Взаимосвязь самодетерминации и личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве

Резюме

Контекст и актуальность. Статья посвящена изучению проблемы личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве. Методологическую основу исследования составили аксиологический, самодетерминационный и субъектно-соучаствующий подходы. Цель. Установить взаимосвязь характеристик комплементарной модели самодетерминации личности и предикторов личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве. Гипотеза. Личностный выбор соучастия в экстремальном добровольчестве определяется системой смыслообразования личности, в основе которой лежат вид самодетерминации, осознанность свободы подобного выбора, ведущие ценностные, мотивационные и нравственные характеристики человека. Методы и материалы. Выборка представлена 67 респондентами-мужчинами — участниками специальной военной операции. Применялись: психологическое тестирование («Шкала осознанного выбора и самосознания» К. Шелдона, опросник «Виды самодетерминации личности» С.Н. Костроминой и др., опросник изучения личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В.Е. Петрова), экспертное оценивание, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ, оценка различий в группах). Результаты. Установлено, что личностный выбор соучастия в добровольчестве определяется видом самодетерминации, осознанностью свободы подобного выбора, а также степенью выраженности у индивида таких характеристик, как «идейность» и «активность в экстремальных условиях». Направленность выбора соучастия в диагностируемом континууме «идейность — материальность» зависит от сформированности функциональной и смысловой самодетерминации как компонентов комплементарной модели, самосознания, идейности, просоциальной ценностной ориентации, мотивации, склонности к экстремальной деятельности и активности в ней, критичности мышления. Выводы. Для добровольцев со смысловой самодетерминацией свойственна идейная направленность выбора соучастия, для лиц с функциональной самодетерминацией — материальная. Исследование направлено на совершенствование психологической поддержки деятельности экстремальных добровольцев и личного состава силовых ведомств, выполняющих задачи в особых условиях.

Общая информация

Ключевые слова: самодетерминация, мотивация, самосознание

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150117

Поступила в редакцию 30.12.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Петров, В.Е. (2025). Взаимосвязь самодетерминации и личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве. Психология и право, 15(1), 260–274. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150117

© Петров В.Е., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Современные политические и социально-экономические вызовы, стоящие перед государством, требуют консолидации российского общества. Вовлечение граждан в решение актуальных социальных проблем обретает различные формы, в том числе волонтерства, меценатства, добровольчества. Сопричастность, вовлеченность, принадлежность, соучастие, причастность становятся мерилом гражданственности, патриотизма и преданности Родине. В условиях проведения специальной военной операции широкое распространение нашли волонтерские и добровольческие движения. С 2022 года на законодательном уровне закреплен правовой статус добровольца как лица, добровольно вступившего в ряды добровольческого формирования, содействующего выполнению задач в период мобилизации, военного времени, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении специальных военной или контртеррористических операций. Десятки тысяч граждан заключили контракт с Минобороны России и выполняют боевые задачи в рамках специальной военной операции. Однако если социально-правовой статус добровольца и меры государственной поддержки на законодательном уровне соответствуют статусу военнослужащего, то проблема личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве, мотивации и детерминации поведения остается не настолько исследованной, как того требует современная психопрактика.
Волонтерство и добровольчество издавна ставятся в центр внимания научных исследований. Особое место в них отводится концептуальным основам мотивации и самодетерминации выбора. В зарубежных исследованиях волонтерства широко распространен самодетерминационный подход, основы которого были заложены американскими психологами R.M. Ryan и E.L. Deci (Ryan, Deci, 2000, 2008, 2017). Методологическое значение имеет их тезис о том, что, несмотря на объективно существующие средовые ограничения или влияние недостаточно осознаваемых внутриличностных механизмов, человек способен осознавать и стремиться к реализации свободного выбора поведения. Идеи R.M. Ryan и E.L. Deci нашли отражение в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях. Так, S. Güntert, T. Wehner (Güntert, Wehner, 2015), S. Maddi (Maddi, 2002), K. Starbird, L. Palen (Starbird, Palen, 2011) ориентируются на мотивацию самодетерминации как сформированный в ходе становления личности механизм отношения к обществу и инициируемый самой личностью свободный выбор. J.J. Bauer, L.A. King, M.F. Steger (Bauer, King, Steger, 2019) делают акцент на внутренней готовности личности делать выбор в условиях противоречий и неопределенности.
Мотивационно-самодетерминационный подход нашел отражение в развитии психологии смыслов Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 2000; Леонтьев, Фам, 2011), психологии самомотивации достижения Т.О. Гордеевой (Гордеева, 2010а, 2010б). Проблема самодетерминации выбора личности и субъектности через личностный рост и развитие, преодоление и ответственность раскрывалась О.Е. Дергачевой (Дергачева, 2002), через самоэффективность — А. Бандурой (Bandura, 2008), через баланс локус-контроля — Дж. Роттером (Rotter, 1966), через интенциональность как структуру проработки прошлого опыта и представления будущего — Р. Мэй (Мэй, 2022). Комплементарная модель самодетерминации личности и диагностические средства ее изучения предложены С.Н. Костроминой, А.Ф. Филатовой, Н.Л. Москвичевой и др. (Костромина и др., 2024а; Москвичева и др., 2023).
Встречаются подходы объяснения выбора волонтерства и экстремальной деятельности как экзистенции через теорию самодетерминации — распространены исследования в области профессиональной ориентации (Артюхова, Артюхов, Шелкунова, 2022; Магазева, 2014; Gomez-Baya, Lucia-Casademunt, 2018), экстремальности и ситуаций жизнестойкости (Орлова, 2014; Осинцева, 2014; Серова, Клюева, 2022). Отмечаются изменения в ценностно-мотивационной сфере личности у участников специальной военной операции (Анищенко, 2024).
Несмотря на достаточно большое количество публикаций, с одной стороны, в области мотивационных основ деятельности, самоопределения, жизненного выбора, с другой — по проблемам психологии волонтерской деятельности, проблема взаимосвязи самодетерминации личности и предикторов личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве остается не изученной. Именно противоречие между ограниченностью психологического знания в области самодетерминации и личностного выбора соучаствующей деятельности и необходимостью психологической поддержки экстремального добровольчества послужило основанием проведения нами соответствующего научного исследования.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили теория самодетерминации (А. Бандура, О.Е. Дергачева, Е. Деци, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, Р. Мэй, Р. Райан, Дж. Роттер и др.); аксиологический (А. Маслоу, М. Рокич, Ш. Шварц, В. Франкл и др.) и субъектно-соучаствующий (В.М. Поздняков, А.Н. Сухов и др.) подходы.
Цель исследования — установить взаимосвязь характеристик комплементарной модели самодетерминации личности и предикторов личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве. Рабочая гипотеза исследования: личностный выбор соучастия в экстремальном добровольчестве определяется системой смыслообразования личности, в основе которой лежат вид самодетерминации, осознанность свободы подобного выбора, ведущие ценностные, мотивационные и нравственные характеристики человека.
Применялись следующие методы эмпирического исследования: 1) «Шкала осознанного выбора и самосознания» К. Шелдона (ШОВС; адаптация С.Н. Костроминой и др., 2024б), 2) опросник «Виды самодетерминации личности» (ВСЛ; С.Н. Костромина, А.Ф. Филатова, Н.Л. Москвичева и др., 2024а), 3) опросник изучения личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В.Е. Петрова, форма А-228, ЛВСЭД (Петров, 2024б), 4) экспертное оценивание выраженности характеристик направленности личностного выбора (9-балльный континуум «идейность — материальность»). Выборка представлена 67 респондентами-мужчинами — участниками специальной военной операции в составе добровольческих формирований, находящихся в оперативном подчинении Минобороны России, возраст — 30,3 ± 6,8 года, длительность пребывания в экстремальных условиях — 12,7 ± 4,5 месяца, а также тремя экспертами (командирами или психологами опрошенных респондентов). Тестовые данные всех методик нормализовывались и приводились к шкале станайнов. Применялось выделение из общей выборки полярных групп респондентов по критерию направленности выбора соучастия в экстремальной деятельности (группа 1 «идейный выбор» — 14 чел.; группа 2 «материальный выбор» — 25 чел.). Методы обработки данных: корреляционный анализ по Ч. Спирмену, оценка различий в группах по U-критерию Манна — Уитни, описательная статистика.
Результаты
Взаимосвязь самодетерминации и предикторов личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве оценена по результатам корреляционного анализа (табл. 1). Сопоставлялись парциальные и общий индикаторы комплементарной модели самодетерминации личности, предложенной С.Н. Костроминой, А.Ф. Филатовой, Н.Л. Москвичевой и др. (Костромина и др., 2024б; Москвичева и др., 2023), и выраженность характеристик интегративной модели личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В.Е. Петрова (Петров, 2024а, 2024б), а также черт личности, предопределяющих выбор человеком жизненного пути, по методике К. Шелдона (Костромина и др., 2024б).
Таблица 1 / Table 1
Корреляционные связи в системе диагностических показателей
личностной детерминации участия в экстремальном добровольчестве
Correlations in the system of diagnostic indicators
of personal determination of participation in extreme volunteerism

Наименование шкалы /
Name of the scale

Самодетерминация2 / Self-determination2

Функциональная / Functi­onal

Целевая/ Target

Смысло­вая / Semantic

Общий индекс / General index

Осознание себя1 / Self-awareness1

-

-

0,550**

-

Осознанный выбор1 / Conscious choice1

0,352*

0,314*

0,471**

0,383*

Просоциальные ценностные ориентации3 / Prosocial value orientations3

-

0,343*

-

-

Идейность3/Ideological3

0,311*

0,402**

0,705**

0,429**

Целостность мировоззрения3 /
The integrity of the worldview3

-

0,438**

-

-

Добровольческая смыслоориентированность3 / Voluntary sense orientation3

-

-

0,619**

-

Мотивация к экстремальному добровольчеству3 / Motivation for extreme volunteerism3

-

-

0,411**

-

Интерес к добровольчеству3 / Interest in volunteering3

-

-

-

-

Склонность к экстремальной деятельности3 / Propensity to extreme activities3

-

-

0,438**

-

Самоотверженность3 / Dedication3

-

-

-

-

Критичность мышления3 / Critical thinking3

-

-

-

-

Экстремальная перцептивная конгруэнтность3 / Extreme perceptual congruence3

-

-

-

-

Эмоциональная стеничность3 / Emotional stenicity3

-

-

-

-

Самоконтроль3 / Self-control3

0,362*

-

-

-

Активность в экстремальных условиях3 / Activity in extreme conditions3

0,576**

-

0,350*

0,324*

Экстремальная жизнеспособность3 / Extreme vitality3

-

-

-

-

Самоорганизованность3 / Self-organization3

-

-

-

-

Надежность3 / Reliability3

0,427**

-

-

-

Примечание: 1 методика ШОВС; 2 опросник ВСЛ; 3 опросник ЛВСЭД; «*» — уровень значимости р ≤ 0,05; «**» — уровень значимости р ≤ 0,01.
Note: 1 questionnaire SHOVS; 2 questionnaire VSL; 3 questionnaire LVSED; “*” — the level of significance р ≤ 0,05; “**” — the level of significance р ≤ 0,01.
 
Установлено, что повышенная корреляционная нагрузка в структуре комплементарной модели пришлась на смысловую самодетерминацию. Статистически значимые связи на уровне р ≤ 0,01 отмечены с такими предикторами личностного выбора, как «идейность» (Rs = 0,705), «добровольческая смыслоориентированность» (Rs = 0,619), «склонность к экстремальной деятельности» (Rs = 0,468), «мотивация к экстремальному добровольчеству» (Rs = 0,411), «осознание себя» (Rs = 0,550), «осознанный выбор» (Rs = 0,471). Смысловая самодетерминация коррелирует с «активностью в экстремальных условиях» (Rs = 0,350; р ≤ 0,05). Можно предположить, что свобода выбора экстремальной деятельности как экзистенции в решающей степени предопределена жизненным предназначением человека, личностными смыслами, основанными на приверженности государственным и общественным ценностям, культуре, традициям, историческому прошлому и будущему страны. Индивид осознает свой статус как Защитника Отечества, опирается на возможность реализации свободы выбора, что определяет его стремление, направленность и активность в экстремальных условиях. В основе выбора добровольчества на высшем уровне лежит система смыслообразования личности, проявляющаяся в ценностных, мотивационных и нравственных характеристиках.
Целевая самодетерминация связана с «целостностью мировоззрения» (Rs = 0,438; р ≤ 0,01), «идейностью» (Rs = 0,402; р ≤ 0,01), «просоциальной ценностной ориентацией» (Rs = 0,343; р ≤ 0,05) и «осознанным выбором» (Rs = 0,314; р ≤ 0,05). На уровне целенаправленной активности особая роль также отводится характеристикам ценностно-мотивационной сферы личности, определяя трансформацию самодетерминации выбора до высшего (смыслового) уровня. Подобный переход предусмотрен в комплементарной модели самодетерминации Н.Л. Москвичевой, Е.В. Зиновьевой, А.Ф. Филатовой и др. (Москвичева и др., 2023), а также в концепции генерализации свободы выбора Т.О. Гордеевой (Гордеева, 2010а, 2010б).
Функциональная самодетерминация демонстрирует корреляционные плеяды с «активностью в экстремальных условиях» (Rs = 0,576; р ≤ 0,01), «надежностью» (Rs = 0,427; р ≤ 0,01), «самоконтролем» (Rs = 0,362; р ≤ 0,05), «осознанным выбором» (Rs = 0,352; р ≤ 0,05), «идейностью» (Rs = 0,311; р ≤ 0,05). Базовый уровень самодетерминации предопределяет актуализацию личностных характеристик, связанных с удовлетворением витальных потребностей экстремальных добровольцев, в первую очередь — с сохранением жизни и здоровья. Феноменология витально-экзистенциального выбора в конкурентных условиях подтверждается в исследованиях В.В. Буланова (Буланов, 2018), Е.Ю. Мандриковой (Мандрикова, 2005), K.M. Sheldon, M. Prentice (Sheldon, Prentice, 2019).
Резюмируя результаты корреляционного анализа, следует отметить, что личностный выбор соучастия в добровольчестве определяется видом самодетерминации, осознанностью свободы подобного выбора, а также степенью выраженности у индивида двух ведущих характеристик идейности и активности в экстремальных условиях. Подобное умозаключение подтверждается статистически значимыми корреляционными связями общего индекса самодетерминации с вышеуказанными (кросс-самодетерминационными) параметрами.
Исследование подтвердило конструктную валидность шкалы «Добровольческая смыслоориентированность» опросника изучения личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве, о чем свидетельствует ее статистически значимая корреляционная связь с показателем «Смысловая самодетерминация» опросника «Виды самодетерминации личности» (Rs = 0,619; р ≤ 0,01).
Влияние мотивов выбора участия в добровольчестве в континууме «идейность — материальность» исследовано путем сравнения полярных групп респондентов (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Сравнение личностных характеристик при различных мотивах
выбора участия в экстремальном добровольчестве
Comparison of personal characteristics with different motives
for choosing to participate in extreme volunteerism

Наименование шкалы /
Name of the scale

Общая выборка / General sample, n = 67

Идейный выбор / An ideological choice, n = 14

Материаль­ный выбор / Material choice, n = 25

M ± SD

M ± SD

M ± SD

Осознание себя1

/ Self-awareness1

22,203 ± 4,465

24,327 ± 3,650*

21,006 ± 4,075

Осознанный выбор1

/ Conscious choice1

18,082 ± 4,112

18,687 ± 3,325

18,114 ± 4,034

Функциональная самодетерминация2

/ Functional self-determination2

34,790 ± 12,273

33,122 ± 11,567*

36,074 ± 11,514

Целевая самодетерминация2

/ Target self-determination2

36,603 ± 12,954

36,831 ± 12,894

36,511 ± 12,987

Смысловая самодетерминация2

/ Semantic self-determination2

33,831 ± 12,198

36,307 ± 11,557**

30,624 ± 10,500

Общий индекс самодетерминации2

/ General self-determination index2

35,233 ± 12,225

35,419 ± 11,798

34,395 ± 11,658

Просоциальные ценностные ориентации3

/ Prosocial value orientations3

27,162 ± 5,384

29,342 ± 5,687*

25,067 ± 6,020

Идейность3

/ Ideological3

23,536 ± 6,162

29,105 ± 5,962**

20,001 ± 4,994

Целостность мировоззрения3

/ The integrity of the worldview3

16,754 ± 3,716

16,806 ± 4,364

16,702 ± 3,327

Добровольческая смыслоориентированность3

/ Voluntary sense orientation3

19,567 ± 5,292

20,348 ± 4,670

19,007 ± 4,351

Мотивация к экстремальному добровольчеству3

/ Motivation for extreme volunteerism3

19,651 ± 5,059

21,089 ± 4,421*

17,063 ± 4,227

Интерес к добровольчеству3

/ Interest in volunteering3

15,520 ± 4,588

15,670 ± 5,543

15,226 ± 4,993

Склонность к экстремальной деятельности3

/ Propensity to extreme activities3

16,986 ± 6,025

21,567 ± 5,088**

14,357 ± 5,987

Самоотверженность3

/ Dedication3

17,930 ± 5,172

17,381 ± 4,255

17,690 ± 5,114

Критичность мышления3

/ Critical thinking3

17,131 ± 2,862

15,687 ± 4,373*

18,994 ± 3,538

Экстремальная перцептивная конгруэнтность3

/ Extreme perceptual congruence3

14,877 ± 3,196

15,007 ± 4,105

13,670 ± 3,607

Эмоциональная стеничность3

/ Emotional stenicity3

19,534 ± 4,051

19,874 ± 4,334

19,495 ± 4,361

Самоконтроль3

/ Self-control3

24,941 ± 4,082

24,867 ± 4,681

24,909 ± 4,774

Активность в экстремальных условиях3

/ Activity in extreme conditions3

18,497 ± 4,160

19,654 ± 4,060*

16,003 ± 4,357

Экстремальная жизнеспособность3

/ Extreme vitality3

17,913 ± 3,575

18,011 ± 4,498

17,951 ± 3,632

Самоорганизованность3

/ Self-organization3

16,947 ± 4,497

17,364 ± 5,611

16,037 ± 4,348

Надежность3

/ Reliability3

15,668 ± 4,005

16,634 ± 4,370

15,400 ± 5,137

Примечание: 1 методика ШОВС; 2 опросник ВСЛ; 3 опросник ЛВСЭД; «*» — уровень значимости р ≤ 0,05; «**» — уровень значимости р ≤ 0,01.
Note: 1 questionnaire SHOVS; 2 questionnaire VSL; 3 questionnaire LVSED; “*” — the level of significance р ≤ 0,05; “**” — the level of significance р ≤ 0,01.
 
Так, не установлено статистически значимых различий по шкале «Осознанный выбор», которая выступила ведущей в системе личностной детерминации участия в экстремальном добровольчестве. Можно предположить, что при любой направленности мотивов выбора в диагностируемом континууме «идейность — материальность» для личности выбор является осознанным. При этом у добровольцев из группы «идейный выбор» выражены: идейность (р ≤ 0,01), смысловая самодетерминация (р ≤ 0,01), склонность к экстремальной деятельности (р ≤ 0,01), добровольческая мотивация (р ≤ 0,05), деятельностная активность (р ≤ 0,05), просоциальные ценностные ориентации (р ≤ 0,05), самосознание (р ≤ 0,05). Представители группы «материальный выбор» отличались критичностью мышления (р ≤ 0,05) и функциональной самодетерминацией (р ≤ 0,05). При соотнесении полученных нами результатов с исследованиями Н.В. Гришиной (Гришина, 2016), F. Handy, L. Mook (Handy, Mook, 2011) необходимо указать на стоящую перед личностью экстремального добровольца дилемму — свободу выбора и давление экономической ситуации. В определенных случаях именно под «давлением» финансово осложненных условий жизнедеятельности человек делает выбор в пользу экстремального добровольчества.
Интегрируя данные оценки различий в группах, следует подчеркнуть, что направленность выбора соучастия в континууме «идейность — материальность» зависит от сформированности функциональной и смысловой самодетерминации как компонентов комплементарной модели, самосознания, идейности, просоциальной ценностной ориентации, мотивации, склонности и активности в экстремальной деятельности, критичности мышления. Однако для добровольцев со смысловой самодетерминацией (высший уровень) свойственна идейная направленность выбора соучастия, для лиц с функциональной самодетерминацией (базовый уровень) — материальная.

Обсуждение результатов

Статистически значимая корреляционная взаимосвязь между характеристиками комплементарной модели самодетерминации личности и предикторами личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве позволяет подтвердить гипотезу исследования, а именно: личностный выбор соучастия в экстремальном добровольчестве определяется системой смыслообразования личности, в основе которой лежат вид самодетерминации, осознанность свободы подобного выбора, ведущие ценностные, мотивационные и нравственные характеристики человека (идейность, целостность мировоззрения, добровольческая смыслоориентированность, мотивация и склонность к экстремальному добровольчеству).
Полученные результаты соответствуют позиции научных изысканий Н.Л. Москвичевой, Е.В. Зиновьевой, С.Н. Костроминой и др. (Костромина, 2024а, 2024б; Москвичева, 2023), E.L. Deci, R.M. Ryan (Deci, Ryan, 2000, 2008; Ryan, Soenens, Vansteenkiste, 2019) о том, что целостный процесс самодетерминации может быть предопределен на трех уровнях: 1) базовом (спонтанная активность в пространстве витальных потребностей); 2) среднем (целенаправленная активность); 3) высшем (смысловая детерминация). Применительно к экстремальному добровольчеству именно осознание субъектности в реализации жизненного пути и необходимости достижения индивидуально-значимых целей позволяют личности сделать непростой ценностно-смысловой выбор. Целостность мировоззрения и личности, интеграция мотивов, установок и оценок, функциональная автономия повышают индивидуальную значимость происходящего в обществе, усиливают субъектность поведения. Предполагается, что именно личностная зрелость позволяет человеку трансформироваться до уровня соучастия в решении актуальных проблем общества и государства. Акцент на самодетерминации в выборе субъектом экстремально-соучаствующей деятельности как экзистенции позволяет выйти на уровень подбора добровольцев, а также поддержки их личностного выбора. Ценностно-смысловые характеристики личности могут быть положены в основу профориентации и информировании граждан, поступающих на военную службу по контракту на добровольческой основе. Подобный подход разделяется авторами в ряде современных публикаций (Краснов, Жикина, 2021; Чипурная, Кузнецова, 2021 и др.). Результаты позволяют индивидуализировать меры психологического сопровождения представителей добровольческих организаций, тем самым повысить степень их вовлеченности в дело защиты Отечества и ресурсность личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.
Исследование, эмпирическая часть которого реализована на основе трех диагностических методик, подтвердило хорошие селективные способности опросника изучения личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве (пять диагностических шкал из 16 дифференцировали полярные группы испытуемых, табл. 2). Подобное обстоятельство делает возможным широкое применение указанного диагностического инструментария в практике работы с экстремальными добровольцами.

Заключение

  1. При всей вариативности личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве, в его основе лежит система смыслообразования личности, проявляющаяся в сформированности у субъекта определенных ценностных, мотивационных и нравственных характеристик. Ведущими (кросс-самодетерминационными) предикторами являются: вид самодетерминации, осознанность свободы выбора, степень выраженности идейности и активности в экстремальных условиях.
  2. Направленность выбора соучастия в добровольчестве в разрезе континуума «идейность — материальность» определяется сформированностью функциональной и смысловой самодетерминации как компонентов комплементарной модели, самосознания, идейности, просоциальной ценностной ориентации, мотивации, склонности к экстремальной деятельности и активности в ней, критичности мышления.
  3. Подтверждены хорошие психометрические характеристики опросника изучения личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве как диагностического средства исследования личности добровольцев, волонтеров и представителей силовых ведомств.
  4. Психологическая проблематика экстремального добровольчества позволяет выделить следующие перспективные направления научных исследований: оценка влияния экстремальных условий на личностно-поведенческие характеристики добровольцев; психологическая поддержка личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве; обеспечение профессиональной надежности деятельности экстремальных добровольцев; особенности психологической подготовки экстремальных добровольцев.

Литература

  1. Анищенко, А.В. (2024). Политическое участие и цифровые коммуникации россиян после начала СВО: особенности и основные формы. Наука. Культура. Общество, 30(4), 36—51. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.4.3
    Anishchenko, A.V. (2024). Political participation and digital communications of Russians after the beginning of SVO: features and main forms. Culture. Society, 30(4), 36—51. (In Russ.). https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.4.3
  2. Артюхова, Т.Ю., Артюхов, А.Н., Шелкунова, Т.В. (2022). Личностный выбор профессии как ресурс региональной системы профессиональной ориентации. Проблемы современного педагогического образования, 76-4, 362—365.
    Artyukhova, T.Yu., Artyukhov, A.N., Shelkunova, T.V. (2022). Personal choice of profession as a resource of the regional system of professional orientation. Problems of modern teacher education, 76-4, 362—365. (In Russ.).
  3. Буланов, В.В. (2018). Феномен экзистенциального выбора. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия, 4, 178—181.
    Bulanov, V.V. (2018). The phenomenon of existential choice. Herald of Tver State University. Series: Philosophy, 4, 178—181. (In Russ.)
  4. Гордеева, Т.О. (2010а). Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования, 3(12). https://doi.org/10.54359/ps.v3i906
    Gordeeva, T.O. (2010а). The theory of self-determination: present and future. Part 1: Problems of theory development. Psychological Studies, 3(12). (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.906
  5. Гордеева, Т.О. (2010б). Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории. Психологические исследования, 3(13). https://doi.org/10.54359/ps.v3i13.895
    Gordeeva, T.O. (2010b). The theory of self-determination: present and future. Part 2: Practical application of the theory. Psychological Studies, 3(13). (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v3i13.895
  6. Гришина, Н.В. (2016). Изменения реальности: свобода выбора или давление ситуации. В.: З.И. Рябикина, В.В. Знаков (ред.), Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, (с. 32—34). Краснодар: Кубанский государственный университет.
    Grishina, N.V. (2016). Changes in reality: freedom of choice or pressure of the situation. In: Z.I. Ryabikina, V.V. Znakov (Eds.), Personality and being: a person as a subject of socio-cultural reality. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 32—34). Krasnodar: Kuban State University. (In Russ.).
  7. Дергачева, О.Е. (2002). Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана. В: Д.А. Леонтьев (ред.), Современная психология мотивации (с. 103—121). М.: Смысл.
    Dergacheva, O.E. (2002). Autonomy and self-determination in the psychology of motivation: the theory of E. Deсi and R. Ryan. In: D.A. Leontiev (Ed.), Modern psychology of motivation (pp. 103—121). Moscow: Smysl. (In Russ.).
  8. Костромина, С.Н., Зиновьева, Е.В., Филатова, А.Ф., Москвичева, Н.Л., Одинцова, М.М. (2024а). Разработка и валидизация опросника «Виды самодетерминации личности». Сибирский психологический журнал, 92, 84—105. https://doi.org/10.17223/17267080/92/5
    Kostromina, S.N., Zinovieva, E.V., Filatova, A.F., Moskvicheva, N.L., Odintsova, M.M. (2024а). Development and validation of the questionnaire “Types of self-determination of personality”. Siberian Psychological Journal, 92, 84—105. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/17267080/92/5
  9. Костромина, С.Н., Молодцова, Г.И., Зиновьева, Е.В., Одинцова, М.М., Филатова, А.Ф. (2024б). Адаптация русскоязычной версии «Шкалы осознанного выбора и самосознания» (PCASS — Perceived Choice And Awareness Of Self Scale). Консультативная психология и психотерапия, 32(1), 9—28. https://doi.org/17759/cpp.2024320101
    Kostromina, S.N., Molodtsova, G.I., Zinovieva, E.V., Odintsova, M.M., Filatova, A.F. (2024b). Adaptation of a Russian version of the Perceived Choice and Awareness of Self Scale (PCASS). Counseling Psychology and Psychotherapy, 32(1), 9—28. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2024320101
  10. Краснов, А.В., Жикина, Л.Р. (2021). Особенности ценностной сферы волонтеров в связи с предпочитаемым направлением мероприятий. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки, 1, 22—30. https://doi.org/10.24412/2308-717X-2021-1-22-30
    Krasnov, A.V., Zhikina, L.R. (2021). Features of the value sphere of volunteers in connection with the preferred direction of events. Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series 1. Psychological and Pedagogical Sciences, 1, 22—30. (In Russ.).https://doi.org/10.24412/2308-717X-2021-1-22-30
  11. Леонтьев, Д.А. (2000). Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. Психологический журнал, 21(1), 1—17.
    Leontiev, A. (2000). Psychology of freedom: towards the formulation of the problem of self-determination of personality. Psychological Journal, 21(1), 1—17. (In Russ.).
  12. Леонтьев, Д.А., Фам, А.Х. (2011). Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 39—53.
    Leontiev, D.A., Pham, A.H. (2011). How we choose: the structures of experiencing our own choices and their relationship to personality characteristics. Moscow University Psychology Bulletin. 1, 39—53. (In Russ.).
  13. Магазева, Е.А. (2014). Личностные детерминанты стратегий выбора профессии. Омский научный вестник, 1(125), 140—143.
    Magazeva, E.A. (2014). Personal determinants of career choice strategies. Omsk Scientific Bulletin, 1(125), 140—143. (In Russ.)/
  14. Мандрикова, Е.Ю. (2005). Альтернативы личностного выбора в процедуре его смысловой аргументации. Известия Южного федерального университета. Технические науки, 51(7), 73—74.
    Mandrikova, E.Yu. (2005). Alternatives to personal choice in the procedure of its semantic argumentation. Proceedings of the Southern Federal University. Engineering Sciences, 51(7), 73—74. (In Russ.)/
  15. Москвичева, Н.Л., Зиновьева, Е.В., Филатова, А.Ф., Одинцова, М.М., Костромина, С.Н. (2023). Феномен самодетерминации: на пути к созданию комплементарной модели. Часть Новые психологические исследования, 3(1), 4674. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_01_03
    Moskvicheva, N.L., Zinovyeva, E.V., Filatova, A.F., Odintsova, M.M., Kostromina, S.N. (2023). The phenomenon of self-determination: towards the creation of a complementary model. Part 2. New Psychological Research, 3(1), 4674. (In Russ.). https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_01_03
  16. Мэй, Р. (2022). Человек в поисках себя. СПб: Питер.
    May, R. (2022). Man's search for himself. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.).
  17. Орлова, А.М. (2014). Психологические подходы к изучению влияния жизнестойкости на совершение личностного выбора. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 35-1, 24—26.
    Orlova, A.M. (2014). Psychological approaches to the study of the impact of resilience on making personal choices. Psychology and Pedagogy: methods and problems of practical application, 35-1, 24—26. (In Russ.).
  18. Осинцева, А.В. (2014). Мотивация сотрудников органов внутренних дел в профессиональных ситуациях, связанных с личностным выбором. Концепт, 15, 51—55.
    Osintseva, A.V. (2014). Motivation of law enforcement officers in professional situations related to personal choice. Concept, 15, 51—55. (In Russ.).
  19. Петров, В.Е. (2024а). Психология экстремального волонтерства: субъектная модель, диагностика и подготовка: Монография. М.: ООО «Русайнс».
    Petrov, V.E. (2024а). Psychology of extreme volunteerism: a subjective model, diagnosis and training: Monograph. Moscow: Rusains LLC. (In Russ.).
  20. Петров, В.Е. (2024б). Факторная модель личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве и его диагностика. Прикладная психология и педагогика, 9(4), 75—94. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-4-75-94
    Petrov, V.E. (2024b). Factor model of personal choice of participation in extreme volunteerism and its diagnosis. Applied Psychology and Pedagogy, 9(4), 75—94. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-4-75-94
  21. Серова, Е.А., Клюева, Н.В. (2022). Межпоколенческие различия в ценностях и выборе видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(4), 454—461. https://doi.org/10.21603/2078-897S-2022-24-4-454-461
    Serova, E.A., Klyueva, N.V. (2022). Intergenerational differences in values and the choice of types of volunteer activities among young and “silver” Bulletin of Kemerovo State University, 24(4), 454—461. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/2078-897S-2022-24-4-454-461
  22. Чипурная, П.В., Кузнецова, Е.А. (2021). Особенности ценностно-смысловой сферы добровольцев поисково-спасательных отрядов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(1), 103—117. https://doi.org/10.21638/spbu2021.107
    Chipurnaya, P.V., Kuznetsova, E.A. (2021). Features of the value-semantic sphere of search and rescue volunteers. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 11(1), 103—117. (In Russ.). https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.107
  23. Bandura, A. (2008). An agentic perspective on positive psychology. In: S.J. Lopez (Ed.). Positive psychology: Exploring the best in people. Wesport: Greenwood Publishing Company, 167—196.
  24. Bauer, J.J., King, L.A., Steger, M.F. (2019). Meaning making, self-determination theory, and the question of wisdom in personality. Journal of Personality, 87(1), 82—101. https://doi.org/1111/jopy.12381
  25. Deci, E.L., Ryan, R.M. (2008). Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology, 49(3), 182—185. https://doi.org/1037/a0012801
  26. Güntert, S., Wehner, T. (2015). The impact of self-determined motivation on volunteer role identities: A cross-lagged panel study. Personality and Individual Differences,78, 14—18. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.01.017
  27. Gomez-Baya, D., Lucia-Casademunt, A.M. (2018). A self-determination theory approach to health and well-being in the workplace: Results from the sixth European working conditions survey in Spain. Journal of Applied Social Psychology, 48(5), 269—283. https://doi.org/doi:10.1111/jasp.12511
  28. Handy, F., Mook, L. (2011). Volunteering and Volunteers: Benefit — Cost Analyses. Research on Social Work Practice, 21(4), 412—420.
  29. Maddi, S. (2002). The story of hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 54(3), 173—185. https://doi.org/1037/1061-4087.54.3.173
  30. Rotter, J. B. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied, 80(1), 1–28. https://doi.org/1037/h0092976
  31. Ryan, R.M., Deci, E.L. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology, 25(1), 54—67. https://doi.org/1006/ceps.1999.1020
  32. Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 38(3), 231—234. https://doi.org/7202/1041847ar
  33. Ryan, R.M., Soenens, B., Vansteenkiste, M. (2019). Reflections on self-determination theory as an organizing framework for personality psychology: Interfaces, integrations, issues, and unfinished business. Journal of Personality, 87(1), 115—145. https://doi.org/1111/jopy.12440
  34. Sheldon, K.M, Prentice, M. (2019). Self-determination theory as a foundation for personality researchers. Journal of Personality, 87(1), 5—14. https://doi.org/1111/jopy.12360
  35. Starbird, K., Palen, L. (2011). Voluntweeters: Self-Organizing by Digital Volunteers in Times of Crisis. Proceedings of the Conference on Human Factors in Computing Systems (pp. 1071—1080). Vancouver, Canada: ACM Press. https://doi.org/1145/1978942.1979102

Информация об авторах

Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7854-4807, e-mail: v.e.petrov@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 96
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 31

 Скачиваний PDF

За все время: 25
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6

 Всего

За все время: 121
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 37