Введение
Проблема нарушений пищевого поведения (НПП) — актуальная и сложная с позиций как медицины, так и психологии. В настоящее время ставится задача профилактики НПП [Павлова, 2020], что повышает интерес к образу тела и факторам его формирования в онтогенезе. Искажения образа тела считаются предвестниками и симптомами такого рода расстройств [Schuck, 2018].
Образ тела или образ физического Я — один из аспектов самосознания, развитие которого начинается с детства. Среди различных направлений исследования образа тела выделяется подход, раскрывающий субъективную значимость внешности, при котором тело выступает как объект, имеющий форму и размеры, а также как носитель социальных и личностных смыслов. В первом случае на первый план выходит эмоциональная составляющая (отношение к объекту, удовлетворенность/неудовлетворенность телом), во втором — когнитивная составляющая (точность/искажение восприятия тела) [Соколова, 2007; Cash, 2002; Fisher, 1985].
Становление и изменение образа тела происходит под влиянием социального окружения, начиная с семьи как микросистемы и заканчивая экзо- и макросистемами, транслирующими ценности и идеалы, представленные в массовом сознании [Социальная возрастная психология, 2019]. Образы изящной, худой женщины и брутального, с выраженной мускулатурой мужчины стали идеальными в современной культуре и тиражируются в СМИ и социальных сетях. Сложилась установка идеализировать определенный тип внешности и придавать внешнему виду первостепенную значимость [Дмитриева, 2019; Fardouly, 2018]. Наряду с объективирующими таким образом невербальными и вербальными сообщениями, наблюдается феномен самообъективации. Самообъективация свойственна чаще всего женщинам и может приводить к непринятию своего тела, не соответствующего эталонам красоты, использованию вредных для здоровья средств похудения, расстройствам пищевого поведения.
Социальные факторы НПП, включающие травмирующие межличностные отношения (буллинг, насмешки, касающиеся внешности, в детстве и подростковом возрасте) оказываются сопряженными с самообъективацией, интернализированными («присвоенными», по А.Н.Леонтьеву) представлениями об идеальном теле, а также страхом негативной оценки внешности [Разваляева, 2020]. Если в детстве пищевое поведение ребенка зависит исключительно от требований и поведения родителей, то начиная с младшего школьного возраста оно включается в контекст более широких социальных связей, межличностных отношений и коммуникации [Дурнева, 2015]. Главным фактором риска НПП считается женский пол; что касается возраста, то наиболее уязвимыми становятся подростки [Мешкова, 2015].
Подавляющее большинство исследований, в которых определяются особенности образа тела и НПП, выполнено на женских выборках: в них входят чаще всего девочки-подростки и молодые женщины [Александрова, 2016; Дурнева, 2014; Дурнева, 2013; Ерохина, 2019; Иванов, 2019], реже — взрослые женщины [Каменецкая, 2015; Овчарова, 2016], редко — девочки до пубертата.
Исследования, проведенные в последнее десятилетие, показали, что «... проблема пищевого поведения и отношения к телу, традиционно относящаяся к подростковому возрасту, явно “помолодела”» [Павлова, 2020, с. 32]. У современных детей 6—7 лет низкая самооценка сочетается с усвоением идеалов внешности и неудовлетворенностью своим телом. Около половины девочек и мальчиков 8—12 лет хотели бы похудеть. Дети 6—11 лет склонны к самообъективации [Jongenelis, 2014].
Данные, полученные при изучении образа тела и риска НПП в детстве и подростковом возрасте, позволили предложить различные направления профилактической и коррекционной работы. Психологами, в частности, рекомендуются создание в социальных сетях альтернативного контента для подростков, вовлечение подростков в виды деятельности, стимулирующие восприятие тела с точки зрения его функциональности, а не внешнего вида, а также просвещение их родителей [Белогай, 2019; Ерохина, 2019; Якубовская, 2019]. Профилактическая работа в современных условиях должна начинаться с младшего школьного возраста, что требует проведения дополнительных исследований.
Цель данного исследования — уточнить риск нарушений пищевого поведения в связи с особенностями образа тела и самооценкой девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что образ тела, самооценка внешней привлекательности и риск нарушений пищевого поведения у девочек младшего школьного возраста в настоящее время имеют те же тенденции развития, что и в подростковом возрасте.
Метод
Выборка. В исследовании, проводившемся в 2019—2020 гг., приняли участие 68 девочек младшего школьного возраста, обучающихся в 3-х классах средней общеобразовательной школы и лицея в Московской области (14 девочек 8 лет и 54 девочки 9 лет, средний возраст 8,8 лет). Группу сравнения составила 71 девочка подросткового возраста, из 6-х классов тех же образовательных учреждений (10 девочек 11 лет и 61 девочка 12 лет, средний возраст 11,9 лет). На проведение психологического исследования было получено разрешение родителей детей.
Методики. В исследовании применялись следующие методики:
1. Шкала ранжирования фигур (Figure Rating Scale) — использовалась для изучения образа тела. Разработанная в 1980-е годы (A. Stunkard, T. Sorensen, F. Schulsinger), шкала позже модифицировалась с ориентацией на оценку реального и идеального образа тела [Pine, 2001; Tsiantas, 2001]. На русскоязычной выборке апробирована М.Ю. Дурневой [Дурнева, 2014]. Шкала представляет собой серию фигур (рис. 1). Участвующая в исследовании девочка в соответствии с двумя последовательно предъявляемыми инструкциями выбирает тот силуэт, который максимально приближен к ее фигуре, затем — желательный.

2. Для выявления уровня самооценки использовались шкалы Дембо—Рубинштейн (версия А.М. Прихожан). Устанавливались показатели самооценки здоровья, красоты, уверенности в себе, счастья и способностей.
3. С целью определения риска нарушений пищевого поведения применялись опросник пищевых расстройств (Eating Disorder Inventory-2), объединенная шкала «Риск нарушений пищевого поведения», включающая, в частности, шкалу «Стремление к худобе», а также Шкала удовлетворенности телом (Body Appreciation Scale). Опросник пищевых расстройств [Garner, 1983] апробировался на различных выборках, причем в исследованиях участвовала и неклиническая популяция [Ильчик, 2011; Келина, 2012; Clausen, 2009]; его валидизация проводилась, в том числе, на русскоязычной выборке [Дурнева, 2014]. Шкала удовлетворенности телом [Avalos, 2005] апробировалась и валидизировалась на разных выборках, в том числе русскоязычной [Дурнева, 2014; Келина, 2011; Swami V, Chamorro-Premuzic, 2008; Swami, 2008], и в настоящее время модифицируется [Junqueira, 2019].
Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста индивидуально, с подростками — в малых группах.
При анализе полученных результатов использовались методы математической статистики: коэффициент корреляции r-Spearman, критерий U Манна—Уитни.
Результаты
Как показал выбор девочками младшего школьного возраста реального и идеального образа тела (методика FRS), первый превосходит по размеру и весу идеал. В группе девочек 8—9 лет, выбирающих одну из девяти фигур, среднее значение в случае реального образа тела составляет 3,2, идеального образа тела — 2,7. Для реального образа тела характерно то, что свое тело девочки воспринимают как более объемное (массивное) и тяжелое, чем идеальное. По данным опросника EDI-2, стремление к худобе у них коррелирует с неудовлетворенностью телом (r=0,47 при р≤0,01).
Соотнесем показатели образа тела, удовлетворенности телом и самооценки в младшем школьном возрасте. Как видно из табл. 1, самооценка в целом и по ряду параметров имеет положительные связи с удовлетворенностью телом и отрицательные связи с образом тела, как идеальным, так и реальным. Значимые корреляции установлены между удовлетворенностью телом и самооценкой, уровнем притязаний по параметру «уверенность в себе», а также уровнем притязаний в целом. Чем выше удовлетворенность девочек своим телом, тем в большей степени они ощущают уверенность в себе и тем выше их уровень притязаний.
Таблица 1
Связь самооценки и уровня притязаний с образом тела
и удовлетворенностью телом у девочек младшего школьного возраста
(коэффициент корреляции r-Spearman)
|
Параметр самооценки / уровня притязаний (шкалы Дембо—Рубинштейн) |
Образ тела (FRS) |
Удовлетворенность телом (BAS) |
|||
|
Реальный |
Идеальный |
Расхождение |
|||
|
Здоровье |
Самооценка |
-0,09 |
-0,09 |
-0,11 |
0,01 |
|
Притязания |
-0,23 |
-0,13 |
-0,14 |
0,12 |
|
|
Красота |
Самооценка |
-0,37** |
-0,18 |
-0,27* |
0,19 |
|
Притязания |
-0,31* |
-0,05 |
-0,25* |
0,15 |
|
|
Уверенность в себе |
Самооценка |
-0,28* |
-0,19 |
-0,24* |
0,30* |
|
Притязания |
-0,38** |
-0,09 |
-0,33** |
0,35** |
|
|
Счастье |
Самооценка |
-0,13 |
-0,11 |
-0,13 |
0,23 |
|
Притязания |
-0,24** |
-0,05 |
-0,20 |
0,21 |
|
|
Способности |
Самооценка |
-0,35** |
-0,13 |
-0,32** |
0,21 |
|
Притязания |
-0,37** |
-0,09 |
-0,31* |
0,19 |
|
|
Общий показатель |
Самооценка |
-0,27* |
-0,13 |
-0,28* |
0,22 |
|
Притязания |
-0,39** |
-0,12 |
-0,29* |
0,25* |
|
Примечание: «*» — p≤0,05; «**» — p≤0,01.
Выявлены значимые отрицательные корреляции между реальным образом тела, расхождением между реальным и идеальным образом тела и самооценкой, уровнем притязаний в целом и по параметрам «красота», «уверенность в себе», «способности»; кроме того — между реальным образом тела и уровнем притязаний на счастье.
Самооценка, имеющая отрицательные связи с образом тела, связана также с риском пищевого поведения (табл. 2).
Между самооценкой, уровнем притязаний, с одной стороны, и риском НПП, неудовлетворенностью телом, с другой стороны, установлены отрицательные корреляции. Чем выше самооценка красоты, уверенности в себе и способностей, а также самооценка в целом, тем меньше неудовлетворенность телом и ниже риск НПП.
Таблица 2
Связь самооценки и уровня притязаний с показателями риска
нарушений
пищевого поведения у девочек младшего школьного возраста
(коэффициент корреляции r-Spearman)
|
Параметр самооценки / |
Стремление к худобе (EDI-2) |
Неудовлетворенность телом (EDI-2) |
Риск НПП (EDI-2) |
|
|
Здоровье |
Самооценка |
-0,03 |
-0,23 |
-0,21 |
|
Притязания |
0,16 |
-0,14 |
0,01 |
|
|
Расхождение |
0,19 |
0,31** |
0,33** |
|
|
Красота |
Самооценка |
-0,16 |
-0,33** |
-0,32** |
|
Притязания |
-0,01 |
-0,22 |
-0,15 |
|
|
Расхождение |
0,28* |
0,35** |
0,40** |
|
|
Уверенность в себе |
Самооценка |
-0,17 |
-0,38** |
-0,36** |
|
Притязания |
0,03 |
-0,40** |
-0,21 |
|
|
Расхождение |
0,33** |
0,30* |
0,42** |
|
|
Счастье |
Самооценка |
-0,14 |
-0,15 |
-0,24* |
|
Притязания |
-0,03 |
-0,10 |
-0,09 |
|
|
Расхождение |
0,19 |
0,14 |
0,25* |
|
|
Способности |
Самооценка |
-0,15 |
-0,35** |
-0,28** |
|
Притязания |
0,01 |
-0,27* |
0,17 |
|
|
Расхождение |
0,14 |
0,21 |
0,16 |
|
|
Общий показатель |
Самооценка |
-0,19 |
-0,35** |
-0,37** |
|
Притязания |
0,15 |
-0,18 |
-0,06 |
|
|
Расхождение |
0,33** |
0,28* |
0,37** |
|
Примечание: «*» — p≤0,05; «**» — p≤0,01.
Со стремлением к худобе ситуация не столь определенная. Тем не менее, увеличение разрыва между самооценкой и уровнем притязаний по параметрам «красота» и «уверенность в себе» приводит к усилению стремления к худобе. Девочки младшего школьного возраста, недостаточно уверенные в себе и считающие себя недостаточно красивыми, хотели бы похудеть.
В целом, риск НПП возрастает при существенном расхождении между самооценкой и уровнем притязаний, касающихся таких физических и психологических показателей, как здоровье, красота, уверенность в себе и счастье.
Отметим также наличие значимой положительной корреляции между расхождением реального и идеального образов тела, с одной стороны, и риском НПП — с другой (r=0,44 при р≤0,01).
Проследим основные отличия и сходство рассматриваемых показателей у девочек младшего школьного и подросткового возрастов. Как видно из табл. 3, значимые различия между двумя возрастными группами отсутствуют по параметрам «образ тела» (реальный и идеальный), «стремление к худобе» и «риск НПП». При этом неудовлетворенность телом значимо выше в подростковом возрасте и, соответственно, удовлетворенность телом выше в младшем школьном возрасте.
Таблица 3
Значимость различий между группами девочек младшего
школьного
и подросткового возрастов по показателям образа тела
и риска нарушений пищевого поведения
|
Параметр / методика |
Средние ранги |
U Манна—Уитни |
р |
|
|
Младший школьный возраст |
Подростковый возраст |
|||
|
Неудовлетворенность телом (EDI-2) |
2,20 |
2,80 |
1670,0 |
0,00 |
|
Стремление к худобе (EDI-2) |
3,60 |
3,20 |
2034,5 |
0,11 |
|
Риск НПП (EDI-2) |
7,90 |
8,10 |
4599,0 |
0,70 |
|
Удовлетворенность телом (BAS) |
4,00 |
3,60 |
1891,0 |
0,03 |
|
Реальный образ тела (FRS) |
3,20 |
3,50 |
2006,5 |
0,07 |
|
Идеальный образ тела (FRS) |
2,70 |
2,90 |
2186,0 |
0,32 |
|
Расхождение в образах тела (FRS) |
0,50 |
0,60 |
2279,0 |
0,54 |
Наряду со значительным сходством показателей, следует учитывать различие связей между ними в разных возрастах. В то время как в младшем школьном возрасте образ тела и риск НПП связаны с самооценкой, в подростковом возрасте эти связи полностью или частично отсутствуют. У девочек-подростков выявлены только значимые положительные связи удовлетворенности телом и самооценки здоровья (r=0,30; р≤0,05), красоты (r=0,47; р≤0,01), уверенности в себе (r=0,40; р≤0,01), счастья (r=0,29; р≤0,05), самооценки в целом (r=0,42; р≤0,01). Риск НПП имеет отрицательные связи не с широким спектром параметров самооценки, а лишь с самооценкой здоровья (r= -0,35; р≤0,01) и красоты (r=-0,27; р≤0,05).
Обсуждение результатов
Результаты проведенного исследования согласуются с выдвинутым в последнее время положением о возрастном сдвиге проблем, связанных с образом тела и пищевым поведением: проблемы, традиционно считающиеся подростковыми, оказываются актуальными в младшем школьном возрасте, последнем периоде эпохи детства [Павлова, 2020; Jongenelis, 2014]. Идеальный образ тела, сформировавшийся благодаря рекламе СМИ, мнениям окружающих женщин, требованиям педагогов в спортивных секциях и танцевальных студиях, является меньшим (по размеру и весу), чем реальный образ тела у девочек младшего школьного возраста. Расхождение между идеальным и реальным образами тела порождает неудовлетворенность телом и, наряду с другими субъективными факторами, — риск нарушений пищевого поведения. Риск НПП, стремление к худобе, соотношение реального и идеального образов тела сходны у девочек 8—9 лет и девочек 11—12 лет, т. е. в младшем школьном и подростковом возрастах.
Представляет интерес соотношение образа тела, самооценки и риска нарушений пищевого поведения. Обращает на себя внимание отрицательная корреляция неудовлетворенности телом и уровня притязаний в области способностей, установленная у девочек младшего школьного возраста. Можно предположить, что ориентация на способности, обеспечивающие в представлении детей успех в учебной и неучебных видах деятельности, снижает значимость внешности и неудовлетворенность своим телом. В связи с этим следует иметь в виду, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, а социальная ситуация развития представляет собой ситуацию обучения [Леонтьев, 2019]. Кроме того, в этом возрастном периоде для современных детей особенно важны разнообразные виды продуктивной деятельности и ценными личными мотивами становится стремление совершенствовать свои умения и приобретать новые, развивать свои способности [Данилова, 2019], что наряду с учебными достижениями приводит к становлению чувства компетентности. В подростковом возрасте, при изменении социальной ситуации развития, при ориентации на общение со сверстниками, удовлетворенность телом связана с различными параметрами самооценки, но самооценка способностей среди них отсутствует.
Представления о здоровье в младшем школьном возрасте не вполне сформированы, хотя в течение трех лет (от 1-го к 3-му классу) они дифференцируются и здоровье осознается не только как источник активности и хорошего настроения, но и как следствие правильного питания, гигиены, физических упражнений [Казанская, 2012]. Самооценка здоровья и соответствующий уровень притязаний не коррелируют значимо с риском НПП и его составляющими. Но расхождение между самооценкой здоровья и уровнем притязаний связано с неудовлетворенностью телом и риском НПП. Возможно, здесь, в частности, наблюдается неудовлетворенность телом с точки зрения его функциональности, а осознание недостаточного здоровья возникает при его понимании как условия, обеспечивающего не только возможность «ходить в школу», но и «бегать и прыгать», «ходить по спортивным секциям» и т. п. [11, с. 22—23]. Роль здоровья становится более значимой для девочек в подростковом возрасте, в процессе развития понятийного мышления и возрастания проявлений биологического фактора в развитии. Повышение самооценки здоровья и красоты у них способствует снижению риска НПП.
Красота (внешняя привлекательность) в большей мере, чем здоровье, связана с образом тела в младшем школьном возрасте. Значимой для формирования образа тела и возникновения риска НПП является уверенность в себе. Чем изящнее воспринимает себя девочка, тем выше ее самооценка в целом и самооценка красоты, уверенности в себе, способностей, тем в большей степени она претендует на счастье. Чем ниже общая самооценка и уровень притязаний на счастье (слабее ожидание субъективного благополучия), тем больше реальный образ тела отличается от идеального: девочке кажется, что она недостаточно соответствует современным стандартам красоты.
Выводы
-
У девочек младшего школьного возраста реальный образ тела отличается от идеального образа тела. Идеал, усвоенный детьми, является меньшим по размеру и весу.
-
Соотношение реального и идеального образов тела, стремление к худобе и риск нарушений пищевого поведения у девочек сходны в младшем школьном и подростковом возрастах. При этом неудовлетворенность своим телом в большей степени выражена у подростков.
-
Возрастной особенностью девочек, не достигших пубертата, является связь самооценки с реальным образом тела и риском нарушений пищевого поведения. В младшем школьном возрасте способствует повышению удовлетворенности собственным телом выраженная уверенность в себе; снижается риск нарушений пищевого поведения при повышении самооценки красоты (внешней привлекательности), своих способностей, уверенности в себе и счастья (субъективного благополучия).
-
Не только девочки-подростки, но и современные девочки младшего школьного возраста требуют к себе особого внимания со стороны родителей, педагогов и психологов в связи с имеющимся риском нарушений пищевого поведения. Мишенями в работе психолога могут служить неудовлетворенность телом, неуверенность в себе, низкий уровень субъективного благополучия, низкая самооценка красоты и способностей.