Экспериментальная психология
2014. Том 7. № 4. С. 134–142
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Шестая конференция по когнитивной науке: «Калининград 2014»
Общая информация
Рубрика издания: Методология психологических исследований
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Сапего Е.И. Шестая конференция по когнитивной науке: «Калининград 2014» // Экспериментальная психология. 2014. Том 7. № 4. С. 134–142.
Полный текст
23–27 июня 2014 г. в г. Калининграде, Россия, проходила Шестая международная конференция по когнитивной науке, организаторами которой выступили Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (МАКИ), межрегиональный общественный фонд «Центр развития межличностных коммуникаций» и Балтийский федеральный университет имени И. Канта при поддержке правительства Калининградской области.
Рис. 1. Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Интенсивное развитие когнитивной науки, которое происходит в настоящее время, позволяет заложить прочный теоретический фундамент для решения многочисленных прикладных задач, а созданные в рамках данной междисциплинарной научной области методы обеспечивают исследователей надежной инструментальной базой, предоставляющей возможность фиксирования и изучения широкого круга когнитивных феноменов, начиная от письменности как классической когнитивной технологии, позволяющей передавать мысли при помощи знаков, заканчивая созданием современных планшетных устройств с сенсорными экранами.
Председатель программного комитета конференции, президент МАКИ Андрей Александрович Кибрик обратил внимание участников конференции на то, что шестая конференция по когнитивной науке уникальна: в этом году в рамках конференции была организована междисциплинарная школа по идеям и методам когнитивной науки, т.е. психологи и нейробиологи смогли познакомиться с основами лингвистики, а лингвисты – с методами нейровизуализации.
В работе конференции приняло участие порядка 400 ученых, свои тезисы в сборнике конференции опубликовало около 830 человек (включая соавторов). Всего было заявлено участие исследователей из 30 стран мира, из 32 российских городов и 73 научных и учебных учреждений (на первом месте по количеству заявок – БФУ им. И. Канта), большинство представителей которых являются психологами.
В рамках мероприятия прошла первая школа для молодых ученых «Горизонты когнитивной науки», организаторами которой выступили К.В. Анохин, Т.В. Черниговская, М. В. Худякова. Кроме того, в рамках школы состоялся дискуссионный практикум «Исследование целостного опыта в пространственном моделировании» под руководством М. В. Кларина (Институт теории и истории педагогики РАО, Москва).
Рис. 2. Открытие конференции
Значительная часть конференции прошла в форме параллельных устных секций (всего было проведено порядка 80 секций), возглавляемых ведущими учеными в области когнитивной науки; в работе каждой из секций приняли участие представители разных дисциплин когнитивной науки, что позволило максимально широко охватить круг изучаемых научных и прикладных проблем: «Интеллект и творчество» (Д. Б. Богоявленская, К. А. Никольская), «Фило- и онтогенез структур познания» (Вера Кемпе, Великобритания; З. А. Зорина), «Восприятие и внимание» (С. Г. Данько, М. В. Фаликман), «Моделирование когнитивных процессов» (А. А. Кулинич, Г. С. Осипов), «Теория и методология когнитивной науки: лингвистические аспекты» (Д. А. Чернова, Т. В. Ахутина), «Когнитивная сложность» (А. Е. Войскунский, А. В. Латанов), «Научение и память» (Ю. И. Александров, В. В. Нуркова), «Нейродинамика когнитивных процессов» (В. Д. Цукерман, О. Е. Сварник), «Семантика и когнитивные структуры» (С. А. Богомаз, Н. А. Слюсарь).
Тематика воркшопов и их ведущие были представлены следующим образом: «Зрелость человека: результат развития или саморазвития?» (Е. А. Сергиенко, А. Н. Поддьяков), «Концептуальные структуры как основа ментальных ресурсов: междисциплинарный подход» (М. А. Холодная, Е. В. Волкова), «Особенности развития детей, живущих в би- и полилингвальной среде» (М. М. Безруких, Т. В. Черниговская), «Принятие решений» (Ю. Е. Шелепин, С. А. Маничев), «Языковая коммуникация: норма, усвоение, патология» (О. В. Федорова).
Во время пленарных лекций производилась видеосъемка, и с содержанием материалов можно ознакомиться по интернет-адресу: http://www.conf.cogsci.ru/catalog.aspx?CatalogId=14447.
Впервые в рамках конференции прошла демонстрация современного высокотехнологичного оборудования, позволяющего проводить системные исследования когнитивных процессов. Свои разработки представили компания Метрис (Metris B.V.), Нидерланды – многофункциональные измерительные технологии для проведения исследований на лабораторных животных и компания ТоБии (Tobii Technology AB), Швеция – современные системы для регистрации движения глаз.
Среди представленных стендовых докладов можно упомянуть: «Исследование мультисенсорной интеграции на примере иллюзии «резиновой руки»» (Е. А. Бахтина, М. Б. Кувалдина, Санкт-Петербург), «Абсолютные и относительные показатели глазодвигательных реакций у пациентов с тревожными расстройствами» (И. Г. Шалагинова, И. А. Ваколюк, Калининград), «Неосознаваемая трансформация когнитивной репрезентации временной трансспективы субъекта» (А. А. Гудзовская, Самара), «Когнитивные стили импульсивность/ рефлективность и полезависимость/поленезависимость у геймеров» (А.Е. Войскунский, Н. В. Богачева, Москва), «Разработка технологий когнитивной тренировки для повышения соревновательной эффективности профессиональных киберспортсменов» (О. А. Морозова, Москва).
Профессор Б. М. Величковский посвятил свой доклад «Когнитивная психология: где можно ждать продвижения?», в первую очередь, важным методологическим и теоретическим вопросам когнитивной науки: о необходимости дальнейшего развития научных представлений о функциональной структуре когнитивной организации, об архитектуре когнитивных процессов, отметив, что когнитивизм – прежде всего, особая ментальность, а когнитивные технологии представляют собой лишь средство запоминания и обработки информации. Далее, Б. М. Величковский особое внимание уделил проблеме сходства фило-, онто- и микрогенеза познавательных процессов, а, следовательно, важности разработки гранд-дизайна, нахождения общего контекста когнитивных исследований, создания общей системы координат для их проведения. Затронув вопрос дальнейшего развития прикладных исследований, Борис Митрофанович выделил среди них наиболее, с его точки зрения, продуктивные – интерфейс мозг–компьютер (brain–computer interface), интерфейс глаз–мозг–компьютер. В качестве примера он привел исследования, которые проводятся в Курчатовском институте и посвящены изучению структур мозга, отвечающих за процессы внимания. В ходе данных исследований, проведенных с применением айтрекинга, было выявлено, что существует 4–6 различных уровней внимания, скорость саккад (движения глаз) составляет 80 миллисекунд, а за день человеком осуществляется около 120 000 различных фиксаций глаз.
Рис. 3. Выступление Б. М. Величковского
Выступление Д. А. Сахарова «Cognitive pattern generators – от идеи к исследованию» было посвящено описанию когнитивных паттернов как моделей познания действительности на основании использования трех концептуальных метафор: 1) мозг как телефонная станция; 2) мозг как голографическое устройство; 3) мозг как компьютер. Докладчик также провел сравнительный анализ работы сердца и мозга, особо подчеркнув, что мозг и сердце отличаются сходством в автоматизме и автономности. Далее он остановился на перспективах будущих исследований мозга, отметив, что их актуальная задача состоит в изучении биологии нейронов и их соединений, в исследовании внешней среды в качестве стимула, активирующего нервную деятельность, а, следовательно, провоцирующего формирование новых нервных клеток, в создании математических моделей, которые способны обобщить и описать нейрохимию нервной системы (коренное отличие естественных ансамблей от искусственных сетей).
Доклад Т. В. Черниговской на первой школе молодых ученых «Мозг и язык: что мы узнали к XXI веку» был посвящен обсуждению таких вопросов, как генетическая основа языковой способности человека и пластичность языковых механизмов.
Татьяна Владимировна отметила, что человеческий язык – это видоспецифичная особенность человеческого мозга, обеспечивающая мышление. В ходе многочисленных генетических исследований был идентифицирован ген, который в процессе эволюции претерпел наиболее значительные изменения – HAR1; аналогичный ген имеется и у шимпанзе, однако было выделено 118 различий в характеристиках генов у человека и у шимпанзе, в то время, как между шимпанзе и птицами расхождений всего 2. В геноме человека более 80% генов обеспечивают деятельность мозга. Сложность мозговой деятельность человека и его структуры – это результат эволюционных усилий генома и языка.
Рис. 4. Выступление Т. В. Черниговской
В своем выступлении «Как формируется снежный ком псевдонауки» С. В. Медведев отметил, что в последнее время в российских и западных научных журналах стало появляться все больше непрофессиональных и псевдонаучных материалов; многие исследователи используют сложнейшую технику, совершенно не умея интерпретировать результаты. По словам Святослава Всеволодовича, «мы находимся в моральной зависимости от машины, нам кажется, что она не ошибается и дает правильный результат. Это по большей части верно, но мы часто не умеем правильно формулировать вопрос и грамотно трактовать полученные данные». Например, если при использовании параметрической статистики результаты должны иметь нормальное распределение и независимость измерений, и если данное условие не выполнено, то результат неверен, хоть и правильно посчитан. Кроме отсутствия проверки выполнения обязательных условий проведения исследования, его процедуры и оценки результатов, существуют и другие грубые исследовательские ошибки, к которым, как отметил докладчик, относится пренебрежение проблемой множественности испытаний, недооценка анализа физиологического смысла наблюдаемых явлений. Подобные нарушения в проведении исследований и анализа полученных результатов ставят под сомнение объективный характер выделенных закономерностей, ограничивают возможность экстраполяции данных, проверки их согласованности и экологической валидности.
Рис. 5. Выступление С. В. Медведева
Ю. И. Александров, представивший на первой школе молодых ученых доклад «Мозг, субъективные миры, культуры: теории и факты» вынес на обсуждение вопросы соотношения мозговой активности с субъективными мирами каждого из представителей той или иной культуры, способов интерпретации динамики субъективного мира через нейронную активность, анализа процессов изменения геномов человека, его мозга и субъективного мира, зависящих от того, в каких культурах и субкультурах люди формируются. С точки зрения докладчика, представление о том, что у людей в разных культурах одни и те же базовые психические процессы, устарело. Различается всё – от элементарного восприятия или ходьбы до социального познания, моральных решений, оценки себя и других, понимания причинности, времени, вероятности, категоризации, внимания, памяти и другое. Психологические и физиологические теории описывают одни и те же информационные системные механизмы, но в разных терминах, с разных сторон и для разных целей. Однако знания о системе достаточно обширны, в то время как знания о структурах, об их взаимосвязях крайне поверхностны.
Рис. 6. Презентация выступления Ю. И. Александрова
Нейробиолог, руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт», Москва, К. В. Анохин представил на конференции доклад «Когнитом: в поисках общей теории когнитивной науки», посвященный вопросам методологии когнитивной науки. В своем докладе Константин Владимирович отметил, что общий предмет когнитивной науки не может быть результатом междисциплинарного, трансдисциплинарного или другого синтеза. Различные концепции, формулирующие предмет когнитивной науки, должны, с одной стороны, стать производными единой всеобъемлющей теории, которая ориентировала бы исследователей на определение предмета науки в его наиболее целостном и широком понятии, а с другой стороны, сохранить свою исходную феноменологию, трансформируя ее интерпретацию.
Для обозначения скрытой от нашего непосредственного восприятия когнитивной реальности К.В. Анохин вводит понятие «когнитом» – полную систему субъективного опыта, сформированную у организма в процессе эволюции, развития и познания и описывает его как когнитивную гиперсеть головного мозга. Докладчик также привел основные положения гиперсетевой теории когнитивных групп и некоторые ее следствия – происхождение «комбинаторного когнитивного взрыва» – генерацию неограниченного набора психологических элементов из ограниченного числа нервных элементов и возникновение «когнитивного времени», отличного от физического часового времени.
Рис. 7. Слайды презентации «теории когнитома» К. В. Анохина
В. Д. Цукерман, ведущий научный сотрудник НИИ нейрокибернетики ЮФУ имени А. Б. Когана, Ростов-на-Дону, представил вниманию аудитории доклад «Когнитивные микросхемы мозга и нейродинамические корреляты ментальных решений». В своем докладе Цукерман затронул вопросы управления мозгом процессом навигации к той или иной поставленной субъектом цели, охарактеризовал процессы формирования когнитивных карт пространственного окружения в человеческом мозге, рассмотрел возможности представления нейродинамических коррелятов пространственных решений в навигационном поведении.
Рис. 8. Выступление В. Д. Цукермана
Немалый интерес вызвали пленарные лекции приглашенных докладчиков.
Доклад «Как руки помогают нам думать» Сюзан Голдин-Медоу, профессора Университета Чикаго, США, был посвящен вопросам изучения жестов как каналов передачи информации, оценки их модальности, сравнительному анализу модальности речи и жестов. С точки зрения Голдин-Медоу, жесты – это окно в наши мысли, именно жесты показывают то, о чем человек думает. Часто мысли, сопровождаемые жестами, не совпадают с тем, что человек говорит. И потому жесты несут уникальную информацию, которую нельзя передать лишь словами, именно жесты отражают то, что знает или думает человек. Представляя собой особый вид действий, жест позволяет не только передавать информацию от человека к человеку, но также активировать целую цепочку коммуникативных и поведенческих актов.
Лингвист, специалист в области русского языка и функциональной грамматики, руководитель отделения современных языков в Университете Хельсинки, Арто Мустайоки (Финляндия) в пленарном докладе «Коммуникативные неудачи через призму потребностей говорящего» представил трехуровневую модель коммуникации и модель ментального мира говорящего и реципиента, рассмотрел элементы ментального мира, содержание культурной и интеллектуальной когнитивной базы, понятие реципиент-дизайна (приспособление речи к слушателю), коммуникативной неудачи, привел примеры сбоев при порождении речи и трудных условий коммуникации. Кроме того, докладчик подробно остановился на причинах неуспеха при построении реципиент-дизайна, парадоксах коммуникации, особенностях разговора с иностранцами и с близкими людьми, охарактеризовал рискованные ситуации, которые могут послужить препятствием для осуществления успешной коммуникации.
Рис. 9. Пленарная лекция Арто Мустайоки
В пленарном выступлении «Нейронаука культуры: соединяя культуру, мозг и гены» Шинобу Китаяма, профессор колледжа психологии, директор Центра культуры и мозга, Университет Мичигана, США, изложил развиваемый им междисциплинарный подход, включающий достижения генетики, нейронауки и культуры, подробно охарактеризовал культурные вариации в когнициях, эмоциях и мотивации, различия между западной и восточной культурой, различия в когнитивно-аффективных состояниях и когнитивномотивационных характеристиках между представителями одной культуры. В своем выступлении Ш. Китаяма привел подробное описание феномена нейропластичности: изучение особенностей мозговой деятельности позволит прояснить многие культурологические вопросы, проблемы формирования убеждений, культурных установок и традиций и их обратного влияния на деятельность мозга, обладающего характеристиками пластичности, подверженного воздействию целого комплекса экологических, социальных и культурных факторов.
Среди прочих мероприятий, проходивших в рамках конференции, можно отметить состоявшееся собрание МАКИ, на котором президент Ассоциации А. А. Кибрик особо остановился на необходимости более активного участия представителей отечественной когнитивной науки в международ ных научных конференциях, с сожалением отметив тот факт, что в состоявшейся в 2013 г. ежегодной конференции Общества когнитивной науки в Берлине, Германия, приняло участие лишь 6 российских ученых (из 1500 участников). Он призвал коллег к более активной плодотворной исследовательской и научной работе, результаты которой должны отразиться в публикации статей, написании материалов и докладов для различных тематических конференции, в частности, для запланированной на 2015 г. Четвертой европейской конференции в Турине, Италия (интернет-сайт: http://www. eapcogsci2015.it).
Перспективной темой следующей конференции была заявлена математическая статистика, в частности, квантовая статистика. Заместитель председателя правительства Калининградской области А. Н. Силанов подчеркнул, что вопросы, вынесенные в повестку дня конференции, имеют не только теоретическую значимость, но и практическую направленность: «Результаты исследования проблем на стыке психологии, педагогики, лингвистики, физиологии и других дисциплин могут быть использованы в деятельности учреждений образования, здравоохранения, в решении вопросов взаимодействия различных структур социальной сферы».
В заключение работы К. В. Анохин, избранный Президентом МАКИ на новый двухгодичный срок отметил, что роль когнитивной науки во всем мире будет только возрастать, а, следовательно, представителям различных ее направлений необходимо сплотить усилия в деле развития теоретической, методологической базы и проведения прикладных исследований; необходимо развивать научное сотрудничество, организовывать обмен научным опытом, взаимодействовать в формах совместных научных разработок, научных съездов, конференций.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3020
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 839
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1