Специфика влияния симптомов депрессии и тревоги на академические результаты

431

Аннотация

Исследования показывают, что депрессия и тревожность могут оказывать негативное влияние на школьную успеваемость подростков. Однако в предыдущих работах использовались неспецифические методы измерения депрессии и тревоги, что затрудняет понимание их уникального эффекта на академические результаты. Настоящее исследование направлено на устранение этого пробела и дифференцирует степень влияния специфических симптомов депрессии и тревоги на средний балл по учебным дисциплинам (Grade Point Average, GPA) и на вероятность отказа подростка от продолжения курса обучения. Авторы провели трехмесячное лонгитюдное исследование 130 учащихся из США. Результаты показали, что только совокупный средний балл по GPA и стандартизированному тесту для поступления в колледжи США (American College Testing, ACT) предсказывает средний балл GPA в конце семестра. Высокий показатель специфических для тревожности симптомов (тревожное возбуждение) являлся предиктором того, продолжит ученик курс или нет, тогда как для специфических для депрессии симптомов (ангедония) такой связи не выявлено. Данные результаты позволяют предположить, что выделение специфических симптомов тревожности в школах может быть эффективной мерой для улучшения успеваемости.

Общая информация

Ключевые слова: депрессия, тревожность, академическая успеваемость

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090307

Для цитаты: Горман Э.Д., Берк Х.Х., Рубино Л.Д., Варгас А., Хэффел Г.Д. Специфика влияния симптомов депрессии и тревоги на академические результаты [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 91–104. DOI: 10.17759/cpse.2020090307

Литература

  1. Alatorre A.I., DePaola R.V., Haeffel G.J. Academic achievement and depressive symptoms: Are fixed mindsets distinct from negative attributional style? Learning and Individual Differences, 2020. Vol. 77, 101811. DOI: 10.1016/j.lindif.2019.101811
  2. Alkhateeb H.M. Reading anxiety, classroom anxiety, language motivation, reader self-perception, and arabic achievement of Arab-American students learning arabic as a second language. Psychological Reports, 2014. Vol. 115, no. 3, pp. 918–931. DOI: 10.2466/ 11.PR0.115c27z6
  3. Antaramian S.P., Huebner E.S., Hills K.J. et al. A dual‐factor model of mental health: Toward a more comprehensive understanding of youth functioning. American Journal of Orthopsychiatry, 2010. Vol. 80, no. 4, pp. 462–472. DOI: 10.1111/j.1939-0025.2010.01049.x
  4. Bankston III C.L., Zhou M. Being well vs. doing well: Self‐esteem and school performance among immigrant and nonimmigrant racial and ethnic groups. International Migration Review, 2002. Vol. 36, no. 2, pp. 389–415.
  5. Boyraz G., Horne S.G., Owens A.C. et al. Depressive symptomatology and college persistence among African-American college students. The Journal of General Psychology, 2016. Vol. 143, no. 2, pp. 144–160. DOI:10.1080/00221309.2016.1163251
  6. Bredemeier K., Spielberg J.M., Silton R.L. et al. Screening for depressive disorders using the Mood and Anxiety Symptoms Questionnaire Anhedonic Depression Scale:
    A receiver-operating characteristic analysis. Psychological Assessment, 2010. Vol. 22, no. 3, pp. 702–710. DOI: 10.1037/a0019915
  7. Buckby J., Yung A., Cosgrave E. et al. Clinical utility of the Mood and Anxiety Symptom Questionnaire (MASQ) in a sample of young help-seekers. BMC Psychiatry, 2007. Vol. 7,
    no. 1, pp. 1–7. DOI: 10.1186/1471-244X-7-50
  8. Centers for Disease Control and Prevention. Data and Statistics on Children’s Mental Health. 2020, June 15. URL: https://www.cdc.gov/childrensmentalhealth/data.html (Accessed: 30.03.2020).
  9. Clark L.A., Watson D. Tripartite model of anxiety and depression: Psychometric evidence and taxonomic implications. Journal of Abnormal Psychology, 1991. Vol. 100,
    no. 3, pp. 316–336. DOI: 10.1037//0021-843x.100.3.316.
  10. Comunian A.L. Anxiety, cognitive interference, and school performance of Italian children. Psychological Reports, 1993. Vol. 73(3 p. 1), pp. 747–754. DOI: 10.2466/ pr0.1993.73.3.747
  11. de Lijster J.M., Dieleman G.C., Utens E.M. et al. Social and academic functioning in adolescents with anxiety disorders: A systematic review. Journal of Affective Disorders, 2018. Vol. 230, pp. 108–117. DOI: 10.1016/j.jad.2018.01.008
  12. DeRoma V.M., Leach J.B., Leverett J.P. The relationship between depression and college academic performance. College Student Journal, 2009. Vol. 43, no. 2, pp. 325–335.
  13. Duchesne S., Vitaro F., Larose S. et al. Trajectories of anxiety during elementary-school years and the prediction of high school noncompletion. Journal of Youth and Adolescence, 2008. Vol. 37, no. 9, pp. 1134–1146. DOI: 10.1007/S10964-007-9224-0
  14. Dupéré V., Dion E., Nault-Brière F. et al. Revisiting the link between depression symptoms and high school dropout: Timing of exposure matters. Journal of Adolescent Health, 2018. Vol. 62, no. 2, pp. 205–211. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2017.09.024
  15. Eisenberg D., Golberstein E., Hunt J.B. Mental health and academic success in college. The BE Journal of Economic Analysis & Policy, 2009. Vol. 9, no. 1, article number 40. DOI: 10.2202/1935-1682.2191
  16. Fröjd S.A., Nissinen E.S., Pelkonen M.U. et al. Depression and school performance in middle adolescent boys and girls. Journal of Adolescence, 2008. Vol. 31, no. 4, pp. 485–498. DOI: 10.1016/j.adolescence.2007.08.006
  17. Gilles P., Bailleux C. Personality traits and abilities as predictors of academic achievement. European Journal of Psychology of Education, 2001. Vol. 16, no. 1, pp. 3–15. DOI: 10.1007/BF03172991
  18. Goodson J.T. Haeffel G.J. Preventative and restorative safety behaviors: Effects of exposure treatment outcomes and risk for future anxious symptoms. Journal of Clinical Psychology, 2018. Vol. 74, no. 10, pp. 1657–1672. DOI: 10.1002/jclp.22635
  19. Haeffel G.J. Mathew A.R. Inside thoughts and outside influences: Cognitive vulnerability moderates the effect of decreases in perceived social support on depressive symptoms. Journal of Social and Clinical Psychology, 2010. Vol. 29, no. 3, pp. 281–300. DOI:10.1521/JSCP.2010.29.3.281
  20. Keogh E., Reidy J. Exploring the factor structure of the Mood and Anxiety Symptom Questionnaire (MASQ). Journal of Personality Assessment, 2000. Vol.74, no. 1, pp. 106–125. DOI: 10.1207/S15327752JPA740108
  21. Luteijn F., Bouman T.K. The concepts of depression, anxiety, and neuroticism in questionnaires. European Journal of Personality, 1988. Vol. 2, no. 2, pp. 113–120. DOI: 10.1002/per.2410020206
  22. Ma X. A meta-analysis of the relationship between anxiety toward mathematics and achievement in mathematics. Journal for Research in Mathematics Education, 1999. Vol. 30, no. 5, pp. 520–540. DOI: 10.2307/749772
  23. Nitschke J.B., Heller W., Imig J.C. et al. Distinguishing dimensions of anxiety and depression. Cognitive Therapy and Research, 2001. Vol. 25, no. 1, pp. 1–22. DOI: 10.1023/A:1026485530405
  24. Ormel J., Rosmalen J., Farmer A. Neuroticism: a non-informative marker of vulnerability to psychopathology. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 2004.
    Vol. 39, no. 11, pp. 906–912. DOI: 10.1007/s00127-004-0873-y
  25. Paulus D.J., Vanwoerden S., Norton P.J. et al. From neuroticism to anxiety: Examining unique contributions of three transdiagnostic vulnerability factors. Personality and Individual Differences, 2016. Vol. 94, pp. 38–43. DOI: 10.1016/J.PAID.2016.01.012
  26. Ramirez G., Chang H., Maloney E.A. et al. On the relationship between math anxiety and math achievement in early elementary school: The role of problem solving strategies. Journal of Experimental Child Psychology, 2016. Vol. 141, pp. 83–100. DOI: 10.1016/j.jecp.2015.07.014
  27.  Rojstaczer S., Healy C. Grading in American colleges and universities. Teachers College Record, 2010. URL: http://www.gradeinflation.com/tcr2010grading.pdf (Accessed 25.02.2020).
  28.  Sutton J.M., Mineka S., Zinbarg R.E., et al. The relationships of personality and cognitive styles with self-reported symptoms of depression and anxiety. Cognitive Therapy and Research, 2011. Vol. 35, no. 4, pp. 381–393. DOI: 10.1007/s10608-010-9336-9
  29. Timmerman H.L., Toll S.W., Van Luit J.E. The relation between math self-concept, test and math anxiety, achievement motivation and math achievement in 12 to 14-year-old typically developing adolescents. Psychology, Society, & Education, 2017. Vol. 9, no. 1,
    pp. 89–103. DOI: 10.25115/psye.v9i1.465
  30. Waite P., Creswell C., Children and adolescents referred for treatment of anxiety disorders: differences in clinical characteristics. Journal of Affective Disorders, 2014. Vol. 167, no. 100, pp. 326–332. DOI: 10.1016/j.jad.2014.06.028
  31. Watson D., Weber K., Assenheimer J.S. et al. Testing a tripartite model: I. Evaluating the convergent and discriminant validity of anxiety and depression symptom scales. Journal of Abnormal Psychology, 1995. Vol. 104, no. 1, pp. 3–14. DOI: 10.1037/0021-843x.104.1.3
  32. Wood J. Effect of anxiety reduction on children's school performance and social adjustment. Developmental Psychology, 2006. Vol. 42, no. 2, pp. 345–349. DOI: 10.1037/ 0012-1649.42.2.345
  33. Woodward L.J., Fergusson D.M., Life course outcomes of young people with anxiety disorders in adolescence. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2001. Vol. 40, no. 9, pp. 1086–1093. DOI: 10.1097/00004583-200109000-00018
  34. Zettle R.D., Raines S.J. The relationship of trait and test anxiety with mathematics anxiety. College Student Journal, 2000. Vol. 34, no. 2, pp. 246–258.
  35.  

Информация об авторах

Горман Эллен Д., научный сотрудник, факультет психологии, Университет Нотр-Дам, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8829-3842, e-mail: egorman5@nd.edu

Берк Хью Х., факультет психологии, Университет Нотр-Дам, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0289-3757, e-mail: hburke2@nd.edu

Рубино Лаура Дж., студентка факультета психологии, Университет Нотр-Дам, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1518-3818, e-mail: lrubino@nd.edu

Варгас Айван, PhD, профессор департамента психологических наук, Университет Арканзаса, Фейетвилл, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0787-5630, e-mail: ivvargas@uark.edu

Хэффел Геральд Дж., PhD, профессор департамента психологии, Университет Нотр-Дам, Нотр-Дам, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4029-1493, e-mail: ghaeffel@nd.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 1015
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 431
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1