Межмодальные соответствия на примере связи звука и цвета в норме и патологии

816

Аннотация

В статье приводится обзор экспериментальных и теоретических исследований, посвященных изучению межмодальных соответствий. Описываются данные феномена межмодальных соответствий у здоровых людей (в том числе на примере связи звука и цвета). Проведенное предварительное исследование позволяет предположить, что у людей с шизофренией, в отличие от здоровых людей, звуко-цветовые соответствия претерпевают деструктивные изменения. Между тем новых, четко прослеживающихся закономерностей проявлений звуко-цветовых соответствий не обнаружено.

Общая информация

Ключевые слова: межмодальные соответствия, синестезия, звуко-цветовые соответствия, шизофрения

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060202

Для цитаты: Дьяченко А.С. Межмодальные соответствия на примере связи звука и цвета в норме и патологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 5–16. DOI: 10.17759/cpse.2017060202

Полный текст

В статье приводится обзор экспериментальных и теоретических исследований, посвященных изучению межмодальных соответствий. Описываются данные феномена межмодальных соответствий у здоровых людей (в том числе на примере связи звука и цвета). Проведенное предварительное исследование позволяет предположить, что у людей с шизофренией, в отличие от здоровых людей, звуко­цветовые соответствия претерпевают деструктивные изменения. Между тем новых, четко прослеживающихся закономерностей проявлений звуко-цветовых соответствий не обнаружено.

Введение

С конца XIX века объектом пристального внимания и исследований научного сообщества стал феномен межмодальных соответствий. Синестезия, то есть трансляция ощущений из одной модальности в другую, и особенно цветной слух оказались в тот период столь популярными темами исследований, что на Международном конгрессе физиологической психологии в 1890 году была создана комиссия, состоящая из семи выдающихся психологов, задачами которой были стандартизация терминологии по синестезии и выработка общего научного понимания проблемы. К началу ХХ века было собрано немало эмпирического материала, опубликовано несколько книг и более ста статей по этому вопросу. Уже тогда ученые отмечали способность гласных звуков вызывать цветовые образы [11].

Теоретические и экспериментальные исследования межмодальных соответствий

Ч. Осгуд исследовал коннотативное значение слов речи («...те состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами» [5, с. 279]) созданным им методом семантического дифференциала. В его кросскультурном исследовании такие вербальные понятия, как «хороший», «плохой», «белый» и «черный», оценивались англо-американским и мексикано-испанским населением, а также японцами и индейцами племени Навахо по визуальным шкалам «светлый-темный», «большой- маленький», «верх-низ» [12]. Было обнаружено не только точное вербально­визуальное синестетическое соответствие в группах, но также и корреляции между группами. Например, для англичан, для японцев и для индейцев племени Навахо «белое» было тонким и прохладным, «быстрое» - тонким и ярким, «тяжелое» - низким, толстым, темным и близким. Ч. Осгуд считал, что такие результаты демонстрируют тот факт, что значение зависит не от лингвистических структур, а от неких универсальных переживаний. Это исследование показывает поразительную межкультурную и межиндивидуальную устойчивость структуры коннотативных значений, которые свойственны человеку как представителю не столько культуры, сколько вида. Из исследований Ч. Осгуда очевидны два важных теоретических вывода. Во-первых, обнаруживается общность синестетических тенденций (по крайней мере, вербально-визуальных) у представителей различных языковых и культурных групп. Во-вторых, синестезия - это когнитивный феномен, связанный с коннотативным значением и служащий выделению в удобной и более экономичной форме наиболее общих факторов (яркости, размеров, аффекта и т.д.).

Важно отметить, что на данный момент не существует однозначного понимания механизма происхождения синестезии и единой общепринятой терминологии в силу включения в это понятие разными исследователями различных феноменов. Четкий критерий (произвольность трансляции ощущений из одной модальности в другую) предложил в 1995 году Р. Ситовик: «Синестезия - нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе» [10, с. 1]. Если опираться на это определение, на наш взгляд, корректнее говорить о межмодальных соответствиях (в рассматриваемом нами конкретном случае - звуко-цветовых соответствиях), так как в этом понятии отсутствует указание на валидизирование испытуемых по наличию «непроизвольного отклика в другой сенсорной системе».

А.П. Журавлев изучал функционирование фонетического значения отдельного слова и целого текста на уровне звуков [1; 2]. Исследовав русские гласные и согласные по 25 шкалам осгудовского семантического дифференциала, А.П. Журавлев провел первые эксперименты по изучению звуко-цветовых ассоциаций в русском языке. В результате опроса 1000 человек были получены статистически достоверные звуко-цветовые соответствия (приводятся с учетом результатов измерений значимости по шкалам «светлый-темный» и «яркий- тусклый»):

«А» - ярко-красный;

«О» - яркий светло-желтый или белый;

«И» - светло-синий;

«Е» - светлый желто-зеленый;

«У» - темный сине-зеленый;

«Ы» - тусклый темно-коричневый или черный [1].

На основании многочисленных исследований ученый пришел к выводу, что фонетическая значимость порождается физическими свойствами звуков и является филогенетически более древним фактором, чем значения слов.

Фундаментальное изучение проблемы звуко-цветовых связей было осуществлено в исследовании Л.П. Прокофьевой [7], в котором проводился анализ множества научных работ и рассматривались теоретические вопросы происхождения и статуса синестезии. Л.П. Прокофьева предложила клинические случаи называть синестезией, тогда как межчувственные ассоциации, проявление метафорического мышления человека - синестемией. В ее монографии также приводятся результаты собственного экспериментального исследования символики звуков, построенного на огромном фактическом материале (2000 информантов, из них 1000 - русскоязычных) [7].

В монографии В.В. Левицкого сопоставляются данные субъективного и объективного звукосимволизма более чем в 50 языках различного строя, проводится анализ многочисленных зарубежных и отечественных экспериментальных исследований второй половины ХХ - начала XXI веков, обобщены результаты исследований звукового символизма, проводившихся в 1965­2008 гг. в Черновицком университете [4]. Природа возникновения звуко-цветовых соответствий рассматривается в контексте двух основных концепций: синестезии (связь между звуком и смыслом носит первичный, «отприродный» характер, звуко­символические правила универсальны) и ассоциации (возникает в сознании говорящего в силу языкового навыка, а звуковой символизм носит вторичный характер, его правила специфичны для каждого отдельного языка или группы родственных языков). В.В. Левицкий критически отзывается о многих применяемых А.П. Журавлевым методах исследования и выводах, но признает приемлемым способ исследования звуко-цветовых соответствий.

Критика методов проведения эксперимента, разработанных А.П. Журавлевым, обнаруживается также в работах Г.В. Расникова [9] и коллектива исследователей - Т. Пугачевой, М.Н. Дымшица и С. Кулаковой [8]. Приводимые этими авторами экспериментальные данные не воспроизводят обнаруженных в исследованиях А.П. Журавлева результатов по «цветным гласным» [1]. Однако количество испытуемых в указанных исследованиях (по 30 человек) несравнимо с массивом данных в исследовании А.П. Журавлева: им только по «цветным гласным» было обследовано более тысячи человек. Л.П. Прокофьева приводит результаты своего исследования [7], которые почти аналогичны результатам А.П. Журавлева (табл. 1).

Таблица 1

Звуко-цветовые соответствия (по данным исследований Л.П. Прокофьевой [7] и А.П. Журавлева[1])

Звук

Данные Л.П. Прокофьевой

Данные А.П. Журавлева

0

желтый или белый

яркий светло-желтый или белый

A

красный

ярко-красный

Ы

черный

тусклый темно-коричневый или черный

E

зеленый

светлый желто-зеленый

У

-

темный сине-зеленый

И

синий

светло-синий

Примечание. Данные А.П. Журавлева приводятся с учетом результатов измерений значимости по шкалам «светлый-темный» и «яркий-тусклый».

 

Итак, в научной литературе отмечается, что феномен звуко-цветового соответствия имеет свои специфику и закономерности, которые проявляются в способности окрашивать в восприятии звуки речи в различные цвета. Эта закономерность касается преимущественно гласных звуков, для некоторых из которых в восприятии обнаружены корреляты в виде определенных цветов. Эти результаты были получены в исследовании, в котором испытуемыми являлись клинически нормальные носители русского языка. Мы предположили, что закономерности, характерные для «цветного слуха» людей с шизофренией, будут отличаться от таковых у здоровых людей.

Описание эмпирического исследования уместно предварить кратким анализом нарушений психической деятельности у людей с шизофренией. Результаты исследования Ю.Ф. Полякова позволяют считать, что у людей, больных шизофренией, наиболее сохранны те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций и жесткую, полностью формализованную программу реализации умственной деятельности [6]. Примерами такого рода деятельности являются счетные и формально-логические операции, сохранность грамматического строя речи даже при выраженной смысловой бессвязности высказываний. В познавательной сфере у людей с шизофренией обнаруживаются ослабление влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, расширение круга привлекаемых из памяти сведений за счет латентных, малозначимых (но объективно присущих) свойств предметов, тенденция к уравниванию вероятностей актуализации различных свойств предметов.

Как показывают отечественные исследования, в основе «оригинальности» мышления, часто отмечаемой у людей с шизофренией, лежат следующие факторы: раннее развитие формально-логического мышления; способность и склонность к абстрагированию (в том числе в неуместных ситуациях); малая опора на житейский опыт и превалирование субъективной ценности суждений над значимостью их социальных оценок [3]. Недостаточная направленность на взаимодействие и как следствие слабое стремление быть понятым окружающими приводят к развитию своеобразия и причудливости мышления у людей с шизофренией, к предпочтению ими вычурных решений и формулировок стандартным, общепринятым.

Методы и процедура исследования

Исследование проводилось на базе Научного центра психического здоровья РАМН в 3-м и 4-м стационарных отделениях. В экспериментальную группу вошли 46 пациентов с диагнозами эндогенного круга: шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройства (F20.6, F21,   F25.2 по МКБ-10 соответственно).

Группа была разделена на две подвыборки: пациенты со сформировавшимся дефектом (дефицитарные расстройства личности в форме необратимых нарушений когнитивной, эмоциональной и волевой сфер, появляющиеся в результате длительно протекающей болезни или ядерных ее форм) и пациенты с более легким течением заболевания (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики экспериментальных групп

Характеристики

Экспериментальные группы

Пациенты со сформировавшимся дефектом (n=14)

Пациенты с легким течением заболевания (n=32)

Пол

Ж

4

9

М

10

23

Средний возраст

27,28

24,36

Образование

среднее, среднее специальное

6

9

неоконченное высшее

6

13

высшее

2

10

Диагноз по МКБ-10

F20.6

14

5

F25.2

-

17

F21

-

10

Основную контрольную группу составили 47 здоровых испытуемых. Кроме того, мы привлекли дополнительную контрольную группу с целью придать большую четкость и репрезентативность эксперименту. Дополнительную контрольную группу составили 11 респондентов с аффективной патологией: биполярным аффективным расстройством (F31.0, F31.3 по МКБ-10) и циклотимией (F34.0 по МКБ-10) (табл. 3).

Таблица 3

Характеристики контрольных групп

Характеристики

Контрольные группы

Здоровые испытуемые

(n=47)

Испытуемые с аффективной патологией (n=11)

Пол

Ж

16

4

М

31

7

Средний возраст

24,51

23,13

Образование

среднее, среднее специальное

-

2

неоконченное высшее

47

7

высшее

-

2

Диагноз по МКБ-10

F31.0; F31.3

-

4

F34.0

-

7

 

В исследовании была использована методика, предложенная А.П. Журавлевым. Процедура ее проведения была следующей: испытуемым предъявлялись карточки с написанными в строчку шестью гласными («Е», «О», «Ы», «У», «И», «А»), а в столбцах указаны шесть цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Затем испытуемому давалась «глухая» инструкция: «Напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад» [1, с. 119].

Результаты исследования

Во-первых, результаты нашей основной контрольной группы (здоровых людей) качественно сопоставимы с данными А.П. Журавлева (табл. 4). Именно такие звуко-цветовые соответствия упоминались большинством испытуемых в исследованиях А.П. Журавлева, что позволяет считать их стандартно-частотными (важно, впрочем, уточнить, что несоответствие им не является признаком какой- либо патологии).

Таблица 4

Звуко-цветовые соответствия основной контрольной группы и стандартные соответствия (по данным А.П. Журавлева)

Звук

Основная контрольная группа (%)

Стандартные соответствия

0

желтый или белый

85

яркий светло-желтый или белый

А

красный

73

ярко-красный

Ы

черный

68

тусклый темно-коричневый или черный

Е

желтый или зеленый

63

светлый желто-зеленый

У

синий или зеленый

57

темный сине-зеленый

И

синий

50

светло-синий

Примечания. Значения по группам приведены в % к общему числу испытуемых в контрольной группе.

 

Во-вторых, не удается обнаружить какие-либо определенные и уникальные для людей с шизофренией звуко-цветовые соответствия; результаты оказываются более размытыми по сравнению со стандартными (Приложение 1).

Кроме того, мы провели анализ нестандартных выборов во всех группах, например, сколько процентов испытуемых «окрасили» звук «А» в любой цвет, кроме красного. Результаты приведены в табл. 5.

Таблица 5

Нестандартные звуко-цветовые соответствия (%)

Звуки

Группы

I

II

III

IV

О

0,64

0,45

0,27

0,15

А

0,57

0,50

0,27

0,27

Ы

0,79

0,59

0,45

0,32

Е

0,64

0,31

0,36

0,37

У

0,50

0,65

0,54

0,45

И

0,86

0,53

0,45

0,48

Примечание. Значения по группам приведены в % к общему числу членов группы. I - группа людей с шизофренией со сформировавшимся дефектом; II - группа людей с шизофренией с легким течением заболевания; III - дополнительная контрольная группа (больные с аффективной патологией); IV - контрольная группа здоровых людей.

Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет предположить своеобразие звуко-цветовых соответствий у обеих групп больных шизофренией по сравнению с контрольной группой. Можно ожидать, что звуко-цветовые соответствия у людей с шизофренией, имеющих сформировавшийся дефект, будут отличаться от таковых у больных шизофренией с легким течением заболевания. Результаты дополнительной контрольной группы оказались близки к результатам основной контрольной группы.

Обсуждение и обобщение результатов

Результаты нашего исследования позволяют предварительно подтвердить данные А.П. Журавлева о наличии закономерностей проявления звуко-цветовых соответствий у здоровых людей на материале «цветных гласных» (при использовании того же методического подхода).

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют предположить наличие различий в звуко-цветовых соответствиях у группы людей с шизофренией и у группы здоровых людей.

Результаты проявления феномена звуко-цветовых соответствий у людей с шизофренией не обнаруживают четко прослеживающихся собственных, свойственных только им закономерностей, поэтому можно говорить о деструктивных изменениях феномена звуко-цветовых соответствий при патологии эндогенного круга из-за происходящих в когнитивной и эмоционально-волевой сферах необратимых нарушений.

Мы предполагаем, что искажение (по сравнению с нормативными данными) звуко-цветовых соответствий при психической патологии связано с изменением восприятия цвета - как с эмоциональной, биологической, инстинктивной, «отприродной» (по В.В. Левицкому [4]) стороны, так и со стороны культурно детерминированной, определяемой культурным контекстом, в котором растет и развивается человек. Патология познавательной сферы больных шизофренией, характеризуемая легкостью актуализации латентных признаков, равнозначностью многих возможных вариантов решений и недостаточной опорой на прошлый опыт, влияет, как нам кажется, на культурную детерминированность цветоотношения и восприятия. А патология эмоциональной сферы, более близкой к общебиологическим, инстинктивным механизмам, ведет к искажению восприятия «докультурных» значений цвета.

Близость результатов групп людей с аффективной патологией и здоровых людей говорит о том, что нарушение лишь в эмоциональной сфере при достаточной сохранности когнитивной сферы и восприятия не способно привести к значительным патологическим изменениям в области цветного слуха.

Обнаруженные нами вероятностные различия в звуко-цветовых соответствиях у здоровых людей и у людей с шизофренией позволяют предположить, что структура звуко-цветовых соответствий подвергается деструкции по мере течения болезни. Продолжая исследования в этой области, мы планируем верифицировать различия между группами людей с шизофренией со сформировавшимся дефектом и людей с шизофренией с легким течением заболевания.

Приложение 1

Однозначный выбор звуко-цветовых соответствий

ЦВЕТА

ЗВУКИ

А

О

Ы

И

Е

У

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

красный

43

50

72

23

14

155

0

5

0

3

9

3

7

9

18

9

28

125

0

7

7

9

0

6

черный

14

3

9

2

285

22

0

2

215

405

54

68

14

6

0

2

14

125

9

10

7

15

27

17

белый

215

25

0

15

28

25

27

50

14

125

9

4

285

155

18

7

0

3

18

17

7

19

27

7

желтый

7

0

9

5

7

28

45

35

215

125

0

2

14

3

9

14

215

37

36

23

28

22

0

14

зеленый

14

19

9

6

14

0

27

4

7

19

9

11

215

19

0

10

14

31

27

31

285

9

27

27

синий

0

3

0

2

7

9

0

5

355

125

18

12

14

47

54

52

215

3

9

3

21

25

18

28

 

Примечание. Значения по группам приведены в % к общему числу членов группы. I - группа людей с шизофренией со сформировавшимся дефектом; II - группа людей с шизофренией с легким течением заболевания; III - дополнительная контрольная группа (больные с аффективной патологией); IV - контрольная группа здоровых людей.

Литература

  1. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. 160 с.
  2. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: изд-во ЛГУ, 1974. 159 с.
  3. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: изд-во МГУ, 1991. 256 с.
  4. Левицкий В.В. Звуковой символизм. Мифы и реальность. Черновцы: Рута, 2009. 186 с. 
  5. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: Мир, 1972. С. 278–298.
  6. Поляков Ю.Ф. Патология познавательных процессов. М.: Медицина, 1974. 86 с.
  7. Прокофьева Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность: универсальное, национальное, индивидуальное. Саратов: изд-во Саратов. мед. ун-та, 2007. 279 с.
  8. Пугачева Т., Дымшиц М.Н., Кулакова С. Звуко-цветовая синестезия и методы ее исследования [Электронный ресурс]. // Публикации ВААЛ. 2017. 10 с. URL:http://www.vaal.ru/show.php?id=114/ (дата обращения: 15.03.17).
  9. Расников Г.В. Особенности цвето-звуковой синестезии: дисс. … канд. психол. наук. М., 2006. 162 с.
  10. Cytowic R.E. Synesthesia: Phenomenology and neuropsychology [Электронный ресурс] // Psyche. 1995. Vol. 2. № 10. URL: http://www.theassc.org/files/assc/2346.pdf / (дата обращения: 21.05.17).
  11. Marks L.E., Piеre J.B. On coloured-hearing synesthesia: cross-modal translation of sensory dimensions. Psychological Bulletin. 1975. Vol. 82. № 3. P. 303–331.
  12. Osgood C.E., May W.H., Miron M.S. Crosscultural universals of affective meaning. Urbana: University of Illinois Press, 1975. 486 p.

Информация об авторах

Дьяченко Алиса Сергеевна, клинический психолог, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой» Департамента здравоохранения г. Москвы, Москва, Россия, e-mail: mangobei@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1711
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 816
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0