Влияние отношения к безопасному вождению на рискованное поведение водителя: исследование с использованием автосимулятора

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Контекст и актуальность. Дорожно-транспортные происшествия и нарушения правил дорожного движения по-прежнему являются частым явлением на скоростных дорогах, особенно среди водителей транспортных средств, которые демонстрируют тенденцию пренебрегать основными правилами безопасного вождения. Цель. Настоящее исследование преследует две основные задачи: используя симуляционные методы, во-первых, проанализировать, как указанные факторы влияют на результаты испытуемых; во-вторых, определить, каким образом отношение к безопасному вождению влияет на уровень риска за рулём. Гипотеза исследования заключается в том, что в ситуации симуляции более высокий уровень безопасного вождения будет связан с меньшей частотой рискованного поведения за рулем. Методы и материалы В исследовании приняли участие водители, у которых были действительные водительские права. В исследовании использовалось программное обеспечение City Car Driving 5, а также симулятор вождения, шкала рисков вождения и шкала отношения к безопасному вождения. Испытуемые были разделены на две группы. Для одной группы был установлен уровень плотности дорожного движения и пешеходов в 75%, этот уровень был разработан таким образом, чтобы создавать помехи для водителя. После использования симулятора вождения испытуемые должны были заполнить анкету о рискованном поведении во время вождения и шкалу отношения к безопасному вождению. Результаты исследования показывают, что существует значимая связь между отношением к безопасному вождению и уровнем рисков при управлении автомобилем. Статистическая значимость связи высокая (значение 0,000). Также обнаружено, что чем лучше человек относится к безопасному вождению, тем ниже его риск попасть в опасную ситуацию за рулем — эта связь выражена отрицательной корреляцией (-0,804). Кроме того, исследование показывает, что отношение к безопасному вождению влияет на уровень рисков примерно на 70,6%. То есть, позитивное отношение к безопасности значительно снижает вероятность возникновения опасных ситуаций за рулем. Выводы. Полученные данные показывают, что риск при управлении автомобилем остается высоким. Также выяснилось, что мужчины и женщины имеют примерно одинаковый уровень риска — разницы между ними в этом отношении нет.

Общая информация

Ключевые слова: агрессивное вождение, дорожное движение, дорожная безопасность, водители

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020305

Поступила в редакцию 21.04.2025

Поступила после рецензирования 28.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Криснаталия, М., Путри, Д.К., Кармиласари, К., Ливун, С.Б.Б., Мария, М. (2025). Влияние отношения к безопасному вождению на рискованное поведение водителя: исследование с использованием автосимулятора. Экстремальная психология и безопасность личности, 2(3), 82–96. https://doi.org/10.17759/epps.2025020305

© Криснаталия М., Путри Д.К., Кармиласари К., Ливун С.Б.Б., Мария М., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Литература

  1. Carey, R., Carey, R.N., Sarma, K.M. (2014). Title The Impact of threat appeals on risky driving behaviours the impact of threat appeals on risky driving behaviours. http://hdl.handle.net/10379/4305
  2. Chen, C. (2009). Personality, safety attitudes and risky driving behaviors — Evidence from young Taiwanese motorcyclists. 41, 963–968. https://doi.org/10.1016/j.aap.2009.05.013
  3. Chraif, M., Aniţei, M., Burtăverde, V., Mihăilă, T. (2016). The link between personality, aggressive driving, and risky driving outcomes – testing a theoretical model. Journal of Risk Research, 19(6), 780–797. https://doi.org/10.1080/13669877.2015.1042500
  4. Chrisnatalia, M., Karmilasari, Putri, D.K. (2021). Risky Driving Behavior in Early Adulthood. International Journal Peer Reviewed Journal Refereed Journal Indexed Journal Impact Factor SJIF, 7(8), 56–58. https://doi.org/10.1371/jo
  5. Chrisnatalia, M., Ancok, D, Putri, DK, Karmilasari. (2021a). Aggressive driving and the risk of driving toward to drivers. International Journal of Innovative Science and Research Technology (IJISRT), 6(6), 1291-1300. https://ijisrt.com/aggressive-driving-and-the-risk-of-driving-toward-to-drivers
  6. Cordellieri, P., Baralla, F., Ferlazzo, F., Sgalla, R., Piccardi, L., Giannini, A. M. (2016). Gender effects in young road users on road safety attitudes, behaviors and risk perception. Frontiers in Psychology, 7. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01412
  7. Cordellieri, P., Sdoia, S., Ferlazzo, F., Sgalla, R., Giannini, A. M. (2019). Driving attitudes, behaviours, risk perception and risk concern among young student car-drivers, motorcyclists and pedestrians in various EU countries. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 65, 56–67. https://doi.org/10.1016/j.trf.2019.07.012
  8. Deffenbacher, J.L., Deffenbacher, D.M., Lynch, R.S., Richards, T.L. (2003). Anger , aggression , and risky behavior : a comparison of high. 41, 701–718. https://doi.org/10.1016/S0005-7967(02)00046-3
  9. Deffenbacher, J.L., White, G.S., Lynch, R.S. (2004). Evaluation of Two New Scales Assessing Driving Anger: The Driving Anger Expression Inventory and the Driver’s Angry Thoughts Questionnaire. In Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment .26 (2). 87-99. https://doi.org/10.1023/B:JOBA.0000013656.68429.69
  10. Dula, C.S., & Geller, E.S. (2003). Risky , aggressive , or emotional driving : Addressing the need for consistent communication in research. 34, 559–566. https://doi.org/10.1016/j.jsr.2003.03.004
  11. Yang, J., Deng, W., Wang, J., Li, Q., & Wang, Z. (2006). Modeling pedestrians’ road crossing behavior in traffic system micro-simulation in China. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 40(3), 280-290. https://doi.org/10.1016/j.tra.2005.08.001
  12. Zeng, W., Chen, P., Nakamura, H., & Iryo-Asano, M. (2014). Application of social force model to pedestrian behavior analysis at signalized crosswalk. Transportation research part C: emerging technologies, 40, 143-159. https://doi.org/10.1016/j.trc.2014.01.007
  13. Wijayanto, T., Marcillia, S. R., Lufityanto, G., Wisnugraha, B.B., Alma, T.G., & Abdianto, R. U. (2021). The effect of situation awareness on driving performance in young sleep-deprived drivers. IATSS research, 45(2), 218-225. https://doi.org/10.1016/j.iatssr.2020.10.002
  14. Fisher, D.L., Caird, J.K., Rizzo, M., Lee, J.D. (2011). Handbook of driving simulation for engineering, medicine and psychology: an overview (pp36-46). New York: CRC press. https://doi.org/10.1201/b10836
  15. Grbović, P.J., Delarue, P., Le Moigne, P., & Bartholomeus, P. (2011). The ultracapacitor-based controlled electric drives with braking and ride-through capability: Overview and analysis. IEEE Transactions on Industrial Electronics, 58(3), 925–936. https://doi.org/10.1109/TIE.2010.2048838
  16. Ismail, R., Halim, F.W. (2016). The Influence of Personality, Driver Stress and Driver Behavior as Mediator on Road Accident Among Bus Driver in Riau Province Indonesia. Global Journal of Business and Social Science Review. 4(3), 56-62. https://doi.org/10.35609/gjbssr.2016.4.3(8)
  17. Iversen, H., Rundmo, T. (2004). Attitudes towards traffic safety, driving behaviour and accident involvement among the Norwegian public. Ergonomics, 47(5), 555–572. https://doi.org/10.1080/00140130410001658709
  18. Jiang, C., Rau, P.L.P. (2018). Rule obedience as a mediator between normlessness and risky driving in hazy conditions. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 59, 188–194. https://doi.org/10.1016/j.trf.2018.09.002
  19. Kirkcaldy, B., Furnham, A. (2000). Positive affectivity, psychological well-being, accident-and traffic-deaths, and suicide. Studia Psychologica, 42(1), 1-2.
  20. Lafont, A., Rogé, J., Ndiaye, D., Boucheix, J.M. (2018). Driver’s emotional state and detection of vulnerable road users: Towards a better understanding of how emotions affect drivers’ perception using cardiac and ocular metrics. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 55, 141–152. https://doi.org/10.1016/j.trf.2018.02.032
  21. Matthews, G., Dorn, L., Hoyes, W., Davies, D.R., Glendon, A.I., Taylor, R.G. (1998). Driver Stress and Performance on a Driving Simulator. 40(1), 136–149. https://doi.org/10.1518/001872098779480569
  22. Monteiro, R.P., Coelho, G.L. de H., Hanel, P.H.P., Pimentel, C.E., Gouveia, V.V. (2018). Personality, dangerous driving, and involvement in accidents: Testing a contextual mediated model. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 58, 106–114. https://doi.org/10.1016/j.trf.2018.06.009
  23. Nanditho, G.A., Yola, L. (2022). Urban Development and Traffic Congestion: Jakarta Study during the Pandemic. Sustainable Development Approaches. Lecture Notes in Civil Engineering. 243, pp 135–142. https://doi.org/10.1007/978-3-030-99979-7_16
  24. Newbold, K.B., Scott, D.M. (2017). Driving over the life course: The automobility of Canada’s Millennial, Generation X, Baby Boomer and Greatest Generations. Travel Behaviour and Society, 6, 57–63. https://doi.org/10.1016/j.tbs.2016.06.003
  25. Passmore, J., Yon, Y., Mikkelsen, B. (2019). Progress in reducing road-traffic injuries in the WHO European region. The Lancet Public Health, 4(6), e272-e273. https://doi.org/10.1016/S2468-2667(19)30074-X
  26. Popuşoi, S., Holman, A. (2016). Driving anger and aggressive tendency: the moderating role of emotion regulation strategy. Bulletin of the Transilvania University of Braşov, Series VII: Social Sciences and Law. 9(59), 153-164.
  27. Romano, E., Kelley-Baker, T., Voas, R.B. (2008). Female involvement in fatal crashes: Increasingly riskier or increasingly exposed? Accident Analysis and Prevention, 40(5), 1781–1788. https://doi.org/10.1016/j.aap.2008.06.016
  28. Schweiger, G., Gomes, C., Engel, G., Hafner, I., Schoeggl, J., Posch, A., Nouidui, T. (2019). An empirical survey on co-simulation: Promising standards, challenges and research needs. In Simulation Modelling Practice and Theory (Vol. 95, pp. 148–163). Elsevier B.V. https://doi.org/10.1016/j.simpat.2019.05.001
  29. Soehodho, S. (2007). Motorization in indonesia and its impact to traffic accidents. IATSS Research, 31(2), 27–33. https://doi.org/10.1016/s0386-1112(14)60219-3
  30. Sullman, M.J.M. (2015). The expression of anger on the road. Safety Science, 72, 153–159. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2014.08.013
  31. Suwarto, F., Alfanti, G. (2020). The Road User Behaviour of Early-stage Young Driver in Semarang. 163–168. https://doi.org/10.5220/0009007901630168
  32. Tucker, S., Pek, S., Morrish, J., Ruf, M. (2015). Prevalence of texting while driving and other risky driving behaviors among young people in Ontario, Canada: Evidence from 2012 and 2014. Accident Analysis and Prevention, 84, 144–152. https://doi.org/10.1016/j.aap.2015.07.011
  33. Ulleberg, P., Rundmo, T. (2003). Personality, attitudes and risk perception as predictors of risky driving behaviour among young drivers. Safety Science, 41(5), 427–443. https://doi.org/10.1016/S0925-7535(01)00077-7
  34. Vassallo, S., Smart, D., Sanson, A., Harrison, W., Harris, A., Cockfield, S., McIntyre, A. (2007). Risky driving among young Australian drivers: Trends, precursors and correlates. Accident Analysis and Prevention, 39(3), 444–458. https://doi.org/10.1016/j.aap.2006.04.011
  35. Wegman, F. (2020). International Transport Forum, Road safety annual report 2020 (pp. 12-19). Paris : OECD/ITF. (In Eng).

Информация об авторах

Мария Криснаталия, доктор психологических наук, преподаватель кафедры психологии, Университет Гунадарма, Джакарта, Индонезия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0300-3437, e-mail: maria_c@staff.gunadarma.ac.id

Диан Кемала Путри, PhD, преподаватель кафедры информационных технологий, Университет Гунадарма, Джакарта, Индонезия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-6895-1375, e-mail: dian@staff.gunadarma.ac.id

Кармиласари Кармиласари, PhD, преподаватель кафедры информационных технологий, Университет Гунадарма, Джакарта, Индонезия, e-mail: karmila@staff.gunadarma.ac.id

Стефанус Бенедикт Бера Ливун, преподаватель кафедры промышленной инженерии, Университет Гунадарма, Джакарта, Индонезия, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-8100-6163, e-mail: stephanus_liwun@gmail.com

Мария Мария, преподаватель кафедры литературы и культуры, Университет Гунадарма, Джакарта, Индонезия, e-mail: marliana@staff.gunadarma.ac.id

Вклад авторов

Мария Криснаталия — идеи исследования; аннотирование; написание и оформление рукописи; планирование исследования; анализ данных;

Диан Кемала Путри — идеи исследования; тестирование с использованием автосимулятора; планирование исследования; руководитель исследования

Кармиласари — идеи исследования; тестирование с использованием автосимулятора; настройка интерфейса симулятора; анализ данных

Стефанус Бенедиктус Бера Ливун — проведение эксперимента; сбор данных; визуализация результатов исследования

Мария — перевод данных измерительных приборов; проведение эксперимента; перевод текста 

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и одобрили окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Исследование не требует этического одобрения.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 66
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 17
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 83
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 8