Разработка краткой формы Шкалы оценки родителями одаренности детей (Short-Form Parent Rating Scale, SFPRS)

56

Аннотация

Целью данной работы была разработка краткой формы шкалы, предназначенной для оценки родителями одаренности их детей. В исследовании приняли участие 292 родителя одаренных и обычных учеников. Среди опрошенных родителей — 170 женщин и 122 мужчины. В ходе исследования родителей просили указать наиболее значимые характеристики их одаренных детей. На основании экспертной оценки выделенных характеристик были отобраны 10 пунктов. Было установлено, что определенные экспертами пункты сопоставимы с пунктами других оценочных шкал для родителей, приведенных в литературе. Были изучены содержательная, конструктная и критериальная валидность шкалы, показатель надежности определен с помощью расчета значения α-Кронбаха. Содержательная валидность подтверждена двумя экспертами, коэффициент согласия Кендалла составил 0,80. Конфирматорный факторный анализ подтвердил однофакторное решение для теста из 8 пунктов. Сравнение оценок, полученных от родителей одаренных и обычных учеников, также выявило значительную разницу между двумя группами родителей в пользу родителей, имеющих одаренных детей. Установленное значение α-Кронбаха = 0,78 является приемлемым значением внутренней согласованности. Таким образом, краткая форма шкалы оценки родителями одаренности детей (SFPRS) может применяться для оценки одаренных детей без использования утомительных и долгих для заполнения тестов. Ограничением данной работы является отсутствие проверки конвергентной и дивергентной валидности, тест-ретестовой надежности и инвариантности измерений.

Общая информация

Ключевые слова: оценка, одаренные дети, валидность, надежность, разработка шкалы

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120405

Благодарности. Авторы выражают благодарность профессору М.С. Коксалу за его вклад в исследование.

Получена: 22.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Айдин Караджа Ш., Килинж Ш. Разработка краткой формы Шкалы оценки родителями одаренности детей (Short-Form Parent Rating Scale, SFPRS) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 93–106. DOI: 10.17759/cpse.2023120405

Литература

  1. Alodat A.M., Zumberg M.F. Using a nonverbal cognitive abilities screening test in identifying gifted and talented young children in Jordan: A focus group discussion of teachers. Journal for the Education of the Gifted, 2019. Vol. 42, no. 3, pp. 266–279. DOI: 10.1177/0162353219855676
  2. Altıntaş E., İlgün S. The perception of gifted students’ parents about the term of giftedness. Educational Research and Reviews, 2015. 10, no. 5, pp. 654–659. DOI: 10.5897/ERR2014.2061
  3. Aubry A., Bourdin B. Short forms of Wechsler scales assessing the intellectually gifted children using simulation data. Frontiers in Psychology, 2018. Vol. 9, pp. 1–12. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00830
  4. Bujang M.A., Omar E.D., Baharum N.A. A review on sample size determination for Cronbach’s Alpha test: A simple guide for researchers. The Malaysian journal of medical sciences, Vol. 25, no. 6, pp. 85–99. DOI: 10.21315/mjms2018.25.6.9
  5. Carpenter, A.Y. Stakeholders’ conceptions of giftedness (PhD (Psychology) thesis). University of Connecticut, 2019. URL: https://digitalcommons.lib.uconn.edu/dissertations/2066 (accessed 27.12.2023)
  6. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth, and action. Houghton Mifflin, 1971. 583 p.
  7. Clark B. Growing up gifted: Developing the potential of children at school and at home. New Jersey: Pearson Education, 2008. 547 p.
  8. Dalia N., Agnė B. The empirical validation of cognitive domain characteristics in the gifted screening checklist. Gifted Education International, 2013. V 29, no. 2, pp. 199–210. DOI: 10.1177/0261429411435107
  9. Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. New York: Psychology Press, 2013. 212 p.
  10. Dweck C.S., Leggett E.L. A social-cognitive approach to motivation and personality. Psychological Review, 1988. V95, pp. 256–273. DOI: 10.1037/0033-295X.95.2.256
  11. Feldhusen J., Jarwan F. Identification of gifted and talented youth for educational programs. In K.A. Heller, F.J. Mönks, R. Subotnik, R. Sternberg (eds.). International Handbook of Giftedness and Talent. New York: Pergamon. Amsterdam, 2000, pp. 271–282.
  12. Gelman A., Hill J. Data analysis using regression and multilevel/hierarchical models. New York: Cambridge University Press, 2006. 651 p.
  13. Gentry M., Pereira N., Peters S.J. et al. Hope teacher rating scale: Administration manual. New york: Routledge, 2021. 62 p.
  14. George D., Mallery P. SPSS for Windows step by step: A simple guide and reference. Boston: Allyn and Bacon, 2003. 386 p.
  15. Gilliam J.E., Jerman O. GATES-2: Gifted and Talented Evaluation Scales – Second Edition [Measurement instrument]. Austin, TX: Pro-Ed, 2015.
  16. Hair J.F., Black W.C., Babin B.J. et al. Multivariate data analysis (7th ed.). Upper Saddle River: Prentice Hall, 2010. 800 p.
  17. Havigerová J.M., Burešová I. Gender differences in characteristics of Giftedness Scale Scores in preschool children. The International Journal of Early Childhood Learning, 2015. Vol. 22, no. 1, pp. 11–20. DOI: 18848/2327-7939/CGP/v22i01/48435
  18. Heid M.K. Characteristics and special needs of the gifted student in mathematics. Mathematics Teacher, 1983. Vol. 76, pp. 221–226.
  19. Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, Vol. 6, no. 1, pp. 1-55. DOI: 10.1080/10705519909540118
  20. Keli G., Mojca K.G. Parents nominating gifted children in their early years — The Case of Slovenia. The New Educational Review, Vol. 66, no. 4, pp. 170–181. DOI: 10.15804/tner.2021.66.4.14
  21. Kendall M.G., Babington Smith B. (1939) The Problem of m Rankings. The Annals of Mathematical Statistics, 1939. Vol. 10, pp.275–287.
  22. Kline R.B. Principles and practice of structural equation modeling (4th ed.). New York: Guilford Publications, 2015. 534 p.
  23. Kuo C.C., Maker J., Su F.L., Hu C. Identifying young gifted children and cultivating problem solving abilities and multiple intelligences. Learning and Individual Differences, 2010. 20, no. 4, pp. 365–379. DOI: 10.1016/j.lindif.2010.05.005
  24. Li H., Lee D., Pfeiffer S.I. et al. Parent ratings using the Chinese version of the Parent Gifted Rating Scales — School form reliability and validity for Chinese Students. Educational and Psychological Measurement, 2008. Vol. 68, no. 4, pp. 659–675. DOI: 10.1177/0013164407313365
  25. Loeber R., Lahey B.B., Thomas C. Diagnostic conundrum of oppositional defiant disorder and conduct disorder. Journal of Abnormal Psychology, 1991. V100, no. 3, pp. 379–390. DOI: 10.1037/0021-843X.100.3.379
  26. Marsili F., Pellegrini M. The relation between nominations and traditional measures in the gifted identification process: A meta-analysis. School Psychology International, 2022. V43, no. 4, pp. 321–338. DOI: 10.1177/01430343221105398
  27. McCallum R.S., Bell S.M., Coles J.T. et al. A model for screening twice-exceptional students (gifted with learning disabilities) within a response to intervention paradigm. Gifted Child Quarterly, 2013. Vol. 57, no. 4, pp. 209–222. DOI: 10.1177/0016986213500070
  28. Mun R.U., Ezzani M.D., Yeung G. Parent engagement in identifying and serving diverse gifted students: What is the role of leadership? Journal of Advanced Academics, 2021. Vol. 32, no. 4, pp. 533–566. DOI: 10.1177/1932202X211021836
  29. Nakagawa S., Cuthill I.C. Effect size, confidence interval and statistical significance: a practical guide for biologists. Biological reviews, 2007. V82, no. 4, pp. 591–605. DOI: 10.1111/j.1469-185X.2007.00027.x
  30. Pfeiffer S.I., Petscher Y., Kumtepe A. The Gifted Rating Scales-School Form: A Validation Study Based on Age, Gender, and Race. Roeper Review, 2008, vol. 30(2), 140–146. DOI: 10.1080/02783190801955418
  31. Pickel L. Parent perceptions of preadolescent giftedness and self concept (PhD (Psychology) thesis). Philadelphia College of Osteopathic Medicine, 2011.
  32. Ryser G.R., McConnell K. Scales for identifying gifted students. Waco: Prufrock Press, 2004. 130 p.
  33. Sak U. Üstün Zekalılar: Özellikleri Tanılanmaları ve Eğitimleri. VizeTek. 2012
  34. Sankar‐DeLeeuw N. Gifted preschoolers: Parent and teacher views on identification, early admission and programming. Roeper Review, 1999. Vol. 21, no. 3, pp. 174– DOI: 10.1080/02783199909553957
  35. Schermelleh-Engel K., Moosbrugger H., Müller H. Evaluating the fit of structural equation models: tests of significance and descriptive goodness-of-fit measures. Methods of Psychological Research Online, 2003. V8, no. 2, pp. 23–74.
  36. Schmitt A.J., Piselli K., Hoffman R.L. et al. Factor analysis of a modified characteristic of giftedness scale. Contemporary School Psychology, 2021. Vol. 25, no. 4, pp. 589–594. DOI: 1007/s40688-019-00268-7
  37. Schumacker R.E., Lomax R.G. A beginner’s guide to structural equation modeling (3rd ed.). New York: Routledge Academic, 2010. 394 p.
  38. Sevgili-Koçak S., Kan A. Annelerin üstün yetenekli çocuklarının özelliklerine yönelik görüşlerinin incelenmesi. Uluslararası Sosyal Araştırmalar Dergisi, 2019. Vol. 12, no. 66, pp. 912–923. DOI: 10.17719/jisr.2019.3639
  39. Silverman L.K. What we have learned about gifted children, 1979-1997. 1997. Online version. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED428473.pdf (accessed 27.12.2023)
  40. Silverman L.K. Characteristics of Giftedness Scale: Research and review of the literature. Available from the Gifted Development Center,
  41. Silverman L.K. What we have learned about gifted children: 30th anniversary (1979-2009). 2009. Online version. URL: https://connect.springerpub.com/content/book/978-0-8261-0798-5/back-matter/bmatter1 (accessed 27.12.2023)
  42. Solow R.E. Parents’ conceptions of giftedness (PhD (Psychology) thesis). University of Virginia, 1999.
  43. Spiliotopoulou G. Cronbach’s Alpha and paediatric assessment in occupational therapy. Australian Occupational Therapy Journal, Vol. 56, pp. 150–155. DOI: 10.1111/j.1440-1630.2009.00785.x
  44. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence, creativity, and wisdom. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 49, no. 3, pp. 607–627. DOI: 10.1037/0022-3514.49.3.607
  45. Sutherland M. (Ed.). Gifted and talented in the early years: Practical activities for children aged 3 to 6. Sage, 2012. 144 p.
  46. Tuttle F.B., Becker L.A., Sausa J.A. Characteristics and identification of gifted and talented students. National Education Association, 1980. 143 p.
  47. Worrell F.C., Erwin J.O. Best practices in identifying students for gifted and talented education programs. Journal of Applied School Psychology, 2011. V27, no. 4, pp. 319–340. DOI: 10.1080/15377903.2011.615817
  48. Wu E. Screening and identifying gifted children: What all educators and parents should know. Gifted Education Press Quarterly, 2010. Vol. 24, no. 2, pp. 1–6.

Информация об авторах

Айдин Караджа Шейда, научный сотрудник, департамент специального образования, программа обучения для одаренных детей, университет Хаджеттепе, Анкара, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0058-4379, e-mail: seyda.aydin@hacettepe.edu.tr

Килинж Шуле, научный сотрудник, департамент специального образования, программа обучения для одаренных детей, Университет Хаджеттепе, Анкара, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6073-0097, e-mail: sule_kilinc@hacettepe.edu.tr

Метрики

Просмотров

Всего: 121
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 25