Экспериментальная психология в России: траектории развития (итоги выездного заседания Бюро Президиума Российской академии образования)

881

Аннотация

9 ноября 2011 года на базе Московского городского психолого-педагогического университета состоялось выездное заседание Бюро Президиума Российской академии образования, посвященное обсуждению состояния и перспектив развития экспериментальной психологии в России. Выбор МГППУ в качестве места проведения академической дискуссии нельзя назвать случайным. Он объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, данное мероприятие продолжило научную дискуссию, состоявшуюся 16 марта 2011 года на выездном заседании Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО в МГППУ 1, во-вторых, в структуре МГППУ функционирует современный хорошо оборудованный научно-образовательный Центр экспериментальной психологии (ЦЭП), не имеющий аналогов в России, и, в-третьих, авторский коллектив сотрудников МГППУ в 2011 году был удостоен премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии». Все это позволило провести встречу на высоком научном и организационном уровне, рассмотреть заявленную тему сквозь призму ряда актуальных проблем современного образования.

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Демидов А.А. Экспериментальная психология в России: траектории развития (итоги выездного заседания Бюро Президиума Российской академии образования) // Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 1. С. 5–11.

Полный текст

9 ноября 2011 года на базе Московского городского психолого-педагогического университета состоялось выездное заседание Бюро Президиума Российской академии образования, посвященное обсуждению состояния и перспектив развития экспериментальной психологии в России. Выбор МГППУ в качестве места проведения академической дискуссии нельзя назвать случайным. Он объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, данное мероприятие продолжило научную дискуссию, состоявшуюся 16 марта 2011 года на выездном заседании Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО в МГППУ1, во-вторых, в структуре МГППУ функционирует современный хорошо оборудованный научно-образовательный Центр экспериментальной психологии (ЦЭП), не имеющий аналогов в России, и, в-третьих, авторский коллектив сотрудников МГППУ в 2011 году был удостоен премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии». Все это позволило провести встречу на высоком научном и организационном уровне, рассмотреть заявленную тему сквозь призму ряда актуальных проблем современного образования.

1Подробный отчет о данном мероприятии представлен в журнале «Экспериментальная психология», 2011. Т. 4. № 3.

Перед началом заседания и после его завершения члены Бюро Президиума получили возможность подробно ознакомиться с оборудованием, технологиями и характером исследований ЦЭП.  

Заседание прошло под председательством вице-президента РАО академика Д. И. Фельдштейна при участии руководителя Департамента образования г. Москвы И. И. Калины.

Оно открылось докладом директора ЦЭП членакорреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора В. А. Барабанщикова. Докладчик охарактеризовал специфику лабораторного (аппаратурного) метода изучения психических явлений, обозначил исторические траектории развития экспериментальнопсихологических исследований в России и за рубежом, показал взаимосвязь фундаментальных и прикладных разработок, сформулировал основные научно-организационные принципы развития отечественной экспериментальной психологии. Выступление В. А. Барабанщикова дополнили содоклады профессоров В. Н. Носуленко и Л. С. Куравского, обозначившие перспективы использования информационнокоммуникативных и математических средств и технологий в экспериментально-психологических исследованиях. Выступления докладчиков ызвали научную дискуссию и обмен мнениями членов Бюро Президиума.

Академик А. Н. Тихонов отметил необходимость разработки системы мероприятий – стратегии развития экспериментальной психологии в России с учетом профиля научно-образовательных центров страны. Площадкой для подобной работы могла бы стать Российская академия образования.

Академик И. В. Роберт предложила ряд исследовательских тем, участие в которых сотрудников ЦЭП было бы очень полезным. Все они связаны с решением актуальных проблем информатизации образования, в частности способов взаимодействия детей с окружающей их информационной средой, и разработкой методических рекомендаций педагогам различных уровней.

Академик Е. В. Ткаченко обратил внимание на важность решения проблемы диагностики когнитивных способностей учащихся с использованием современных интеллектуально-информационных систем, в том числе с использованием технологий «адаптивного тестирования», о которых в своем докладе упомянул Л. С. Куравский. Высказано пожелание более тесной связи ведущихся исследований с задачами образования.

Академик Л. П. Кезина отметила перспективы создания научноисследовательских центров экспериментальной психологии в решении актуальных задач психолого-педагогической практики. Была подчеркнута востребованность исследований, выполняемых Центром экспериментальной психологии МГППУ, в плане решения прикладных проблем столичного образования.

И. И. Калина, член Президиума РАО, руководитель Департамента образования г. Москвы, знакомясь с деятельностью ЦЭП, подчеркнулнеобходимость более тесного включения Центра в решение конкретных проблем столичного образования.

Научную и практическую полезность Центра отметили академики С. В. Дармодехин и С. П. Ломов, член-корреспондент С. Н. Чистякова и др. Прозвучали предложения скоординировать научно-методическую, научно-организационную и исследовательскую деятельность ЦЭП с формируемой в настоящее время Программой мероприятий Российской академии образования на 2013–2017 годы, а также довести до секции психологии Отделения общественных наук Российской академии наук итоги содержательной работы Це нтра. Особо была подчеркнута необходимость включения Центра в процесс подготовки и повышения квалификации аспирантов и молодых ученых.  

Академик М. М. Безруких остановилась на совместных исследованиях, которые ведутся сотрудниками Института возрастной физиологии РАО и Центра экспериментальной психологии МГППУ. В частности, регистрация окуломоторной активности младших школьников при изучении формирования навыка чтения позволила раскрыть механизмы возникновения трудностей чтения и предложить новые подходы к организации учебного процесса. Была подчеркнута значимость Центра экспериментальной психологии для подготовки специалистов-психологов, причем не только психологов-исследователей, но и практических психологов. Не понимая механизмов когнитивных процессов, сегодняшний психолог-практик выступает скорее как некий «собиратель» методик, с которыми потом он не знает, что делать. Стратегическим направлением решения указанной проблемы является организация научно-образовательных центров, подобных Центру экспериментальной психологии МГППУ, на базе образующихся федеральных университетов. Вместе с тем, подобные центры важны и для подготовки педагогов, особенно магистров. Педагог, не знающий механизмов когнитивного развития ребенка, особенно в сегодняшних условиях, когда он имеет право разрабатывать собственный вариант образовательной программы, может принести непоправимый ущерб психике учащихся. М. М. Безруких предложила использовать ЦЭП МГППУ в качестве экспериментальной базы комплексного исследования развития современных детей и апробации инновационных методов и средств обучения.

Академик В. С. Собкин подчеркнул важность методологических проблем экспериментально-психологических исследований, обратив внимание на многообразие видов и форм экспериментального метода и неизученность способов его включения в систему современного образования. Была отмечена необходимость знакомства с методом лабораторного психологического эксперимента в процессе профессиональной подготовки бакалавров и магистров соответствующего профиля.   

Академик В. В. Рубцов напомнил, что первое научно-психологическое заведение в России – ныне Психологический институт РАО – создавалось Г. И. Челпановым на традициях именно экспериментальной психологии. Развитие и достижения советской психологии были во многом связаны с культивированием данной отрасли психологии. К сожалению, к середине 90-х годов прошлого века отечественные традиции экспериментирования в психологии были во многом забыты. И когда появилась возможность «вернуть» в Россию экспериментально-психологические исследования, то Московский городской психологопедагогический университет сделал все для этого, организовав Центр экспериментальной психологии с современными аппаратно-программными комплексами и исследовательской инфраструктурой. Это было сделано не только ради собственно научных исследований. Подготовка современного специалиста-психолога, незнакомого с экспериментальным методом исследования, неполноценна и нецелесообразна. В этой связи В. В. Рубцов затронул вопрос о месте экспериментально-психологической подготовки психологов и педагогов в рамках существующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии А. А. Деркач, по чьей инициативе состоялось выездное заседание Бюро Президиума РАО, подчеркнул, что уникальность Центра экспериментальной психологии МГППУ определяется прежде всего системностью и комплексностью его работы. Нельзя не видеть роль Центра в подготовке и развитии профессиональных кадров: создан профильный журнал «Экспериментальная психология», проведена Всероссийская научная конференция по экспериментальной психологии, издан фундаментальный труд «Современная экспериментальная психология» в двух томах и многое другое. Не случайно в текущем году сотрудникам этого Центра была присуждена столь высокая награда, как премия Правительства Российской Федерации в области образования. Опыт работы ЦЭП, по мнению А. А. Деркача, следует учесть и в разработке требований к подготовке научных кадров высшей квалификации. «Сейчас в кандидатских и докторских диссертациях можно встретить фразу: «проводится экспериментальная работа», но самого этого эксперимента нет. Интервью, оценка, самооценка и т. д. считаются уже экспериментом. Это трагедия! Трагедия в организации научно-исследовательской работы…» В этой связи Центр экспериментальной психологии МГППУ претендует на важное место в структуре деятельности Российской академии образования. А. А. Деркач поблагодарил всех членов Президиума и приглашенных участников заседания за активное творческое обсуждение поставленного вопроса.

Подводя итоги выездного заседания Бюро Президиума, вице-президент РАО академик Д. И. Фельдштейн предложил одобрить опыт работы и результаты научно-методической, научно-организационной и исследовательской деятельности ЦЭП и высказал необходимость в ее более тесной интеграции в систему психолого-педагогических исследований Российской академии образования.

Заслушав и обсудив сообщение членакорреспондента РАО В. А. Барабанщикова, Бюро Президиума Российской академии образования отметило, что развитие экспериментальнопсихологических исследований в России является приоритетной задачей. Опыт работы и результаты научно-методической, научно-организационной и исследовательской деятельности Центра экспериментальной психологии Психологического института РАО и Московского городского психологопедагогического университета показывают, что в России существует определенный потенциал развития экспериментальной психологии, который, однако, нуждается в поддержке. Требуется продуманная модернизация материально-технической базы, создание разветвленной инфраструктуры, обеспечивающей появление и развитие инновационных методов экспериментального исследования, внедрение новейших технологий в практику подготовки и переподготовки профессиональных психологов, формирование сети исследовательских и образовательных центров экспериментальной психологии, связанных как с академической наукой, так и с практическими организациями.

По итогам проведенного заседания Бюро Президиума Российской академии образования постановило:

  1. Сообщение В. А. Барабанщикова одобрить.
  2. Одобрить опыт работы и результаты научно-методической, научно-организационной и исследовательской деятельности Центра экспериментальной психологии Психологического института РАО и Московского городского психолого-педагогического университета.
  3. Поддержать инициативу Психологического института РАО и Московского городского психолого-педагогического университета о проведении всероссийской конференции, посвященной современным технологиям и методам экспериментально-психологических исследований.

Информация об авторах

Демидов Александр Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), старший научный сотрудник Институт экспериментальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6660-5761, e-mail: demidov@inpsycho.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3326
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 881
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0