Экспериментальная психология
2011. Том 4. № 1. С. 134–140
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Экспериментальная психология в России: современное состояние и перспективы развития
Общая информация
Рубрика издания: Методология психологических исследований
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Экспериментальная психология в России: современное состояние и перспективы развития // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 1. С. 134–140.
Полный текст
В прошедшем году психологи отметили две знаменательные даты в истории мировой и отечественной науки – 150-летие психофизики и 125-летие первой русской психологической лаборатории. К этим датам, тесно связанным с возникновением экспериментальной психологии, была приурочена Всероссийская научная конференция «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы», состоявшаяся 18–19 ноября 2010 года в Москве.
В последнее десятилетие в России ежегодно проходят по два-три крупных научных мероприятия, посвященных конкретным проблемам психологической науки: интеллекту и одаренности, индивидуальным различиям, познавательным процессам, математической психологии и т.п. Примечательность данной конференции состояла в том, что она была организована не по предметному, а по методическому принципу. Конференция объединила усилия специалистов из различных отраслей психологии и смежных с нею наук, реализующих экспериментальные подходы к изучению психических явлений и поведения человека.
Актуальность обращения к данной тематике объясняется логикой развития психологической науки, фиксирующей ключевую роль изучения психических явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях. Это прямой путь, обнажающий причинно-следственные связи изучаемых явлений. На основе данных, полученных в эксперименте, конституируется как общая психология, так и специальные отрасли науки: психофизиология, инженерная психология, клиническая психология и др. Можно без преувеличения сказать, что от уровня экспериментальных исследований зависит не только уровень развития психологической науки в целом, но и ее роль в жизни общества.
К сожалению, в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. На фоне общего роста методической сферы доля лабораторного эксперимента зримо сократилась. В основе этой тенденции лежит, с одной стороны, дефицит финансирования отечественной науки, выражающийся в сокращении статей расходов на закупку современного оборудования для проведения научных исследований, с другой – снижение интереса к экспериментальным исследованиям у нового поколения психологов и, как следствие, дефицит соответствующих умений и навыков экспериментальной работы. Возникла необходимость широкого обсуждения современного состояния и перспектив развития экспериментально-психологических исследований в России, которое состоялось в ноябре прошлого года.
Конференция «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» проводилась усилиями ведущих психологических учреждений России – Института психологии РАН, Психологического института РАО и Московского городского психологопедагогического университета при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-06-14227г).
В ее организации приняли участие ведущие отечественные ученые-психологи, вошедшие в состав Организационного и Программного комитетов конференции: чл.-корр. РАО Барабанщиков В. А. (председатель Оргкомитета), проф. Забродин Ю. М. и чл.корр. РАО Малых С. Б. (заместители председателя Оргкомитета), чл.-корр. РАН Журавлев А. Л. и акад. РАО Рубцов В. В. (сопредседатели Программного комитета), к.псх.н. Демидов А. А. и Хозе Е. Г. (ученые секретари Оргкомитета), проф. Александров Ю. И., проф. Аллахвердов В. М., акад. РАО Безруких М. М., д.псх.н. Белопольский В. И., чл.-корр. РАН Величковский Б. М., к.псх.н. Воронов А. Я., проф. Гусев А. Н., чл.-корр. РАО Ермаков П. Н., проф. Измайлов Ч. А., чл.-корр. РАО Карпов А. В., проф. Куравский Л. С., д.псх.н. Носуленко В. Н., проф. Обознов А. А., чл.-корр. РАО Панов В. И., чл.-корр. РАН Петренко В. Ф., проф. Прохоров А. О., к.псх.н. Савченко Т. Н. и проф. Ушаков Д. В.
В работе конференции приняли участие 364 ученых из 26 российских городов. Стоит отметить, что были представлены не только уже сложившиеся, признанные центры отечественной психологической науки (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ярославль, Ростовна-Дону и др.), но и новые, развивающиеся центры (Екатеринбург, Нижний Новгород, Смоленск, Томск и др.). В конференции участвовали специалисты из ближнего и дальнего зарубежья (Армении, Белоруссии, Украины, Германии, США, Чехии).
Работа конференции была организована в виде пленарных и секционных заседаний, с включенными постерными сессиями, а также в виде отдельных тематических семинаров, которые проходили на «площадках» институтов – организаторов конференции. Основные же мероприятия конференции прошли на базе Московского городского психолого-педагогического университета. Конференцию открыли директор Института психологии РАН А. Л. Журавлев, проректор Московского городского психолого-педагогического университета Ю. М. Забродин и заместитель директора Психологического института РАО С. Б. Малых. В приветственных выступлениях они обратили внимание на актуальность и значимость экспериментальных исследований в конституировании психологической науки и практики. В пленарном заседании были представлены доклады ведущих отечественных специалистов в области экспериментальнопсихологических исследований. Так, в докладе «Экспериментальный метод в российской психологии»1 председателя оргкомитета чл.-корр. РАО В. А. Барабанщикова была дана общая характеристика экспериментального метода в психологии, рассмотрена роль лабораторного эксперимента в современной российской психологии, очерчены ориентиры и некоторые условия его развития. В докладе «Эксперимент в психологии: истоки, взлеты и дальнейшие перспективы» директора Института когнитивных исследований РНЦ «Курчатовский институт» чл.-корр. РАН Б. М. Величковского рассмотрены исторические предпосылки становления экспериментального метода в психологии, возникшие в середине XIX века в Германии, а также проанализировано современное состояние психологической науки в контексте трендов развития научного знания, в частности, в области взаимодействия инфо-, нано-, био- и когнотехнологий.
1Расширенный текст выступления опубликован в данном номере журнала.
В докладе «Вклад Г. Т. Фехнера в основания психологической науки» профессора факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова А. Н. Гусева представлен жизненный путь немецкого ученого, описан его вклад в физику, химию, философию, эстетику и в становление одной из первых научных программ развития психологической науки в середине XIX века, которая во многом не утратила своей актуальности и по сей день. В докладе «В. М. Бехтерев и становление отечественной экспериментальной психологии» заместителя директора Института психологии РАН проф. В.А. Кольцовой раскрыты истоки формирования естественнонаучного подхода к изучению психики и поведения человека в отечественной психологии, описан жизненный путь В. М. Бехтерева и его роль в становлении отечественной психологии, психиатрии и неврологии в «казанский» период его творчества. В докладе «Экспериментальные схемы исследования в психогенетике» заведующего Лабораторией факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова чл.-корр. РАО М. С. Егоровой были проанализированы современные подходы к оценке роли наследственности и среды в формировании индивидуально-психологических различий. Основная работа конференции проходила в виде тематических секционных заседаний и отдельных научных семинаров.
В рамках секции «История, теория и методология экспериментально-психологических исследований» (координаторы: А. Н. Ждан, В. А. Кольцова, В. А. Мазилов) обсуждался широкий круг вопросов, связанных с методологией научного исследования в психологии. Этой теме были посвящены, в частности, доклады В. А. Мазилова («Становление научной психологии: роль эксперимента и самонаблюдения») и Л. Ф. Обуховой («Формирующий эксперимент как метод исследования в психологии»). Интерес участников вызвали и вопросы становления экспериментальной психологии (доклады А. Н. Ждан и Д. Р. Айрапетян).
В рамках секции «Эксперимент в социальной психологии» (координаторы: В. А. Хащенко, А. С. Чернышев) состоялось многоплановое обсуждение проблем состояния и перспектив использования экспериментального метода в социально-психологических исследованиях. В докладах были рассмотрены методологические основания экспериментальных социально-психологических исследований (доклады Т. В. Дробышевой, С. В. Сарычева, В. А. Хащенко, А. С. Чернышева), технологии управления переменными в социальнопсихологических исследованиях и методы их измерения (доклады А. Н. Ереминой, А. В. Корнева), а также возможности практического использования результатов экспериментальных исследований в социальной психологии (доклад С. Г. Елизарова).
В рамках секции «Экспериментальные исследования функциональных состояний. Эксперимент в психологии труда и инженерной психологии» (координаторы: А. Б. Леонова, А. А. Обознов, А. О. Прохоров) обсуждались разнообразные аспекты влияния стрессовых состояний на протекание психических процессов (доклады И. В. Блинниковой и А. Б. Леоновой, П. И. Коган), проанализированы особенности разнообразных методологических и методических подходов к изучению психических состояний (доклады В.А. Кокориной и О. В. Гордеевой, А. Н. Костина и Ю. Я. Голикова, А. О. Прохорова, С. А. Полевой и др.). Ряд секционных и постерных докладов был посвящен проблемам инженерной психологии и психологии труда, в частности, обсуждались вопросы проектирования пользовательских интерфейсов (доклад А.А. Обознова), особенностей протекания психических процессов у операторов в условиях выполнения ими нескольких деятельностей одновременно (доклад Б. Б. Величковского), предикторов успешности считывания приборной информации (доклад Д. Л. Петрович) и др.
В рамках секции «Экспериментальные исследования личности» (координаторы: Д. А. Леонтьев, Т. А. Ребеко и Н. Е. Харламенкова) было представлено 11 секционных и два постерных доклада. Основная идея большинства выступлений – исследовать личность как системный объект, определить структуру и границы изучаемых в персонологии конструктов. В выступлениях участников секции затрагивались вопросы методологии и теории (модели) личности в сочетании с эмпирическими подходами к ее анализу. В рамках секции прошло обсуждение многообразных проблем психологии личности: личностных ценностей и макиавеллизма как предикторов морального выбора (доклад Т. В. Корниловой и И. А. Чигриновой), стратегии поведения людей в неструктурированных ситуациях ожидания (доклад Д. А. Леонтьева и А. Г. Смирнова), факторов самоповреждающего поведения (доклад Н. А. Польской) и моделей «телесного Я» (доклад Т. А. Ребеко), использования метода анализа единичных случаев в исследованиях личности (доклад Н. Е. Харламенковой) и методов изучения нравственно-этических позиций личности (доклад Л. М. Попова) и многих других.
В рамках работы секции «Эксперимент в возрастной и педагогической психологии» (координаторы: Н. Л. Белопольская, И. И. Ильясов, Е. А. Сергиенко) обсуждались проблемы, связанные с методами исследования и диагностики протекания психических явлений на ранних этапах онтогенеза. Так, в докладе Н. Л. Белопольской затрагивались вопросы диагностики возрастной идентификации у детей и подростков; в докладе М. К. Бардышевской обсуждались вопросы диагностики невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра; в докладе Г. А. Виленской представлено сопоставление различных методов оценки контроля поведения на ранних этапах онтогенеза; в докладе В. В. Иванова проанализированы результаты экспериментального изучения окуломоторной активности младших школьников в процессе чтения текстов разной сложности.
В рамках секции «Измерения, процедуры и оборудование в экспериментальнопсихологических исследованиях» (координаторы: А. Н. Костин, Л. С. Куравский, Т. Н. Савченко) рассмотрены вопросы психологического измерения и формализации психологического знания (доклады В. А. Антонца, Л. С. Куравского, О. В. Митиной, Т.Н. Савченко и др.). Также был представлен ряд секционных и постерных докладов, в которых обсуждались вопросы применения ряда программно-аппаратурных комплексов при изучении психических явлений (доклады В. В. Гаврилова, О. Л. Окутина, А. В. Жегалло, А. А. Малыхина, М. В. Синицыной и др.).
В работе секции «Эксперимент в психофизике и психологии восприятия» (координаторы: А. Н. Гусев, В. Н. Носуленко, И. Г. Скотникова, Ю. Е. Шелепин) был представлен целый ряд докладов, посвященных изучению восприятия экспрессий лица (доклады Е. Г. Хозе, Д. А. Дивеева, О. А. Кураковой), зрительных иллюзий (доклад Г. Я. Меньшиковой), личностных и индивидных предикторов решения сенсорных задач (доклады А. Н. Гусева и С. А. Емельяновой, В. М. Шендяпина и И. Г. Скотниковой), восприятия цвета (доклад Ч. А. Измайлова), аудиального восприятия (доклад И. В. Стариковой и В. Н. Носуленко) и др.
Доклады секции «Эксперимент в когнитивной психологии» (координаторы: В.М. Аллахвердов, А. Н. Воронин, В. В. Селиванов) были посвящены изучению восприятия и внимания (доклады В. А. Гершкович, А. Н. Гусева и Ю. А. Кингсеп), когнитивным исследованиям сознания (доклады В. М. Аллахвердова, А. Ю. Агафонова, Н. С. Куделькиной), экспериментальному изучению мышления и интеллекта (доклады Е. Ф. Власовой, А. Н. Воронина, А. Н. Поддьякова, В. В. Селиванова) и др.
Работа секции «Экспериментальные исследования психофизиологической проблемы» (координаторы: Б. Н. Безденежных, П. Н. Ермаков, Н. Н. Данилова, С. Б. Малых, А. М. Черноризов) посвящена обсуждению исследований, реализующихся с помощью методов регистрации электрической активности мозга. Интерес вызвали проблемы ЭЭГ-коррелятов мотивации достижения (доклад Е. В. Воробьевой и П. Н. Ермакова), мозговой активности при непроизвольном запоминании (доклад О. П. Марченко) и сочинении музыки (доклад Л. А. Дикой). Обсуждались новые подходы в изучении поведения человека посредством регистрации ЭЭГ-активности (доклады Б. Н. Безденежных, Н. Н. Даниловой).
В рамках конференции состоялось заседание двух научных семинаров2. В Институте психологии РАН под руководством доц. А. Я. Воронова и доц. Р. В. Ершовой состоялся научный семинар, посвященный 50-летию первых социально-психологических экспериментов Стэнли Милгрэма. В его работе приняли участие как отечественные ученые-психологи, так и психологи из США – ученики и последователи С. Милгрэма. В докладах участников семинара были рассмотрены различные стороны социально-психологических исследований феномена «повинуемости» и подчинения легитимным авторитетам.
2 Авторы выражают глубокую признательность А. Я. Воронову и И. Н. Карицкому за предоставленные материалы о работе семинаров.
На философско-методологическом семинаре «Неявные основания современных психологических парадигм», прошедшем в Психологическом институте РАО под руководством проф. В. М. Аллахвердова, чл.-корр. РАО С. Б. Малых, чл.-корр. РАН В. Ф. Петренко, чл.-корр. РАН А. В. Юревича и к. филос. н. И. Н. Карицкого, обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся исходных предпосылок парадигмальных подходов в психологии. В докладах подчеркивалось, что психологические парадигмы и теории содержат существенный компонент неявного знания, различных допущений, которые редко подвергаются специальному анализу. Ряд выступающих и дискутантов предложили к рассмотрению такого рода основания психологических представлений и показали спектр возможных следствий из них. Были также проанализированы известные психологические теории и подходы в отношении их скрытых предпосылок, которые обычно остаются вне внимания большинства исследователей.
Подводя итоги работы конференции, можно констатировать, что ее участникам удалось обсудить широкий круг вопросов, касающихся прошлого, настоящего и будущего экспериментальной психологии, условий создания в России современной исследовательской базы, обсудить новые возможности теории, эксперимента и практики в психологии, соотношение экспериментальных и неэкспериментальных методов познания, специфику экспериментальных планов и процедур в различных областях психологической науки и многое другое. Особо стоит отметить, что в работе конференции приняло участие большое количество молодых людей – студентов, аспирантов и молодых ученых, которые не только выступили в роли слушателей конференции, но и представили результаты своих собственных исследований, что позволяет надеяться на возрождение лучших традиций отечественной психологии уже в XXI веке. Вполне возможно, что этому способствовало бы создание профессиональной ассоциации психологов-экспериментаторов, идея которой предложена на конференции.
По окончании конференции ее участники посетили Центр экспериментальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, где познакомились с современными аппаратурно-программными комплексами для проведения психологических и психофизиологических исследований, узнали об основных направлениях исследований сотрудников Центра и обсудили перспективы дальнейшего развития экспериментальной психологии в России.
К началу работы конференции был опубликован коллективный труд3, который дает наиболее полное на сегодняшний день представление о состоянии экспериментальных исследований в современной отечественной психологии. Решением Оргкомитета он был безвозмездно разослан в 50 крупнейших библиотек России, географически охватив территорию от Калининграда до Владивостока и Хабаровска, от Архангельска до Ростова-на-Дону и Волгограда.
Несмотря на то, что конференция давно закончилась, научно-организационная работа, начатая в октябре 2009 года, продолжается, – к изданию готовится фундаментальный труд «Современная экспериментальная психология», отражающий специфику и тенденции развития экспериментального метода в России.
3 Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд. «Институтпсихологии РАН», 2010. 888 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5356
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 1573
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3