Консультативная психология и психотерапия
2023. Том 31. № 1. С. 58–78
doi:10.17759/cpp.2023310103
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Жалобы на нарушения сна у детей 5—13 лет: распространенность и содержание. Часть 1
Аннотация
Актуальность. Жалобы на нарушения сна широко распространены у детей, влияя на их сонливость днем, успешность и качество жизни, однако нередко родители не знают о них или не считают проблемой, что препятствует помощи. Цель. Выявление особенностей оценки родителями трудностей со сном у детей 5–13 лет и субъективной квалификации их как проблемы. Методы. В 147 парах «родитель – ребенок 5–13 лет без диагностированных нарушений сна» (47 пар с ребенком 5–6 лет, 49 – с ребенком 7–9 лет, 51 – с ребенком 10–13 лет) родители отвечали на вопросы о паттерне сна ребенка и заполняли опросник привычек детей в отношении сна (Children Sleep Habits Questionnaire), а дети отвечали на вопросы самоотчета детей о своем сне (Sleep Self–Report). Результаты. Признаки трудностей со сном широко распространены у детей 5–13 лет: нерегулярное время укладывания, длительное засыпание, засыпание в чужой кровати, ночные страхи, недостаточное время сна, частые ночные пробуждения, сноговорение, раннее утреннее пробуждение, долгое время подъема утром, усталость днем наблюдается 3 раза в неделю и более у каждого третьего ребенка, а протесты против укладывания, невозможность самостоятельного пробуждения утром, трудности утреннего вставания – для каждого второго ребенка. Для детей 10–13 лет также характерен недостаток сна. Паттерн укладывания, сна и пробуждения не различается у мальчиков и девочек, но девочки выше оценивают свою сонливость и ниже – качество сна. С возрастом сокращаются дневной и ночной сон, более поздним становится время укладывания, более редкими – нарушения дыхания во сне, парасомнические симптомы и ночные страхи. Выводы. Учитывая распространенность жалоб на различные трудности, связанные со сном у детей 5–13 лет, актуален вопрос о причинах, по которым родители не квалифицируют эти трудности как проблемы и не обращаются за помощью.
Общая информация
Ключевые слова: нарушения сна, дети, когнитивная модель, психология телесности, родители, жалобы, родительские жалобы
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2023310103
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-013-00740 «Развитие и нарушения психологической системы регуляции сна и бодрствования: подход психологии телесности».
Получена: 13.08.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Рассказова Е.И., Боташева Т.Л., Кудряшов Д.В., Железнякова Е.В., Заводнов О.П., Васильева В.В. Жалобы на нарушения сна у детей 5—13 лет: распространенность и содержание. Часть 1 // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 1. С. 58–78. DOI: 10.17759/cpp.2023310103
Полный текст
Введение
Сон детей крайне важен для их психологического развития. Классические работы показывают, что нарушения сна у школьников связаны с худшей успеваемостью [13; 22], проблемами в поведении [8; 17], соматическими [15] и психопатологическими (гиперактивность–импульсивность, трудности регуляции поведения [8]) жалобами, а также нейрокогнивными трудностями [16; 20; 26]. При этом, как показывают более ранние исследования, жалобы на нарушения сна у детей – широко распространенная проблема, особенно в младенческом и раннем возрасте [2; 11; 24; 28]. За первые три года жизни в среднем каждый десятый родитель жалуется на нарушения сна у своего ребенка [10], которые нередко перетекают в хроническую форму, а к детскому саду 37% детей характеризуются теми или иными проблемами со сном, включая и трудности отхода ко сну [31]. По некоторым популяционным данным, у 45% детей 3–6 лет выявляется хотя бы одна проблема со сном, проявляющаяся, как минимум, три раза в неделю [36]. По другим данным, оценки распространенности нарушений сна у детей до 6 лет скромнее [33; 34] и варьируют около 20%–30%, причем о выраженных трудностях речь идет в 5%–6% случаев. При этом проблемы со сном у детей первых трех лет жизни нередко становятся устойчивыми, связаны с жалобами родителей на нарушения поведения детей в дневное время, а также стрессом у родителей [20; 34; 37]. Проблемы со сном в возрасте 4–6 лет, когда дети в европейских странах идут в школу, связаны с худшим качеством их жизни в сфере здоровья, более низкими показателями успеваемости, поведения и освоения языка при поступлении в школу, что особенно характерно для детей с выраженными трудностями [33].
К младшему школьному возрасту сопротивление отходу ко сну отмечается у 27% детей, длительное засыпание — у 11,3%, ночные пробуждения — у 6,5% [9]. Особенно характерны в этом возрасте проблемы утреннего пробуждения и подъема (17%) и жалобы на усталость (17%), что позволило авторам исследования сделать вывод о важности профилактики задержки фазы сна, что требует внимания к времени подъема, а не только особенностям укладывания детей.
Более поздний возрастной период — относящийся в России к средней школе, от 10 до 13–14 лет — является, метафорически говоря, «молчащим» для сомнологии, когда родители редко обращаются с жалобами по поводу нарушений сна, а в случае таких обращений ключевые факторы относятся к иным областям (другим нарушениям, посттравматическому стрессу и т. п.); и в этот период отмечается широкая распространенность нарушения цикла «сон — бодрствование» и поведения в отношении сна у детей [10; 30]. Недавние популяционные данные показывают, что уровень выраженных проблем со сном как у детей, так и у подростков практически идентичен — 22,6% и 20,0%, соответственно [21], но меняется их содержание. Сопротивление укладыванию, длительное засыпание, тревога, связанная со сном, и парасомнические проявления характерны для детей более младшего возраста; сонливость — для подростков. Негативные последствия нарушения сна также соответствуют обсуждавшимся выше исследованиям. В связи с этим закономерный вопрос: «Почему этот период связан с таким небольшим количеством жалоб?». Нередко родители не предъявляют жалоб на нарушения цикла сна и бодрствования у ребенка, поскольку не воспринимают их таковыми — например, позднее укладывание в связи с использованием гаджетов является крайне распространенным феноменом, не вызывающим тревоги у родителей [5], но связанным с нарушениями сна [3]. Дополнительной трудностью выступает недостаточная осведомленность клиницистов об этих проблемах: если в младенческом и раннем возрасте лишь 16,5%–18,2% педиатров не проводят хотя бы скрининговой диагностики на предмет нарушений сна, то к подростковому возрасту эти показатели возрастают до 43,9% [29]. С нашей точки зрения, речь идет о взаимовлияющих процессах: редкость жалоб на нарушения сна у школьников и их родителей создает у клиницистов впечатление, что в этом нет проблемы, и они редко спрашивают о качестве сна и его нарушениях.
Учитывая важнейшую роль бихевиоральных факторов сна у детей, одно из ограничений исследований долгое время было методическим и объяснялось недостаточностью методик [30], особенно для детей среднего школьного возраста. К настоящему времени наиболее распространены в стандартизованной диагностике опросник привычек в отношении сна у детей, разработанный для родителей [30], и самоотчет детей о своем сне [32], которые применяются в данном исследовании.
Целью данного исследования было выявление особенностей оценки родителями трудностей со сном у детей 5–13 лет и субъективной квалификации их как проблемы.
Первая часть статьи посвящена описанию особенностей сна детей (по оценкам детей и родителей), а также связи пола и возраста с паттерном сна детей. Во второй части статьи рассматривается вопрос о том, какие трудности со сном ребенка родители квалифицируют как проблемные, а также какие трудности чаще не замечают.
Первая часть исследования носила описательный характер, поэтому отдельных гипотез не выдвигалось. Вторая часть статьи основана на следующих предположениях.
- Оценивая сон своих детей, родители скорее замечают и считают проблемными те особенности сна, которые препятствуют их сну или другой деятельности во время сна и бодрствования ребенка — приходы детей ночью, явные жалобы и т. п.
- Согласованность между оценками детского сна у детей и родителей максимальна в отношении параметров с четкими поведенческими критериями (например, в чьей кровати засыпает ребенок), но низка в отношении параметров, требующих оценки (например, сопротивление укладыванию).
Методы
Исследование выполнено в рамках корреляционного дизайна. Респонденты приглашались в исследование через социальные сети в Москве и Ростове–на–Дону. Вознаграждение за участие не было предусмотрено. Приглашались пары «ребенок 5–13 лет без диагносцированных нарушений сна – один из его родителей». Исследование проводилось очно: родители заполняли методики исследования; с детьми проводилось интервью, в ходе которого интервьюер в зависимости от возраста и возможностей понимания и заполнения методик либо заполнял методики по результатам беседы, либо присутствовал при заполнении методик самим ребенком. Родители могли присутствовать при интервью с детьми, если выражали желание либо они, либо дети. Критериями исключения были психические и тяжелые хронические соматические заболевания детей, а также наличие у детей диагностированных нарушений сна.
Исследование состояло из трех частей.
-
В первой части родители отвечали на вопросы о привычном режиме своего сна и сна ребенка (наличие и продолжительность дневного сна, время и регулярность времени укладывания, скорость засыпания в минутах, количество и продолжительность ночных пробуждений, время пробуждения, подъема), а также необходимой и действительной продолжительности своего сна и сна ребенка. Данный опрос является классическим в сомнологии и используется в диагностических целях, хотя очевидно, что валидность этих данных уступает объективным. По ответам родителей рассчитывались показатели продолжительности сна (время от засыпания до пробуждения за вычетом ночных пробуждений), времени в постели (времени от укладывания до подъема) и эффективности сна у ребенка (частное продолжительности сна и времени в постели, выраженное в процентах). Следует отметить, что продолжительность сна ребенка, рассчитанная по детальным вопросам о паттерне сна (время укладывания, засыпания, число и продолжительность пробуждений и т. д.) не полностью соответствует прямым ответам родителей о продолжительности сна (r=0,44; p<0,01) и продолжительности ночного сна (r=0,57; p<0,01). Учитывая, что оба варианта измерения могут иметь важный с психологический точки зрения смысл, в работе сохранены оба типа переменных.
-
Во второй части родители заполняли следующие методики:
-
Опросник привычек детей в отношении сна (Children Sleep Habits Questionnaire, CSHQ, [30]) — опросник для родителей, направленный на диагностику различных аспектов нарушений сна и особенностей сна ребенка, в том числе поведения в отношении сна. Включает шкалы сопротивления укладыванию, отсроченного засыпания, недостаточной продолжительности сна, ночных страхов, ночных пробуждений, парасомний, нарушений дыхания во сне, сонливости в дневное время. Пункты оценивают по шкале Лайкерта от 1 («редко (0–1 раз в неделю)») до 3 баллов («обычно (5–7 раз в неделю)»). Дополнительно родители оценивают каждый пункт по тому, в какой степени каждая особенность сна ребенка является проблемой для них. Альфа Кронбаха общего балла оригинальной методики составляет 0,68 (0,36–0,70 для разных шкал) в норме и 0,78 (0,56–0,93 для разных шкал) в клинических группах при нарушениях сна у детей. Тест–ретестовая надежность варьировала в пределах 0,62–0,79, сензитивность и специфичность в отношении возможностей дифференциации детей с нарушениями сна и без них составляют 0,80 и 0,72. Следует, однако, отметить, что последующие исследования, сравнивающие показатели опросника с результатами полисомнографии и актиграфии, выявили слабое их соответствие [23]. На русском языке методика прошла процедуру прямого и обратного перевода и пилотажный этап апробации [19]. В данном исследовании альфа Кронбаха общего показателя составляет 0,80 (0,55–0,92 для различных субшкал).
-
Индекс тяжести инсомнии [7; 25] – скрининговая методика диагностики нарушений сна. В данном исследовании использовалась для выявления родителей, нарушения сна которых достигают уровня инсомнических.
-
-
Третья часть исследования включала интервью с детьми. Дети, в зависимости от возраста и возможностей понимания вопросов заполняли или в рамках структурированного интервью, или самостоятельно самоотчет ребенка о своем сне (Sleep Self–Report, SSR [27; 32]). Он разрабатывался как аналог опросника привычек детей в отношении сна для применения у детей; включает 26 пунктов, содержание которых максимально сопоставимо с версией для родителей. В методике четыре шкалы: привычки укладывания/режим засыпания, отказ от укладывания, страхи в ночное время, качество сна. Предыдущие исследования продемонстрировали согласованность методики (0,85 для общего балла и 0,60–0,78 для субшкал), факторную валидность, связи с тревогой и низким благополучием [27], а также c проблемами с успеваемостью, поведением, социальным функционированием и психопатологическими симптомами [8]. В данном исследовании альфа Кронбаха общего показателя составляет 0,81 (0,55–0,71 для различных субшкал).
Всего в исследовании приняли участие 147 пар «ребенок 5–13 лет без диагносцированных нарушений сна – один из его родителей». В выборку включались только пары, в которых родитель заполнил опросник привычек детей в отношении сна CSHQ, а ребенок – заполнил или был проинтервьюирован при помощи шкалы самоотчета о сне SSR.
67 респондентов были девочки (45,6%), 79 – мальчики (53,7%), в одном случае пол ребенка не был указан (0,7%). Средний возраст составил 8,29±2,53 года. Из них 47 человек (32,2%) были старшего дошкольного возраста (5–6 лет), 49 человек – 7–9 лет (33,4%), 51 человек (34,9%) – 10–13 лет.
Если опираться на показатель индекса тяжести инсомнии с граничным значением в 13,5 баллов (сензитивность 90,2%, специфичность 91,7% [4]), у 29 родителей (19,3%) cубъективное качество сна соответствовало показателям инсомнии.
Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0 и включала методы сравнения групп, корреляционный анализ, анализ согласованности ответов, дисперсионный анализ. Основываясь на особенностях применения параметрических и непараметрических методов [1] во всех случаях, когда возможно, в работе применялись оба варианта методов. Во всех случаях результаты соответствовали друг другу, поэтому далее в случае численных шкал в работе представлены только параметрические результаты. При сравнении возрастных групп использовался post hoc анализ с поправкой Шеффе.
Результаты
Типичные паттерны сна детей 5–13 лет
По родительским описаниям паттерна сна и бодрствования их детей (табл. 1), половина детей (53,1%) не спали днем, у 46,8% был дневной сон. С возрастом все меньше детей спали днем (χ²=26,02; p<0,01, V Крамера = 0,37), однако к 10–13 годам у 27,2% все еще сохранялся дневной сон (в 5–6 лет спали днем 81,3% детей; в 7–9 лет — 32,3% детей).
В среднем дошкольники и младшие школьники ложатся спать в 21:30–21:40 и просыпаются в 7:20–7:40, а подростки 10–13 лет ложатся около 22:00 и просыпаются около 7:00 (табл. 1 и 2). Скорость засыпания сильно варьирует, но в среднем составляет около получаса. Ночью дети просыпаются 0–3 раза, и в среднем пробуждения недолгие — менее 10 минут. Средняя продолжительность времени от пробуждения до подъема составляет 8–12 минут в зависимости от возрастной группы. Продолжительность ночного сна варьирует от 2 до 11 часов, общего времени сна (включая дневной сон) — 6–13,5 часов, и в среднем превышает 10 часов у дошкольников, 9 часов у младших школьников и несколько меньше 9 часов у подростков 10–13 лет.
С возрастом дети укладываются все позже, встают все раньше, и спят все меньше (в первую очередь, за счет сокращения и исключения дневного сна). Не выявлено возрастных различий в скорости засыпания, количестве и длительности ночных пробуждений, а также эффективности сна.
28 детей (19,0%) считали, что у них есть проблемы со сном; и эти жалобы не зависели от возраста детей.
Таблица 1
Общая характеристика сна у детей разных возрастных групп (по ответам родителей)
Показатели качества сна |
Среднее (ст. откл.) в группе 5–6 лет |
Среднее (ст. откл.) в группе 7–9 лет |
Среднее (ст. откл.) в группе 10–13 лет |
Время укладывания ребенка |
21:33 (0:41) |
21:41 (0:49) |
22:08 (0:53) |
Время, когда ребенок обычно засыпает |
22:07 (0:44) |
22:09 (0:47) |
22:35 (0:53) |
Обычное количество часов, которое ребенок спит каждый день |
10,40 (1,28) |
9,34 (1,03) |
8,72 (1,05) |
Обычное количество часов ночного сна у ребенка |
8,86 (1,43) |
9,05 (0,81) |
8,38 (0,86) |
Количество пробуждений за ночь |
0,77 (0,60) |
0,64 (0,72) |
0,74 (0,82) |
Длительность ночных пробуждений, мин. |
7,77 (10,25) |
4,63 (5,36) |
5,35 (8,25) |
Время, когда ребенок обычно просыпается утром |
7:35 (1:00) |
7:22 (0:46) |
7:08 (0:38) |
Время, когда ребенок встает |
7:49 (0:56) |
7:30 (0:43) |
7:20 (0:46) |
Скорость засыпания, мин. |
34,57 (25,74) |
27,05 (22,47) |
27,48 (21,57) |
Продолжительность сна |
9,36 (1,10) |
9,07 (0,95) |
8,38 (0,72) |
Продолжительность времени в постели, мин |
10,15 (1,17) |
9,74 (0,90) |
9,20 (0,86) |
Эффективность сна, % |
89,68 (10,00) |
93,08 (4,74) |
91,25 (7,03) |
Необходимая длительность сна (чтобы выспаться, оценки родителей), час |
9,78 (1,22) |
9,26 (0,80) |
8,98 (0,89) |
Тем не менее, как видно из табл. 1, различия в особенностях сна были велики, причем это касалось и поведенческих особенностей сна, и его качества. Например, эффективность сна нередко была меньше 85% (средняя эффективность составляла около 90%); длительность засыпания более 30 минут была характерна для многих детей; длительность пробуждений часто составляла более 30 минут. Если говорить о поведенческих особенностях, то хотя среднее время укладывания и длительность сна были нормативными для возрастных групп, их разброс свидетельствует, что часть детей во всех возрастах укладывается после полуночи, а продолжительность сна у некоторых детей очень мала для соответствующих возрастных групп.
Таблица 2
Сравнение показателей качества сна у детей разных возрастов (по ответам родителей): результаты дисперсионного и корреляционного анализа
Показатели качества сна |
F–критерий Фишера |
Величина стат. эффекта η |
Корреляция Пирсона с возрастом детей |
Время укладывания ребенка |
6,87** |
0,30 |
0,34** |
Время, когда ребенок обычно засыпает |
5,02** |
0,26 |
0,28** |
Обычное количество часов, которое ребенок спит каждый день |
26,71** |
0,53 |
–0,54** |
Обычное количество часов ночного сна у ребенка |
4,80* |
0,26 |
–0,20* |
Количество пробуждений за ночь |
0,42 |
0,08 |
–0,07 |
Длительность ночных пробуждений, мин. |
1,80 |
0,16 |
–0,16 |
Время, когда ребенок обычно просыпается утром |
3,47* |
0,22 |
–0,19* |
Время, когда ребенок встает |
3,98* |
0,24 |
–0,23** |
Скорость засыпания, мин. |
1,49 |
0,15 |
–0,14 |
Продолжительность сна |
12,35** |
0,41 |
–0,38** |
Продолжительность времени в постели |
10,17** |
0,37 |
–0,41** |
Эффективность сна, % |
1,98 |
0,18 |
0,10 |
Необходимая длительность сна (чтобы выспаться, оценки родителей) |
7,23** |
0,32 |
–0,35** |
Примечание: «*» p<0,05, «**» p<0,01.
Гендерные и возрастные различия в качестве сна и психологических факторах регуляции сна у детей
Не выявлено различий между мальчиками и девочками в типичных паттернах укладывания, засыпания, поддержания сна и пробуждения, а также в родительских оценках их качества сна, однако девочки оценивают свое качество сна ниже, чем мальчики (t=–2,28; p<0,05; d=0,38). Помимо этого, девочки жалуются на более выраженную дневную сонливость (t=–2,16; p<0,05; d=0,36).
По оценкам родителей, дети более старшего возраста меньше сопротивляются отходу ко сну (r=–0,24; p<0,01), у них менее выражена тревога сна (r=–0,25; p<0,01), реже ночные пробуждения (r=–0,30; p<0,01), менее характерны парасомнические проявления (r=–0,18; p<0,05) и нарушения дыхания во сне (r=–0,23; p<0,01) и лучше качество сна в целом (r=–0,22; p<0,01). С возрастом дети позже ложатся спать (r=0,34; p<0,01) и меньше спят (r=–0,54; p<0,01), хотя в основном это происходит за счет сокращения дневного сна, тогда как изменения ночного сна с возрастом выражены слабее (r=–0,20; p<0,05). По результатам интервью с родителями, общая продолжительность как сна (r=–0,38; p<0,01), так и времени в постели (r=–0,41; p<0,01) у детей старшего возраста ниже, а эффективность сна с возрастом не связана. Помимо этого, родители старших детей чаще считают, что их дети недосыпают (r=0,26; p<0,01), однако этот результат выявляется только при учете прямых оценок родителями необходимого и реального сна ребенка, и исчезает, если в качестве действительной продолжительности сна использовать величину, рассчитанную по интервью. Иными словами, речь идет скорее о впечатлении родителей, нежели о проверенных данных.
Как и по оценкам родителей, по оценкам детей в старшем возрасте менее важны рутинные особенности укладывания (r=–0,34; p<0,01), тревожность сна (r=–0,31; p<0,01), а также лучше качество сна в целом (r=–0,22; p<0,01). Интересно, что в отличие от мнения родителей, по мнению детей с возрастом склонность к прямому противостоянию укладыванию, отказ идти спать не меняется. Дети более старшего возраста выше оценивают свою сонливость, хотя оценки сонливости родителями с возрастом детей не меняются (r=0,20; p<0,05).
Обсуждение результатов
Гендерные и возрастные особенности сна у детей. Согласно полученным результатам, паттерны укладывания, сна и пробуждения не различаются у мальчиков и девочек, однако девочки выше оценивают свою сонливость и ниже — качество сна. Поскольку эти различия не воспроизводятся по другим особенностям сна, а также по оценкам и описаниям родителей, можно предположить, что девочки в целом склонны более тревожно и внимательно относится к своему состоянию после сна и бодрствованию. Все перечисленные показатели тесно связаны с качеством бодрствования, поэтому вероятно, что девочки чаще замечают трудности утром и днем и связывают их с качеством сна. В целом, этот результат согласуется с тем, что во взрослом возрасте жалобы на нарушения сна более характерны для женщин, чем для мужчин [6; 35].
Изменения сна с возрастом касаются паттерна сна и хорошо известны из более ранних исследований: сокращение дневного и ночного сна, более позднее время укладывания. Более редки у младших подростков паратонические симптомы, нарушения дыхания во сне (в том числе, благодаря развитию иммунной системы и лечению аденоидитов, характерных для более младших детей), а также ночные страхи.
Относительно новым является результат о нарастании субъективной сонливости у детей с возрастом, который сочетается с тем, что им чаще нравится ложиться спать, а родители опасаются, что дети недосыпают. Иными словами, уже к возрасту 10–13 лет нередко речь идет о недостаточной продолжительности, т. е. о добровольной депривации сна у детей, что требует психологического и клинического внимания.
Интересным, с нашей точки зрения, является тот результат, что хотя с возрастом детям все реже нужны особые условия и ритуалы для отхода ко сну, нежелание ложиться спать и отказ не становятся более редкими явлениями — вероятно, они становятся более редкими с точки зрения родителей, которые все реже контролируют, уснул ли ребенок, и все чаще не знают о том, что он не лег, или все реже замечают сопротивление укладыванию, поскольку сами соглашаются на его просьбы лечь позже [21].
Сон ребенка и его оценка родителями. В детском возрасте означение связанных со сном процессов как нормативных или проблемных, вызывающих беспокойство и требующих внимания, — прерогатива родителей. Пользуясь терминологией психологии телесности [7], означение и, соответственно, регуляция процессов сна и бодрствования в детском возрасте происходят во многом «на стороне» родителя. Заменой чувственной ткани выступают явные жалобы ребенка, те или иные заметные поведенческие проявления, а также менее заметные догадки, а сам процесс означения происходит через призму социокультурных представлений и личного опыта родителей по регуляции сна. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство признаков нарушений сна, если они не являются ежедневными или не являются крайне редкими и рассматриваемыми в культуре как отличные от нормативных (нарушения дыхания во сне, мочеиспускание и пр.), редко рассматриваются родителями как проблема и не вызывают их беспокойство, даже если замечаются ими. При этом нерегулярное время укладывания, длительное засыпание, засыпание в чужой кровати, ночные страхи, недостаточное время сна, частые ночные пробуждения, сноговорение, раннее утреннее пробуждение, долгое время подъема утром, усталость днем 3 раза в неделю и более характерны для каждого третьего ребенка, а протесты против укладывания, невозможность самостоятельного пробуждения утром, трудности утреннего вставания — для каждого второго ребенка. Согласно данным этого исследования, в возрастной группе 10–13 лет дети нередко спят недостаточно, если судить по оценкам необходимого для них сна (чтобы выспаться) со стороны родителей, однако, по–видимому, и это не выступает для родителей проблемой или трудностью. Согласуется этот результат и с тем, что с возрастом все большему количеству детей нравится ложиться спать и все меньше детей чувствуют себя отдохнувшими утром, и к 10–13 годам нравится ложиться спать 76,5% детей и лишь 38,0% чувствуют себя отдохнувшими. В одном случае из десяти дети могут заснуть во время активной деятельности, но родители почти никогда не видят в этом проблемы (менее 1%).
Энурез, снохождение, жалобы на боли ночью, храп, прерывания дыхания, пробуждения с криком в страхе, когда трудно успокоить, бруксизм не только редки, но и довольно четко распознаются родителями как проблема, даже если случаются не каждый день. Наоборот, приход ночью в постель к родителям или брату/ сестре (каждый четвертый ребенок), повышенная двигательная активность во сне (каждый третий ребенок) считаются нормативными явлениями и беспокойство вызывают лишь у одного из десяти родителей.
Обязательное присутствие родителя при засыпании, необходимый предмет (например игрушка) для засыпания, по–видимому, не только распространены, но и встроены в культуру как нормативные приемы регуляции сна детей. Крайне редкое беспокойство родителей по поводу необходимости укачивания детей, что уже не является нормативным в возрасте 5–13 лет, по–видимому, объясняется тем, что укачивания — поведенческий паттерн, который формируется и хронифицируется во взаимодействии детей и родителей. Иными словами, если он сохраняется до 5 лет, это означает, что родителям комфортно его сохранять и потому они не видят в нем проблемы. Означенным в культуре как проблема и потому вызывающим беспокойство родителей является использование электронных гаджетов перед сном. Тем не менее, расхождение между использованием гаджетов детьми и реакцией родителей существенно: так, двое из трех родителей говорят, что ребенок требует гаджеты перед сном минимум 3 раза в неделю, но лишь один из трех беспокоится по этому поводу.
Выводы
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
-
Признаки трудностей со сном широко распространены у детей 5–13 лет; к наиболее типичным относятся нерегулярное время укладывания, длительное засыпание, засыпание в чужой кровати, ночные страхи, недостаточное время сна, частые ночные пробуждения, сноговорение, раннее утреннее пробуждение, долгое время подъема утром, усталость днем – отмечаются у каждого третьего ребенка 3 раза в неделю и более; протесты против укладывания, невозможность самостоятельного пробуждения утром, трудности утреннего вставания характерны для каждого второго.
-
Для детей 10–13 лет также характерен недостаток сна.
-
Паттерны укладывания, сна и пробуждения не различаются у мальчиков и девочек, но девочки выше оценивают свою сонливость и ниже — качество сна.
-
С возрастом сокращаются дневной и ночной сон, более поздним становится время укладывания, более редкими – нарушения дыхания во сне, парасомнические симптомы и ночные страхи.
В этом контексте актуальность приобретает вопрос о том, как родители принимают решение о том, что трудности со сном ребенка являются проблемой, требующей внимания.
Литература
1.Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Основы статистики для психологов. М.: Акрополь, 2019. 286 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4753
В прошлом месяце: 307
В текущем месяце: 214
Скачиваний
Всего: 266
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8