Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья

2796

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья как системы, характеристике ее дисфункций и деформаций, наблюдаемых в условиях интенсивных современных трансформаций. Предмет исследования: виктимогенный потенциал семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования заключается в анализе дисфункциональных характеристик семьи как системы, обусловливающих повышенную виктимность и виктимизацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В качестве дестабилизирующих и дисфункциональных факторов, обусловливающих виктимизацию ребенка, выделены медико-биологические, социально-экономические, социально-культурные, социально-демографические, социально-психологические, личностные, педагогические факторы. Раскрываются характеристики и признаки дисфункциональной семьи (уровень социальной адаптации, внутренние функциональные отношения, отношение родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, модели взаимодействия в семье, модели воспитания), обосновывается их роль как фактора виктимизации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: семья, дисфункциональная семья, дети с ограниченными возможностями развития, виктимизация, факторы виктимизации

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n3/Fominih (дата обращения: 28.11.2023)

Литература

  1. Беляева М.А. Социальная работа и социокультурная деятельность с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2009. 248 с.
  2. Грицай А.Г. Семья группы риска в структуре типологий неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Педагогика и психология.  2009. Вып. 3 (47). С. 32-36.
  3. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. Эксмо, 2010. 864 с.
  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия, 2007. 224 с.
  5. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. Питер, 2008. 400 с.
  6. Порохнюк Е.В. Ведущие социальные факторы, оказывающие влияние на процесс трансформации традиционной модели семьи и брака: социологический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 99-102.
  7. Психология семьи и больной ребенок. Речь, 2007. 400 с.
  8. Руденский Е.В. Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности // Мир науки, культуры, образования. № 1(38). С.139-144.
  9. Руденская Ю.Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 180-183.
  10. Серых А.Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: автореф. дис. … докт. псих. наук. М., 2005.
  11. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2006. 240 с.
  12. Фоминых Е.С. Психологические механизмы виктимности // Концепт. 2014. № 05 (май). ART 14132. URL: http://e-koncept.ru/2014/14132.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  13. Фоминых Е.С. Психологический мир виктимной личности // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53302. URL: http://e-koncept.ru/article/675/ - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
  14. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. Независимая фирма «Класс». 2001. 208 с.
  15. Шаповал И.А. Специальная психология. ТЦ Сфера, 2005. 222 с.
  16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Питер, 2008. 672 с.
  17. Michell D. Guidanceneeds and counseling of  persons with intellectual handicaps // Mental retardation in NewZealand. 1985. P. 136-156.

Информация об авторах

Фоминых Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, e-mail: fominyh.yekaterina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3076
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 2796
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 19