Психолингвистические корреляты успеваемости по английскому языку

886

Аннотация

Настоящая работа посвящена изучению психолингвистических коррелятов успеваемости по английскому языку. Результаты корреляционного анализа данных (индивидуальных отметок успеваемости и показателей ряда психологических и психолингвистических тестов) эмпирического исследования, проведенного на базе одного из учреждений начального профессионального образования, свидетельствуют о наличии связи успеваемости с такими психическими особенностями, как речедвигательная быстрота, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, потребность в освоении предметного мира, высокий уровень общительности и т. д.

Общая информация

Ключевые слова: психолингвистика, корреляционный анализ, успеваемость, английский язык

Рубрика издания: Психолингвистика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Нуриахметов А.К. Психолингвистические корреляты успеваемости по английскому языку // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 1. С. 137–141.

Полный текст

Успешная преподавательская деятельность невозможна без учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Цель настоящей работы – выявление психолингвистических коррелятов академической успеваемости по английскому языку. Автором предпринята попытка эмпирического изучения психических особенностей и психологических свойств учащихся и их связи с уровнем академической успеваемости по английскому языку. Тема академической успеваемости обладает особой актуальностью для психологии и педагогики. В профессиональной среде часто высказываются обоснованные мнения о несовершенстве существующей системы педагогического контроля (Тимаева, 2012). Тем не менее, академическая успеваемость является единственным общепризнанным, документально фиксируемым показателем уровня усвоения знаний, умений и навыков, который используется в системе начального, среднего и высшего образования в России и большинстве зарубежных стран. Правомерность подобного подхода подтверждается исследованиями ученых, занимающихся выявлением взаимосвязей академической успеваемости и индивидуальных особенностей обучающихся: нейропсихологических (Соболева, Потанина, 2004), личностных (Слободская и др., 2008), интеллектуальных (Корнилова, Новикова, 2012).

Настоящая работа основывается на анализе и обобщении результатов комплексного психолингвистического исследования, проведенного на базе одного из учреждений начального профессионального образования города Стерлитамака Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 100 обучающихся мужского пола в возрасте от 15 до 19 лет, получающих образование по специальностям «Автомеханик» и «Мастер сельскохозяйственного производства».

В качестве показателя успеваемости использованы оценки по английскому языку за первое полугодие 2010/11 учебного года.

Для диагностики личностных, психодинамических, социально-психологических особенностей испытуемых были использованы такие методики, как тест Р. Кеттелла, тест Леонгарда-Шмишека, опросник В. М. Русалова, вопросник КОС), а также ряд психолингвистических методик: ассоциативный эксперимент, тест Г. Эббингауза. Для выявления взаимосвязей между оценками и показателями тестов проведен корреляционный анализ по методике Кендалла (Шишлянникова, 2009).

Личностный опросник Р. Кеттелла (Cattell, Mead, 2008) позволяет оценить индивидуально-психологические особенности по 16 параметрам. В ходе анализа данных обнаружена корреляция между успеваемостью по английскому языку и шкалой «общительность – замкнутость» (r = 0,293; p < 0,01). Лучшую успеваемость по предмету демонстрируют более общительные и менее замкнутые обучающиеся. Также выявлена отрицательная корреляция между успеваемостью и уровнем подозрительности, догматичности, внутреннего напряжения (r = -0,172; p < 0,05), более высокий уровень выраженности данных личностных черт связан с более низкой успеваемостью.

Тест Леонгарда-Шмишека выявляет тип акцентуации характера (Аминев и др., 1987). В ходе исследования обнаружены корреляции успеваемости с двумя типами акцентуации: гипертимическим (r = 0,202; p < 0,05) и возбудимым (r = -0,181; p < 0,05). Высокая успеваемость по английскому языку характерна для обучающихся с повышенным фоном настроения, жаждой деятельности и высокой активностью, в то время как импульсивные, слабо контролирующие себя индивиды показывают плохую успеваемость.

В ходе исследования также выявлены корреляты успеваемости среди показателей темперамента, полученных на основе диагностики структуры темперамента по опроснику В. М. Русалова (Русалов, 1990). Высоким уровнем успеваемости отличаются учащиеся, обладающие высоким уровнем эргичности (r = 0,166; p < 0,05), социальной эргичности (r = 0,193; p < 0,05), темпа (r = 0,212; p < 0,05) и социального темпа (r = 0,164; p < 0,05). Высокий уровень эргичности характеризуется потребностью в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к напряженному труду, легкостью умственного пробуждения; высокие показатели социальной эргичности говорят о потребности в социальном контакте, жажде освоения социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, общительности, освоении мира через коммуникацию. Кроме того, учащиеся лучшей по успеваемости группы отличаются высокими показателями темпа поведения, т.е. для них характерны высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость, а высокий уровень социального темпа свидетельствует о речедвигательной быстроте, высокой скорости и возможностях речедвигательного аппарата.

Испытуемым также был предложен вопросник КОС (Профконсультационная работа…, 1980), результаты диагностики по которому в сопоставлении с показателями успеваемости выявили, что для обучающихся с высокой успеваемостью по английскому языку характерно преобладание организаторских склонностей (r = 0,221; p < 0,01).

В ходе проведения ассоциативного эксперимента (Белянин, 2004) испытуемым предъявлялись слова-стимулы, к которым они должны были подобрать ассоциации. Для эксперимента были выбраны стимулы: солнце, зима, мама, Россия, дружба, лето, яблоко, курить, осень, черный, весна, машина, животное, каникулы, работать, студент, белый, собака, учеба, будущее. При интерпретации результатов особое внимание было нами обращено на среднюю длину ассоциативного ряда, а также на качественные характеристики ассоциаций, на то, какие именно ассоциации –синтагматические или парадигматические – преобладают в ответах испытуемых. Грамматический класс синтагматических ассоциаций не совпадает с грамматическим классом слова-стимула (стимул – медведь, ассоциация – бурый). Парадигматические ассоциации относятся к тому же грамматическому классу, что и слово-стимул (стимул – медведь, ассоциация – волк). Корреляционный анализ показал следующие результаты: успеваемость по английскому языку коррелирует со средней длиной ассоциативного ряда (r = 0,248; p < 0,01). Чем длиннее ассоциативный ряд обучающегося, тем большие успехи он показывает в освоении английского языка. Процентное соотношение парадигматических и синтагматических ассоциаций также взаимосвязано с успеваемостью. Чем больший процент парадигматических ассоциаций обнаруживается в ответах обучающегося, тем выше его оценка по английскому языку (r = 0,168; p < 0,05).

В ходе проведения теста Г. Эббингауза (Ebbinghaus, Hermann, 2006) испытуемым предлагалось заполнить пропуски в тексте и восстановить исходное речевое сообщение (Сборник психологических тестов, 2006). Опыт проведения теста Эббингауза описан в нашей статье «Применение теста Г. Эббингауза для выявления индивидуальных особенностей речи обучающихся профессиональных училищ» (Нуриахметов, 2011). Такой параметр, как количество правильно заполненных в смысловом и грамматическом плане пропусков, послужил основой корреляционного анализа, который показал, что способность правильно заполнять пропуски в тексте и восстанавливать речевое сообщение также имеет прямую взаимосвязь с успеваемостью по английскому языку (r = 0,291; p < 0,01).

Проведенное исследование выявило, что высокий уровень успеваемости по английскому языку имеет следующие психолингвистические корреляты:

-высокий уровень общительности;

-низкий уровень подозрительности;

-повышенный фон настроения, жажда деятельности, высокая активность;

-низкий уровень возбудимости;

-потребность в освоении предметного мира, стремление к напряженному труду;

-легкость умственного пробуждения;

-потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, общительность, стремление к лидерству и освоению мира через коммуникацию;

-высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость;

-речедвигательная быстрота, высокая скорость и возможности речедвигательного аппарата;

-преобладание организаторских способностей над коммуникативными;

-большая длина ассоциативного ряда, преобладание парадигматических ассоциаций;

-способность правильно восстанавливать исходное речевое сообщение.

Литература

  1. Аминев Г. А., Ростовский В. П., Сафронов В. П. Опросник Леонгарда // Психология контрпропаганды: проблемы, методы, перспективы. Т. 2. Уфа: БашГУ, 1987.
  2. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004.
  3. Корнилова Т. В., Новикова М. А. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 23. С. 2.
  4. Нуриахметов А. К. Применение теста Г. Эббингауза для выявления индивидуальных особенностей речи обучающихся профессиональных училищ // Казанская наука. 2011. №11. С. 400–404.
  5. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. Киев: Радянська школа, 1980.
  6. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М.: ИП РАН, 1990. 
  7. Сборник психологических тестов. Ч. II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
  8. Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. №2. C. 70–79.
  9. Соболева А. Е., Потанина А. Ю. Специфические особенности зависимости успеваемости по основным школьным дисциплинам от состояния ВПФ у детей // Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 76–81.
  10. Тимаева В. С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/500954/ (дата обращения: 25.09.2012).
  11. Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. №1. C. 98–107.
  12. Cattell H. E. P., Mead A. D. The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / Eds. G. J. Boyle, G. Matthews, D. H. Saklofske // The SAGE handbook of personality theory and assessment. London: SAGE Publications Ltd, 2008. P. 135–178.
  13. Ebbinghaus, Hermann // Encyclopedia of Cognitive Science /Eds. K. R. Hoffman. M. Bamberg. N. Y.: John Wiley & Sons, 2006. P. 57–75.

Информация об авторах

Нуриахметов Айдар Канифович, аспирант кафедры психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государсвенного университета, преподаватель английского языка Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа, Россия, e-mail: nu.aidar@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3211
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 886
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0