Апробация методики формирования искусственных понятий Выготского–Сахарова на группе условно здоровых испытуемых

200

Аннотация

Статья посвящена начальному этапу апробации методики создания искусственных понятий Выготского–Сахарова. В исследовании приняло участие 150 условно здоровых людей в возрасте от 18 до 45 лет (M=35,2, SD=8,65), из них 51 мужчина и 99 женщин. Исследование включало в себя методику Выготского–Сахарова. В исследовании проверялись две гипотезы: не все условно здоровые участники будут способны успешно решить задание методики; справившиеся с заданием условно здоровые участники не будут образовывать других допонятийных форм мышления, кроме предпонятия, в то время как в группе не справившихся с заданием будут фиксироваться допонятийные формы мышления. Результаты исследования показали, что более четверти испытуемых группы нормы не смогли справиться с решением задания (успешно справились 74% респондентов, не справились ― 26%). Для обеих групп респондентов ― успешно решивших задание и не решивших ― наряду с образованием предпонятий, было характерно образование синкретов и комплексов коллекционного и диффузного типов. Так, синкретический тип ответов дали 24% испытуемых. Среди комплексных ответов у 18% респондентов встречались ответы коллекционного типа и у 12% ― диффузного типа. Ответы и гипотезы с комплексами ядерного и цепного типов не были зафиксированы ни у кого из группы испытуемых. Таким образом, были установлены групповые нормы по количеству времени и сделанных ходов при решении задания, показателям продуктивности понятийного мышления, а также выделены три градации эффективности решения задания среди испытуемых, справившихся с ним.

Общая информация

Ключевые слова: нейропсихология, мышление, нейропсихология индивидуальных различий, понятийное мышление, стандартизация , вербально-логическое мышление

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100411

Получена: 22.03.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Петухова А.В., Ковязина М.С. Апробация методики формирования искусственных понятий Выготского–Сахарова на группе условно здоровых испытуемых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 234–250. DOI: 10.17759/cpse.2021100411

Литература

  1.  Веккер Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект. В 3-х т. Т. 2. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1976. 342 с.
  2.  Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
  3.  Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 503 с.
  4.  Выготский Л.С. Нарушение понятий при шизофрении // Избранные психологические исследования. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 481–496.
  5.  Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
  6.  Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 2. С. 32–47. URL: http://www.vygotsky.mgppu.ru/public/ lectures/kip_2006_n2_Saxarov.pdf (дата обращения: 02.12.2021)
  7.  Серкин В.П. Виды, формы, структура и новое определение понятия «значение» // Ученые записки кафедры психологии СВГУ. 2009. № 7. С. 85–100.
  8.  Смагина С.С. Проблема онтогенетического развития значений в экспериментальном решении Л.С. Выготского // Вестник КемГУ. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-ontogeneticheskogo-razvitiya-znacheniy-v-eksperimentalnom-reshenii-l-s-vygotskogo (дата обращения: 25.11.2021).
  9.  Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: изд-во Томского университета, 1983. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/ Repository/vtls:000030296 (дата обращения: 25.11.2021).
  10.  Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: изд-во Института психологии РАН, 2012. 288 с.
  11.  Холодная М.А., Трифонова А.В., Волкова Н.Э. и др. Методики диагностики понятийных способностей // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 3.
    С. 105–118. DOI: 10.17759/exppsy.2019120308
  12.  Юдина Е.Г. Эксперимент Л.С. Выготского ― Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2.
    № 2. С. 48–59. URL: https://psyjournals.ru/files/1436/kip_2006_n2_Udina.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  13.  Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб: ГП ИМАТОН, 2005. 256 с.
  14.  Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник
    Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 3. С. 385–394.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologii-ponyatiynogo-myshleniya (дата обращения: 29.11.2021).
  15.  Hanfmann Е., Kasanin J. A method for the study of concept formation // The Journal of Psychology. 1937. Vol. 3 (2). P. 521–540. DOI: 10.1080/00223980.1937.9917519
  16.  Sultan S., Elkind M.S. Stroke in young adults: on the rise? // Neurology. 2012. Vol. 79 (17). P. 1752–1753. DOI: 10.1212/WNL.0b013e31827040d6

Информация об авторах

Петухова Анна Вячеславовна, инженер I категории, кафедра нейро- и патопсихологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2511-5045, e-mail: ptukhova@gmail.com

Ковязина Мария Станиславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), член-корреспондент РАО; старший научный сотрудник, ФГБНУ "Научный центр неврологии", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645, e-mail: kms130766@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 384
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 200
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7