS) // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 3. С. 22—37.
- Митина О.В., Рассказова Е.И. Рефлексивная ориентация и ее диагностика в структуре контроля за действием // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 118—128.
- Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.
- Моспан А.Н., Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Бобров В.В. Баланс работы и личной жизни у сотрудников российского производственного предприятия // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 2. С. 8—29.
- Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91—109.
- Осин Е.Н., Горбунова А. ., Гордеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова (Мандрикова) Е.Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 4. С. 21—49. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 01.11.2020).
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117—142.
- Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 8—45. DOI:10.17759/cpp.2020280202
- Рассказова Е.И. Диагностика здоровья и качества жизни. Методы оценки социальных программ в психологии здоровья. // Руководство по психологии здоровья / Под ред. А.Ш. Тхостова, Е.И. Рассказовой. М.: издательство МГУ, 2019. С. 424—515.
- Рассказова Е.И., Иванова Т.Ю. Распределение времени в структуре психологической саморегуляции: связь с субъективным благополучием // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. № 9(4). С. 13—24. DOI: 10.14529/psy160402
- Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник психологии. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 161—179.
- Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Леонтьев Д.А., Ширяева О.С. Диагностика качества жизни в психотерапии: апробация русскоязычной версии методики М. Фриша // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 27(1). С. 8—29. DOI:10.17759/cpp.2019270102
- Смирнова А.Ю. Значение ролевого конфликта в переживании субъективной незащищенности в сфере труда [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 4. С. 14—28. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 15.11.2020).
- Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources Model: state of art // Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 22. № 3. P. 309—328.
- Baumgartner, S. E., Lemmens, J. S., Weeda, W. D., Huizinga, M. Measuring Media Multitasking: Development of a Short Measure of Media Multitasking for Adolescents // Journal of Media Psychology. 2017. Vol. 29. № 2. P. 1—10. DOI: 10.1027/1864-1105/a000167
- Bühner, M., König, C.J., Pick, M., Krumm, S. Working memory dimensions as differential predictors of the speed and error aspect of multitasking performance // Human Performance. 2006. Vol. 19. P. 253—275.
- Chaplin W.F. Moderator and mediator models in personality research // Handbook of Reseach Methods in Personality Psychology / Robins R.W., Fraley R.C., Krueger R.E. (eds.). N.Y.: The Guilford Press, 2007. P. 602—632.
- Clark S.C. Work’Family Border Theory: A New Theory of Work/Life Balance // Human Relations. 2000. 53(6). P. 747—777.
- Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction With Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71—75.
- Diener E., Ryan K. Subjective well-being: a general overview // South African Journal of Psychology. 2009. Vol. 39. P. 391—406.
- Dragani J. Work/Life balance in the 21st century // The way ahead. 2012. 8(3). P. 23—24.
- Ellis D.B. Life Coaching: A Manual for Helping Professionals. Crown House Publishing Limited, 2006. 218 р.
- Frisch M. Quality of Life Inventory. Complementary Trial Package. Pearson, 2007.
- Garnefski N., Kraaij V., Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK, 2002.
- Gordon C.E., Borkan S.C. Recapturing time: a practical approach to time management for physicians // Postgrad Med J. 2014. Vol. 90. № 1063. P. 267—272. DOI: 10.1136/postgradmedj-2013-132012
- Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience // The Oxford handbook of stress, health, and coping / S. Folkman (eds.). New York: Oxford University Press, 2011. P. 127—147.
- Hyman J., Summers J. Work and life: can employee representation influence balance? // Employee Relat. 2007. Vol. 29. P. 367—384. DOI: 10.1108/01425450710759208
- Lazar I., Osoian C., Ratiu P. The role of work-life balance practices in order to improve organizational performance // Eur. Res. Stud. 2010. Vol. 13. P. 201.
- Leahy, R. Cognitive Therapy Techniques, Second Edition: A Practitioner’s Guide. N.-Y.: the Guilford Press, 2017.
- Martin F., Camfield L., Rodham K., Kleimpt P., Ruta D. Twelve years’ experience with the Patient Generated Index (PGI) of quality of life: a graded structured review // Quality of Life Research. 2007. 16. P. 705—715.
- Netemeyer R.G. Boles J.S., McMurrian R. Development and Validation of Work- Family Conflict and Family-Work Conflict Scales // Journal of Applied Psychology. 1996. 81(4). P. 400—410.
- Poposki E.M., Oswald F.L., Chen H.T. Neuroticism negatively affects multitasking performance through state anxiety. Technical report for Navy Personnel Research, Studies, and Technology (NPRST-TN-09-3). Millington: TN, 2009.
- Schaufeli W.B., Bakker A.B. Utrecht Work Engagement Scale: Preliminary manual. Occupational Health Psychology Unit, Utrecht University, Utrecht, 2003.
- Schaufeli W.B., Bakker A.B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25. P. 293—315.
- Schaufeli W.B., Shimazu A., Taris T.W. Being Driven to Work Excessively Hard: The Evaluation of a Two-Factor Measure of Workaholism in The Netherlands and Japan // Cross-Cultural Research. 2009. Vol. 43. № 4. P. 320—348. DOI: 10.1177/1069397109337239
- Schaufeli W.B., Taris T.W., van Rhenen W. Workaholism, burnout, and work engagement: three of a kind or three different kinds of employee well-being? // Applied Psychology: and International Review. 2008. Vol. 57. № 2. P. 173—203. DOI: 10.1111/j.1464-0597.2007.00285.x
- Sheldon K.M., Osin E.N., Gordeeva T.O., Suchkov D., Sychev O. Evaluating the dimensionality of Self-Determination Theory’s relative autonomy continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43. № 9. P. 1215—1238. DOI: 10.1177/0146167217711915
- Stolarski M., Wiberg B., Osin E.N. Assessing temporal harmony: the issue of a balanced time perspective // Time Perspective Theory; Review, Research, and Application. Cham: Springer International Publishing, 2015. P. 57—71.
- Wannstrom, I., Peterson, U., Asberg, M., Nygren, A., Gustavsson J.P. Psychometric properties of scales in the General Nordic Questionnaire for Psychological and Social Factors at Work (QPS (Nordic)): Confirmatory factor analysis and prediction of certified long-term sickness absence // Scandinavian Journal of Psychology. 2009. Vol. 50. № 3. P. 231—244.
- Watson D., Clark L.A., Tellegen A. Development and validation of brief measures of positive and negativе affect: the PANAS scales // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. P. 1063—1070.
- Wettergren, L., Kettis-Lindblad, A., Sprangers, M., Ring, L. The use, feasibility and psychometric properties of an individualised quality of life instrument: a systematic review of the SEIQoL-DW. // Quality of Life Research. 2009. Vol. 18. P. 737—46.
- Williams, P. Menendez, D.S. Becoming a Professional Life Coach: Lessons from the Institute of Life Coach Training. W. W. Norton & Company, 2007. 384 р.
- Wong, K., Chan, A.H.S., Teh P.-L. How Is Work—Life Balance Arrangement Associated with Organisational Performance? A Meta-Analysis // Int J Environ Res Public Health. 2020. Vol. 17. № 12. P. 44—46. DOI: 10.3390/ijerph17124446
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 792
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 382
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16