В статье приводится обзор экспериментальных и теоретических исследований, посвященных изучению межмодальных соответствий. Описываются данные феномена межмодальных соответствий у здоровых людей (в том числе на примере связи звука и цвета). Проведенное предварительное исследование позволяет предположить, что у людей с шизофренией, в отличие от здоровых людей, звукоцветовые соответствия претерпевают деструктивные изменения. Между тем новых, четко прослеживающихся закономерностей проявлений звуко-цветовых соответствий не обнаружено.
Введение
С конца XIX века объектом пристального внимания и исследований научного сообщества стал феномен межмодальных соответствий. Синестезия, то есть трансляция ощущений из одной модальности в другую, и особенно цветной слух оказались в тот период столь популярными темами исследований, что на Международном конгрессе физиологической психологии в 1890 году была создана комиссия, состоящая из семи выдающихся психологов, задачами которой были стандартизация терминологии по синестезии и выработка общего научного понимания проблемы. К началу ХХ века было собрано немало эмпирического материала, опубликовано несколько книг и более ста статей по этому вопросу. Уже тогда ученые отмечали способность гласных звуков вызывать цветовые образы [Marks, 1975].
Теоретические и экспериментальные исследования межмодальных соответствий
Ч. Осгуд исследовал коннотативное значение слов речи («...те состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами» [Осгуд, 1972, с. 279]) созданным им методом семантического дифференциала. В его кросскультурном исследовании такие вербальные понятия, как «хороший», «плохой», «белый» и «черный», оценивались англо-американским и мексикано-испанским населением, а также японцами и индейцами племени Навахо по визуальным шкалам «светлый-темный», «большой- маленький», «верх-низ» [Osgood, 1975]. Было обнаружено не только точное вербальновизуальное синестетическое соответствие в группах, но также и корреляции между группами. Например, для англичан, для японцев и для индейцев племени Навахо «белое» было тонким и прохладным, «быстрое» - тонким и ярким, «тяжелое» - низким, толстым, темным и близким. Ч. Осгуд считал, что такие результаты демонстрируют тот факт, что значение зависит не от лингвистических структур, а от неких универсальных переживаний. Это исследование показывает поразительную межкультурную и межиндивидуальную устойчивость структуры коннотативных значений, которые свойственны человеку как представителю не столько культуры, сколько вида. Из исследований Ч. Осгуда очевидны два важных теоретических вывода. Во-первых, обнаруживается общность синестетических тенденций (по крайней мере, вербально-визуальных) у представителей различных языковых и культурных групп. Во-вторых, синестезия - это когнитивный феномен, связанный с коннотативным значением и служащий выделению в удобной и более экономичной форме наиболее общих факторов (яркости, размеров, аффекта и т.д.).
Важно отметить, что на данный момент не существует однозначного понимания механизма происхождения синестезии и единой общепринятой терминологии в силу включения в это понятие разными исследователями различных феноменов. Четкий критерий (произвольность трансляции ощущений из одной модальности в другую) предложил в 1995 году Р. Ситовик: «Синестезия - нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе» [Cytowic, с. 1]. Если опираться на это определение, на наш взгляд, корректнее говорить о межмодальных соответствиях (в рассматриваемом нами конкретном случае - звуко-цветовых соответствиях), так как в этом понятии отсутствует указание на валидизирование испытуемых по наличию «непроизвольного отклика в другой сенсорной системе».
А.П. Журавлев изучал функционирование фонетического значения отдельного слова и целого текста на уровне звуков [Журавлев, 1981; Журавлев, 1974]. Исследовав русские гласные и согласные по 25 шкалам осгудовского семантического дифференциала, А.П. Журавлев провел первые эксперименты по изучению звуко-цветовых ассоциаций в русском языке. В результате опроса 1000 человек были получены статистически достоверные звуко-цветовые соответствия (приводятся с учетом результатов измерений значимости по шкалам «светлый-темный» и «яркий- тусклый»):
«А» - ярко-красный;
«О» - яркий светло-желтый или белый;
«И» - светло-синий;
«Е» - светлый желто-зеленый;
«У» - темный сине-зеленый;
«Ы» - тусклый темно-коричневый или черный [Журавлев, 1981].
На основании многочисленных исследований ученый пришел к выводу, что фонетическая значимость порождается физическими свойствами звуков и является филогенетически более древним фактором, чем значения слов.
Фундаментальное изучение проблемы звуко-цветовых связей было осуществлено в исследовании Л.П. Прокофьевой [Прокофьева], в котором проводился анализ множества научных работ и рассматривались теоретические вопросы происхождения и статуса синестезии. Л.П. Прокофьева предложила клинические случаи называть синестезией, тогда как межчувственные ассоциации, проявление метафорического мышления человека - синестемией. В ее монографии также приводятся результаты собственного экспериментального исследования символики звуков, построенного на огромном фактическом материале (2000 информантов, из них 1000 - русскоязычных) [Прокофьева].
В монографии В.В. Левицкого сопоставляются данные субъективного и объективного звукосимволизма более чем в 50 языках различного строя, проводится анализ многочисленных зарубежных и отечественных экспериментальных исследований второй половины ХХ - начала XXI веков, обобщены результаты исследований звукового символизма, проводившихся в 19652008 гг. в Черновицком университете [Левицкий, 2009]. Природа возникновения звуко-цветовых соответствий рассматривается в контексте двух основных концепций: синестезии (связь между звуком и смыслом носит первичный, «отприродный» характер, звукосимволические правила универсальны) и ассоциации (возникает в сознании говорящего в силу языкового навыка, а звуковой символизм носит вторичный характер, его правила специфичны для каждого отдельного языка или группы родственных языков). В.В. Левицкий критически отзывается о многих применяемых А.П. Журавлевым методах исследования и выводах, но признает приемлемым способ исследования звуко-цветовых соответствий.
Критика методов проведения эксперимента, разработанных А.П. Журавлевым, обнаруживается также в работах Г.В. Расникова [Расников, 2006] и коллектива исследователей - Т. Пугачевой, М.Н. Дымшица и С. Кулаковой [Пугачева, 2017]. Приводимые этими авторами экспериментальные данные не воспроизводят обнаруженных в исследованиях А.П. Журавлева результатов по «цветным гласным» [Журавлев, 1981]. Однако количество испытуемых в указанных исследованиях (по 30 человек) несравнимо с массивом данных в исследовании А.П. Журавлева: им только по «цветным гласным» было обследовано более тысячи человек. Л.П. Прокофьева приводит результаты своего исследования [Прокофьева], которые почти аналогичны результатам А.П. Журавлева (табл. 1).
Таблица 1
Звуко-цветовые соответствия (по данным исследований Л.П. Прокофьевой [Прокофьева] и А.П. Журавлева[Журавлев, 1981])
|
Звук |
Данные Л.П. Прокофьевой |
Данные А.П. Журавлева |
|
0 |
желтый или белый |
яркий светло-желтый или белый |
|
A |
красный |
ярко-красный |
|
Ы |
черный |
тусклый темно-коричневый или черный |
|
E |
зеленый |
светлый желто-зеленый |
|
У |
- |
темный сине-зеленый |
|
И |
синий |
светло-синий |
Примечание. Данные А.П. Журавлева приводятся с учетом результатов измерений значимости по шкалам «светлый-темный» и «яркий-тусклый».
Итак, в научной литературе отмечается, что феномен звуко-цветового соответствия имеет свои специфику и закономерности, которые проявляются в способности окрашивать в восприятии звуки речи в различные цвета. Эта закономерность касается преимущественно гласных звуков, для некоторых из которых в восприятии обнаружены корреляты в виде определенных цветов. Эти результаты были получены в исследовании, в котором испытуемыми являлись клинически нормальные носители русского языка. Мы предположили, что закономерности, характерные для «цветного слуха» людей с шизофренией, будут отличаться от таковых у здоровых людей.
Описание эмпирического исследования уместно предварить кратким анализом нарушений психической деятельности у людей с шизофренией. Результаты исследования Ю.Ф. Полякова позволяют считать, что у людей, больных шизофренией, наиболее сохранны те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций и жесткую, полностью формализованную программу реализации умственной деятельности [Поляков]. Примерами такого рода деятельности являются счетные и формально-логические операции, сохранность грамматического строя речи даже при выраженной смысловой бессвязности высказываний. В познавательной сфере у людей с шизофренией обнаруживаются ослабление влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, расширение круга привлекаемых из памяти сведений за счет латентных, малозначимых (но объективно присущих) свойств предметов, тенденция к уравниванию вероятностей актуализации различных свойств предметов.
Как показывают отечественные исследования, в основе «оригинальности» мышления, часто отмечаемой у людей с шизофренией, лежат следующие факторы: раннее развитие формально-логического мышления; способность и склонность к абстрагированию (в том числе в неуместных ситуациях); малая опора на житейский опыт и превалирование субъективной ценности суждений над значимостью их социальных оценок [Критская, 1991]. Недостаточная направленность на взаимодействие и как следствие слабое стремление быть понятым окружающими приводят к развитию своеобразия и причудливости мышления у людей с шизофренией, к предпочтению ими вычурных решений и формулировок стандартным, общепринятым.
Методы и процедура исследования
Исследование проводилось на базе Научного центра психического здоровья РАМН в 3-м и 4-м стационарных отделениях. В экспериментальную группу вошли 46 пациентов с диагнозами эндогенного круга: шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройства (F20.6, F21, F25.2 по МКБ-10 соответственно).
Группа была разделена на две подвыборки: пациенты со сформировавшимся дефектом (дефицитарные расстройства личности в форме необратимых нарушений когнитивной, эмоциональной и волевой сфер, появляющиеся в результате длительно протекающей болезни или ядерных ее форм) и пациенты с более легким течением заболевания (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики экспериментальных групп
|
Характеристики |
Экспериментальные группы |
||
|
Пациенты со сформировавшимся дефектом (n=14) |
Пациенты с легким течением заболевания (n=32) |
||
|
Пол |
Ж |
4 |
9 |
|
М |
10 |
23 |
|
|
Средний возраст |
27,28 |
24,36 |
|
|
Образование |
среднее, среднее специальное |
6 |
9 |
|
неоконченное высшее |
6 |
13 |
|
|
высшее |
2 |
10 |
|
|
Диагноз по МКБ-10 |
F20.6 |
14 |
5 |
|
F25.2 |
- |
17 |
|
|
F21 |
- |
10 |
|
Основную контрольную группу составили 47 здоровых испытуемых. Кроме того, мы привлекли дополнительную контрольную группу с целью придать большую четкость и репрезентативность эксперименту. Дополнительную контрольную группу составили 11 респондентов с аффективной патологией: биполярным аффективным расстройством (F31.0, F31.3 по МКБ-10) и циклотимией (F34.0 по МКБ-10) (табл. 3).
Таблица 3
Характеристики контрольных групп
|
Характеристики |
Контрольные группы |
||
|
Здоровые испытуемые (n=47) |
Испытуемые с аффективной патологией (n=11) |
||
|
Пол |
Ж |
16 |
4 |
|
М |
31 |
7 |
|
|
Средний возраст |
24,51 |
23,13 |
|
|
Образование |
среднее, среднее специальное |
- |
2 |
|
неоконченное высшее |
47 |
7 |
|
|
высшее |
- |
2 |
|
|
Диагноз по МКБ-10 |
F31.0; F31.3 |
- |
4 |
|
F34.0 |
- |
7 |
|
В исследовании была использована методика, предложенная А.П. Журавлевым. Процедура ее проведения была следующей: испытуемым предъявлялись карточки с написанными в строчку шестью гласными («Е», «О», «Ы», «У», «И», «А»), а в столбцах указаны шесть цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Затем испытуемому давалась «глухая» инструкция: «Напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад» [Журавлев, 1981, с. 119].
Результаты исследования
Во-первых, результаты нашей основной контрольной группы (здоровых людей) качественно сопоставимы с данными А.П. Журавлева (табл. 4). Именно такие звуко-цветовые соответствия упоминались большинством испытуемых в исследованиях А.П. Журавлева, что позволяет считать их стандартно-частотными (важно, впрочем, уточнить, что несоответствие им не является признаком какой- либо патологии).
Таблица 4
Звуко-цветовые соответствия основной контрольной группы и стандартные соответствия (по данным А.П. Журавлева)
|
Звук |
Основная контрольная группа (%) |
Стандартные соответствия |
|
|
0 |
желтый или белый |
85 |
яркий светло-желтый или белый |
|
А |
красный |
73 |
ярко-красный |
|
Ы |
черный |
68 |
тусклый темно-коричневый или черный |
|
Е |
желтый или зеленый |
63 |
светлый желто-зеленый |
|
У |
синий или зеленый |
57 |
темный сине-зеленый |
|
И |
синий |
50 |
светло-синий |
Примечания. Значения по группам приведены в % к общему числу испытуемых в контрольной группе.
Во-вторых, не удается обнаружить какие-либо определенные и уникальные для людей с шизофренией звуко-цветовые соответствия; результаты оказываются более размытыми по сравнению со стандартными (Приложение 1).
Кроме того, мы провели анализ нестандартных выборов во всех группах, например, сколько процентов испытуемых «окрасили» звук «А» в любой цвет, кроме красного. Результаты приведены в табл. 5.
Таблица 5
Нестандартные звуко-цветовые соответствия (%)
|
Звуки |
Группы |
|||
|
I |
II |
III |
IV |
|
|
О |
0,64 |
0,45 |
0,27 |
0,15 |
|
А |
0,57 |
0,50 |
0,27 |
0,27 |
|
Ы |
0,79 |
0,59 |
0,45 |
0,32 |
|
Е |
0,64 |
0,31 |
0,36 |
0,37 |
|
У |
0,50 |
0,65 |
0,54 |
0,45 |
|
И |
0,86 |
0,53 |
0,45 |
0,48 |
Примечание. Значения по группам приведены в % к общему числу членов группы. I - группа людей с шизофренией со сформировавшимся дефектом; II - группа людей с шизофренией с легким течением заболевания; III - дополнительная контрольная группа (больные с аффективной патологией); IV - контрольная группа здоровых людей.
Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет предположить своеобразие звуко-цветовых соответствий у обеих групп больных шизофренией по сравнению с контрольной группой. Можно ожидать, что звуко-цветовые соответствия у людей с шизофренией, имеющих сформировавшийся дефект, будут отличаться от таковых у больных шизофренией с легким течением заболевания. Результаты дополнительной контрольной группы оказались близки к результатам основной контрольной группы.
Обсуждение и обобщение результатов
Результаты нашего исследования позволяют предварительно подтвердить данные А.П. Журавлева о наличии закономерностей проявления звуко-цветовых соответствий у здоровых людей на материале «цветных гласных» (при использовании того же методического подхода).
Данные, полученные в ходе исследования, позволяют предположить наличие различий в звуко-цветовых соответствиях у группы людей с шизофренией и у группы здоровых людей.
Результаты проявления феномена звуко-цветовых соответствий у людей с шизофренией не обнаруживают четко прослеживающихся собственных, свойственных только им закономерностей, поэтому можно говорить о деструктивных изменениях феномена звуко-цветовых соответствий при патологии эндогенного круга из-за происходящих в когнитивной и эмоционально-волевой сферах необратимых нарушений.
Мы предполагаем, что искажение (по сравнению с нормативными данными) звуко-цветовых соответствий при психической патологии связано с изменением восприятия цвета - как с эмоциональной, биологической, инстинктивной, «отприродной» (по В.В. Левицкому [Левицкий, 2009]) стороны, так и со стороны культурно детерминированной, определяемой культурным контекстом, в котором растет и развивается человек. Патология познавательной сферы больных шизофренией, характеризуемая легкостью актуализации латентных признаков, равнозначностью многих возможных вариантов решений и недостаточной опорой на прошлый опыт, влияет, как нам кажется, на культурную детерминированность цветоотношения и восприятия. А патология эмоциональной сферы, более близкой к общебиологическим, инстинктивным механизмам, ведет к искажению восприятия «докультурных» значений цвета.
Близость результатов групп людей с аффективной патологией и здоровых людей говорит о том, что нарушение лишь в эмоциональной сфере при достаточной сохранности когнитивной сферы и восприятия не способно привести к значительным патологическим изменениям в области цветного слуха.
Обнаруженные нами вероятностные различия в звуко-цветовых соответствиях у здоровых людей и у людей с шизофренией позволяют предположить, что структура звуко-цветовых соответствий подвергается деструкции по мере течения болезни. Продолжая исследования в этой области, мы планируем верифицировать различия между группами людей с шизофренией со сформировавшимся дефектом и людей с шизофренией с легким течением заболевания.
Приложение 1
Однозначный выбор звуко-цветовых соответствий
|
ЦВЕТА |
ЗВУКИ |
|||||||||||||||||||||||
|
А |
О |
Ы |
И |
Е |
У |
|||||||||||||||||||
|
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
|
красный |
43 |
50 |
72 |
23 |
14 |
155 |
0 |
5 |
0 |
3 |
9 |
3 |
7 |
9 |
18 |
9 |
28 |
125 |
0 |
7 |
7 |
9 |
0 |
6 |
|
черный |
14 |
3 |
9 |
2 |
285 |
22 |
0 |
2 |
215 |
405 |
54 |
68 |
14 |
6 |
0 |
2 |
14 |
125 |
9 |
10 |
7 |
15 |
27 |
17 |
|
белый |
215 |
25 |
0 |
15 |
28 |
25 |
27 |
50 |
14 |
125 |
9 |
4 |
285 |
155 |
18 |
7 |
0 |
3 |
18 |
17 |
7 |
19 |
27 |
7 |
|
желтый |
7 |
0 |
9 |
5 |
7 |
28 |
45 |
35 |
215 |
125 |
0 |
2 |
14 |
3 |
9 |
14 |
215 |
37 |
36 |
23 |
28 |
22 |
0 |
14 |
|
зеленый |
14 |
19 |
9 |
6 |
14 |
0 |
27 |
4 |
7 |
19 |
9 |
11 |
215 |
19 |
0 |
10 |
14 |
31 |
27 |
31 |
285 |
9 |
27 |
27 |
|
синий |
0 |
3 |
0 |
2 |
7 |
9 |
0 |
5 |
355 |
125 |
18 |
12 |
14 |
47 |
54 |
52 |
215 |
3 |
9 |
3 |
21 |
25 |
18 |
28 |
Примечание. Значения по группам приведены в % к общему числу членов группы. I - группа людей с шизофренией со сформировавшимся дефектом; II - группа людей с шизофренией с легким течением заболевания; III - дополнительная контрольная группа (больные с аффективной патологией); IV - контрольная группа здоровых людей.