Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 3. С. 86–90
doi:10.17759/cpse.2015040307
ISSN: 2304-0394 (online)
V международный конгресс по синдрому дефицита внимания и гиперактивности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВ(Г)), диагностика в медицине и психологии, психологическая коррекция
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040307
Для цитаты: Горячева Т.Г., Седова Е.О. V международный конгресс по синдрому дефицита внимания и гиперактивности [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 86–90. DOI: 10.17759/cpse.2015040307
Полный текст
Проблема отклоняющегося развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является крайне актуальной для всех специалистов, работающих с детьми во всех странах. В настоящее время отмечается увеличение распространенности данной патологии в общей популяции. Наличие СДВГ является фактором риска нарушения детско-родительских отношений, развития школьной дезадаптации, снижения успеваемости. Когнитивные и поведенческие нарушения, связанные с СДВГ, продолжают сохраняться у многих подростков и взрослых людей. Поэтому в настоящее время особо остро стоит вопрос о понимании причин и следствий модификаций онтогенетического процесса при СДВГ. В настоящее время эта проблема требует междисциплинарного подхода, и преодоление СДВГ возможно при совместной работе специалистов различных направлений (неврологов, психиатров, дефектологов, психологов и др.).
Цель конгресса - обсуждение современного состояния исследований, средств диагностики (в том числе и психологической), лечения и психологической коррекции при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Обсуждение велось по ряду направлений:
• этиология СДВГ (нейрофизиологические механизмы, генетические аспекты);
• эпидемиология (в том числе кросс-культурные исследования);
• диагностика СДВГ (инструментальные исследования, проблемы дифференциальной диагностики);
• нарушения при СДВГ, коморбидные расстройства (нейрокогнитивные нарушения, моторные нарушения, эмоционально-мотивационные расстройства);
• качество жизни при СДВГ;
• фармакологическое лечение СДВГ;
• немедикаментозные методы лечения (БОС, бихевиоральные тренинги для развития внимания, сенсомоторная коррекция, метод «Томатис», а также комплексные программы, включающие в себя тренинги для родителей детей с СДВГ);
• последствия СДВГ (проблемы обучения детей с СДВГ, в том числе дислексия, рискованное поведение в подростковом возрасте, химические зависимости);
• исследования на животных;
• лонгитюдные исследования пациентов с СДВГ;
• исследования гендерных различий.
Особо хотелось бы остановиться на вопросах, связанных с негативным воздействием ряда факторов на формирование психики ребенка в перинатальный период и их предполагаемую роль в последующем развитии симптомов СДВГ. Подробно рассматривалась связь повышенной тревожности матери во время беременности и появление у ребенка указанного синдрома; представлены различные точки зрения на влияние курения беременной женщины, в том числе пассивного, на возникновение СДВГ (B.Van den Berg, Netherlands). Когортные исследования, проведенные в Дании, не выявили устойчивой связи между проявлениями СДВГ у ребенка и обнаружением тяжелых металлов в крови матери во время беременности (M.Strom, Denmark). Исследование влияния потребления алкоголя во время беременности, выполненное британскими учеными, показало, что однократное употребление большого количества алкоголя имеет более серьезное влияние на развитие плода, чем продолжительное потребление малых доз алкоголя (K. Sayal, UK). О негативном влиянии табакокурения сделали интересный доклад немецкие специалисты (C.Tiesler, J. Heinrich, Germany).
Предметом ряда исследований явились представления окружающих об особенностях пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В Португалии были опрошены братья и сестры детей, имеющих диагноз СДВГ. Исследование показало, что сиблинги имеют достаточные представления о симптомах СДВГ, но слабо ориентируются в признаках данного расстройства, не связанных с моторной сферой (C.Viana et al., Portugal). В Нидерландах проведено сравнение знаний о симптомах СДВГ у учителей начальной и средней школы со знаниями контрольной группы, состоящих из людей, не работающих в сфере образования и здравоохранения. Исследование показало, что наиболее полными представлениями о признаках данного расстройства обладают учителя начальной школы, причем выявлена положительная связь профессионального стажа со знаниями об СДВГ. В свою очередь, учителя средней школы не показали статистически достоверных различий в знаниях о признаках данного синдрома с контрольной группой (G. Gaastra et al., Netherlands).
Несмотря на то, что большее количество исследований, представленных на конференции, относилось к детскому возрасту, вопросы диагностики СДВГ у взрослых и помощи таким пациентам также нашли свое отражение в обсуждении. Были представлены различные программы тренингов для взрослых пациентов с СДВГ, в том числе для тех, у кого фармакологические методы лечения не принесли существенных результатов.
Была подчеркнута особая важность вопроса о суицидальном поведении пациентов с СДВГ. Указано, что данному аспекту заболевания до сих пор не уделяется должного внимания, между тем импульсивность при СДВГ создает дополнительные факторы риска в отношениях как в семье, так и в социуме.
Отечественные исследования были представлены работами С. Киселева из Екатеринбурга, С. Кашириной, Ю. Голубевой и Е. Седовой, Т. Горячевой из Москвы. Исследование С. Киселева посвящено специфике долговременной памяти у детей с СДВГ. Работы С. Кашириной, Ю. Голубевой и Е. Седовой, Т. Горячевой направлены на немедикаментозную коррекционную работу с детьми, страдающими СДВГ. Авторами отмечается положительное воздействие Томатис-метода и метода сенсомоторной коррекции в работе с данным контингентом пациентов.
На конференции обсуждались и направления новых исследований, ставящих своей целью расширение имеющихся в науке и практике представлений об СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности - мультифакторное системное расстройство, нуждающееся в многоплановом изучении как с позиций патогенеза, так и в вопросах лечения данного заболевания.
Материалы конференции отражены в тезисах: «ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. 5th World Congress on ADHD: From Child to Adult Disorder». Official Journal of the World Federation of ADHD. Vol.7, Sup.1,May 2015.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2467
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1037
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0