Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп

1131

Аннотация

Статья посвящена обоснованию современной психолого-педагогической парадигмы методов интерактивного обучения и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий обучающихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе. В статье раскрывается микрогрупповая технология, подразумевающая, в частности, в качестве универсального средства осуществления инклюзивного образования и социальной реабилитации разновозрастных и разных по состоянию здоровья категорий людей в интерактивных формах, включая деятельность, проводимую с лицами пожилого возраста в центрах социального обслуживания. Разработка психокоррекционных и адаптационно-реабилитационных программ с помощью микрогруппового метода предполагает опору на принцип адекватности используемых технологий целям и задачам программы; принцип системности, то есть охвата познавательной, личностной и поведенческой сфер участников программы; принцип целостности, то есть применения разнообразных и вариативных психокоррекционных и реабилитационных методов и технологий в каждой программе; принцип соответствия предлагаемых методов и технологий возрастным особенностям, уровням интеллектуального и речевого развития, а также специфике ограничения возможностей здоровья участников программы.

Общая информация

Ключевые слова: ОВЗ, дети и подростки с особыми потребностями в обучении, пожилые люди, психолого-педагогические условия, микрогрупповой подход, малые группы, внутригрупповое взаимодействие, инклюзия

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040406

Для цитаты: Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В. Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 79–91. DOI: 10.17759/cpse.2015040406

Полный текст

Применение социально-психологических и психолого-педагогических технологий в работе с различными категориями обучающихся даёт возможность для создания в средних, средних специальных и высших учебных заведениях оптимальных образовательных условий для продуктивного обучения и развития личности школьников и студентов, для их всестороннего личностного формирования и становления. Здесь, по нашему мнению, одну из ведущих ролей играют применяемые в целостном педагогическом процессе методы активного (интерактивного) обучения [1]; [4]; [5]; [6].

Интерактивные методы и методики могут и должны применяться как в рамках инклюзивного образования, так и в процессе проведения любой психолого­педагогической и социально-психологической работы с разными категориями обучающихся, в том числе с детьми, подростками, юношами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с особыми потребностями в обучении. Также интерактивные технологии должны адекватно применяться в профессиональной психолого-педагогической и в социально-психологической деятельности с людьми зрелого и пожилого возраста, имеющими ОВЗ [1]; [2]; [4]; [5]; [6]; [7]; [9]; [10].

Интерактивные технологии можно и нужно применять также в ходе психолого­развивающей работы с разновозрастными категориями лиц, посещающих центры социального обслуживания (ЦСО) и другие подобного рода учреждения. В данном контексте указанные технологии становятся подлинно реабилитационными в плане развития личности, формирования коммуникативных навыков, раскрытия творческого потенциала людей, имеющих ОВЗ и особые потребности в обучении и развитии. В этом смысле используемые коммуникационные технологии являются ещё и психосоциальными технологиями реабилитации, реадаптации, ресоциализации [1]; [2]; [4]; [5]; [6]; [7]; [9]; [10]; [11].

Представляется достаточно полезным разработанный нами на основе классических психолого-педагогических технологий и методов активного обучения особый микрогруповой подход - метод микрогрупп, который может быть применен в работе с различными категориями и группами обучающихся, а также в процессе разного рода ресоциализационной и реабилитационной психологической и социальной деятельности. [2]; [4]; [9]; [10].

Под классическими психолого-педагогическими технологиями и методами интерактивного обучения мы имеем в виду так называемый сократовский метод («задавание вопросов»), метод развивающего обучения, метод словесного обучения, метод проблемного обучения, метод проектов, метод наблюдения, метод диалога, метод интроспективного анализа и т.д. [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]; [12].

Здесь мы дадим краткие смысловые определения тех классических методов, которые мы предлагаем коллегам повсеместно и широко применять в инклюзивном образовательном и развивающем процессе.

1.  Метод словесного обучения являет собой дидактическое средство (рассказ, беседа, объяснение), активизирующее познавательную и практическую деятельность обучаемых.

2.  Метод проблемного обучения осуществляется путём создания как будто бы проблемной ситуации (применяемые приёмы - проблемные вопросы, так называемые эвристическая беседа, полимотивирование), а в основе предлагаемой проблемной ситуации лежит некое смысловое противоречие.

3.  Метод проектов развивает умения и навыки научно-практической исследовательской деятельности (сферой исследования может быть любая психолого-педагогическая проблема); при этом преподаватель (руководитель) целенаправленно проводит в жизнь имеющуюся программу профессионально-личностного развития.

4.  Метод наблюдения - целенаправленный сбор информации, системное восприятие психических состояний и психологических свойств личности, производящееся путём наблюдения за вербальными и невербальными реакциями и проявлениями человека.

5.  Метод диалога - истинно диалоговое общение, предполагающее равенство позиций участников и выражающееся в активной роли обучающих и обучаемых в образовательном процессе; при этом субъекты равноправны, а процессы познания происходят во взаимодействии путём совместного познания окружающих явлений в ходе интенсивного общения, коммуникации и интеракции - через совместную деятельность, взаимопознание и взаимопонимание.

6.  Метод интроспективного анализа помогает обучающимся осознавать свои проявления в жизни и деятельности не как производные от внешних обстоятельств, а как состояния собственного «Я». Исследованию подвергаются собственная деятельность, поведение, характер своих взаимоотношений с людьми, качества собственной личности и др. Основным приёмом развития интроспекции и рефлексии являются полимотивированные вопросы, побуждающие человека осуществлять по отношению к самому себе исследовательскую (познавательную) деятельность.

Итак, проанализируем в деталях психолого-педагогическую и психосоциальную технологию микрогрупп. Метод микрогрупп - это комплексный метод (способ) активного (интерактивного) обучения, полезный и эффективный в ходе проведения семинаров и практических занятий, а также развивающих социально-психологических занятий любого рада, проводимых в малых группах. Метод микрогрупп применяется нами в психолого-педагогической и психосоциальной деятельности со студентами и слушателями как способ коммуникации и получения обратной связи в процессе преподавания разнообразных учебных дисциплин, в ходе проведения занятий во всех возможных формах очного образования. Мы используем технологию микрогрупп с целью непосредственного осуществления обучения в интенсивных, коммуникативно­познавательных формах. Мы свидетельствуем также, что наши разновозрастные обучающиеся и подопечные (клиенты) с особыми потребностями в обучении, с ОВЗ с удовольствием и радостью принимают участие в занятиях, осуществляемых посредством технологии микрогрупп. Таким образом, наши обучаемые и клиенты развивают свои коммуникативные навыки, а также эффективно интегрируются в свои учебные коллективы, группы дневного пребывания и т.д. [1]; [2]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12].

Метод микрогрупп как способ проведения практических занятий, семинаров,
коллоквиумов, обсуждений, групповой работы

Технология микрогрупп осуществляется в качестве активного (интерактивного) метода обучения и развития, используется в ходе проведения любого семинарского, практического, развивающего занятия.

Метод микрогрупп применяется после подробного теоретического (лекционного, консультативного, просветительского) рассмотрения с группой обучающихся или клиентов одной информационно содержательной темы и/или нескольких информационных тем, содержательно объединённых в общий смысловой раздел.

Микрогрупповой способ проведения каких-либо тематических занятий показан, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая старческим возрастом.

Состояние здоровья и физические возможности людей при проведении занятий посредством микрогрупповой технологии практически не значимы.

Микрогрупповой подход реализуется посредством следующей психотехнологии. Группа людей из 15-30 человек делится на 3-7 микрогрупп по 3-8 человек в каждой. Каждая из микрогрупп выполняет специфическое (специальное, отдельное) задание.

На каждое конкретное смысловое задание, на каждую содержательную форму, в которой опредмечивается данный метод, отводится от 5 до 40 минут на подготовку - в зависимости от сложности выполняемого задания, количества участников микрогруппы и контекстной ситуации смыслового взаимодействия.

Одна и та же микрогруппа, или малая группа в 6-8 человек общего состава (если людей в целом немного), в некоторых случаях может выполнять несколько творческих заданий.

Деятельное творческое участие лица, ведущего занятие (преподавателя, консультанта, психолога, педагога-психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, реабилитолога и т.д.) во всём процессе, включая подготовительную работу микрогрупп, выполняющих разнообразные задания, настоятельно рекомендуется и является условием эффективности проводимого посредством метода микрогрупп занятия.

Общее время каждого такого рода занятия - 1-2 академических часа, в зависимости от объёма пройденного (рассмотренного, обсуждённого, осмысленного, пережитого) и прорабатываемого материала (содержательного раздела, информационной темы и т.п.), от заданной временной ситуации и от физических, психологических и социальных особенностей участников той группы, с которой проводится занятие подобного рода.

Формы осуществления метода микрогрупп

Тезисы. Микрогруппа составляет тезисы по всему пройденному (изученному) на данный момент информационному материалу.

Как правило, оговаривается количество тезисов (не больше 6-8).

Обучающимся (клиентам) разъясняется, что тезис в данном случае - это повествовательное предложение (информационно насыщенная фраза), состоящая из 8-12 слов (т.е. предложение должно хорошо восприниматься на слух), заключающее в себе достаточно большой конкретно-фактический объём информации.

Основная содержательная задача данной микрогруппы - не дробить знаемую ими информацию, а наоборот укрупнять (синтезировать) её. В тезисах по возможности необходимо обойтись без простого перечисления фактов, кроме того, тезисы не должны носить характера прямых определений каких-либо терминов или понятий.

Все тезисы должны быть логически объединены общим смысловым контекстом - в соответствии с рассмотренным ранее материалом.

Понятия и термины. Микрогруппа по всему пройденному (усвоенному) на текущий момент информационному материалу составляет тезаурус (терминологический понятийный словарь).

При выполнении этого задания в первом случае выбираются термины и/или понятия из рассмотренного ранее материала и даётся их краткое определение или характеристика.

Для возможного усложнения задания во втором случае микрогруппе предлагается выбрать из всего проанализированного ранее материала 10-15 терминов и понятий в качестве самых важных (основных), а затем объяснить (доказать), почему именно эти термины или понятия являются таковыми.

Схема. Микрогруппа по всему пройденному (осмысленному) на настоящее время материалу составляет одну схему. Схема может быть подробной или краткой, что оговаривается ведущим заранее. В любом случае, схема должна состоять из ряда структурных блоков.

Каждый из блоков должен включать в себя одно, максимум - два слова (понятия), что тоже оговаривается предварительно. Блоки должны быть соединены стрелками (одно- или разнонаправленными) с другими структурными блоками.

Обращается внимание на логику построения схемы из нескольких блоков и на корректность представленных блоков (например, по широте-узости охвата содержания информации и т.д.).

Символ. Микрогруппа весь пройденный (проанализированный) ранее информационный материал должна отразить в символической форме. Это может быть рисунок, геометрическая фигура, какой-либо сложный знак; символ может выглядеть как лейбл и т.д.

При этом нельзя использовать какие-либо надписи, буквенные обозначения. Символ может состоять из нескольких частей (желательно, логически связанных друг с другом), но при этом символ должен иметь единое (объединяющее) смысловое начало и связное информационное графическое (рисуночное) содержание.

Поэты. Микрогруппа весь пройденный (интериоризированный) информационный материал должна отразить в виде четверостиший (как вариант - двустиший).

Если у обучающихся (клиентов) не складываются рифмованные строки, то допускается (но не приветствуется) белый стих.

Количество четверостиший (двустиший) не ограничено - важно, чтобы в них была наиболее полно отражена смысловая суть проработанного ранее материала (части материала).

Обучающий и развивающий эффект, помимо прочего, в данном случае достигается ритмизацией и смысловым повторением материала, звучащего в стихотворной форме.

Артисты. Микрогруппа по всему пройденному (изученному) материалу разрабатывает (составляет) сценарий, распределяя при этом внутри своей микрогруппы различные роли, репетируя своё выступление и представляя затем весь пройденный материал (его основное содержание) в виде миниспектакля.

В данном случае можно увеличивать время на подготовку до 30-40 минут, если этот вариант технологии микрогрупп используется в отдельно взятой малой группе в целом.

Эксперты. Одна из микрогрупп содержательно комментирует выступление других микрогрупп (микрокоманд обучающихся, клиентов, выполняющих одно или несколько из приведённых выше творческих заданий), задаёт уточняющие вопросы и высказывает своё экспертное мнение.

В некоторых ситуациях допускается выступление данной микроруппы в качестве прокуроров, когда члены этой микрогруппы содержательно критикуют работу других команд - что обычно не приветствуется. Эксперты, как правило, осуществляют конструктивную критику, предлагают, возможно, свои варианты тезисов, понятий, схем, символов и т.д.

Подразумевается, что члены этой микрогруппы (эксперты) уже хорошо усвоили полученный ранее информационный материал и на текущий момент могут свободно в нём ориентироваться (что до этого уже доказали).

Заключение

Итак, подчеркнём самые важные особенности проведения занятий по методу микрогрупп.

В зависимости от числа лиц, присутствующих на занятии, количество микрогрупп и число участников каждой микрогруппы может варьироваться.

На подготовку каждой из микрогрупп может отводиться от 5 до 40 минут времени - в зависимости от количества и содержательного объёма выполняемых данной микрогруппой творческих заданий, а также от физических, психологических и социальных характеристик участников. В случаях осуществления занятия посредством не одной, а нескольких вариаций технологии микрогрупп, время на подготовку для всех микрогрупп должно быть унифицировано (едино).

Задания раздаются и объясняются ведущим в начале занятия по очереди всем микрогруппам.

Те микрогруппы, которые занимаются схемой и символом, должны обязательно перенести их на доску для всеобщего обозрения (особенно - для микрогруппы экспертов).

Приветствуется использование соответствующей мультимедийной техники, что позволяет эффективно отображать тезисы, понятия, схемы, символы и т.д.

Деятельное творческое участие во всём описанном выше процессе ведущего, включая его помощь каждой микрогруппе в ходе подготовки (выполнения задания), настоятельно рекомендуется и является условием результативности проводимого занятия.

Перед началом проверки выполнения заданий ведущему необходимо убедиться в том, что все микрогруппы выполнили задания и могут эффективно слушать и понимать друг друга, так как в данном случае психолого-педагогический и социально-психологический эффект от занятия многократно повышается.

Участники микрогрупп самостоятельно выбирают того (тех), кто будет озвучивать проделанную ими работу от лица данной конкретной микрогруппы. В особых случаях это делает сам ведущий.

Выступления представителей микрогрупп начинаются в той последовательности, в которой давались задания, и производятся в заданном заранее порядке (по предварительной договорённости) или же осуществляются по желанию (тем не менее все микрогруппы должны уже к этому моменту завершить выполнение своего задания).

Микрогруппа экспертов в процессе осуществления докладов подробно анализирует все выступления и после каждого доклада содержательно (и, что весьма желательно, с акцентом на достижениях) комментирует выступление каждого представителя микрогрупп и выполнение задания каждой из других микрогрупп в целом.

Положительные эффекты микрогрупповой технологии происходят и имеют место в силу того, что обучающиеся или клиенты ещё раз обобщают и воспроизводят пройденный (рассмотренный, проговоренный, осмысленный) ранее информационный материал.

При этом задействуются зрительные, слуховые и двигательные каналы восприятия и усвоения информации; наряду с этим создаются условия для эффективности мнемических приёмов запоминания.

Особо отметим, что метод микрогрупп может применяться как дополнение к основополагающим психолого-педагогическим и психосоциальным методам и в условиях инклюзивного образования, а также в работе с учащимися с особыми потребностями в обучении, в работе с обучающимися или клиентами с ОВЗ [2]; [7]; [9]; [10], а также в условиях закрытых образовательных и воспитательных учреждений [6].

Подчеркнём, что для осуществления на практике метода микрогрупп, ведущий занятия (преподаватель, психолог, реабилитолог и т.д.) должен обладать определённым авторитетом. Термином «авторитет», согласно мнению М. Ю. Кондратьева, обозначается «... внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности» [6, 103].

Литература

  1. Базаркина И.Н., Донцов Д.А., Донцова М.В., Сокуренко М.Б. Социально-психологические эффекты общения, влияние их на взаимодействие и применение их в обучении // Вестник практической психологии образования, № 4 (37). М., 2013. С. 82-89.
  2. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52-59.
  3. Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? / Александр Донцов. М.: ЭКСМО, 2014. 512 с.
  4. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Минигрупповой подход (метод минигрупп) как способ активного обучения старшеклассников и студентов // Вестник практической психологии образования, рубрика «Психология обучения», № 1 (30). М., 2012. С. 62-65.
  5. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010.
  6. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005.
  7. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 1. С. 50-60.
  8. Куликов Л.В., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Шарагин В.И. Психология эмоций и чувств [Текст] : коллективная монография / Л.В. Куликов, Д.А. Донцов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 192 с.
  9. Сенкевич Л.В., Орешкина А.С. Искажение мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер в юношеском возрасте при суицидальном поведении // Вестник Академии права и управления. 2015. № 2 (39). С. 74-86.
  10. Сенкевич Л.В., Шагидаева А.Б. Переживание старости в условиях семьи и геронтологического центра (в Москве и Грозном) // Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). С. 204-217.
  11. Сенкевич Л.В., Шагидаева А.Б. Отношение к смерти пожилых людей, живущих в разных условиях // Учёные записки Российского государственного социального университета. М.: Российский государственный социальный университет. 2014. № 2 (124). С. 67-72.
  12. Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Шарагин В.И. Механизмы психологической защиты личности [Текст]: коллективная монография / Л.В. Сенкевич, Д.А. Донцов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 158 с.

Информация об авторах

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Донцова Маргарита Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, Одинцовский филиал НОУ ВПО «Московский Психолого-Социальный Институт», Москва, Россия, e-mail: m.dontsova@gmail.com

Сенкевич Людмила Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра психологии труда и служебной деятельности, ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", Москва, Россия, e-mail: lvsenkevich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2547
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1131
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1