Горячева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент, РНИМУ им. Н.И. Пирогова; Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, goriatcheva_tg@mail.ru
Данная статья посвящена результатам исследования отношения к болезни у детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, их психологических особенностей и сравнению результатов с данными, полученными в группе здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 59 детей возраста 6-7лет, среди них 30 детей, болеющих острыми респираторными заболеваниями более пяти раз в год, и 29 здоровых детей. На основании полученных данных выявлены два типа отношения к болезни у группы часто болеющих дошкольников (амбивалентное и индифферентное) и два типа отношения к болезни у контрольной группы (отрицательное, амбивалентное). Получены взаимосвязи между уровнем тревожности и типом отношения к болезни в группе детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, а также между сформированностью ортобиоза у группы часто болеющих детей и детей контрольной группы.
Введение
В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей, страдающих частыми инфекциями верхних дыхательных путей и отсутствие положительной динамики в улучшении здоровья дошкольников. Среди нозологии, встречаемой у детей дошкольного возраста, острые респираторные заболевания (ОРЗ) выходят на первое место. По сведениям Федерального центра гигиены и эпидемиологии, заболеваемость острыми инфекциями верхних дыхательных путей у детей до 14 лет с 2012 по 2013 год увеличилась на 6,2% [Сведения об инфекционных]. Дети дошкольного возраста, которые болеют респираторными заболеваниями более четырех раз в год, относятся к категории часто болеющих детей (ЧБД) [Альбицкий, 2006]. Они составляют самую большую группу детей, нуждающихся в медицинской и психологической поддержке.
Данная проблема в основном рассматривается в медицинском контексте с точки зрения медико-физиологических аспектов ЧБД [Альбицкий, 2006]; [Заплатников]; [Коровина, 2008]; [Макарова, 2005]. По данным многих исследователей, медицинского подхода к этой проблеме недостаточно, так как необходимо принимать во внимание психологический аспект и рассматривать соматический статус часто болеющего ребенка как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов [Ананьев, 2009]; [Арина, 1995]; [Горячева, 2013]; [Зайцева, 2004]; [Исаев, 2005]; [Михеева, 1999]; [Психосоматика: телесность и, 2009]; [Тхостов, 1990]. По мнению многих специалистов, любое соматическое заболевание приводит к формированию особой социальной ситуации развития ребенка, которая у часто болеющих детей будет формироваться на фоне ограничения двигательной, познавательной и социальной активности ребенка, повышать уровень тревожности. Как известно, тревожность в старшем дошкольном возрасте может являться как причиной частых заболеваний, так и их следствием из- за измененной социальной ситуации развития.
Рядом авторов было показано, что часто болеющим детям свойственно амбивалентное отношение к болезни. На сознательном уровне болезнь воспринимается как нечто негативное, ограничивающее деятельность, но при этом на неосознаваемом эмоциональном уровне болезнь более привлекательна, чем здоровье, потому что дает ребенку возможность удовлетворения своих психологических потребностей в эмоциональном контакте с матерью.
Другие исследования показали, что дети дошкольного и младшего школьного возраста сливаются с болезнью чувственно и эмоционально, воспринимая все симптомы как принадлежащие им самим, не противопоставляя болезнь и свое Я. То есть в каком-то отношении они «живут в болезни».
В связи с ростом числа детей дошкольного возраста с частыми эпизодами ОРЗ и неоднозначным отношением к состоянию болезни была поставлена задача исследовать отношение к болезни у таких детей и их эмоционально-личностные особенности (а именно тревожность).
Цель и задачи исследования
Целью исследования явилось выявление специфики отношения к болезни у часто болеющих детей дошкольного возраста в зависимости от индивидуальнопсихологических характеристик.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. исследовать отношение к болезни у часто-болеющих детей и контрольной группы условно здоровых детей.
2. выявить специфику отношения к болезни у детей, часто болеющих ОРЗ.
3. Определить взаимосвязь между психологическими особенностями часто болеющих детей и их отношением к болезни.
Эмпирическая база
Исследования проводились на базе дошкольного структурного подразделения комбинированного вида с ортопедическими и ясельными группами №1 ГБОУ Гимназии № 1529 г. Москвы в 2013-2015 годах.
В исследовании приняли участие 59 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) из подготовительных групп, среди них 30 детей, болеющих ОРЗ пять и более раз в год и не имеющих других хронических соматических заболеваний (14 мальчиков и 16 девочек), и 29 условно здоровых детей (15 мальчиков и 14 девочек). Подбор детей осуществлялся с учетом пола и возраста, что определило гомогенность исследуемых групп. Соматический статус детей оценивался в процессе анализа медицинских карт (форма № 026/у) и на основе информации, полученной в процессе бесед с родителями и педагогами образовательного учреждения. Все дети на момент обследования находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения.
В качестве методов исследования были использованы: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика «Выбери нужное лицо» в адаптации В.М. Астапова; адаптированный блок оценки тревожности из методики «Незаконченные предложения»; рисунок человека; рисунок болезни, - методика, разработанная под запросы данного исследования; апперцептивный тест САТ; Критерии определения тревожности П. Бейкер и М. Алворд (опросник для воспитателей); методика Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка» (опросник для воспитателей); диагностическое интервью, разработанное под запросы исследования.
Результаты исследование и их обсуждение
Полученные результаты подтвердили данные ранее проведенных исследований [Арина, 1995]; [Горячева, 2013]; [Дубовик, 2012]; [Ковалевский, 2009]; [Михеева, 1999], в которых отмечалось преобладание высокого уровня тревожности у часто болеющих детей. Статистически подтверждено наличие значимых различий в распределении двух групп по уровню тревожности при помощи критерия однородности х2 с вероятностью ошибки 1% и различия в уровне
Таблица 1
Процентное распределение уровня тревожности по группам
|
УТ Группа |
Распределение испытуемых,% |
||
|
ВУТ |
СУТ |
НУТ |
|
|
ЧБД |
60 |
40 |
0 |
|
КГ |
17 |
34 |
49 |
Распределение УТ по группам наглядно видно на рисунке 1. Исследование показало, что группа ЧБД обладает высоким уровнем тревожности в межличностных отношениях, что, возможно, будет приводить к нарушению адаптации в социуме, и, в качестве средства ухода от создавшихся проблем, к тенденции более частых заболеваний. Дополнительно высокий уровень тревожности был выявлен с помощью рисунка человека, что свидетельствует о внутреннем конфликте. Этот факт также подтверждает результаты ранее опубликованных исследований. Заметное снижение уровня тревожности у ЧБД наблюдалось в рисунке болезни и в ответах блока «Тревожность» методики «Незаконченные предложения», тогда как у здоровых детей контрольной группы была выявлена ровно противоположная тенденция. Различие в уровнях личностной и ситуативной тревожности по отношению к болезни и направления этих различий были подтверждены статистически с вероятностью ошибки 1% для группы ЧБД, 5% - для группы условно здоровых детей.

Рисунок 1. Диаграмма распределения УТ по группам
Распределение испытуемых по уровням личностной тревожности и тревожности по отношению к болезни в группе ЧБД представлено в таблице 2 и на рисунке 2:
Таблица 2
Процентное распределение УТ л и УТ б в группе ЧБД
|
ЧБД |
Распределение испытуемых,% |
||
|
ВУТ |
СУТ |
НУТ |
|
|
УТ л |
60 |
40 |
0 |
|
УТ б |
13 |
53 |
34 |

Рисунок 2 . Диаграмма распределения УТ л и УТ б в группе ЧБД
Распределение уровней личностной тревожности и тревожности по отношению к болезни в контрольной группе представлено в таблице 3 и на рисунке 3:
Таблица 3
Процентное распределение уровней личностной тревожности и тревожности по отношению к болезни в контрольной группе
|
ЧБД |
Распределение испытуемых,% |
||
|
ВУТ |
СУТ |
НУТ |
|
|
УТ л |
17 |
34 |
49 |
|
УТ б |
28 |
59 |
13 |

Рисунок 3 . Диаграмма распределения УТ л и УТ б в контрольной группе
Уменьшение ситуативной тревожности во время болезни может свидетельствовать о частых заболеваниях, как о способе снижения внутреннего напряжения и ухода от внутреннего конфликта.
В группе ЧБД было выявлено два типа эмоционального отношения к болезни: амбивалентный (АЭОБ) и индифферентный (ИЭОБ). Амбивалентное эмоциональное отношение к болезни характеризуется внутренним конфликтом между осознанием отрицательных сторон болезни и поиском неосознанной «выгоды» от заболевания и сформированным чувственным компонентом.
При индифферентном эмоциональном отношении к болезни чувственный компонент еще не сформирован, и болезнь воспринимается как естественное состояние («жизнь в болезни»).
В контрольной группе (КГ) было выделено отрицательное эмоциональное отношение к болезни (ОЭОБ), также наблюдались амбивалентный и индифферентный типы. Результаты, полученные на основании анализа всех методик, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Типы отношения к болезни в двух группах по методикам в процентном соотношении

Методики «Диагностическое интервью» и «Незаконченные предложения» показали наличие индифферентного отношения к болезни у некоторых детей группы ЧБД: ответы были без эмоциональной окраски, отношение к болезни и к лечению как к процессу естественному и рутинному, «жизнь в болезни», что согласуется с данными, полученными И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2006) [Никольская, 2006].
У других детей группы ЧБД ответы были эмоционально насыщены и полярны, что подтверждает наблюдения Г.А. Ариной и Н.А. Коваленко[Арина, 1995]. Дети контрольной группы давали в основном эмоционально отрицательные ответы, в меньшей степени амбивалентные. От амбивалентного отношения ЧБД их ответы отличались беспокойством об утрате социальных контактов со сверстниками и ограничении активности во время болезни.
Также на основании «Диагностического интервью» и методики «Незаконченные предложения» было выявлено неоднозначное отношение к поведению матери во время болезни. С одной стороны, и группа ЧБД, и контрольная группа отмечали большую заботу матери. Но в контрольной группе детей она проявлялась дополнительными запретами в ограничении деятельности, подкрепляющими негативное отношение к болезни, у них не наблюдалось сильной эмоциональной включенности. У часто болеющих детей с АЭОБ забота их матерей проявлялась в виде гиперопеки и дополнительных бонусов. При этом дети давали кардинально отличные ответы на вопросы о заботе матери в методиках «Диагностическое интервью» и «Незаконченные предложения», что позволяет говорить о том, что, возможно, несмотря на увеличенное время общения с ребенком и видимую гиперопеку, часто болеющие дети не получали эмоциональное тепло. Часто болеющие дети с ИЭОБ почти не отмечали изменения в отношениях с матерью во время болезни.
Анализ блоков отношения к здоровью и общей осведомленности показал, что у часто болеющих детей не сформировано понятие ортобиоза, так как здоровье воспринимается ими не через активный образ жизни, закаливание и соблюдение режима, а через правильное лечение и прием различных препаратов. Существование различий в сформированности ортобиоза в двух группах подтвердилось статистически по критерию однородности х2 с вероятностью ошибки 5%. Количественно направление различий было подтверждено статистически с вероятностью ошибки 5% по критерию Манна-Уитни. Распределение сформированности ортобиоза по группам представлено в таблице 5 и на рисунке 4.
Таблица 5
Процентное распределение сформированности ортобиоза в группе часто болеющих детей и в контрольной группе
|
Группа |
Сформированность ортобиоза, % |
||
|
СО |
ОП |
НО |
|
|
ЧБД |
13 |
47 |
40 |
|
КГ |
45 |
31 |
24 |

Ри сунок 4 . Диаграмма распределения сформированности ортобиоза в группе ЧБД и в контрастной группе
Данный вывод согласуется с исследованиями сформированности ортобиоза у родителей ЧБД В.О. Штумф и А.А. Ковалевского [Штумф, 2012].
Анализ методики «Рисунок человека» показал, что большинство часто болеющих детей воспринимают себя через соматические нарушения. Это отношение может быть как разнонаправленным у одних детей, так и индифферентноотрицательным - у других. У большинства детей группы ЧБД вне зависимости от эмоционального компонента отношения наблюдалось нарушение схемы тела: увеличение и уменьшение области символического отображения дефекта в области шеи, грудной клетки, головы, носа, рта по отношению к остальным частям тела, отсутствие изображения каких-то частей тела, искажение формы. В рисунках ЧБД с АЭОБ чаще присутствовали дополнительные детали, украшающие рисунок в области символического изображения дефекта (бусы, крестики, цветы, кармашки, красивые пуговицы); цветовая палитра была разнообразной, но превалировали сине-зеленые оттенки, процесс рисования доставлял интерес, что говорит о наличии как отрицательных аспектов восприятия болезни, так и положительных. В отличие от них рисунки детей с ИЭОБ были лаконичны, с использованием одного или двух цветов, дополнительные детали либо отсутствовали, либо ухудшали рисунок. Процесс рисования человека по большей части удовольствия не доставлял. Рисунки в основном были маленькие, располагающиеся чаще ближе к краю листа. В контрольной группе рисунки отличаются большей четкостью линий, правильной и более гармоничной прорисовкой тела, меньшим числом дополнительных деталей (чаще это банты и кепки), широкой цветовой гаммой с использованием красножелтых тонов и фиолетового цвета.
Основное отличие рисунков болезни ЧБД от рисунков условно здоровой группы состоит в тематике рисунков, выборе цветовой гаммы, усилении штриховки и нажима, размере изображения (у ЧБД - или очень большое, выходящее за пределы листа, или очень маленькое). Дети контрольной группы в основном изображали вирусы (70% рисунков), что свидетельствует об отношении к болезни как к чему-то внешнему, тогда как в 78% рисунков часто болеющих детей присутствует человек или поврежденный орган, что свидетельствует об отношении к болезни как к части самого ребенка. В рисунке болезни в группе ЧБД с АЭОБ наблюдались красно-желтая цветовая гамма в изображении кровати, платья, интерьера и темные цвета, синезеленая палитра при изображении человека; уменьшенное в размерах тело по отношению к размеру кровати, а также нажим и штриховка в области символического изображения дефекта. Рисунки болезни в группе ЧБД с ИЭОБ часто повторяли рисунок человека (65% рисунков), использовались один или два цвета для изображения (иногда только простой карандаш), на тематических рисунках большое внимание уделялось деталям, не относящимся к болезни.
В результате статистической обработки материала были получены данные, которые позволяют говорить об отличии эмоционального отношения к болезни часто болеющих детей и условно здоровых детей и взаимосвязи данного отношения с эмоционально-личностными характеристиками индивида. Наличие отличительных особенностей, а именно амбивалентного и индифферентного отношения к болезни статистически подтвердилось с вероятностью ошибки 1% по критерию однородности х2. Распределение типов эмоционального отношения к болезни по группам приведено в таблице 6 и на рисунке 5.
Таблица 6
Процентное распределение типов отношения к болезни в двух группах детей по уровню здоровья
|
Группа |
Сформированность ортобиоза, % |
||
|
ИЭОБ |
АЭОБ |
ОЭОБ |
|
|
ЧБД |
57 |
43 |
0 |
|
КГ |
7 |
28 |
65 |

Группа
Рисунок 5 . Диаграмма распределения типов отношения к болезни по двум группам детей по уровню здоровья
Взаимосвязь уровня тревожности с типом отношения к болезни у группы ЧБД подтвердилась с вероятностью ошибки 5%: дети с амбивалентным отношением к болезни чаще обладают средним уровнем тревожности, а дети с индифферентным отношением - высоким. Распределение испытуемых по типам отношения к болезни (ОБ) и уровням тревожности приведены в таблице 7 и на рисунке 6.
Таблица 7
Процентное распределение типов отношения к болезни в двух группах детей по уровню здоровья
|
Тип ОБ |
Распределение испытуемых, % |
|
|
ВУТ |
СУТ |
|
|
АЭОБ |
31 |
69 |
|
ИЭОБ |
82 |
18 |
На основании данного соотношения можно предположить, что в отличие от контрольной группы у группы ЧБД с высоким уровнем тревожности осознание состояния болезни отсутствует или выражено очень слабо, соответственно, мотивация «быть здоровым» не развита. У детей со средним уровнем тревожности осознание своей болезни соответствует показаниям в контрольной группе. Но при этом по причине внутреннего конфликта или нарушенных детско-родительских отношений они неосознанно выбирают выгоду болезни.

Рисунок 6. Диаграмма распределения уровня тревожности и эмоционального отношения к болезни в группе ЧБД
Выводы
На основании полученных данных можно сделать выводы, что часто болеющие дети обладают более высокой тревожностью, которая проявляется в самоотношении и межличностных отношениях и может являться фактором риска нарушения социальной адаптации и провоцировать повторные заболевания. Часто болеющие дети с амбивалентным и индифферентным эмоциональным отношением к болезни имеют общие характеристики: наличие составляющей отрицательного отношения к болезни, нарушение схемы тела на рисунках человека, плохо сформированная мотивация к выздоровлению, плохо сформированный ортобиоз. Часто болеющие дети с разными типами эмоционального отношения к болезни имеют и отличия: дети с ИОЭБ характеризуются слабым чувственным осознанием состояния болезни; дети с АОЭБ характеризуются хорошо сформированным чувственным компонентом, наличием внутреннего конфликта, выражающегося в выборе неосознанной «выгоды» от болезни, несмотря на осознанное понимание ее отрицательных сторон. Эмоциональное отношение к болезни часто болеющих детей не является однозначным, а состоит из комбинации разнонаправленных конструктов (восприятие себя во время болезни, отношения с матерью во время болезни, отношение к здоровью, к здоровому образу жизни, отношение к лечению, отношение к проявлению симптомов ОРЗ), в результате которых формируется амбивалентное или индифферентное эмоциональное отношение к болезни.