Русскоязычная версия методики «Опросник поведения дошкольников»

2282

Аннотация

В статье представлены результаты разработки сокращенной русскоязычной версии методики «Опросник поведения дошкольников» Л. Бехар. В результате отбора заданий из оригинальной версии был составлен опросник для воспитателей и родителей, включающий 15 пунктов, кратко описывающих распространенные эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников. Апробация предложенной версии проводилась на выборке из 480 детей 3–6 лет, каждого из которых оценивали воспитатель и мать. Результаты конфирматорного факторного анализа подтвердили трехфакторную структуру опросника, включающую коррелирующие факторы агрессивности, тревожности и гиперактивности. Методика показала хорошие показатели внутренней согласованности (альфа Кронбаха 0,71–0,85). Получены предварительные данные в пользу внешней валидности шкал агрессивности и гиперактивности, валидность шкалы тревожности подтвердить не удалось. Приводятся меры центральной тенденции и процентильные нормы для оценки результатов диагностики по шкалам. Результаты исследования позволяют сделать вывод о возможности использования методики для экспресс-диагностики эмоционально-поведенческих проблем дошкольников, несмотря на тот факт, что валидность шкалы тревожности требует дополнительных исследований. Авторы выражают признательность комитетам по образованию Администраций гг. Барнаула, Бийска, Бийского и Зонального районов Алтайского края за помощь в организации исследования, а также администрации и психологам МБОУ ДОУ № 264 «Маленькая страна» г. Барнаула за содействие в сборе данных.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, гиперактивность, тревожность, диагностика, агрессивность, поведение

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050410

Для цитаты: Казанцева О.А., Сычев О.А., Тютерева Т.А. Русскоязычная версия методики «Опросник поведения дошкольников» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 128–142. DOI: 10.17759/cpse.2016050410

Литература

  1. Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. С. 49–59.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2003. 694 с.
  3. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М: Изд-во МГППУ, 2002. 68 с.
  4. Казьмин А.М., Коновко Н.А., Сальникова О.Г., Тупицина Е.К., Федина Е.В. Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Kazmin_et_al_1.shtml (дата обращения: 18.09.2016)
  5. Филимоненко Ю.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). СПб: ГП «ИМАТОН», 1994. 94 с.
  6. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.
    М: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
  7. Behar L.B., Stringfield S. Manual for the Preschool Behavior Questionnaire. United States of America, Durham: US Department of Health, Education & Welfare, National Institute of Education, 1974. 16 p.
  8. Behar L.B. The preschool behavior questionnaire // Journal of Abnormal Child Psychology. 1977. Vol. 5. № 3. P. 265–275. doi: 10.1007/BF00913697.
  9. Brown T.A. Confirmatory factor analysis for applied research: Methodology in the social sciences. New York: Guilford Press, 2006. 475 p.
  10. Browne M.W., Cudeck R. Alternative ways of assessing model fit / K.A. Bollen,
    J.S. Long (Eds.) // Testing structural equation models. Beverly Hills, CA: Sage, 1993.
    P. 136–162.
  11. Hinshaw S.P. On the distinction between attentional deficits/hyperactivity and conduct problems/aggression in child psychopathology // Psychological Bulletin. 1987. Vol. 101. № 3. P. 443–463. doi: 10.1037/0033-2909.101.3.443.

Информация об авторах

Казанцева Ольга Александровна, доцент, кафедра психологии образования, институт психологии и педагогики, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, e-mail: helgakaz@mail.ru

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник , ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Тютерева Татьяна Александровна, магистрант, Институт психологии и педагогики, Алтайский государственный, Барнаул, Россия, e-mail: tanu17.85@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3345
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2282
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 7