Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков

1204

Аннотация

Внедрение цифровых технологий в повседневные практики и снижение возраста приобщения детей к интернету порождает необходимость рефлексии потенциальной пользы и рисков, связанных с цифровизацией. В статье резюмируются основные данные о влиянии использования социальных сетей в интернете на показатели удовлетворенности жизнью и симптомы депрессии у подростков. Результаты эмпирических исследований, проведенных в разных странах, неоднозначны и не позволяют говорить об универсальных эффектах, распространяющихся на всех детей и подростков. Мы предполагаем, что отсутствие однозначных выводов о влиянии цифровых технологий связано с нелинейностью и дифференциальностью эффектов. В частности, сила влияния зависит от индивидуальных характеристик, интенсивности использования технологий, социально-экономических характеристик окружения ребенка. Данный обзор свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к исследованиям влияния цифровизации на благополучие детей и к практикам сопровождения ребенка в его освоении интернета.

Общая информация

Ключевые слова: интернет, эффекты цифровизации, социальные сети в интернете, депрессия, удовлетворенность жизнью, благополучие детей и подростков

Рубрика издания: Теоретические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080301

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00271).

Для цитаты: Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 1–18. DOI: 10.17759/cpse.2019080301

Литература

  1. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 30. № 6. С. 5.
  2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3.
    С. 178–191.
  3. Губанова А. Ю. Электронный контент для детей: риски или новые возможности // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. Т. 4. № 2. С. 92–98.
  4. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. Т. 373. № 5. С. 123–130.
  5. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224.
  6. Никишина В.Б, Клюева Н.В., Самосват О.И. Сексуальная агрессия и флирт как коммуникативные паттерны подростков в социальных сетях // Мир психологии. 2017. Т. 92. № 4. С. 245–253.
  7. Поливанова К.Н., Королева Д.О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. Т. 82. № 1. С. 173–182.
  8. Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире [Электронный ресурс]. Доклад ЮНИСЕФ. URL: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/706/file (дата обращения: 23.07.2019).
  9. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу
    о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 31. № 3. С. 23–30. doi: 10.11621/ npj.2018.0303
  10. Солдатова Г.В. Цифровое детство: социализация и безопасность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=21961 (дата обращения: 23.07.2019).
  11. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы Линии помощи «Дети Онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 87. № 3. С. 50–66. doi:10.17759/cpp.2015230304
  12. Филипова А.Г., Ардальянова А.Ю., Абросимова Е.Е. Видеоблогинг и современные подростки: опасности Интернет-пространства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 8. С. 9–13.
  13. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276–295. doi:10.17759/psylaw.2019090219
  14. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. № 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php (дата обращения: 16.07.2019).
  15. A Brave New World: Technology & Education. Trends Shaping Education 2018 Spotlight [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/ceri/Spotlight-15-A-Brave-New-World-Technology-and-Education.pdf (дата обращения: 23.07.2019).
  16. Avenevoli S., Swendsen J., He J.-P., et al. Major Depression in the National Comorbidity Survey-Adolescent Supplement: Prevalence, Correlates, and Treatment // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2015. Vol. 54. № 1. P. 37–44. doi: 10.1016/j.jaac.2014.10.010
  17. Barry C.T., Sidoti C.L., Briggs S.M., et al. Adolescent social media use and mental health from adolescent and parent perspectives // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 61.
    P. 1–11.  doi: 10.1016/j.adolescence.2017.08.005
  18. Burke M., Kraut R.E. The Relationship Between Facebook Use and Well-Being Depends on Communication Type and Tie Strength // Journal of Computer-Mediated Communication. 2016. Vol. 21. № 4. P. 265–281. doi: 10.1111/jcc4.12162
  19. Children in the digital age [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://adolescents ourfuture.com/2017/12/children-in-a-digital-age/ (дата обращения: 23.07.2019).
  20. Christensen H. Social media: the new e-mental health tool // InPsych: The Bulletin of the Australian Psychological Society Ltd. 2014. Vol. 36. № 3. P. 12–13.
  21. Cummings E., Borycki E., Roehrer E. Issues and considerations for healthcare consumers using mobile applications // Studies in Health Technology and Informatics. 2013. Vol. 183. P. 227–231. doi:10.3233/978-1-61499-203-5-227
  22. Davis K. Friendship 2.0: Adolescents' experiences of belonging and self-disclosure online // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. № 6. P. 1527–1536.  doi: 10.1016/j.adolescence.2012.02.013
  23. De Choudhury M., Gamon M., Counts S., et al. Predicting Depression via Social Media // Proceedings of the Seventh International AAAI Conference on Weblogs and Social Media. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aaai.org/ocs/index.php/ICWSM/ ICWSM13/paper/viewFile/6124/6351 (дата обращения: 23.07.2019).
  24. Eichstaedt J.C., Smith R.J., Merchant R.M., et al. Facebook language predicts depression in medical records // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. Vol. 115. № 44. P. 11203–11208. doi: 10.1073/pnas.1802331115
  25. Evers C.W., Albury K., Byron P., et al. Young people, social media, social network sites and sexual health communication in Australia: “This is funny, you should watch it” // International Journal of Communication. 2013. Vol. 7. № 1. P. 263–280.
  26. Google. Новое поколение Интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн [Электронный ресурс]. Think with Google – маркетинговые исследования и digital-тренды. 2017. URL: https://www.thinkwith google.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovate lei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения: 12.07.2019).
  27. Growing up in a digital world: benefits and risks // The Lancet Child & Adolescent Health. 2018. Vol. 2. № 2. P. 79.
  28. Hides L., Kavanagh D.J., Stoyanov S.R., et al. Mobile application rating scale (MARS):
    a new tool for assessing the quality of health mobile applications [Электронный ресурс]. Young and Well Cooperative Research Centre, Melbourne, 2014. URL: https://eprints. qut.edu.au/71733/ (дата обращения 12.07.2019).
  29. Hobbs W.R., Burke M., Christakis N.A., et al. Online social integration is associated with reduced mortality risk // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. doi:10.1073/pnas.1605554113
  30. Hooft Graafland J.H. New technologies and 21st century children: Recent trends and outcomes. OECD Education Working Papers, 179. Paris: OECD Publishing, 2018. 60 p.
  31. Humphry J. Homeless and connected: mobile phones and the internet in the lives of homeless Australians. Sydney, Australian Communications Consumer Action Network, 2014.
  32. John A., Glendenning A.C., Marchant A., et al. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol. 20. № 4. P. 129.  doi: 10.2196/jmir.9044.
  33. Johnson K.R., Fuchs E., Horvath K.J., et al. Distressed and looking for help: Internet intervention support for arthritis self-management // Journal of Adolescent Health. 2015. Vol. 56. № 6. P. 666–671.  doi: 10.1016/j.jadohealth.2015.02.019
  34. Livingstone S., Haddon L. Kids online: opportunities and risks for children. Bristol, UK: The Policy Press, 2009. 296 p.
  35. Livingstone S., Haddon L., Gorzig A., et al. EU Kids Online: final report [Электронный ресурс]. London, EU Kids Online Network, 2011. URL: http://eprints.lse.ac.uk/45490/1/ EU%20Kids%20Online%20final%20report%202011(lsero).pdf (дата обращения: 23.07.2019).
  36. Modecki K.L., Minchin J., Harbaugh A.G., et al. Bullying prevalence across contexts:
    A meta-analysis measuring cyber and traditional bullying // Journal of Adolescent Health. 2014. Vol. 55. № 5. P. 602–611. doi: 10.1016/j.jadohealth.2014.06.007
  37. Muro M., Liu S., Whiton J., et al. Digitalization and the American Workforce [Электронный ресурс]. Brookings. 2017. URL: https://www.brookings.edu/research /digitalization-and-the-american-workforce/ (дата обращения: 23.07.2019).
  38. OECD. Children & Young People’s Mental Health in the Digital Age [Электронный ресурс]. OECD. 2018. URL: http://www.oecd.org/els/health-systems/Children-and-Young-People-Mental-Health-in-the-Digital-Age.pdf (дата обращения: 23.07.2019).
  39. Orben A., Przybylski A.K. The association between adolescent well-being and digital technology use // Nature Human Behaviour. 2019. Vol. 3. № 2. P. 173–182.
  40. Pew Research Center. Teens, Technology and Friendships [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.pewinternet.org/2015/08/06/teens-technology-and-friendships/ (дата обращения: 23.07.2019).
  41. Pew Research Center. Teens, Technology and Romantic Relationships. [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.pewinternet.org/2015/10/01/teens-technologyand-romantic-relationships (дата обращения: 23.07.2019).
  42. Pozzoli T., Gini G. Behavior during cyberbullying episodes: Initial validation of a new self‐report scale // Scandinavian Journal of Psychology. 2019. doi: 10.1111/sjop.12517
  43. Radovic A., Gmelin T., Stein B.D., et al. Depressed adolescents' positive and negative use of social media // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 55. P. 5–15.  doi: 10.1016/j.adolescence.2016.12.002.
  44. Robinson K.H., Bansel P., Denson N., et al. Growing up queer: Issues facing young Australians who are gender variant and sexually diverse. Melbourne, Victoria: Young and Well Cooperative Research Centre, 2014. 63 p.
  45. Rushing S.C., Stephens D. Use of media technologies by Native American teens and young adults in the Pacific Northwest: exploring their utility for designing culturally appropriate technology-based health interventions // Journal Prime Preview. 2011.
    Vol. 32. № 3–4. P. 135–145.
  46. Salmela-Aro K., Upadyaya K., Hakkarainen K., et al. The dark side of Internet use: Two longitudinal studies of excessive Internet use, depressive symptoms, school burnout and engagement among Finnish early and late adolescents // Journal of Youth and Adolescence. 2017. Vol. 46. № 2. P. 343–357. doi: 10.1007/s10964-016-0494-2
  47. Sprod R., Agostinho S., Harper B. A social networking website that provides educational support to children living with Type 1 diabetes // Cases on Social Networking Websites for Instructional Use / Tinmaz H. (ed.). IGI Global, Hershey, 2014. P. 37–51.
  48. Subrahmanyam K., Greenfield P. Online communication and adolescent relationships // Future Child. 2008. Vol. 18. № 1. P. 119–146.
  49. Teppers E., Luyckx K., Klimstra T.A., et al. Loneliness and Facebook motives in adolescence: a longitudinal inquiry into directionality of effect // Journal of Adolescence. 2014. Vol. 37. № 5. P. 691–699.  doi:10.1016/j.adolescence.2013.11.003
  50. Third A., Richardson I. Analyzing the impacts of social networking for young people living with chronic illness, a serious condition or a disability: an evaluation of the livewire online community. Perth, Murdoch University, Report prepared for the Starlight Children’s Foundation. 2009. 52 p.
  51. Twenge J.M., Joiner T.E., Rogers M.L., et al. Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time // Clinical Psychological Science. 2017. Vol. 6. № 1.
    P. 3–17.  doi: 10.1177/2167702617723376
  52. Twenge J.M., Cooper A.B., Joiner T.E., et al. Age, period, and cohort trends in mood disorder indicators and suicide-related outcomes in a nationally representative dataset, 2005–2017 // Journal of Abnormal Psychology. 2019. Vol. 128. № 3. P. 185–199.
    doi: 10.1037/abn0000410
  53. World Health Organization. Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people’s health and well-being [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/303438/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report.pdf (дата обращения: 23.07.2019). 
  54. Woods H.C., Scott H. #Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem // Journal of Adolescence. 2016. Vol. 51. P. 41–49.  doi: 10.1016/j.adolescence.2016.05.008. 
  55. Zych I., Farrington D.P., Llorent V.J., et al. Protecting children against bullying and its consequences. New York: Springer, 2017. 83 p.

Информация об авторах

Бочавер Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, директор, старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Докука Софья Владимировна, кандидат социологических наук, научный сотрудник лаборатории вычислительных социальных наук Института образования, НИУ "Высшая школа экономики", Москва, Россия, e-mail: sdokuka@hse.ru

Сивак Елизавета Викторовна, директор, Центр исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, e-mail: esivak@hse.ru

Смирнов Иван Борисович, PhD, заведующий лабораторией вычислительных социальных наук Института образования, НИУ «Высшая школа экономики», кандидат наук об образовании, Москва, Россия, e-mail: ibsmirnov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2919
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1204
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5