Исследование показателей благополучия и ассертивности среди молодежи

0

Аннотация

Актуальность. В условиях быстрого развития современного урбанистического общества вопросы изучения психологического благополучия становятся все более востребованными. Наибольший интерес вызывает проблематика психологического благополучия среди молодых людей, которые только начинают свою профессиональную карьеру. Важным компонентом изучения проблемы является ассертивность, которая проявляется в определенной взаимосвязи с психологическим благополучием личности. Цель. Исследование направлено на выявление показателей благополучия и ассертивности среди молодежи. Выборка исследования состоит из молодых людей (мужчин и женщин) в возрасте 18–34 лет (n = 627 чел.). Исследование проводилось в г. Ереване и в ряде регионов Республики Армения. Методы. Исследование включает оценку благополучия и ассертивности в группах имеющих работу и безработных молодых людей. Для достижения цели работы применялись Шкала благополучия BBC, Шкала ассертивности Ратуса (RAS) и Опросник ассертивности Шейнова. Результаты. Результаты исследования показывают, что высокие оценки (0,624*) показателя психологического благополучия положительно коррелируют (p<0,001) с ассертивным поведением молодых людей. Статистически значимых различий по переменным пола, занятости и образования нет. Χ²–тест показал значения p=0,995 по переменным пола и образования, и p=0,996 по переменным занятости и образования. Результаты исследования открывают новые возможности для обсуждения проблемы с перспективой исследования образовательного уровня личности. Дальнейшие обсуждения могут касаться способности молодых людей к творческому анализу ситуаций, осмыслению соответствующих средств достижения целей и управлению своим поведением. Выводы. В результате проведенного исследования были сформулированы определенные выводы относительно взаимосвязи показателей благополучия и ассертивности. Была выявлена положительная связь между показателями взаимоотношения/коммуникации и высокой степени ассертивности среди молодых мужчин и женщин. Этот вывод может быть изучен в дальнейших исследованиях для выявления факторов психологической готовности молодежи к изменчивому рынку труда, а также для выявления особенностей восприятия психологического благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: благополучие, ассертивность, психологическое здоровье, поведение, молодые люди

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2024320307

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке Республики Армения в рамках научного проекта № 21T-5A311.

Получена: 06.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Геворкян С.Р., Акопян Н.Р., Казанчян Л.А., Хачатрян А.Г. Исследование показателей благополучия и ассертивности среди молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Том 32. № 3. С. 116–138. DOI: 10.17759/cpp.2024320307

Литература

  1. Агапов Е.П. Феномен человеческого благополучия // Медико–социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций: материалы Международной научно–практической конференции (г. Екатеринбург, 16–17 февраля 2016 г.). С. 216-223.
  2. Alexandrova A., Fabian M. The Science of Wellbeing. Montgomery. John Tempelton Foundation, 2022. 63 p.
  3. Bardly B. Well-being (Key Concepts in Philosophy). Malden, Policy Press, 2015.125p.
  4. Berkowitz L. Words and symbols as stimuli to aggressive responses. Control of Aggression: Implications from Basic Research / J.F. Knutson (ed.) Chicago: Aldine Atherton, 1973. P. 113-143.
  5. Bowen D.D. Toward a viable concept of assertiveness. Experiences in management and organizational behavior / D.T. Hall, D.D. Bowen, R.J. Lewicki, F.S. Hall (eds.). 2nd ed. N.Y.: John Wiley & Sons, 1982. 380 p.
  6. Bradburn N.M. The measurement of psychological well-being. In Health Goals and Health Indicators: Policy, Planning, and Evaluation, Elison J.(ed.). NY: Routledge, 2019. P. 84-94.
  7. Bramble B. The Distinctive Feeling Theory of Pleasure // Philosophical Studies. 2013. № 162. P. 201-217.
  8. Butler P.E. Self Assertor for Women. San Francisco: Harper and Row, 1981. 336p.
  9. Cartledge G., Milburn J.F. The case for teaching social skills in the classroom. Review of Educational Research. 1978. № 1, pp. 133-156.
  10. Deonna J., Teroni F. The Hedonist’s Emotions // The Ethics Forum. 2022. Vol. 17. №  1-2. P. 176-191.
  11. Engelsen S. Wellbeing Competence // Philosophies. 2022. Vol. 7. №  2. P. 42-55. DOI: 10.3390/philosophies7020042
  12. Fletcher G. The Philosophy of Well Being. New York: Routledge, 2016. 184p.
  13. Geistfeld A.M. Cost-benefit analysis outside of welfarism // Journal of constitutional theory and philosophy of law. 2022. № 37. P.1-15
  14. Grossberg J. Successful behavior therapy in a case of speech phobia // Journal of Speechand Hearing Disorders. 1965. Vol. 30. P. 285-288.
  15. Gupta M., Hooda R.C., Kumar J. Effect of different techniques of assertiveness training on students self-concept // Recent Researches in Education and Psychology. 2002. № 7. P. 19-24.
  16. Hurka T. On «Hybrid» Theories of Personal Good // Utilitas. 2019. Vol. 31. № 4. P. 450-462. DOI:10.1017/S0953820819000256
  17. Ikiz F.E. Self-perceptions about properties affecting assertiveness of trainee counselors // Social behavior and personality. 2011. Vol. 39. № 2. P. 199-206.
  18. Илюхин А.Г. Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. C. 117-127. DOI: 10.17759/ jmfp.2021100212
  19. Intelisano S., Krasko J., Luhmann M. Integrating Philosophical and Psychological Accounts of Happiness and Well-Being // Journal of Happiness Studies. 2020. Vol.21. P.161-120.
  20. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Факторы психологического благополучия российской молодежи // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. C. 24-35. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270403
  21. Jinsi A.J. Self-assertiveness and emotional intelligence of higher secondary students.Unpublished M. Ed dissertation, Farook Training College, University of Calicut, 2006. 150 p.
  22. Keating G.C.  Products liability as enterprise liability // Journal of Tort Law. 2017. № 10. P. 41-97.
  23. Хачатурова М.Р., Ерофеева В.Г., Бардадымов В.А. Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период «становящейся взрослости» // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. C. 121-135. DOI: 10.17759/ pse.2022270110
  24. Lauinger W.A. Defending a Hybrid of Objective-List and Desire Theories of Well-Being. In Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and Humanities. Lee M. T., Kubzansky L. D., VanderWeele T. J. (eds). New York, NY, 2021. P. 229-256.
  25. Lewittes H.J., Bern S.L. Training women to be more assertive in mixed sex task-oriented discussions // Sex Roles. 1983. № 9.  P. 581-596.
  26. Lin E. Well‐being. Part 1: The concept of well‐being // Philosophy Compass. 2022. № 17 (1). P.1-15.
  27. Molinsky A. A simple way to be more assertive (without being pushy) [Электронный ресурс] // Harvard Business Review, 2017. URL: from https://hbr.org/2017/08/a-simple-way-to-be-more-assertive-without-being-pushy (Accessed 20.05.2023).
  28. Nevid J. S., Rathus S. A. Multivariate and normative data pertaining to the RAS with the college population.  Behavior Therapy, 1978, 675 p.
  29. Pfafman T. Assertiveness. The Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Eds. Zeigler-Hill V., Shackelford T. K. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2017. P. 1–7.
  30. Plantade-Gipch A., Bruno J, Strub L., Bouvard M., Martin-Krumm C. Emotional regulation, attachment style, and assertiveness as determinants of well-being in emerging adults // Frontiers in Education. 2023. № 8. P. 1-13. DOI: 10.3389/feduc.2023.1058519
  31. Rathus S.A. A 30-item schedule for assessing behavior // Behavior Therapy. 1973. Vol. 4. №  3. P. 398-406.
  32. Raz J. The morality of freedom. Oxford: Oxford University Press, 2009. 435 p.
  33. Roger C. «Well-Being». The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Edward N. Zalta (ed.). 2021. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/well-being/.(Accessed 20.05.2023).
  34. Садовская А.А. Теории благополучия и их отражение в современных философских концепциях // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 2 (33). C.87-101.
  35. Salter A. Conditioned reflex therapy N.Y.: Capricorn, 1949. 245 p.
  36. Scheer J.K., Ansorge C.J., Howard J. Judging bias induced by viewing contrived videotapes: A function of selected psychological variables // Journal of Sport Psychology. 1983. № 5. P. 427-437.
  37. Шейнов В.П, Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология. 2014. № 2 С.107-120.
  38. Шейнов В.П, Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107-116.
  39. Sirgy M.J. The Psychology of Material Well-Being // Applied Research Quality Life. 2018. № 13. P. 273-301.
  40. Spicker P. The Welfare State: a general theory. California, T.Oaks: SAGE Publications Ltd., 164 p.
  41. Swimmer G.I., Ramanaiah N.V. Convergent and discriminant validity of selected assertiveness measures // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49. P. 243-249.
  42. Tanck R.H., Robbins P.R. Assertiveness, locus of control and coping behaviors to diminish tension // Educational Gerontology. 2008. Vol. 34. P. 503-519.
  43. The Constitution of The World Health Organization (was adopted by the International Health Conference held in New York from 19 June to 22 July 1946) [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/EN/constitution-en.pdf (Accessed 20.05.2023).
  44. Thurman C.W. Effectiveness of cognitive behavioral treatments in reducing type A behavior among university faculty // Journal of Counseling Psychology. 1985. Vol. 32. P. 74-83.
  45. Vickers A.J. Parametric versus non–parametric statistics in the analysis of randomized trials with non–normally distributed data // BMC Med Res Methodology. 2005. Vol. 5. P. 35. DOI: 10.1186/1471-2288-5-35
  46. Weitlauf J.C., Smith R.E., Cervone D. Generalization effects of coping6skills training: Influence of self6defense training on women's efficacy beliefs, assertiveness, and aggression // Journal of Applied Psychology. 2000. Vol. 85. №  4. P. 625-633.
  47. Wellbeing [Электронный ресурс]. New Zealand, Budget: Budget Policy Statement, 2023. URL: https://www.beehive.govt.nz/release/budget-2023-provide-security-difficult-global-environment (Accessed 20.05.2023).
  48. Wolpe J. Psychotherapy by Reproach Inhibition. California: Stanford University Press, 1958. 239 p.
  49. Wolpe J., Lazarus A.A. Behavior therapy techniques: A guide to the treatment of neuroses. New–York: Pergamon Press, 1966. 198 p.

Информация об авторах

Геворкян Србуи Рафиковна, доктор психологических наук, Профессор, Ректор, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4467-9759, e-mail: gevorgyansrbuhi@aspu.am

Акопян Наира Рафиковна, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научно-исследовательским работам, Международный научно-образовательный центр Национальной академии наук, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0753-2774, e-mail: naira.hakobyan@isec.am

Казанчян Лилит Арменовна, кандидат юридических наук, PhD, доцент кафедры юриспруденции, Международный научно-образовательный центр Национальной академии наук, старший научный сотрудник, Институт философии, социологии и права, НАН РА, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7887-4619, e-mail: lilit_law@mail.ru

Хачатрян Анна Геворковна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный научно-образовательный центр Национальной академии наук, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5761-8838, e-mail: anna.khachatryan@isec.am

Метрики

Просмотров

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0