Отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями

1691

Аннотация

Данная статья посвящена результатам исследования отношения к болезни у детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, их психологических особенностей и сравнению результатов с данными, полученными в группе здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 59 детей возраста 6–7лет, среди них 30 детей, болеющих острыми респираторными заболеваниями более пяти раз в год, и 29 здоровых детей. На основании полученных данных выявлены два типа отношения к болезни у группы часто болеющих дошкольников (амбивалентное и индифферентное) и два типа отношения к болезни у контрольной группы (отрицательное, амбивалентное). Получены взаимосвязи между уровнем тревожности и типом отношения к болезни в группе детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, а также между сформированностью ортобиоза у группы часто болеющих детей и детей контрольной группы.

Общая информация

Ключевые слова: отношение к болезни, уровень тревожности, старший дошкольный возраст, ортобиоз, острые респираторные заболевания

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050104

Для цитаты: Горячева Т.Г., Кофанова Е.Б. Отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 45–60. DOI: 10.17759/cpse.2016050104

Полный текст


Горячева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент, РНИМУ им. Н.И. Пирогова; Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, goriatcheva_tg@mail.ru
Кофанова Е.Б., клинический психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ekofanova@mail.ru

 

Данная статья посвящена результатам исследования отношения к болезни у детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, их психологических особенностей и сравнению результатов с данными, полученными в группе здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 59 детей возраста 6-7лет, среди них 30 детей, болеющих острыми респираторными заболеваниями более пяти раз в год, и 29 здоровых детей. На основании полученных данных выявлены два типа отношения к болезни у группы часто болеющих дошкольников (амбивалентное и индифферентное) и два типа отношения к болезни у контрольной группы (отрицательное, амбивалентное). Получены взаимосвязи между уровнем тревожности и типом отношения к болезни в группе детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, а также между сформированностью ортобиоза у группы часто болеющих детей и детей контрольной группы.

Введение

В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей, страдающих частыми инфекциями верхних дыхательных путей и отсутствие положительной динамики в улучшении здоровья дошкольников. Среди нозологии, встречаемой у детей дошкольного возраста, острые респираторные заболевания (ОРЗ) выходят на первое место. По сведениям Федерального центра гигиены и эпидемиологии, заболеваемость острыми инфекциями верхних дыхательных путей у детей до 14 лет с 2012 по 2013 год увеличилась на 6,2% [19]. Дети дошкольного возраста, которые болеют респираторными заболеваниями более четырех раз в год, относятся к категории часто болеющих детей (ЧБД) [1]. Они составляют самую большую группу детей, нуждающихся в медицинской и психологической поддержке.

Данная проблема в основном рассматривается в медицинском контексте с точки зрения медико-физиологических аспектов ЧБД [1]; [9]; [13]; [14]. По данным многих исследователей, медицинского подхода к этой проблеме недостаточно, так как необходимо принимать во внимание психологический аспект и рассматривать соматический статус часто болеющего ребенка как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов [2]; [3]; [5]; [8]; [10]; [15]; [18]; [20]. По мнению многих специалистов, любое соматическое заболевание приводит к формированию особой социальной ситуации развития ребенка, которая у часто болеющих детей будет формироваться на фоне ограничения двигательной, познавательной и социальной активности ребенка, повышать уровень тревожности. Как известно, тревожность в старшем дошкольном возрасте может являться как причиной частых заболеваний, так и их следствием из- за измененной социальной ситуации развития.

Рядом авторов было показано, что часто болеющим детям свойственно амбивалентное отношение к болезни. На сознательном уровне болезнь воспринимается как нечто негативное, ограничивающее деятельность, но при этом на неосознаваемом эмоциональном уровне болезнь более привлекательна, чем здоровье, потому что дает ребенку возможность удовлетворения своих психологических потребностей в эмоциональном контакте с матерью.

Другие исследования показали, что дети дошкольного и младшего школьного возраста сливаются с болезнью чувственно и эмоционально, воспринимая все симптомы как принадлежащие им самим, не противопоставляя болезнь и свое Я. То есть в каком-то отношении они «живут в болезни».

В связи с ростом числа детей дошкольного возраста с частыми эпизодами ОРЗ и неоднозначным отношением к состоянию болезни была поставлена задача исследовать отношение к болезни у таких детей и их эмоционально-личностные особенности (а именно тревожность).

Цель и задачи исследования

Целью исследования явилось выявление специфики отношения к болезни у часто болеющих детей дошкольного возраста в зависимости от индивидуально­психологических характеристик.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. исследовать отношение к болезни у часто-болеющих детей и контрольной группы условно здоровых детей.

2. выявить специфику отношения к болезни у детей, часто болеющих ОРЗ.

3. Определить взаимосвязь между психологическими особенностями часто болеющих детей и их отношением к болезни.

Эмпирическая база

Исследования проводились на базе дошкольного структурного подразделения комбинированного вида с ортопедическими и ясельными группами №1 ГБОУ Гимназии № 1529 г. Москвы в 2013-2015 годах.

В исследовании приняли участие 59 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) из подготовительных групп, среди них 30 детей, болеющих ОРЗ пять и более раз в год и не имеющих других хронических соматических заболеваний (14 мальчиков и 16 девочек), и 29 условно здоровых детей (15 мальчиков и 14 девочек). Подбор детей осуществлялся с учетом пола и возраста, что определило гомогенность исследуемых групп. Соматический статус детей оценивался в процессе анализа медицинских карт (форма № 026/у) и на основе информации, полученной в процессе бесед с родителями и педагогами образовательного учреждения. Все дети на момент обследования находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения.

В качестве методов исследования были использованы: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика «Выбери нужное лицо» в адаптации В.М. Астапова; адаптированный блок оценки тревожности из методики «Незаконченные предложения»; рисунок человека; рисунок болезни, - методика, разработанная под запросы данного исследования; апперцептивный тест САТ; Критерии определения тревожности П. Бейкер и М. Алворд (опросник для воспитателей); методика Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка» (опросник для воспитателей); диагностическое интервью, разработанное под запросы исследования.

Результаты исследование и их обсуждение

Полученные результаты подтвердили данные ранее проведенных исследований [3]; [5]; [7]; [11]; [15], в которых отмечалось преобладание высокого уровня тревожности у часто болеющих детей. Статистически подтверждено наличие значимых различий в распределении двух групп по уровню тревожности при помощи критерия однородности х2 с вероятностью ошибки 1% и различия в уровне

Таблица 1

Процентное распределение уровня тревожности по группам

УТ

Группа

Распределение испытуемых,%

ВУТ

СУТ

НУТ

ЧБД

60

40

0

КГ

17

34

49

 

Распределение УТ по группам наглядно видно на рисунке 1. Исследование показало, что группа ЧБД обладает высоким уровнем тревожности в межличностных отношениях, что, возможно, будет приводить к нарушению адаптации в социуме, и, в качестве средства ухода от создавшихся проблем, к тенденции более частых заболеваний. Дополнительно высокий уровень тревожности был выявлен с помощью рисунка человека, что свидетельствует о внутреннем конфликте. Этот факт также подтверждает результаты ранее опубликованных исследований. Заметное снижение уровня тревожности у ЧБД наблюдалось в рисунке болезни и в ответах блока «Тревожность» методики «Незаконченные предложения», тогда как у здоровых детей контрольной группы была выявлена ровно противоположная тенденция. Различие в уровнях личностной и ситуативной тревожности по отношению к болезни и направления этих различий были подтверждены статистически с вероятностью ошибки 1% для группы ЧБД, 5% - для группы условно здоровых детей.


Рисунок 1. Диаграмма распределения УТ по группам

Распределение испытуемых по уровням личностной тревожности и тревожности по отношению к болезни в группе ЧБД представлено в таблице 2 и на рисунке 2:

Таблица 2

Процентное распределение УТ л и УТ б в группе ЧБД

ЧБД

Распределение испытуемых,%

ВУТ

СУТ

НУТ

УТ л

60

40

0

УТ б

13

53

34

 


Рисунок 2 . Диаграмма распределения УТ л и УТ б в группе ЧБД

 

Распределение уровней личностной тревожности и тревожности по отношению к болезни в контрольной группе представлено в таблице 3 и на рисунке 3:

Таблица 3

Процентное распределение уровней личностной тревожности и тревожности по отношению к болезни в контрольной группе

ЧБД

Распределение испытуемых,%

ВУТ

СУТ

НУТ

УТ л

17

34

49

УТ б

28

59

13


 


Рисунок 3 . Диаграмма распределения УТ л и УТ б в контрольной группе

 

Уменьшение ситуативной тревожности во время болезни может свидетельствовать о частых заболеваниях, как о способе снижения внутреннего напряжения и ухода от внутреннего конфликта.

В группе ЧБД было выявлено два типа эмоционального отношения к болезни: амбивалентный (АЭОБ) и индифферентный (ИЭОБ). Амбивалентное эмоциональное отношение к болезни характеризуется внутренним конфликтом между осознанием отрицательных сторон болезни и поиском неосознанной «выгоды» от заболевания и сформированным чувственным компонентом. 

При индифферентном эмоциональном отношении к болезни чувственный компонент еще не сформирован, и болезнь воспринимается как естественное состояние («жизнь в болезни»).

В контрольной группе (КГ) было выделено отрицательное эмоциональное отношение к болезни (ОЭОБ), также наблюдались амбивалентный и индифферентный типы. Результаты, полученные на основании анализа всех методик, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Типы отношения к болезни в двух группах по методикам в процентном соотношении

 

Методики «Диагностическое интервью» и «Незаконченные предложения» показали наличие индифферентного отношения к болезни у некоторых детей группы ЧБД: ответы были без эмоциональной окраски, отношение к болезни и к лечению как к процессу естественному и рутинному, «жизнь в болезни», что согласуется с данными, полученными И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2006) [17].

У других детей группы ЧБД ответы были эмоционально насыщены и полярны, что подтверждает наблюдения Г.А. Ариной и Н.А. Коваленко[3]. Дети контрольной группы давали в основном эмоционально отрицательные ответы, в меньшей степени амбивалентные. От амбивалентного отношения ЧБД их ответы отличались беспокойством об утрате социальных контактов со сверстниками и ограничении активности во время болезни.

Также на основании «Диагностического интервью» и методики «Незаконченные предложения» было выявлено неоднозначное отношение к поведению матери во время болезни. С одной стороны, и группа ЧБД, и контрольная группа отмечали большую заботу матери. Но в контрольной группе детей она проявлялась дополнительными запретами в ограничении деятельности, подкрепляющими негативное отношение к болезни, у них не наблюдалось сильной эмоциональной включенности. У часто болеющих детей с АЭОБ забота их матерей проявлялась в виде гиперопеки и дополнительных бонусов. При этом дети давали кардинально отличные ответы на вопросы о заботе матери в методиках «Диагностическое интервью» и «Незаконченные предложения», что позволяет говорить о том, что, возможно, несмотря на увеличенное время общения с ребенком и видимую гиперопеку, часто болеющие дети не получали эмоциональное тепло. Часто болеющие дети с ИЭОБ почти не отмечали изменения в отношениях с матерью во время болезни.

Анализ блоков отношения к здоровью и общей осведомленности показал, что у часто болеющих детей не сформировано понятие ортобиоза, так как здоровье воспринимается ими не через активный образ жизни, закаливание и соблюдение режима, а через правильное лечение и прием различных препаратов. Существование различий в сформированности ортобиоза в двух группах подтвердилось статистически по критерию однородности х2 с вероятностью ошибки 5%. Количественно направление различий было подтверждено статистически с вероятностью ошибки 5% по критерию Манна-Уитни.   Распределение сформированности ортобиоза по группам представлено в таблице 5 и на рисунке 4.

Таблица 5

Процентное распределение сформированности ортобиоза в группе часто болеющих детей и в контрольной группе

Группа

Сформированность ортобиоза, %

СО

ОП

НО

ЧБД

13

47

40

КГ

45

31

24

 

 


 

Ри сунок 4 . Диаграмма распределения сформированности ортобиоза в группе ЧБД и в контрастной группе

Данный вывод согласуется с исследованиями сформированности ортобиоза у родителей ЧБД В.О. Штумф и А.А. Ковалевского [21].

Анализ методики «Рисунок человека» показал, что большинство часто болеющих детей воспринимают себя через соматические нарушения. Это отношение может быть как разнонаправленным у одних детей, так и индифферентно­отрицательным - у других. У большинства детей группы ЧБД вне зависимости от эмоционального компонента отношения наблюдалось нарушение схемы тела: увеличение и уменьшение области символического отображения дефекта в области шеи, грудной клетки, головы, носа, рта по отношению к остальным частям тела, отсутствие изображения каких-то частей тела, искажение формы. В рисунках ЧБД с АЭОБ чаще присутствовали дополнительные детали, украшающие рисунок в области символического изображения дефекта (бусы, крестики, цветы, кармашки, красивые пуговицы); цветовая палитра была разнообразной, но превалировали сине-зеленые оттенки, процесс рисования доставлял интерес, что говорит о наличии как отрицательных аспектов восприятия болезни, так и положительных. В отличие от них рисунки детей с ИЭОБ были лаконичны, с использованием одного или двух цветов, дополнительные детали либо отсутствовали, либо ухудшали рисунок. Процесс рисования человека по большей части удовольствия не доставлял. Рисунки в основном были маленькие, располагающиеся чаще ближе к краю листа. В контрольной группе рисунки отличаются большей четкостью линий, правильной и более гармоничной прорисовкой тела, меньшим числом дополнительных деталей (чаще это банты и кепки), широкой цветовой гаммой с использованием красно­желтых тонов и фиолетового цвета.

Основное отличие рисунков болезни ЧБД от рисунков условно здоровой группы состоит в тематике рисунков, выборе цветовой гаммы, усилении штриховки и нажима, размере изображения (у ЧБД - или очень большое, выходящее за пределы листа, или очень маленькое). Дети контрольной группы в основном изображали вирусы (70% рисунков), что свидетельствует об отношении к болезни как к чему-то внешнему, тогда как в 78% рисунков часто болеющих детей присутствует человек или поврежденный орган, что свидетельствует об отношении к болезни как к части самого ребенка. В рисунке болезни в группе ЧБД с АЭОБ наблюдались красно-желтая цветовая гамма в изображении кровати, платья, интерьера и темные цвета, сине­зеленая палитра при изображении человека; уменьшенное в размерах тело по отношению к размеру кровати, а также нажим и штриховка в области символического изображения дефекта. Рисунки болезни в группе ЧБД с ИЭОБ часто повторяли рисунок человека (65% рисунков), использовались один или два цвета для изображения (иногда только простой карандаш), на тематических рисунках большое внимание уделялось деталям, не относящимся к болезни.

В результате статистической обработки материала были получены данные, которые позволяют говорить об отличии эмоционального отношения к болезни часто болеющих детей и условно здоровых детей и взаимосвязи данного отношения с эмоционально-личностными характеристиками индивида. Наличие отличительных особенностей, а именно амбивалентного и индифферентного отношения к болезни статистически подтвердилось с вероятностью ошибки 1% по критерию однородности х2. Распределение типов эмоционального отношения к болезни по группам приведено в таблице 6 и на рисунке 5.

Таблица 6

Процентное распределение типов отношения к болезни в двух группах детей по уровню здоровья

Группа

Сформированность ортобиоза, %

ИЭОБ

АЭОБ

ОЭОБ

ЧБД

57

43

0

КГ

7

28

65

 


Группа

Рисунок 5 . Диаграмма распределения типов отношения к болезни по двум группам детей по уровню здоровья

Взаимосвязь уровня тревожности с типом отношения к болезни у группы ЧБД подтвердилась с вероятностью ошибки 5%: дети с амбивалентным отношением к болезни чаще обладают средним уровнем тревожности, а дети с индифферентным отношением - высоким. Распределение испытуемых по типам отношения к болезни (ОБ) и уровням тревожности приведены в таблице 7 и на рисунке 6.

Таблица 7

Процентное распределение типов отношения к болезни в двух группах детей по уровню здоровья

Тип ОБ

Распределение испытуемых, %

ВУТ

СУТ

АЭОБ

31

69

ИЭОБ

82

18

 

На основании данного соотношения можно предположить, что в отличие от контрольной группы у группы ЧБД с высоким уровнем тревожности осознание состояния болезни отсутствует или выражено очень слабо, соответственно, мотивация «быть здоровым» не развита. У детей со средним уровнем тревожности осознание своей болезни соответствует показаниям в контрольной группе. Но при этом по причине внутреннего конфликта или нарушенных детско-родительских отношений они неосознанно выбирают выгоду болезни.

 

 

Рисунок 6. Диаграмма распределения  уровня тревожности и эмоционального отношения к болезни в группе ЧБД


Выводы

На основании полученных данных можно сделать выводы, что часто болеющие дети обладают более высокой тревожностью, которая проявляется в самоотношении и межличностных отношениях и может являться фактором риска нарушения социальной адаптации и провоцировать повторные заболевания. Часто болеющие дети с амбивалентным и индифферентным эмоциональным отношением к болезни имеют общие характеристики: наличие составляющей отрицательного отношения к болезни, нарушение схемы тела на рисунках человека, плохо сформированная мотивация к выздоровлению, плохо сформированный ортобиоз. Часто болеющие дети с разными типами эмоционального отношения к болезни имеют и отличия: дети с ИОЭБ характеризуются слабым чувственным осознанием состояния болезни; дети с АОЭБ характеризуются хорошо сформированным чувственным компонентом, наличием внутреннего конфликта, выражающегося в выборе неосознанной «выгоды» от болезни, несмотря на осознанное понимание ее отрицательных сторон. Эмоциональное отношение к болезни часто болеющих детей не является однозначным, а состоит из комбинации разнонаправленных конструктов (восприятие себя во время болезни, отношения с матерью во время болезни, отношение к здоровью, к здоровому образу жизни, отношение к лечению, отношение к проявлению симптомов ОРЗ), в результате которых формируется амбивалентное или индифферентное эмоциональное отношение к болезни.     

Литература

  1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты, пути оздоровления. Пермь, 2006. 86 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Под ред. Л.В. Куликова Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
  3. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2. № 3. С. 116–125.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  5. Горячева Т.Г. Нейропсихологический статус детей, часто болеющих респираторными заболеваниями [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n2/62053.shtml (дата обращения: 09.05.2014).
  6. Доманецкая Л.В. Особенности общения часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста с родителями как условие улучшения его соматического статуса. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: medpsy.ru. 2011. № 4. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_4_9/nomer/nomer25.php (дата обращения: 10.09.2014).
  7. Дубовик Е.Ю., Ковалевский В.А. Влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: medpsy.ru. 2012. № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer /nomer10.php (дата обращения: 19.10.2015).
  8. Зайцева О.В. Часто болеющие дети: некоторые аспекты профилактики и лечения // Педиатрия. 2004. № 3. С. 14–16.
  9. Заплатников А.Л., Коровина Н.А., Таточенко В.К., Эрдес С.И. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика Пособие для врачей http://bono-esse.ru/blizzard/Deti1/ORVI/07.html.
  10. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  11. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: medpsy.ru. 2009. № 1. URL:  http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2009-1-1/nomer/nomer 20.php (дата обращения: 18.06.2014).
  12. Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка-пациента соматической клиники: Практикум. Учебное пособие для студентов старших курсов педиатрического факультета. Красноярск-Ярославль: КрасГМА-ЯГМА, 2006. 87 с.
  13. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Леписева И.В., Суздаленков А.В., Гирина А.А. Современные возможности имунопрофилактики острых респираторных инфекций у часто болеющих детей. [Электронный ресурс] // Педиатрическая фармакология: 2008. № 1. URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vozmozhnosti-immunoprofilaktiki-ostryh-respiratornyh-infektsiy-u-chasto-boleyuschih-detey.
  14. Макарова З.С. Часто болеющие дети и их реабилитация в условиях детской поликлиники // Поликлиника. 2005. № 1. С. 14–16.
  15. Михеева А.А. Психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста: дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1999. 191 с.
  16. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Московский университет, 1987. 166 с.
  17. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 507 с.
  18. Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.В. Николаевой. М.: Академический проект, 2009. 311 с.
  19. Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях (Форма 1) за январь–ноябрь 2013 [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Rospjtrebnadzor.ru. URL: http://rospotrebnadzor.ru/activities/statistical-materials/statistic_detail.php?ID=1949& sphrase_id=106208 (дата обращения: 26.04.2014).
  20. Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990. С. 32–38.
  21. Штумф В.О. Роль когнитивной способности в формировании ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. Т. 15. № 4. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer05.php (дата обращения: 09.10.2013).

Информация об авторах

Горячева Татьяна Германовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет Н.И. Пирогова», доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1440-3065, e-mail: goriatcheva_tg@mail.ru

Кофанова Екатерина Борисовна, клинический психолог, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekofanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3751
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1691
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1