Клиническая и специальная психология
2016. Том 5. № 3. С. 78–94
doi:10.17759/cpse.2016050306
ISSN: 2304-0394 (online)
Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тревожность, индивидуально-психологические особенности, младший школьный возраст, туберкулез легких, стили семейного воспитания, туберкулезная инфекция
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050306
Для цитаты: Мартусова Е.В. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 78–94. DOI: 10.17759/cpse.2016050306
Полный текст
Мартусова Е.В., психолог ГБУЗ МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ, отделения социальной, юридической и психологической помощи ГКДЦ, аспирант ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, katsystems@mail.ru
Исследовались индивидуальные психологические особенности детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции у детей, которые находятся на излечении в филиалах МНПЦ борьбы с туберкулезом, и стили воспитания в их семьях. Выборку детей составили 100 человек от 6 до 10 лет, среди которых 44 ребенка без проявления туберкулезной инфекции, 41 ребенок - с ее проявлениями и 15 детей с туберкулезом. Выборку взрослых респондентов составили 100 родителей (матери детей). Возраст родителей - от 24 до 34 лет. Использовались опросники Шкала явной тревожности CMAS, Многофакторный личностный опросник Кеттелла, методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ), корреляционный анализ и анализ различий. Выявлено, что детям с туберкулезной инфекцией труднее адаптироваться в социуме, чем представителям других исследованных групп; у детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции показатели уровня тревожности выше, чем в других группах детей, и взаимосвязаны со стилем воспитания.
Введение
В современной психологии уделяется большое внимание изучению психики лиц, больных туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями. При этом основные исследования посвящены изучению психологического портрета взрослых людей, больных туберкулезом, а психологические особенности детей, в частности, детей младшего школьного возраста, с различными проявлениями туберкулезной инфекции, изучены недостаточно, хотя знание этих особенностей могло бы стать подспорьем при разработке методов психологического сопровождения детей в процессе их излечения и реабилитации [9; 10].
Предметом нашего исследования являются индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции.
Целью исследования стало изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции:
Мы предполагаем, что результаты исследования могут иметь практическую ценность при разработке специальных программ психологической работы с данной категорией детей, что в свою очередь способствует оптимизации процессов излечения и реабилитации.
Во многих исследованиях отмечается, что длительное пребывание детей в лечебных учреждениях и/или наличие хронических заболеваний, затрудняющих процессы социальной адаптации и обучения в образовательных учреждениях, негативно сказываются на уверенности в себе и повышают уровень личностной и ситуационной тревожности [6; 8].
В 2009 году было проведено психологическое исследование 90 пациентов детских противотуберкулезных учреждений г. Москвы [2]. Было установлено, что больным туберкулезом органов дыхания детям и подросткам свойственны такие личностные характеристики, как: совестливость, ответственность, добросовестность, исполнительность, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, склонность к морализированию, тревожность, раздражительность, инфантильность, низкая толерантность к фрустрирующим ситуациям, зависимость, чувствительность, потребность в поддержке. Выявленные психологические особенности усиливают патогенность стрессорных воздействий, приводят к напряжению адаптационных механизмов и могут способствовать прогрессированию заболевания [4]. Результаты этого исследования позволяют заключить, что в рамках системы комплексной реабилитации детей и подростков, больных туберкулезом органов дыхания, необходимо проведение психокоррекционных мероприятий, направленных на расширение арсенала поведенческих моделей и формирование навыков саморегуляции у данных пациентов, что будет способствовать повышению их психоэмоциональной адаптации и профилактике рецидивов основного заболевания [2; 11; 13].
Несмотря на то что уровень заболеваемости туберкулезом с каждым годом снижается, в г. Москве на излечение в противотуберкулезные лечебные учреждения попадает немалое количество детей. Заболеваемость детей, постоянно проживающих в Москве, составляет пять случаев на сто тысяч населения. Общая заболеваемость детей составила 8,7 случая на сто тысяч населения в 2015 году, 25,8 случаев на сто тысяч населения - в 2012 году и 9,4 случая на сто тысяч населения - в 2013 году.
Следует заметить, что туберкулез, по мнению ряда авторов, имеет психосоматическую природу [1; 3]. Основными психологическими причинами этого заболевания являются постоянное напряжение и конфликты, страхи, разочарования, гиперопека или гипоопека со стороны значимых взрослых.
В детском возрасте дополнительными факторами, провоцирующими заболевание туберкулезом, могут стать постоянные школьные перегрузки, с которыми ребенок не в состоянии справиться, и в результате которых происходит снижение иммунитета и появление психосоматических реакций [10]. В процессе нашего исследования проводилась серия бесед с респондентами-детьми; часто приходилось сталкиваться с такими высказываниями: «очень много времени приходится тратить на учебу», «некогда отдохнуть», «очень много задают, а потом дополнительные занятия, не хватает времени даже поиграть».
Следует обратить внимание на тот факт, что среди детей, находящихся на излечении в связи с различными проявлениями туберкулезной инфекции, 70% составляют дети из неблагополучных семей, где у родителей имеются одна или более зависимостей, дети из опекунских семей или дети из семей с низким социальным статусом [5].
Можно предположить, что в качестве значимого фактора возникновения заболевания у детей может выступать деформация адаптационной системы, начинающаяся на психологическом уровне и приводящая к снижению соматических механизмов адаптации.
При возникновении заболевания ребенок может столкнуться (что происходит довольно часто) с рядом проблем: неадекватной реакцией родителей на его заболевание; негативной реакцией окружающих (в настоящее время распространено мнение о том, что заболевание туберкулезом свойственно представителям неблагополучных слоев населения); нервно-психическими нарушениями, которые связаны с приемом некоторых химико-терапевтических препаратов.
Дети жалуются на слабость, быструю утомляемость, сообщают о резкой смене настроения, отмечают появление безосновательной раздражительности, обидчивости, вспыльчивости.
В настоящее время на территории Москвы и Московской области оказывается психосоциальная поддержка взрослым людям и подросткам [12] с туберкулезом. Это стало возможным благодаря наличию достаточного числа исследований о психологических особенностях взрослых с туберкулезом. Однако, как уже указывалось выше, психологический профиль детей с указанным заболеванием описан недостаточно.
Мы выдвинули следующие эмпирические гипотезы исследования.
1. Существуют значимые различия в индивидуально-психологических характеристиках детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции и детей референтной группы.
2. Существуют значимые взаимосвязи между индивидуально-психологическими характеристиками детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции и стилями семейного воспитания.
Процедура исследования
Выборку родителей составили 100 матерей: 41 родитель детей без туберкулезной инфекции, 44 родителя детей с туберкулезной инфекцией и 15 родителей с диагнозом «туберкулез». Возрастной диапазон родителей - 24-34 лет.
Выборку детей составили 100 респондентов от 6 до 10 лет, учащиеся 1-4 классов. Дети были распределены по трем группам в зависимости от наличия/отсутствия у них заболевания. В контрольную группу (КГ) вошел 41 ребенок без проявлений туберкулезной инфекции. Первую экспериментальную группу (пр. ТБИ) составили 44 ребенка с различными проявлениями туберкулезной инфекции, находящихся на излечении в детских филиалах МНПЦ борьбы с туберкулезом. Вторую экспериментальную группу (ТБ) составили 15 детей с диагнозом «туберкулез органов дыхания», также находящихся на излечении в детских филиалах МНПЦ борьбы с туберкулезом.
В связи с несбалансированностью выборки по половому признаку различия между мальчиками и девочками изучены не были.
Все родители участвовавших в исследовании детей были заблаговременно уведомлены о проведении тестирования.
В исследовании были применены следующие психодиагностические методики.
1. Шкала явной тревожности CMAS А.М. Прихожан для детей 7-12 лет.
2. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса.
3. Детский вариант личностного теста Р. Кэттелла, содержащий следующие шкалы (в скобках указано буквенное обозначение факторов): общительность (А), вербальный интеллект (B), уверенность в себе (С), возбудимость (D); склонность к самоутверждению (E), склонность к риску (F), ответственность (G), социальная смелость (Н), чувствительность (I), тревожность (O), самоконтроль (Q3), нервное напряжение (Q4).
Результаты и их обсуждение
Были получены данные о наличии значимых различий индивидуальнопсихологических характеристик у детей трех указанных выше групп.
Средние значения по всем показателям дают основания говорить о том, что для детей с проявлениями туберкулезной инфекции характерны: низкая
сформированность интеллектуальных функций, высокий уровень самоконтроля и хорошее понимание социальных нормативов.
У детей с туберкулезом зафиксированы следующие характеристики (рис. 1): они не уверены в себе, легкоранимы, неустойчивы, зависимы от мнения взрослых и других детей; они более послушны и уступчивы, но в то же время склонны к риску; воспринимают и выполняют правила и нормы, предъявляемые взрослыми; такие дети тревожнее и озабоченнее остальных.
Рисунок 1 . Средние значения индивидуально-психологических характеристик в группах детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции, детей с туберкулезом и детей без проявления туберкулезной инфекции
На основании полученных данных можно говорить, что по факторам Вербальный интеллект, Склонность к риску и Самоконтроль, а также по показателю личностной тревожности дети в этих группах значимо отличаются друг от друга (рис. 2). Как описывалось ранее, при анализе средних значений дети с проявлением туберкулезной инфекции имеют высокий уровень самоконтроля, лучше понимают социальные нормативы, в отличие от детей без инфекции. Это может быть связано с длительным нахождением детей с проявлением туберкулезной инфекции в лечебных учреждениях,в которых необходимо соблюдать строгие нормы и правила. Учитывая, что большое количество детей данной категории из неполных семей, где родители не уделяют достаточно времени и внимания их развитию; у них недостаточно формируются интеллектуальные функции, в частности, преобладает конкретный тип мышления, и они имеют небольшой объем знаний. Также наблюдаются высокие показатели личностной тревожности, что, возможно, объясняется длительным нахождением в лечебном учреждении.
Рисунок 2 . Значимые различия в группах детей с проявлениями туберкулезной инфекции и детей без проявления туберкулезной инфекции (при p < 0,05)
Данные, представленные на рисунке 3, дают основание говорить, что существуют значимые различия между группами детей с туберкулезом и детей без проявления туберкулезной инфекции по такому фактору опросника исследования личности Р. Кеттелла, как Сформированность интеллектуальных функций: у детей с диагнозом «туберкулез» показатели ниже, чем у здоровых детей. Показатели по фактору Уверенность в себе свидетельствуют о неуверенности в себе, ранимости и неустойчивости у детей с туберкулезом. Сравнение показателей по фактору Склонность к самоутверждению позволяет заключить, что дети с туберкулезом послушнее, более зависимы и готовы на уступки в большей мере, чем дети без проявления туберкулезной инфекции. Разница значений по фактору Социальная смелость свидетельствует о том, что детей с туберкулезом можно охарактеризовать как робких, застенчивых и чувствительных к угрозе, в отличие от детей без инфекции. У детей с туберкулезом обнаруживаются снижение побуждения к деятельности и недостаток инициативности при выполнении действий (фактор Нервное напряжение).
Рисунок 3 . Значимые различия индивидуально-психологических характеристик в группах детей с туберкулезом и детей без проявления туберкулезной инфекции (при p<0,05)
Значимые различия индивидуально-психологических характеристик в группах детей с туберкулезом и с различными проявлениями туберкулезной инфекции обнаружены по факторам Уверенность в себе и Социальная смелость, что говорит о том, что дети с туберкулезом более неуверенные в себе, легко ранимые и неустойчивые в стрессовых ситуациях, а также более робкие и застенчивые, чем дети с проявлениями туберкулезной инфекции (рис. 4). Если сравнивать эти группы по средним показателям, представленным выше, то обнаруживается, что дети с туберкулезом менее тревожны, чем дети с проявлениями инфекции. Важно отметить, что в нашей выборке 80% детей с диагнозом «туберкулез» воспитываются в полных семьях, что может служить объяснением невысоких показателей по уровню тревожности.
Рисунок 4 . Значимые различия индивидуально-психологических характеристик в группе детей с туберкулезом и детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции (при p<0,05)
Данные, представленные в таблице 1, позволяют обнаружить ряд устойчивых взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и стилями семейного воспитания.
Таблица 1
Значимые взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик детей без проявления туберкулезной инфекции и стилей семейного воспитания в их семье (при p<0, 05)
Личностные факторы |
Стили семейного воспитания |
||||||||
Г- |
У+ |
У- |
Т- |
Н |
РРЧ |
ПДК |
ФУ |
С+ |
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
0,36 |
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,33 |
D |
|
|
0,38 |
-0,33 |
-0,33 |
-0,47 |
|
|
|
E |
0,30 |
0,36 |
|
|
|
|
|
|
|
H |
|
|
|
|
|
0,40 |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
-0,34 |
|
|
Q4 |
|
|
|
|
|
|
0,31 |
|
|
I |
|
|
|
|
-0,36 |
|
|
|
|
Примечание. Стили семейного воспитания: (Г-) - гипопротекция; (У+) - потворствование; (У-) - игнорирование потребностей ребенка; (Т-) - недостаточность обязанностей; Н - неустойчивость стиля воспитания; РРЧ - расширение сферы родительских чувств; ПДК - предпочтение в ребенке детских качеств; ФУ - фобия утраты; (С+) - чрезмерность санкций (строгий стиль воспитания). Факторы исследования личности Р. Кеттелла: А - общительность; С - уверенность в себе; D - возбудимость; E - склонность к самоутверждению; Н - социальная смелость; O - тревожность; Q4 - нервное напряжение; I - чувствительность.
Так, например, они свидетельствуют о том, что при адекватных семейных требованиях детям свойственны эмоциональная зрелость, приспособленность к социальным взаимодействиям и направленность на достижение поставленных целей. Чем чаще родители игнорируют потребности детей, тем выше у последних проявляется моторное беспокойство и тем сложнее им сконцентрировать внимание на важных для них вещах. Чем меньше у детей обязанностей, связанных с домашними делами, тем чаще они игнорируют просьбы родителей любого характера. При высоком уровне требований со стороны родителей у детей отмечается низкий уровень самоконтроля и прослеживаются сложности в понимании социальных нормативов. В ситуациях, когда родители предъявляют требования, не соответствующие возрасту ребенка, может повышаться уровень тревожности.
Данные о взаимосвязях индивидуально-психологических характеристик детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции и стилей семейного воспитания, представленные в таблице 2, дают основания говорить о том, что в случае отсутствия жестких требований к ребенку со стороны родителей, он становится более общительным, открытым и доброжелательным.
При адекватном восприятии родителями изменений, происходящих с ребенком, такие показатели как энергичность и активность формируются в достаточной степени. При этом иногда может наблюдаться переоценка ребенком своих возможностей. При последовательном воспитании без потворствования желаниям ребенка и при высоких требованиях выполнения семейных обязанностей у детей начинает проявляться нервное напряжение, на фоне чего может снижаться школьная успеваемость, а ответственность по отношению к выполнению требований возрастает. У детей этой группы также прослеживается низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления и низкий объем знаний. Возможно, это связано с тем, что ребенок находится на периферии внимания родителей.
Особенности детей с проявлениями туберкулезной инфекции проявляются и в том, что при нехватке внимания со стороны родителей они легче вступают в контакт с другими взрослыми людьми. Учитывая, что родители детей данной группы не предъявляют требований к выполнению социальных норм и правил, дети могут проявлять агрессивное поведение, иметь склонность к самоутверждению; у них также снижается школьная успеваемость [7].
При недостаточном проявлении внимания со стороны родителей у детей с проявлениями туберкулезной инфекции повышается уровень тревожности, напряжение и раздражительность.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что в ситуации избыточного внимания со стороны родителей и удовлетворения всех детских потребностей дети меньше контролируют свое поведение, плохо понимают социальные нормы и правила, у них возникают проблемы с самоорганизацией.
Таблица 2
Значимые взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик детей с проявлениями туберкулезной инфекции и стилей семейного воспитания в их семье (при p<0, 05)
Личностные факторы |
Стили семейного воспитания |
||||||||||
Г+ |
Г- |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
РРЧ |
ПДК |
ФУ |
НРЧ |
|
A |
|
|
|
|
0,31 |
|
|
|
|
|
-0,31 |
B |
|
-0,38 |
|
|
|
|
|
0,38 |
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
-0,35 |
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
-0,31 |
|
|
|
|
|
|
|
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,39 |
0,37 |
|
G |
|
|
|
|
|
|
0,38 |
|
|
|
|
H |
-0,31 |
0,33 |
|
|
0,36 |
|
|
|
|
|
-0,32 |
O |
|
|
-0,31 |
|
-0,32 |
|
|
|
|
|
|
Q3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,33 |
-0,40 |
Q4 |
|
|
-0,33 |
|
-0,35 |
|
|
|
0,42 |
|
|
Социальная значимость |
-030 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Стили семейного воспитания: (Г+) - гиперпротекция; (Г-) - гипопротекция; (У-) - игнорирование потребностей ребенка; (Т+) - чрезмерность требований (обязанностей); (Т-) - недостаточность обязанностей ребенка; (З+) - чрезмерность требований/запретов к ребенку; (З-) - недостаточность требований/запретов к ребенку; РРЧ - расширение сферы родительских чувств; ПДК - предпочтение в ребенке детских качеств; ФУ - фобия утраты ребенка; НРЧ - неразвитость родительских чувств. Факторы исследования личности Р. Кеттелла: А - общительность; B - вербальный интеллект; С - уверенность в себе; E - склонность к самоутверждению; F - склонность к риску; G - ответственность; Н - социальная смелость; O - тревожность; Q3 - самоконтроль; Q4 - нервное напряжение.
При недостаточном количестве внимания у детей с туберкулезом отмечаются трудности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, моторное беспокойство, агрессивность и требовательность (табл. 3). Вместе с тем у них возрастает тревожность, их преследует чувство неудачи, и их легко вывести из равновесия [3].
Таблица 3
Значимые взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик детей с туберкулезом и стилей семейного воспитания в их семье (при p<0,05)
Личностные факторы |
Стили семейного воспитания |
||||||||||||||
Г+ |
Г- |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
РРЧ |
ПДК |
ФУ |
ПНК |
ВК |
НРЧ |
|
A |
|
0,51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-0,51 |
|
|
|
|
B |
|
|
|
|
|
|
|
0,61 |
|
|
|
|
|
0,77 |
|
C |
|
|
|
0,67 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
0,53 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
|
|
0,63 |
0,56 |
|
|
|
|
-0,71 |
|
|
|
|
0,61 |
0,62 |
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-0,52 |
-0,55 |
|
|
|
G |
|
-0,59 |
|
|
0,54 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
H |
|
|
|
0,75 |
|
-0,52 |
0,58 |
0,63 |
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
-0,52 |
|
|
0,56 |
|
|
|
|
|
O |
|
|
0,60 |
|
|
|
|
|
-0,58 |
|
|
|
|
|
|
Q3 |
0,67 |
-0,76 |
0,58 |
|
|
0,61 |
|
0,51 |
|
|
0,57 |
0,64 |
|
|
|
Q4 |
|
|
|
|
|
|
|
0,55 |
-052 |
|
|
|
|
|
|
Социальная значимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,66 |
-0,53 |
|
|
Примечание. Стили семейного воспитания: (Г+) - гиперпротекция; (Г-) - гипопротекция; (У-) - игнорирование потребностей ребенка; (Т+) - чрезмерность требований (обязанностей); (Т-) - недостаточность обязанностей ребенка; (З+) - чрезмерность требований/запретов к ребенку; (З-) - недостаточность требований/запретов к ребенку; (С+) - чрезмерность санкций; (С-) - минимальность санкций; РРЧ - расширение сферы родительских чувств; ПДК - предпочтение в ребенке детских качеств; ФУ - фобия утраты ребенка; ПНК - предпочтение детских качеств; ВК - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; НРЧ - неразвитость родительских чувств. Факторы исследования личности Р. Кеттелла: А - общительность; B - вербальный интеллект; С - уверенность в себе; D - возбудимость; E - склонность к самоутверждению; F - склонность к риску; G - ответственность; Н - социальная смелость; I - чувствительность; O - тревожность; Q3 - самоконтроль; Q4 - нервное напряжение.
В отличие от других групп дети данной группы имеют следующие индивидуальные особенности: при предъявлении высоких требований у них повышается уровень уверенности в себе и чувство стабильности. Ребенок проявляет добросовестность, исполнительность и ответственность.
При строгом стиле воспитания у них хуже формируются интеллектуальные способности, медленно увеличивается объем знаний, возрастает чувствительность к угрозе; они застенчивы, раздражительны, напряжены и склонны к фрустрации. Им сложнее, чем другим детям, понять и принять социальные нормы.
При использовании родителями противоречивой тактики воспитания дети становятся менее внимательными, у них возникают трудности с успеваемостью, но вместе с тем у них развивается решительность [5].
Еще одной особенностью является то, что при условии малого количества наказаний такие дети более тревожны, озабочены и осторожны. При адекватном отношении родителей к взрослению ребенка у них формируются открытость, общительность и участливость. При наличии доверительных отношений в семье, оценка других людей становится для них менее значимой.
Заключение
Проведенное исследование позволяет заключить, что детям младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции по сравнению с детьми, не болеющими туберкулезом, свойственны такие индивидуально психологические особенности, как: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, безынициативность в выполнении конкретных действий, сложности концентрации внимания и утомляемость; слабая сформированность интеллектуальных функций, низкий интеллект, затрудненная адаптация в среде сверстников.
Подытоживая, можно сформулировать ряд выводов.
1. Нервное напряжение и снижение уровня школьной успеваемости детей с туберкулезом и детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции связаны с игнорированием родителями детских потребностей.
2. Степень сформированности интеллектуальных функций у детей перечисленных групп снижается без наличия должного к ним внимания со стороны родителей.
3. Агрессивное поведение и склонность к самоутверждению в социуме проявляются у детей данных категорий при попустительском отношении родителей к нормам и правилам социума.
4. Уровень личностной тревожности и снижение концентрации внимания у детей с туберкулезом и различными проявлениями туберкулезной инфекции связаны с нехваткой родительского внимания по отношению к потребностям ребенка.
При этом длительное нахождение на излечении у детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции ассоциируется с высоким уровнем самоконтроля; эта группа детей чаще, чем дети референтной группы, выполняют требования взрослых, следуют социальным правилам, подчиняются распорядку дня медицинского учреждения, что позволяет организовывать с ними эффективные профилактические и развивающие занятия.
Литература
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. 2-е изд. М.: Изд. Института психотерапии; Изд. НГМА, 2000. 320 с.
- Баранова Г.В., Золотова Н.В., Овсянкина Е.С., Сиресина Н.Н., Столбун Ю.В., Стрельцов В.В. Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулезом органов дыхания // Туберкулез и болезни легких. 2010. № 1. С. 50–53.
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка. М.: Гэотар медицина, 1999, 376 с.
- Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Психологическая диагностика отношения к болезни. СПб., изд-во НИПНИ им. Бехтерева, 2005. 342 с.
- Дробот Н.Н., Батанина Б.Т. Туберкулез у детей и подростков в современных условиях. Тезисы докладов IV (ХIV) Съезда научно-медицинской ассоциации фтизиатров. Йошкар-Ола, Изд-во Марийс. полигр.-изд. Комбината, 1999. С. 138.
- Захарова Е.В. Психокоррекция в комплексной терапии больных хроническими бронхолегочными заболеваниями: автореф. … канд. мед. Наук. Самара, 2003. 24 с.
- Лукашова Е.Н., Игишева Л.Н., Копылова И.Ф. Психологические особенности больных туберкулезом подростков // Проблемы туберкулеза. 2002. №1. С. 39–41.
- Овсянкина Е.С. Актуальные проблемы противотуберкулезной помощи детям и подросткам // Проблемы туберкулеза и болезней легких. 2009. № 1. С. 3–4.
- Овсянкина Е.С., Прошин В.А. Проблемы перспективы противотуберкулезной работы среди детей и подростков г. Москвы // IV (ХIV) съезд научно-медицинской ассоциации фтизиатров. Йошкар-Ола, Изд-во Марийс. полигр.-изд. комбината, 1999. С. 145–146.
- Сиренко И.А. Влияние туберкулезной инфекции на психологический статус детей // Туберкулез и болезни легких. 2010. № 1. С. 59–63.
- Сиресина Н.Н., Стрельцов В.В. Психологические факторы патогенеза туберкулеза органов дыхания у детей и подростков // Туберкулез и болезни легких. 2013. № 4. С. 25–32.
- Фирсова В.А. Туберкулез у подростков: диагностика, клиника, лечение // Проблемы туберкулеза. 2003 № 3. С. 23–26.
- Шилова М.В., Лебедева Л.В. Туберкулез у подростков в России // Российский педиатрический журнал. 2010. № 3. С. 4–10.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2359
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1069
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7