Клинические случаи курсового применения транскраниальной микрополяризации как поддерживающей стратегии при терапии модификации искаженного внимания у подростков

185

Аннотация

В данной статье представлены клинические случаи прохождения курсов транскраниальной микрополяризации (tDCS) с целью оценки обоснованности, приемлемости и клинических перспектив данного метода в качестве поддерживающей стратегии у подростков, направленных в клинику. Терапия модификации искаженного внимания (Attention Bias Modification Treatment, ABMT) – это компьютерный протокол тренировки внимания, разработанный для снижения непроизвольного переключения внимания на источники кажущейся угрозы и, соответственно, для уменьшения тяжести симптомов тревоги. Исследования эффективности ABMT демонстрируют его умеренную общую результативность. Достижения в исследованиях нейронных механизмов внимания к угрозам и протоколов тренировки внимания указывают на высокий потенциал транскраниальной микрополяризации применительно к дорсолатеральной префронтальной коре в качестве новой поддерживающей стратегии повышения эффективности ABMT (ABMT + tDCS). Однако метод tDCS никогда не проверялся на выборке подростков с тревожными расстройствами. Шесть подростков с первичным тревожным расстройством прошли все четыре сеанса ABMT + tDCS. Побочные эффекты были легкими и временными. Подростки и родители независимо друг от друга сообщали о среднем или высоком уровне удовлетворенности результатами терапии. У подростков, прошедших курс ABMT + tDCS, значимо снизились первичные симптомы тревожного расстройства. Кроме того, электрофизиологические данные (в частности, результаты ЭЭГ) свидетельствовали об уменьшении нейронной активности, вызванной ситуацией воспринимаемой угрозы. Полученные результаты подтверждают обоснованность и перспективность применения tDCS в качестве поддерживающей стратегии у подростков с тревожными расстройствами, что дает импульс для дальнейших исследований контрольных групп с более крупными выборками.

Общая информация

Ключевые слова: тревожность, подростки, модификация искажения внимания, танскраниальная микрополяризация, нейромодуляция, электроэнцефалография (ЭЭГ), событийно-связанные вызванные потенциалы

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090308

Финансирование. Настоящее исследование поддержано Национальным институтом здоровья США (R25 GM061347, UH2 MH101470 и R01 MH119299). Содержание исследования является исключительной ответственностью авторов и может не являться отражением официальной позиции Национального института здоровья

Благодарности. Авторы благодарят доктора Грега Хайака за его вклад в настоящее исследование.

Для цитаты: Вацлавик Д., Бехор М., Фостер А., Гральник Л.М., Бар-Хаим Я., Пайн Д.С., Биксон М., Сильверман У.К., Риб-Сазерленд Б.С., Петтит Д.В. Клинические случаи курсового применения транскраниальной микрополяризации как поддерживающей стратегии при терапии модификации искаженного внимания у подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 105–126. DOI: 10.17759/cpse.2020090308

Литература

  1. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994. 866 p.
  2. Bar-Haim Y., Lamy D., Glickman S. Attentional bias in anxiety: A behavioral and ERP study. Brain and Cognition, 2005. Vol. 59, no. 1, pp. 11–22. DOI: 10.1016/j.bandc.2005 .03.005
  3. Bar-Haim Y., Lamy D., Pergamin L. et al. Threat-related attentional bias in anxious and nonanxious individuals: a meta-analytic study. Psychological Bulletin, 2007. Vol. 133, no. 1, pp. 1–24. DOI: 10.1037/0033-2909.133.1.1
  4. Batty M., Taylor M.J. The development of emotional face processing during childhood. Developmental Science, 2006. Vol. 9, no. 2, pp. 207–220.
  5. Bechor M., Pettit J.W., Silverman W.K. et al. Attention bias modification treatment for children with anxiety disorders who do not respond to cognitive behavioral therapy: a case series. Journal of Anxiety Disorders, 2014. Vol. 28, no. 2, pp. 154–159. DOI: 10.1016/ j.janxdis.2013.09.001
  6. Bechor M., Ramos M.L., Crowley M.J. et al. Neural correlates of attentional processing to threat in youth with and without anxiety disorders. Journal of Abnormal Child Psychology, 2019. Vol. 47, no. 1, pp. 119–129. DOI: 10.1007/s10802-018-0424-8
  7. Bikson M., Name A., Rahman A. Origins of specificity during tDCS: anatomical, activity-selective, and input-bias mechanisms. Frontiers in Human Neuroscience, 2013. Vol. 7, article number 688. DOI: 10.3389/fnhum.2013.00688
  8. Birmaher B., Khetarpal S., Brent D. et al. The Screen for Child Anxiety Related Emotional Disorders (SCARED): scale construction and psychometric characteristics. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1997. Vol. 36, no. 4,
    pp. 545–553. DOI: 10.1097/00004583-199704000-00018
  9. Britton J.C., Suway J.G., Clementi M.A. et al. Neural changes with attention bias modification for anxiety: a randomized trial. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2014. Vol. 10, no. 7, pp. 913–920. DOI: 10.1093/scan/nsu141
  10. Brown H.M., Eley T.C., Broeren S. et al. Psychometric properties of reaction time based experimental paradigms measuring anxiety-related information-processing biases in children. Journal of Anxiety Disorders, 2014. Vol. 28, no. 1, pp. 97–107. DOI: 10.1016/ j.janxdis.2013.11.004
  11. Browning M., Holmes E.A., Murphy S.E. et al. Lateral prefrontal cortex mediates the cognitive modification of attentional bias. Biological Psychiatry, 2010. Vol. 67, no. 10,
    pp. 919–925. DOI: 10.1016/j.biopsych.2009.10.031
  12. Brunoni A.R., Amadera J., Berbel B. et al. A systematic review on reporting and assessment of adverse effects associated with transcranial direct current stimulation. International Journal of Neuropsychopharmacology, 2011. Vol. 14, no. 8, pp. 1133–1145. DOI: 10.1017/S1461145710001690
  13. Brunoni A.R., Nitsche M.A., Bolognini N. et al. Clinical research with transcranial direct current stimulation (tDCS): challenges and future directions. Brain Stimulation, 2012. Vol. 5, no. 3, pp. 175–195. DOI: 10.1016/j.brs.2011.03.002
  14. Clarke P.J., Browning M., Hammond G. et al. The causal role of the dorsolateral prefrontal cortex in the modification of attentional bias: evidence from transcranial direct current stimulation. Biological Psychiatry, 2014. Vol. 76, no. 12, pp. 946–952. DOI: 10.1016/j.biopsych.2014.03.003
  15. Compton S.N., March J.S., Brent D. et al. Cognitive-behavioral psychotherapy for anxiety and depressive disorders in children and adolescents: An evidence-based medicine review. Journal of the American Academy Child and Adolescent Psychiatry, 2004. Vol. 43,
    no. 8, pp. 930–959. DOI: 10.1097/01.CHI.0000127589.57468.BF
  16. Delorme A., Makeig S. EEGLAB: an open source toolbox for analysis of single-trial EEG dynamics including independent component analysis. Journal of Neuroscience Methods, 2004. Vol. 134, no. 1, pp. 9–21. DOI: 10.1016/j.jneumeth.2003.10.009
  17. Dudeney J., Sharpe L., Hunt C. Attentional bias towards threatening stimuli in children with anxiety: a meta-analysis. Clinical Psychology Review, 2015. Vol. 40, pp. 66–75. DOI: 10.1016/j.cpr.2015.05.007
  18. Eldar S., Bar-Haim Y. Neural plasticity in response to attention training in anxiety. Psychological Medicine, 2009. Vol. 40, no. 4, pp. 667–677. DOI: https://doi.org/10.1017/ S0033291709990766
  19. Eldar S., Yankelevitch R., Lamy D. et al. Enhanced neural reactivity and selective attention to threat in anxiety. Biological Psychology, 2010. Vol. 85, no. 2, pp. 252–257. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2010.07.010
  20. Fu X., Taber-Thomas B.C., Perez-Edgar K. Frontolimbic functioning during threat-related attention: Relations to early behavioral inhibition and anxiety in children. Biological Psychology, 2015. Vol. 122, pp. 98–109. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2015.08.010
  21. Hakamata Y., Lissek S., Bar-Haim Y. et al. Attention bias modification treatment:
    a meta-analysis toward the establishment of novel treatment for anxiety. Biological Psychiatry, 2010. Vol. 68, no. 11, pp. 982–990. DOI: 10.1016/j.biopsych.2010.07.021
  22. Hardee J.E., Benson B.E., Bar-Haim Y. et al. Patterns of neural connectivity during an attention bias task moderate associations between early childhood temperament and internalizing symptoms in young adulthood. Biological Psychiatry, 2013. Vol. 74, no. 4,
    pp. 273–279. DOI: 10.1016/j.biopsych.2013.01.036
  23. Hariri A.R., Mattay V.S., Tessitore A. et al. Neocortical modulation of the amygdala response to fearful stimuli. Biological Psychiatry, 2003. Vol. 53, no. 6, pp. 494–501. DOI: 10.1016/s0006-3223(02)01786-9
  24. Heeren A., Baeken C., Vanderhasselt M.A. et al. Impact of anodal and cathodal transcranial direct current stimulation over the left dorsolateral prefrontal cortex during attention bias modification: an eye-tracking study. Plos One, 2015. Vol. 10, no. 4, e0124182. DOI: 10.1371/journal.pone.0124182
  25. Heeren A., Billieux J., Philippot P. et al. Impact of transcranial direct current stimulation on attentional bias for threat: a proof-of-concept study among individuals with social anxiety disorder. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2017. Vol. 12, no. 2,
    pp. 251–260. DOI: 10.1093/scan/nsw119
  26. Heeren A., De Raedt R., Koster E.H.W. et al. The (neuro) cognitive mechanisms behind attention bias modification in anxiety: Proposals based on theoretical accounts of attentional bias. Frontiers in Human Neuroscience, 2013. Vol. 7, article number 119. DOI: 10.3389/fnhum.2013.00119
  27. Helfinstein S.M., White L.K., Bar-Haim Y. et al. Affective primes suppress attention bias to threat in socially anxious individuals. Behaviour Research and Therapy, 2008.
    Vol. 46, no. 7, pp. 799–810. DOI: 10.1016/j.brat.2008.03.011
  28. Ironside M., Browning M., Ansari T.L. et al. Effect of prefrontal cortex stimulation on regulation of amygdala response to threat in individuals with trait anxiety:
    a randomized clinical trial. JAMA Psychiatry, 2018. Vol. 76, no. 1, pp. 71–78. DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2018.2172
  29. Kappenman E.S., Farrens J.L., Luck S.J. et al. Behavioral and ERR measures of attentional bias to threat in the dot-probe task: poor reliablity and lack of correlation with anxiety. Frontiers in Psychology, 2014. Vol. 5, article number 1368. DOI: 10.3389/ fpsyg.2014.01368
  30. Larsen D.L., Attkisson C.C., Hargreaves W.A. et al. Assessment of client/patient satisfaction: development of a general scale. Evaluation and Program Planning, 1979. Vol. 2, no. 3, pp. 197–207. DOI: 10.1016/0149-7189(79)90094-6
  31. Li X., Li X., Luo Y. Anxiety and attentional bias for threat: An event-related potential study. NeuroReport: For Rapid Communication of Neuroscience Research, 2005. Vol. 16,
    no. 13, pp. 1501–1505. DOI: 10.1097/01.wnr.0000176522.26971.83
  32. Linetzky M., Pergamin-Hight L., Pine D.S. et al. Quantitative evaluation of the clinical efficacy of attention bias modification treatment for anxiety disorders. Depression and Anxiety, 2015. Vol. 32, no. 6, pp. 383–391. DOI: 10.1002/da.22344
  33. Lopez-Calderon J., Luck S.J. ERPLAB: an open-source toolbox for the analysis of event-related potentials. Frontiers in Human Neuroscience, 2014. Vol. 8, article number 213. DOI: 10.3389/fnhum.2014.00213
  34. Lowther H., Newman E. Attention bias modification (ABM) as a treatment for child and adolescent anxiety: a systematic review. Journal of Affective Disorders, 2014. Vol. 168, pp. 125–135. DOI: 10.1016/j.jad.2014.06.051
  35. MacLeod C., Clarke P.J.F. The attentional bias modification approach to anxiety intervention. Clinical Psychological Science, 2015. Vol. 3, no. 1, pp. 58–78.
  36. MacNamara A., Kappenman E.S., Black S.R. et al. Integratived behavioral and electrocortical measures of attentional bias toward threat. In K.C. Barrett, N.A. Fox,
    G.A. Morgan, D.J. Fidler, L.A. Daunhauer (Eds.), Handbook of Self-Regulatory Processes in Development: New Directions and International Perspectives. New York: Psychology Press, 2013. Pp. 215–243.
  37. Mogg K., Waters A.M., Bradley B.P. Attention bias modification (ABM): review of effects of multisession ABM training on anxiety and threat-related attention in high-anxious individuals. Clinical Psychological Science, 2017. Vol. 5, no. 4, pp. 698–717. DOI: 10.1177/2167702617696359
  38. Mühlberger A., Wieser M.J., Herrmann M.J. et al. Early cortical processing of natural and artificial emotional faces differs between lower and higher socially anxious persons. Journal of Neural Transmission, 2009. Vol. 116, no. 6, pp. 735–746. DOI: 10.1007/s00702-008-0108-6
  39. Ollendick T.H., White S.W., Richey J. et al. Attention bias modification treatment
    for adolescents with social anxiety disorder. Behavior Therapy, 2018. Vol. 50, no. 1,
    pp. 126–139. DOI: 10.1016/j.beth.2018.04.002
  40. O'Toole L.J., DeCicco J.M., Berthod S. et al. The N170 to angry faces predicts anxiety in typically developing children over a two-year period. Developmental Neuropsychology, 2013. Vol. 38, no. 5, pp. 352–363. DOI: 10.1080/87565641.2013.802321
  41. O’Toole L., Dennis T.A. Attention training and the threat bias: An ERP study. Brain and Cognition, 2012. Vol. 78, no. 1, pp. 63–73. DOI: 10.1016/j.bandc.2011.10.007
  42. Pergamin-Hight L., Pine D.S., Fox N.A. et al. Attention bias modification for youth with social anxiety disorder. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2016. Vol. 57,
    no. 11, pp. 1317–1325. DOI: 10.1111/jcpp.12599
  43. Pettit J.W., Bechor M., Rey Y. et al. A randomized controlled trial of attention bias modification treatment in youth with treatment-resistant anxiety disorders. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 2020. Vol. 59, no. 1, pp. 157–165. DOI: 10.1016/j.jaac.2019.02.018
  44. Pettit J.W., Rey Y., Bechor M. et al. Can less be more? Open trial of a stepped care approach for child and adolescent anxiety disorders. Journal of Anxiety Disorders, 2017.
    Vol. 51, pp. 7–13. DOI: 10.1016/j.janxdis.2017.08.004
  45. Price R.B., Kuckertz J.M., Siegle G.J. et al. Empirical recommendations for improving the stability of the dot-probe task in clinical research. Psychological Assessment, 2015.
    Vol. 27, no. 2, pp. 365–376. DOI: 10.1037/pas0000036
  46. Price R.B., Wallace M., Kuckertz J.M. et al. Pooled patient-level meta-analysis of children and adults completing a computer-based anxiety intervention targeting attentional bias. Clinical Psychology Review, 2016. Vol. 50, pp. 37–49. DOI: 10.1016/ j.cpr.2016.09.009
  47. RUPP Anxiety Study Group. The Pediatric Anxiety Rating Scale (PARS): development and psychometric properties. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2002. Vol. 41, no. 9, pp. 1061–1069. DOI: 10.1097/00004583-200209000-00006
  48. Schmukle S.C. Unreliability of the dot probe task. European Journal of Personality, 2005. Vol. 19, no. 7, pp. 595–605.
  49. Schupp H.T., Junghoefer M., Weike A.I. et al. Emotional facilitation of sensory processing in the visual cortex. Psychological Science, 2003. Vol. 14, no. 1, pp. 7–13. DOI: 10.1111/1467-9280.01411
  50. Seibt O., Brunoni A.R., Huang Y. et al. The pursuit of DLPFC: non-neuronavigated methods to target the left dorsolateral pre-frontal cortex with symmetric bicephalic transcranial direct current stimulation (tDCS). Brain Stimulation, 2015. Vol. 8, no. 3,
    pp. 590–602. DOI: 10.1016/j.brs.2015.01.401
  51. Silverman W.K., Albano A. The Anxiety Disorders Interview Schedule for Children–IV (Child and parent versions). San Antonio, TX: Psychological Corporation, 1996.
  52. Silverman W.K., Pina A.A., Viswesvaran C. Evidence-based psychosocial treatments for phobic and anxiety disorders in children and adolescents. Journal of Clinal Child and Adolescent Psychology, 2008. Vol. 37, no. 1, pp. 105–130. DOI: 10.1080/1537441070 1817907
  53. SPSS. IBM SPSS statistics 22. Algorithms. Chicago: IBM SPSS Inc., 2013.
  54. Suway J.G., White L.K., Vanderwert R.E. et al. Modification of threat-processing in non-anxious individuals: A preliminary behavioral and ERP study. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 2013. Vol. 44, no. 3, pp. 285–292. DOI: 10.1016/ j.jbtep.2012.11.006
  55. Taylor C.T., Aupperle R.L., Flagan T. et al. Neural correlates of a computerized attention modification program in anxious subjects. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2014. Vol. 9, no. 9, pp. 1379–1387. DOI: 10.1093/scan/nst128
  56. Telzer E.H., Mogg K., Bradley B.P. et al. Relationship between trait anxiety, prefrontal cortex, and attention bias to angry faces in children and adolescents. Biological Psychology, 2008. Vol. 79, no. 2, pp. 216–222. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2008.05.004
  57. Thai N., Taber-Thomas B.C., Pérez-Edgar K.E. Neural correlates of attention biases, behavioral inhibition, and social anxiety in children: An ERP study. Developmental Cognitive Neuroscience, 2016. Vol. 19, pp. 200–210.DOI: 10.1016/j.dcn.2016.03.008
  58. Walkup J.T., Albano A.M., Piacentini J. et al. Cognitive behavioral therapy, sertraline, or a combination in childhood anxiety. New England Journal of Medicine, 2008. Vol. 359,
    no. 26, pp. 2753–2766. DOI: 10.1056/NEJMoa0804633
  59. Waters A.M., Craske M.G. Towards a cognitive-learning formulation of youth anxiety: a narrative review of theory and evidence and implications for treatment.Clinical Psychology Review, 2016. Vol. 50, pp. 50–66. DOI: 10.1016/j.cpr.2016.09.008
  60. White L., Sequeira S., Britton J. et al. Complementary features of attention bias modification therapy and cognitive behavioral therapy in pediatric anxiety disorders. American Journal of Psychiatry, 2017. Vol. 174, no. 8, pp. 775–784. DOI: 10.1176/ appi.ajp.2017.16070847.

Информация об авторах

Вацлавик Даниэлла, магистр психологии, соискатель факультета психологии, Центр семьи и детства, Международный университет Флориды, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6127-6487, e-mail: dvaclavi@fiu.edu

Бехор Мишель, PhD, факультет психологии, Центр семьи и детства, Международный университет Флориды, Миннеаполис, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1444-2670, e-mail: mbechor@fiu.edu

Фостер Адриана, магистр направления психиатрии, департамент психиатрии и поведенческого здоровья,, Международный университет Флориды, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6126-4160, e-mail: adfoster@fiu.edu

Гральник Леонард М., магистр направления психиатрии, департамент психиатрии и поведенческого здоровья, Международный университет Флориды, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0297-340X, e-mail: gralnikl@fiu.edu

Бар-Хаим Яир, PhD, Адлерский центр исследований детского развития и психопатологии, факультет психологии, Тель-Авивский университет, Тель-Авив, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4630-9180, e-mail: yair1@post.tau.ac.il

Пайн Дэниел С., магистр направления психиатрии, программа очных исследований, Национальный институт психического здоровья, Бетесда, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4301-9516, e-mail: pined@mail.nih.gov

Биксон Маром, PhD, департамент биомедицинской инженерии, Городской колледж Нью-Йорка, Нью-Йорк, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0493-8333, e-mail: bikson@ccny.cuny.edu

Сильверман Уэнди К., PhD, Центр изучения ребенка, Медицинская школа Йельского университета, e-mail: wendy.silverman@yale.edu, Нью-Хейвен, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4415-4098, e-mail: wendy.silverman@yale.edu

Риб-Сазерленд Бетани С., PhD, департамент психологии, Центр изучения семьи и детства, Международный университет Флориды, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9007-4561, e-mail: besuther@fiu.edu

Петтит Джереми В., PhD, профессор, руководитель департамента психологии, Международный университет Флориды, Майами, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7426-9411, e-mail: jpettit@fiu.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 493
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 185
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3